Семинарское занятие 7. Тема: Возрастные этапы изменения функции сенсорных, моторных и висцеральных систем. Сенсорные особенности организма.
1. Анализаторы или сенсорные системы.
2. Зрительный анализатор.
3. Строение глаза.
4. Адаптация и аккомодация.
5. Нарушения зрения, профилактика и коррекция.
6. Определение остроты зрения.
7. Поле зрения.
8. Гимнастика для глаз.
9. Слуховой анализатор.
10. Вестибулярный анализатор.
11. Кожно-мышечный анализатор.
12. Болевой анализатор.
13. Кровь, ее функции. Возрастные особенности. Количество и состав. Группы крови.
14. Эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, их функции.
15. Гемоглобин. Виды и соединения гемоглобина. Возрастные особенности гемоглобина.
16. Возрастные особенности и типы дыхания. Значение дыхания, строение легочной системы. Механизм вдоха и выдоха. Спирограмма. Регуляция дыхания.
17. Особенности дыхания в детском возрасте.
18. Дыхание в условиях гипоксии.
Семинарское занятие 8. Тема: Возрастные особенности обмена энергии и терморегуляции.
1. Обмен веществ и энергии. Возрастные особенности.
2. Основной обмен. Расчет основного обмена по таблицам и по формуле Рида.
3. Отклонения фактических величин от должных. Расчет общего обмена и суточного пищевого рациона для определенной возрастной группы.
4. Суточная потребность в витаминах и микроэлементах. Гигиена питания.
5. Возрастные особенности органов пищеварения. Значение пищеварения.
6. Схема строения ЖКТ.
7. Роль печени в пищеварении.
8. Терморегуляция. Температурная карта тела человека.
Семинарское занятие 9. Тема: Анатомо-физиологические особенности созревания мозга. Психофизические аспекты поведения ребенка, становление коммуникативного поведения. Комплексная диагностика готовности ребенка к обучению.
1. Физиологическая основа психических функций организма.
2. Условный рефлекс – временная связь.
3. Возрастные особенности восприятия, внимания, эмоций, памяти.
4. Методы функциональной диагностики нарушения функций.
5. Методы определения типа ВНД.
6. Умственная и физическая работоспособность, факторы, определяющие работоспособность.
7. Адаптация ребенка к школе.
8. Психофизиологические критерии развития школьно-необходимых функций.
Задания для самостоятельной работы
Темы контрольных работ
(для студентов заочной формы обучения)
1. Организм как организованная система органов и структур, обеспечивающих жизнедеятельность и взаимодействие с окружающей средой. Клетки. Ткани организма, их структура.
2. Возбудимые ткани. Раздражимость, возбудимость. Процесс возбуждения. Мембранный потенциал. Потенциал действия.
3. Орган и его функция. Физиологическая система. Функциональная система, ее динамичность. Общий план строения, структурно-функциональный подход к изучению организма.
4. Организм как целостная система. Основные структурно-функциональные блоки организма человека.
5. Онтогенез. Этапы онтогенеза. Возрастная периодизация. Этапы индивидуального развития человека.
6. Пренатальный онтогенез. Периоды внутриутробного развития.
7. Постнатальный онтогенез. Критические и сенситивные периоды онтогенеза.
8. Системный принцип организации физиологических функций в онтогенезе.
9. Закономерности возрастного развития. Понятие о возрастной норме.
10. Рост и развитие, их соотношение, сроки развития и созревания детского организма, количественные и качественные изменения в деятельности физиологических систем.
11. Энергетические затраты в процессе роста и развития. Темпы роста, «скачки роста». Половое развитие и биологически обусловленная продолжительность жизни.
12. Физическое развитие как уникальный показатель индивидуального здоровья человека. Размеры и форма тела.
13. Показатели и стандарты (нормативы) физического развития. Возрастные изменения общего плана строения тела. Морфологические критерии биологического возраста. Телосложение и конституция.
14. Отклонения физического развития, их значение для здоровья. Социальные и другие факторы, оказывающие влияние на развитие.
15. Состояние здоровья современных детей и подростков.
16. Внутренняя среда организма. Состав крови: клетки крови, плазма. Возрастные особенности крови. Гомеостаз. Важнейшие биологические константы крови. Нарушения гомеостаза.
17. Специфические и неспецифические (гуморальные) защитные механизмы. Клеточные защитные механизмы. Аллергические реакции. Иммунизация.
18. Система кислородного обеспечения организма. Дыхание. Этапы дыхания.
19. Гигиенические требования к воздушной среде в учебных помещениях.
20. Сердечно-сосудистая система. Малый и большой круги кровообращения.
21. Строение и работа сердца, возрастные особенности. Сердечный цикл. Внешние проявления деятельности сердца.
Темы рефератов
(для студентов очной и заочной форм обучения, не имевших возможности прослушать лекции по одной из тем)
1. Обмен веществ и энергии. Энергетический баланс организма. Основной обмен. Возрастная динамика основного обмена. Энергетическая стоимость процессов роста и развития.
2. Питание. Структурные компоненты пищевых веществ. Белки, жиры, углеводы.
3. Макро- и микроэлементы. Полноценные и неполноценные белки. Витамины, авитаминоз, нарушения обмена веществ. Энергетическая ценность продуктов питания.
4. Пищеварение. Строение желудочно-кишечного тракта. Желудок, ферменты желудочного сока, моторная функция.
5. Печень. Роль желчи в пищеварении. Всасывание в тонкой кишке. Механизм всасывания. Регуляция пищеварения.
6. Гигиена органов желудочно-кишечного тракта.
7. Выделительная система. Почка - основной орган выделительной системы. Нефрон – структурно-функциональная единица почки. Возрастные особенности функционирования почек.
8. Кожа. Потовые железы. Строение, функция. Гигиена кожи как органа. Возрастные изменения кожи.
9. Строение и функциональное значение различных отделов центральной нервной системы.
10. Строение спинного мозга. Спинномозговые рефлексы, их виды и значение.
11. Центры продолговатого мозга, проводящие пути.
12. Рефлекторная и проводниковая функция продолговатого мозга.
13. Средний мозг. Роль среднего мозга в поддержании равновесия тела, регуляции и перераспределения мышечного тонуса.
14. Мозжечок. Роль мозжечка в регуляции двигательных функций.
15. Промежуточный мозг. Гипоталамус. Основные функции гипоталамуса.
16. Таламус. Специфические и неспецифические ядра таламуса.
17. Строение и функции лимбической системы. Роль гипоталамуса и лимбической системы в формировании эмоций, мотиваций, памяти.
18. Нейронная организация коры больших полушарий.
19. Условные рефлексы - основа высшей нервной деятельности. Врожденные (безусловные рефлексы и инстинкты) и приобретенные (условные рефлексы) формы поведения человека.
20. Речь как специфическая деятельность человеческого мозга. Организация речевой деятельности. Развитие механизмов речи. Речь и мышление.
21. Типы высшей нервной деятельности (работы Гиппократа, Павлова и др.). Методы определения типа ВНД.
22. Умственная и физическая работоспособность, факторы, определяющие работоспособность.
Тестовые вопросы для самоконтроля
Тест №1
1.Количественные изменения, связанные с увеличением числа клеток и размеров развивающегося организма называется?
а) деление;
б) развитие;
в) рост;
г) формообразование.
2. Функцией спинного мозга является
а) выработка условных рефлексов;
б) центр безусловных рефлексов;
г) проведение возбуждения.
3. Какой из отделов головного мозга имеет пластинку четверохолмия
(подкорковые центры зрения и слуха)?
а) продолговатый мозг;
б) мост;
в) средний мозг.
4. Какой доли нет в полушариях мозга?
а) лобной;
б) островковой;
в) теменной;
г) червеобразной;
5. Какая связь образуется при выработке условных рефлексов?
а) условная связь, между двумя группами клеток коры воспринимающим
условное и воспринимающим безусловное раздражение;
б) временная связь, между двумя группами клеток коры воспринимающим
условное, и воспринимающим безусловное раздражение;
в) безусловная связь, между двумя группами клеток коры воспринимающим
условное раздражение.
6.- Продолжить определение:
Рефлекс – это…
7. Напишите, из каких звеньев состоит рефлекторная дуга.
Рецептор - ... - ... - ...- эффектор (рабочий орган)
8. Продолжить определение
а) Нейрон -это...
б) Аксон-это...
в) Дендриты - это
9. Расставьте порядковые номера по уровню сложности — от низшего к высшему:
а) нервная система;
б) нейрон;
в) нервная ткань.
10. Функции синапса.
а) передача нервного импульса с аксона на тело нервной клетки и дендриты;
б) передача нервного импульса с аксона на мышечную клетку;
в) с дендритов на тело нервной клетки.
11. Гипоталамо-гипофизарная система участвует в ...
а) регуляции мышечных реакций;
б) гормональной регуляции.
12. Качественные изменения в детском организме, заключающиеся в
усложнении его организации, т.е. усложнении строения и функций всех
тканей и органов и их дифференцировка, называется...
а) формообразование;
б) развитие;
в) рост.
13. Период индивидуального развития организма называется...
а) филогенез;
б) онтогенез;
в) эволюция.
14. Какой термин соответствует для следующего определения: «Ускорение
психического и физического развития детей по сравнению с предыдущими
поколениями»:
а) адаптация к новым условиям среды;
б) акклиматизация;
в) акселерация.
15. Система органов, воспринимающая и анализирующая сигналы, как из внешней, так и из внутренней среды называется...
а) половая система;
б) сенсорная система;
в) кровеносная система.
16. Время, в течение которого происходят изменения, связанные с половым
созреванием называют...
а) раннее детство;
б) подростковый период;
в) новорожденность.
Тест №2
1. Увеличение размеров тела и наступление созревания в более ранние сроки это:
а) ретардация;
б) акселерация;
в) правильного ответа нет.
2. Индивидуальное развитие организма это:
а) Морфогенез;
б) Филогенез;
в) Онтогенез.
3. Периоды онтогенеза, во время которых организм наиболее подвержен действию средовых факторов называют:
а) сенситивными;
б) критическими;
в) правильного ответа нет.
4. Первый критический период в развитии зародыша человека относится к:
а) 1-й - началу 2-й недели после зачатия;
б) 32-38 недели;
в) 40 недели.
5. Второй критический период в развитии зародыша человека относится к:
а) 1-й - началу 2-й недели после зачатия;
б) 32-38 недели;
в) 40 недели;
г) период - 3-5 недели развития.
6. Третий критический период - формирование детского места (плаценты) как органа происходит у человека:
а) 1-й - началу 2-й недели после зачатия;
б) 32-38 недели;
в) 40 недели;
г) период - 3-5 недели развития;
д) между 8-й и 11-й неделями развития зародыш.
7. Период новорожденности начинается с первым криком ребенка и продолжается до:
а) 10 дней;
б) 20 дней;
в) 30 дней.
8. Высокая теплопродукция у новорожденных объясняется наличием особого вида жировой ткани:
а) коричневой;
б) желтой;
в) бурой.
9. Укажите ошибочный ответ. К моменту рождения у ребенка присутствуют рефлексы:
а) рефлекс «поиска груди;
б) сосательный рефлекс;
в) рефлекс шагания;
г) хватательный рефлекс;
д) комплекс оживления;
е) рефлекс переворачивания.
10. Принцип гетерохронности развития движений связан с:
а) разновременностью созревания функциональных систем, двигательных качеств;
б) таким уровнем регулирования процессов в организме, когда обеспечивается их оптимальное протекание с экстренной мобилизацией резервных возможностей и взаимозаменяемости, гарантирующей приспособление к новым условиям и с быстрым возвратом к исходному состоянию;
в) особенностями энергетических процессов в различные возрастные периоды, а также изменение и преобразование деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем в процессе онтогенеза находятся в зависимости от соответствующего развития скелетной мускулатуры.
11. Надежность биологической системы заключается в:
а) разновременности созревания функциональных систем, двигательных качеств;
б) таком уровне регулирования процессов в организме, когда обеспечивается их оптимальное протекание с экстренной мобилизацией резервных возможностей и взаимозаменяемости, гарантирующей приспособление к новым условиям и с быстрым возвратом к исходному состоянию;
в) особенностях энергетических процессов в различные возрастные периоды, а также изменение и преобразование деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем в процессе онтогенеза находятся в зависимости от соответствующего развития скелетной мускулатуры.
12. «Энергетическое правило скелетных мышц» заключается в:
а) разновременности созревания функциональных систем, двигательных качеств;
б) таком уровне регулирования процессов в организме, когда обеспечивается их оптимальное протекание с экстренной мобилизацией резервных возможностей и взаимозаменяемости, гарантирующей приспособление к новым условиям и с быстрым возвратом к исходному состоянию;
в) особенностях энергетических процессов в различные возрастные периоды, а также изменение и преобразование деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем в процессе онтогенеза находятся в зависимости от соответствующего развития скелетной мускулатуры.
13. Укажите неправильный ответ. Жизненный цикл человека разделен на периоды, или этапы:
а) период слияния половых клеток;
б) период новорожденности (2-3 недели);
в) период грудного возраста - до 1 года;
г) преддошкольный, ясельный возраст- 1-3 лет;
д) дошкольный возраст 3-7 лет;
е) младший школьный возраст с 7 до 12 лет;
ж) подростковый возраст 11-15 лет;
з) юношеский возраст 14-18 у девушек, 15-20 у юношей.
Тест №3
1. Ребенок приобретает способность удерживать головку в вертикальном положении в периоде:
а) до 3 мес;
б) 10 мес.;
в) 12 мес.
2. Ребенок начинает сидеть в период от:
а) 2,5 до 5-6 мес;
б) 1-2 до 4-5 мес;
в) правильного ответа нет.
3. Реализация позы стояния у детей происходит с:
а) 1-2 до 5-6 .;
б) 5-6 и до 11-12;
в) 2-3 до 7-8 .
4. Продолжительность активного внимания и умственная работоспособность у детей 5-7 лет в среднем не превышает:
а) 30 минут;
б) 60 минут;
в) 15 минут.
5. Смена молочных зубов постоянными начинается с:
а) 3 лет;
б) 8 лет;
в) 6-7 лет.
6. Развитие моторной речи начинается с:
а) 1,5 месяцев:
б) 2 лет;
в) 3 лет;
г) правильного ответа нет.
7.Красногорский Н.И. выделил типы нервной деятельности в зависимости от:
а) силы;
б) уравновешенности;
в) подвижности нервных процессов;
г) правильного ответа нет.
8. Различают типы ВНД:
а) живой;
б) безудержный;
в) инертный;
г) слабый;
д) правильного ответа нет.
9. Сангвиник характеризуется как:
а) сильный, уравновешенный, малоподвижный тип ВНД;
б) сильный, неуравновешенный, подвижный тип ВНД;
в) сильный, уравновешенный, подвижный тип ВНД;
г) слабый, неуравновешенный, малоподвижный тип ВНД.
10. Холерик характеризуется как:
а) сильный, уравновешенный, малоподвижный тип ВНД;
б) сильный, неуравновешенный, подвижный тип ВНД;
в) сильный, уравновешенный, подвижный тип ВНД;
г) слабый, неуравновешенный, малоподвижный тип ВНД.
11 .Меланхолик характеризуется как:
а) сильный, уравновешенный, малоподвижный тип ВНД;
б) сильный, неуравновешенный, подвижный тип ВНД;
в) сильный, уравновешенный, подвижный тип ВНД;
г) слабый, неуравновешенный, малоподвижный тип ВНД.
12. Флегматик характеризуется как:
а) сильный, уравновешенный, малоподвижный тип ВНД;
б) сильный, неуравновешенный, подвижный тип ВНД;
в) сильный, уравновешенный, подвижный тип ВНД;
г) слабый, неуравновешенный, малоподвижный тип ВНД.
13. Младший школьный возраст продолжается:
а) от 7 до 11 лет;
б) от 7 до 15 лет;
в) от 5 до 12 лет.
14. Рефлекс условный — это:
а) приобретенный в течение жизни;
б) врожденный, передающийся по наследству;
в) правильного ответа нет.
Тест №4
1. В период полового созревания у мальчиков:
а) ломается голос;
б) появляются усы и борода;
в) появляются волосы на лобке и в подмышечной впадине;
г) начинаются поллюции;
д) правильного ответа нет.
2. В период полового созревания у девочек:
а) развиваются грудные железы;
б) начинает осуществляться менструальная функция;
в) появляются усы и борода;
г) появляются волосы на лобке и в подмышечной впадине;
д) начинаются поллюции.
3. Рост волос на лобке и в подмышечной впадине у девочек происходит под влиянием гормонов:
а) эстрогенов;
б) прогестерона;
в) андрогено.
4. Рост волос на лобке и в подмышечной впадине у мальчиков происходит под влиянием гормонов:
а) эстрогенов;
б) прогестерона;
в) андрогенов.
5. Появление либидо у мальчиков вызвано влиянием:
а) эстрогенов;
б) прогестерона;
в) андрогенов; ГТГ; Гормона роста
6. Появление либидо у девочек вызвано влиянием:
а) эстрогенов;
б) прогестерона;
в) андрогенов; ГТГ; Гормона роста
7. Подростковая гипертония развивается в результате того, что:
а) рост кровеносных сосудов отстает от интенсивного роста сердца;
б) рост кровеносных сосудов опережает роста сердца;
в) правильного ответа нет.
8. В подростковом возрасте окончательно формируется тип дыхания:
а) у мальчиков - грудной, у девочек - брюшной;
б) у мальчиков -брюшной, у девочек - грудной;
в) правильного ответа нет.
9. Для внешнего вида подростка характерна вытянутая, нескладная, костлявая фигур – это результат того, что:
а) темпы роста массы несколько опережают темп роста скелета;
б) темпы роста массы приравниваются к темпам роста скелета;
в) темпы роста массы несколько отстают от темпа роста скелета.
10. Циклические изменения, происходящие в половых органах женщины, можно подразделить на периода:
а) предовуляционный;
б) овуляционный;
в) послевуляционный;
г) период покоя;
11. Увеличение роста в подростковом периоде идет в основном за счет:
а) роста трубчатых костей конечностей;
б) роста позвонков;
в) роста грудной клетки;
г) правильного ответа нет.
12. Развитая костная и мышечная ткань у мальчиков - результат влияния:
а) эстрогенов;
б) прогестерона;
в) андрогенов.
13. Андрогены обладают действием:
а) катаболическим;
б) анаболитическим;
в) правильного ответа нет.
Вопросы для подготовки к экзамену
1. Возрастная анатомия и физиология, их значение для понимания процессов роста, развития, формирования здоровья.
2. Организм как единое целое. Ткани, органы, системы организма и их
взаимодействие. Единство организма и среды.
3. Возрастная периодизация (социальная, статистическая, биологическая).
4. Основные отличия организма ребенка от организма взрослого.
5. Календарный и биологический возраст, критерии определения биологического возраста.
6. Основные закономерности роста и развития. Физическое развитие – важный показатель здоровья и социального благополучия.
7. Скелет – пассивный аппарат движения.
8. Рост, развитие, строение и соединение костей.
9. Особенности развития позвоночного столба.
10.Грудная клетка. Формы и особенности строения.
11.Конечности. Развитие конечностей.
12.Строение и развитие черепа.
13.Гетерохрония в развитии организма человека.
14.Акселерация. Теории акселерации.
15.Критические периоды в развитии ребенка.
16.Опорно-двигательный аппарат: строение, функции. Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата.
17. Развитие движений. Гиподинамия, ее значение для растущего организма.
18. Нарушение осанки. Механизм развития и способы профилактики. Гиподинамия и гипердинамия.
19. Кровь: общие сведения, функции крови.
20. Возрастные особенности строения и функций системы кровообращения.
21. Группы крови, резус-фактор. Переливание крови.
22. Иммунитет. Общие понятия. Виды защитных механизмов. Прививки, их значение.
23. Сердечный цикл, его фазы, возрастные особенности.
24. Система кровообращения: структура, функции, показатели работы.
25. Анатомия и физиология органов дыхания.
26. Возрастные особенности дыхательной системы.
27. Общая схема строения легких.
28. Дыхание как совокупность процессов, обеспечивающих газообмен организма со средой. Возрастные особенности органов дыхания.
29. Гуморальная и рефлекторная регуляция дыхания.
30.Сердечно-легочный комплекс: структура, функции.
31.Регуляция работы систем кровообращения и дыхания.
32.Эндокринная система: значение для растущего организма.
33.Железы внутренней секреции. Гормоны, их функциональное значение.
34.Гипоталамо-гипофизарная система. Стадии полового созревания. Половая зрелость – физиологическая и социальная.
35. Вредные привычки. Физиология вредных привычек.
36. Система пищеварения: анатомия, функции. Возрастные особенности системы пищеварения.
37. Нервная система: строение, функции.
38. Роль нервной системы в восприятии, переработке и передаче информации, в организации реакции организма и осуществлении психических функций.
39. Возрастные особенности обмена веществ и энергии.
40.Строение и свойства нервной ткани. Процессы в нервной системе.
41.Спинной мозг. Строение и функции.
42.Головной мозг. Основные отделы, функции.
43.Рефлекторный характер деятельности нервной системы.
44.Центральная нервная система. Нейрон. Рефлекторная дуга.
45.Высшая нервная деятельность.
46. Условные рефлексы – основа высшей нервной деятельности.
47.Динамический стереотип.
48.Типы высшей нервной деятельности.
49.Темперамент. Характер.
50.Психофизиологические аспекты поведения человека, становление коммуникативного поведения.
51.Анализаторы: общие понятия, возрастные особенности.
52. Зрительный анализатор: анатомия и физиология. Профилактика нарушений зрения.
53. Слуховой анализатор. Строение. Профилактика.
54.Методы определения функционального состояния основных анализаторов. Общая схема строения анализаторов. Возрастные изменения сенсорных систем.
55.Первая и вторая сигнальная системы.
56.Представления о мышлении, сознании, внимании.
57.Физиологические механизмы внимания. Возрастные особенности восприятия, внимания, эмоций, памяти.
58.Речь как специфическая деятельность человеческого мозга. Организация речевой деятельности.
59.Развитие механизмов речи. Речь и мышление.
60.Сон, виды, проявления, физиологическое значение. Структура сна. Физиологические механизмы сна и сновидений. Гипнотический сон.
61.Системная организация целенаправленного поведения (афферентный синтез, принятие решения, формирование аппарата предвидения результатов, эфферентный синтез, обратная афферентация).
62.Механизмы формирования мотиваций. Виды мотиваций.
63.Роль гипоталамуса и лимбической системы в формировании биологических мотиваций.
64.Роль коры головного мозга в формировании социальных мотиваций.
65.Память, виды памяти. Механизмы кратковременной и долговременной памяти.
66. Возрастная динамика памяти. Произвольное запоминание.
67. Эмоции, структурно-физиологическая основа эмоций.
68.Адаптация – основное свойство живого организма. Адаптационные возможности. Адаптация человека к умственным, физическим, климатогеографическим факторам. Болезни адаптации.
69.Умственная и физическая работоспособность человека. Показатели работоспособности.
70.Межполушарные взаимодействия. Индивидуальный профиль функциональной межполушарной асимметрии.
71.Показатели функционального состояния основных систем организма и их возрастная динамика.
72.Работоспособность и утомление как физиологические понятия.
Библиографический список
Основной
1. Барабаш, Н.А. Нормальная физиология: руководство к проведению лабораторных работ / Н. А. Барабаш. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 185 с.
2. Безруких, М. М. Возрастная физиология (физиология развития ребенка): учеб. пособие / М. М. Безруких. – Москва: Академия, 2002. – 416 с.
3. Безруких, М. М. Хрестоматия по возрастной физиологии / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. – Москва: Академия. 2002. – 288 с.
4. Гребнева, Н. Н. Лабораторный практикум по возрастной и экологической физиологии: учебное пособие с грифом УМО / Н. Н. Гребнева, А. В. Арефьева, Т. В. Сазанова. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2005. – 152 с.
5. Кучма, В. Р. Гигиена детей и подростеов: учебник / В. Р. Кучма. – Москва: Медицина, 2001. – 384 с.
6. Левченко, И. Ю.Психолого-педагогическая диагностика: учебное пособие для студентов высшых педагогических учебных заведений / И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамная, Т. А. Добровольская. – Москва: Академия, 2005. – 320 с.
7. Любимова, З. В. Возрастная физиология: учебник: в 2-х ч / З. В. Любимова, К. В. Маринова, А. А. Никитина. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. – 304 с.
8. Сапин, М. Р. Анатомия и физиология с возрастными особенностями детского организма / М. Р. Сапин, В. И. Сивоглазов. – Москва: Academia, 2004. – 448 с.
9. Солодков, А. С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Москва: Олимпия Пресс, 2005.
10. Судаков, К. В. Нормальная физиология / К. В. Судаков. – Москва: Медицинское информационное агентство, 2006.
11.Физиология человека / под ред. Н.А. Агаджаняна. – Москва: Медицинская книга; Нижний Новгород: НГМА, 2005. – 527 с.
12.Эдокова, Г. И. Учебно-методическое пособие к лабораторно-практическим занятиям «Высшая нервная деятельность» / Г. И. Эдокова, Е. В. Попова, О. И. Симонова. – Горно-Алтайск: Горно-Алтайский госуниверситет, 2008.
Дополнительный
1. Айзман, Р. И., Айзман Н.И., Лебедев А.В. Территориальная модель здоровье сберегающей деятельности в системе образования / Р. И. Айзман, Н. И. Айзман, А. В. Лебедев // Валеология. – № 1. – 2010. – С. 5–16.
2. Анатомия и физиология: словарь / сост. С. С. Тверская. – Москва: Московский психолого-социальный институт: Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 2004. – 256 с.
3. Белова, О. А. Особенности преподавания «Возрастной физиологии и анатомии» и «нейрофизиологии с основами ВНД» для студентов дефектологических специальностей / О. А. Белова // Международный журнал экспериментального образования. – № 7. – 2001.
4. Возрастная анатомия и физиология: УМК для студентов, обучающихся по специальностям: 050102 – «Биология», 050301 – «Русский язык и литература», 050302 – «Родной язык и литература» / сост. Е. А. Чанчаева. – Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2008. – 26 с.
5. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учебное пособие. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: www.window.edu.ru.
6. Возрастная физиология и психофизиология: задания для контрольных работ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: www.window.edu.ru.
7. Копосова, Т. С. Лабораторный практикум по физиологии нервной системы: учебное пособие с грифом УМО / Т. С. Копосова, Н. В. Звягина, С. Ф. Лукина. – Архангельск: Изд-во Поморского университета, 2004. – 520 с.
8. Краткая медицинская энциклопедия: в 2-х томах / под ред. В. И. Покровского. – Москва: НПО «Медицинская энциклопедия», «Крон-Пресс», 1994.
9. Кураев, Г. А., Леднова М.И., Морозова Г.И. Взаимосвязь развития тонкой моторики кисти и высших психических функций ребенка / Г. А. Кураев, М. И. Леднова, Г. И. Морозова // Валеология. – № 4. – 2001. – С. 31–34.
10. Орлов, Р. С. Нормальная физиология: учебник для вузов с грифом УМО / Р. С. Орлов, А. Д. Ноздрачев. – Москва: «ГЭОТАР-Медиа», 2005. – 696 с.
11.Энциклопедический словарь медицинских терминов [Электронный ресурс] . – Режим доступа: URL: www.rubricon.com.
12.Смирнов, В. М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность / В. М. Смирнов. – Москва: Academia, 2003.
13.Трохимчук, Л. Ф. Роль биологических и социальных факторов в развитии мелкой моторики кисти / Л. Ф. Трохимчук, Т. Г. Кириллова, Л. П. Литвинова // Валеология. – № 4. – 2001. – С. 34–37.
14.Фатеева, Н. Н. Возрастная анатомия и физиология: учебно-методический комплекс: методические указания и индивидуальные задания для студентов очной и заочной форм обучения специальностей: 050602.65 – «Изобразительное искусство», 050601.65 – «Музыкальное образование», 031200 – «Педагогика и методика начального образования» / Н. Н. Фатеева. – Институт педагогики, психологии и управления ТюмГУ, 2007. – 17 с.
15.Хронобиология и хрономедицина / под ред. Ф. И. Комарова. – Москва, 1989.