Семинарское занятие 7. Тема: Возрастные этапы изменения функции сенсорных, моторных и висцеральных систем. Сенсорные особенности организма.

1. Анализаторы или сенсорные системы.

2. Зрительный анализатор.

3. Строение глаза.

4. Адаптация и аккомодация.

5. Нарушения зрения, профилактика и коррекция.

6. Определение остроты зрения.

7. Поле зрения.

8. Гимнастика для глаз.

9. Слуховой анализатор.

10. Вестибулярный анализатор.

11. Кожно-мышечный анализатор.

12. Болевой анализатор.

13. Кровь, ее функции. Возрастные особенности. Количество и состав. Группы крови.

14. Эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, их функции.

15. Гемоглобин. Виды и соединения гемоглобина. Возрастные особенности гемоглобина.

16. Возрастные особенности и типы дыхания. Значение дыхания, строение легочной системы. Механизм вдоха и выдоха. Спирограмма. Регуляция дыхания.

17. Особенности дыхания в детском возрасте.

18. Дыхание в условиях гипоксии.

Семинарское занятие 8. Тема: Возрастные особенности обмена энергии и терморегуляции.

1. Обмен веществ и энергии. Возрастные особенности.

2. Основной обмен. Расчет основного обмена по таблицам и по формуле Рида.

3. Отклонения фактических величин от должных. Расчет общего обмена и суточного пищевого рациона для определенной возрастной группы.

4. Суточная потребность в витаминах и микроэлементах. Гигиена питания.

5. Возрастные особенности органов пищеварения. Значение пищеварения.

6. Схема строения ЖКТ.

7. Роль печени в пищеварении.

8. Терморегуляция. Температурная карта тела человека.

Семинарское занятие 9. Тема: Анатомо-физиологические особенности созревания мозга. Психофизические аспекты поведения ребенка, становление коммуникативного поведения. Комплексная диагностика готовности ребенка к обучению.

1. Физиологическая основа психических функций организма.

2. Условный рефлекс – временная связь.

3. Возрастные особенности восприятия, внимания, эмоций, памяти.

4. Методы функциональной диагностики нарушения функций.

5. Методы определения типа ВНД.

6. Умственная и физическая работоспособность, факторы, определяющие работоспособность.

7. Адаптация ребенка к школе.

8. Психофизиологические критерии развития школьно-необходимых функций.

Задания для самостоятельной работы

Темы контрольных работ

(для студентов заочной формы обучения)

1. Организм как организованная система органов и структур, обеспечивающих жизнедеятельность и взаимодействие с окружающей средой. Клетки. Ткани организма, их структура.

2. Возбудимые ткани. Раздражимость, возбудимость. Процесс возбуждения. Мембранный потенциал. Потенциал действия.

3. Орган и его функция. Физиологическая система. Функциональная система, ее динамичность. Общий план строения, структурно-функциональный подход к изучению организма.

4. Организм как целостная система. Основные структурно-функциональные блоки организма человека.

5. Онтогенез. Этапы онтогенеза. Возрастная периодизация. Этапы индивидуального развития человека.

6. Пренатальный онтогенез. Периоды внутриутробного развития.

7. Постнатальный онтогенез. Критические и сенситивные периоды онтогенеза.

8. Системный принцип организации физиологических функций в онтогенезе.

9. Закономерности возрастного развития. Понятие о возрастной норме.

10. Рост и развитие, их соотношение, сроки развития и созревания детского организма, количественные и качественные изменения в деятельности физиологических систем.

11. Энергетические затраты в процессе роста и развития. Темпы роста, «скачки роста». Половое развитие и биологически обусловленная продолжительность жизни.

12. Физическое развитие как уникальный показатель индивидуального здоровья человека. Размеры и форма тела.

13. Показатели и стандарты (нормативы) физического развития. Возрастные изменения общего плана строения тела. Морфологические критерии биологического возраста. Телосложение и конституция.

14. Отклонения физического развития, их значение для здоровья. Социальные и другие факторы, оказывающие влияние на развитие.

15. Состояние здоровья современных детей и подростков.

16. Внутренняя среда организма. Состав крови: клетки крови, плазма. Возрастные особенности крови. Гомеостаз. Важнейшие биологические константы крови. Нарушения гомеостаза.

17. Специфические и неспецифические (гуморальные) защитные механизмы. Клеточные защитные механизмы. Аллергические реакции. Иммунизация.

18. Система кислородного обеспечения организма. Дыхание. Этапы дыхания.

19. Гигиенические требования к воздушной среде в учебных помещениях.

20. Сердечно-сосудистая система. Малый и большой круги кровообращения.

21. Строение и работа сердца, возрастные особенности. Сердечный цикл. Внешние проявления деятельности сердца.

Темы рефератов

(для студентов очной и заочной форм обучения, не имевших возможности прослушать лекции по одной из тем)

1. Обмен веществ и энергии. Энергетический баланс организма. Основной обмен. Возрастная динамика основного обмена. Энергетическая стоимость процессов роста и развития.

2. Питание. Структурные компоненты пищевых веществ. Белки, жиры, углеводы.

3. Макро- и микроэлементы. Полноценные и неполноценные белки. Витамины, авитаминоз, нарушения обмена веществ. Энергетическая ценность продуктов питания.

4. Пищеварение. Строение желудочно-кишечного тракта. Желудок, ферменты желудочного сока, моторная функция.

5. Печень. Роль желчи в пищеварении. Всасывание в тонкой кишке. Механизм всасывания. Регуляция пищеварения.

6. Гигиена органов желудочно-кишечного тракта.

7. Выделительная система. Почка - основной орган выделительной системы. Нефрон – структурно-функциональная единица почки. Возрастные особенности функционирования почек.

8. Кожа. Потовые железы. Строение, функция. Гигиена кожи как органа. Возрастные изменения кожи.

9. Строение и функциональное значение различных отделов центральной нервной системы.

10. Строение спинного мозга. Спинномозговые рефлексы, их виды и значение.

11. Центры продолговатого мозга, проводящие пути.

12. Рефлекторная и проводниковая функция продолговатого мозга.

13. Средний мозг. Роль среднего мозга в поддержании равновесия тела, регуляции и перераспределения мышечного тонуса.

14. Мозжечок. Роль мозжечка в регуляции двигательных функций.

15. Промежуточный мозг. Гипоталамус. Основные функции гипоталамуса.

16. Таламус. Специфические и неспецифические ядра таламуса.

17. Строение и функции лимбической системы. Роль гипоталамуса и лимбической системы в формировании эмоций, мотиваций, памяти.

18. Нейронная организация коры больших полушарий.

19. Условные рефлексы - основа высшей нервной деятельности. Врожденные (безусловные рефлексы и инстинкты) и приобретенные (условные рефлексы) формы поведения человека.

20. Речь как специфическая деятельность человеческого мозга. Организация речевой деятельности. Развитие механизмов речи. Речь и мышление.

21. Типы высшей нервной деятельности (работы Гиппократа, Павлова и др.). Методы определения типа ВНД.

22. Умственная и физическая работоспособность, факторы, определяющие работоспособность.

Тестовые вопросы для самоконтроля

Тест №1

1.Количественные изменения, связанные с увеличением числа клеток и размеров развивающегося организма называется?

а) деление;

б) развитие;

в) рост;

г) формообразование.

2. Функцией спинного мозга является

а) выработка условных рефлексов;

б) центр безусловных рефлексов;
г) проведение возбуждения.

3. Какой из отделов головного мозга имеет пластинку четверохолмия
(подкорковые центры зрения и слуха)?

а) продолговатый мозг;

б) мост;

в) средний мозг.

4. Какой доли нет в полушариях мозга?

а) лобной;

б) островковой;

в) теменной;

г) червеобразной;

5. Какая связь образуется при выработке условных рефлексов?

а) условная связь, между двумя группами клеток коры воспринимающим
условное и воспринимающим безусловное раздражение;

б) временная связь, между двумя группами клеток коры воспринимающим
условное, и воспринимающим безусловное раздражение;

в) безусловная связь, между двумя группами клеток коры воспринимающим
условное раздражение.

6.- Продолжить определение:

Рефлекс – это…

7. Напишите, из каких звеньев состоит рефлекторная дуга.

Рецептор - ... - ... - ...- эффектор (рабочий орган)

8. Продолжить определение

а) Нейрон -это...

б) Аксон-это...

в) Дендриты - это

9. Расставьте порядковые номера по уровню сложности — от низшего к высшему:

а) нервная система;

б) нейрон;

в) нервная ткань.

10. Функции синапса.

а) передача нервного импульса с аксона на тело нервной клетки и дендриты;

б) передача нервного импульса с аксона на мышечную клетку;

в) с дендритов на тело нервной клетки.

11. Гипоталамо-гипофизарная система участвует в ...

а) регуляции мышечных реакций;

б) гормональной регуляции.

12. Качественные изменения в детском организме, заключающиеся в
усложнении его организации, т.е. усложнении строения и функций всех
тканей и органов и их дифференцировка, называется...

а) формообразование;

б) развитие;

в) рост.

13. Период индивидуального развития организма называется...

а) филогенез;

б) онтогенез;

в) эволюция.

14. Какой термин соответствует для следующего определения: «Ускорение
психического и физического развития детей по сравнению с предыдущими
поколениями»:

а) адаптация к новым условиям среды;

б) акклиматизация;

в) акселерация.

15. Система органов, воспринимающая и анализирующая сигналы, как из внешней, так и из внутренней среды называется...

а) половая система;

б) сенсорная система;

в) кровеносная система.

16. Время, в течение которого происходят изменения, связанные с половым
созреванием называют...

а) раннее детство;

б) подростковый период;

в) новорожденность.

Тест №2

1. Увеличение размеров тела и наступление созревания в более ранние сроки это:

а) ретардация;

б) акселерация;

в) правильного ответа нет.

2. Индивидуальное развитие организма это:

а) Морфогенез;

б) Филогенез;

в) Онтогенез.

3. Периоды онтогенеза, во время которых организм наиболее подвержен действию средовых факторов называют:

а) сенситивными;

б) критическими;

в) правильного ответа нет.

4. Первый критический период в развитии зародыша человека относится к:

а) 1-й - началу 2-й недели после зачатия;

б) 32-38 недели;

в) 40 недели.

5. Второй критический период в развитии зародыша человека относится к:

а) 1-й - началу 2-й недели после зачатия;

б) 32-38 недели;

в) 40 недели;

г) период - 3-5 недели развития.

6. Третий критический период - формирование детского места (плаценты) как органа происходит у человека:

а) 1-й - началу 2-й недели после зачатия;

б) 32-38 недели;

в) 40 недели;

г) период - 3-5 недели развития;

д) между 8-й и 11-й неделями развития зародыш.

7. Период новорожденности начинается с первым криком ребенка и продолжается до:

а) 10 дней;

б) 20 дней;

в) 30 дней.

8. Высокая теплопродукция у новорожденных объясняется наличием особого вида жировой ткани:

а) коричневой;

б) желтой;

в) бурой.

9. Укажите ошибочный ответ. К моменту рождения у ребенка присутствуют рефлексы:

а) рефлекс «поиска груди;

б) сосательный рефлекс;

в) рефлекс шагания;

г) хватательный рефлекс;

д) комплекс оживления;

е) рефлекс переворачивания.

10. Принцип гетерохронности развития движений связан с:

а) разновременностью созревания функциональных систем, двигательных качеств;

б) таким уровнем регулирования процессов в организме, когда обеспечивается их оптимальное протекание с экстренной мобилизацией резервных возможностей и взаимозаменяемости, гарантирующей приспособление к новым условиям и с быстрым возвратом к исходному состоянию;

в) особенностями энергетических процессов в различные возрастные периоды, а также изменение и преобразование деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем в процессе онтогенеза находятся в зависимости от соответствующего развития скелетной мускулатуры.

11. Надежность биологической системы заключается в:

а) разновременности созревания функциональных систем, двигательных качеств;

б) таком уровне регулирования процессов в организме, когда обеспечивается их оптимальное протекание с экстренной мобилизацией резервных возможностей и взаимозаменяемости, гарантирующей приспособление к новым условиям и с быстрым возвратом к исходному состоянию;

в) особенностях энергетических процессов в различные возрастные периоды, а также изменение и преобразование деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем в процессе онтогенеза находятся в зависимости от соответствующего развития скелетной мускулатуры.

12. «Энергетическое правило скелетных мышц» заключается в:

а) разновременности созревания функциональных систем, двигательных качеств;

б) таком уровне регулирования процессов в организме, когда обеспечивается их оптимальное протекание с экстренной мобилизацией резервных возможностей и взаимозаменяемости, гарантирующей приспособление к новым условиям и с быстрым возвратом к исходному состоянию;

в) особенностях энергетических процессов в различные возрастные периоды, а также изменение и преобразование деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем в процессе онтогенеза находятся в зависимости от соответствующего развития скелетной мускулатуры.

13. Укажите неправильный ответ. Жизненный цикл человека разделен на периоды, или этапы:

а) период слияния половых клеток;

б) период новорожденности (2-3 недели);

в) период грудного возраста - до 1 года;

г) преддошкольный, ясельный возраст- 1-3 лет;

д) дошкольный возраст 3-7 лет;

е) младший школьный возраст с 7 до 12 лет;

ж) подростковый возраст 11-15 лет;

з) юношеский возраст 14-18 у девушек, 15-20 у юношей.

Тест №3

1. Ребенок приобретает способность удерживать головку в вертикальном положении в периоде:

а) до 3 мес;

б) 10 мес.;

в) 12 мес.

2. Ребенок начинает сидеть в период от:

а) 2,5 до 5-6 мес;

б) 1-2 до 4-5 мес;

в) правильного ответа нет.

3. Реализация позы стояния у детей происходит с:

а) 1-2 до 5-6 .;

б) 5-6 и до 11-12;

в) 2-3 до 7-8 .

4. Продолжительность активного внимания и умственная работоспособность у детей 5-7 лет в среднем не превышает:

а) 30 минут;

б) 60 минут;

в) 15 минут.

5. Смена молочных зубов постоянными начинается с:

а) 3 лет;

б) 8 лет;

в) 6-7 лет.

6. Развитие моторной речи начинается с:

а) 1,5 месяцев:

б) 2 лет;

в) 3 лет;

г) правильного ответа нет.

7.Красногорский Н.И. выделил типы нервной деятельности в зависимости от:

а) силы;

б) уравновешенности;

в) подвижности нервных процессов;

г) правильного ответа нет.

8. Различают типы ВНД:

а) живой;

б) безудержный;

в) инертный;

г) слабый;

д) правильного ответа нет.

9. Сангвиник характеризуется как:

а) сильный, уравновешенный, малоподвижный тип ВНД;

б) сильный, неуравновешенный, подвижный тип ВНД;

в) сильный, уравновешенный, подвижный тип ВНД;

г) слабый, неуравновешенный, малоподвижный тип ВНД.

10. Холерик характеризуется как:

а) сильный, уравновешенный, малоподвижный тип ВНД;

б) сильный, неуравновешенный, подвижный тип ВНД;

в) сильный, уравновешенный, подвижный тип ВНД;

г) слабый, неуравновешенный, малоподвижный тип ВНД.

11 .Меланхолик характеризуется как:

а) сильный, уравновешенный, малоподвижный тип ВНД;

б) сильный, неуравновешенный, подвижный тип ВНД;

в) сильный, уравновешенный, подвижный тип ВНД;

г) слабый, неуравновешенный, малоподвижный тип ВНД.

12. Флегматик характеризуется как:

а) сильный, уравновешенный, малоподвижный тип ВНД;

б) сильный, неуравновешенный, подвижный тип ВНД;

в) сильный, уравновешенный, подвижный тип ВНД;

г) слабый, неуравновешенный, малоподвижный тип ВНД.

13. Младший школьный возраст продолжается:

а) от 7 до 11 лет;

б) от 7 до 15 лет;

в) от 5 до 12 лет.

14. Рефлекс условный — это:

а) приобретенный в течение жизни;

б) врожденный, передающийся по наследству;

в) правильного ответа нет.

Тест №4

1. В период полового созревания у мальчиков:

а) ломается голос;

б) появляются усы и борода;

в) появляются волосы на лобке и в подмышечной впадине;

г) начинаются поллюции;

д) правильного ответа нет.

2. В период полового созревания у девочек:

а) развиваются грудные железы;

б) начинает осуществляться менструальная функция;

в) появляются усы и борода;

г) появляются волосы на лобке и в подмышечной впадине;

д) начинаются поллюции.

3. Рост волос на лобке и в подмышечной впадине у девочек происходит под влиянием гормонов:

а) эстрогенов;

б) прогестерона;

в) андрогено.

4. Рост волос на лобке и в подмышечной впадине у мальчиков происходит под влиянием гормонов:

а) эстрогенов;

б) прогестерона;

в) андрогенов.

5. Появление либидо у мальчиков вызвано влиянием:

а) эстрогенов;

б) прогестерона;

в) андрогенов; ГТГ; Гормона роста

6. Появление либидо у девочек вызвано влиянием:

а) эстрогенов;

б) прогестерона;

в) андрогенов; ГТГ; Гормона роста

7. Подростковая гипертония развивается в результате того, что:

а) рост кровеносных сосудов отстает от интенсивного роста сердца;

б) рост кровеносных сосудов опережает роста сердца;

в) правильного ответа нет.

8. В подростковом возрасте окончательно формируется тип дыхания:

а) у мальчиков - грудной, у девочек - брюшной;

б) у мальчиков -брюшной, у девочек - грудной;

в) правильного ответа нет.

9. Для внешнего вида подростка характерна вытянутая, нескладная, костлявая фигур – это результат того, что:

а) темпы роста массы несколько опережают темп роста скелета;

б) темпы роста массы приравниваются к темпам роста скелета;

в) темпы роста массы несколько отстают от темпа роста скелета.

10. Циклические изменения, происходящие в половых органах женщины, можно подразделить на периода:

а) предовуляционный;

б) овуляционный;

в) послевуляционный;

г) период покоя;

11. Увеличение роста в подростковом периоде идет в основном за счет:

а) роста трубчатых костей конечностей;

б) роста позвонков;

в) роста грудной клетки;

г) правильного ответа нет.

12. Развитая костная и мышечная ткань у мальчиков - результат влияния:

а) эстрогенов;

б) прогестерона;

в) андрогенов.

13. Андрогены обладают действием:

а) катаболическим;

б) анаболитическим;

в) правильного ответа нет.

Вопросы для подготовки к экзамену

1. Возрастная анатомия и физиология, их значение для понимания процессов роста, развития, формирования здоровья.

2. Организм как единое целое. Ткани, органы, системы организма и их
взаимодействие. Единство организма и среды.

3. Возрастная периодизация (социальная, статистическая, биологическая).

4. Основные отличия организма ребенка от организма взрослого.

5. Календарный и биологический возраст, критерии определения биологического возраста.

6. Основные закономерности роста и развития. Физическое развитие – важный показатель здоровья и социального благополучия.

7. Скелет – пассивный аппарат движения.

8. Рост, развитие, строение и соединение костей.

9. Особенности развития позвоночного столба.

10.Грудная клетка. Формы и особенности строения.

11.Конечности. Развитие конечностей.

12.Строение и развитие черепа.

13.Гетерохрония в развитии организма человека.

14.Акселерация. Теории акселерации.

15.Критические периоды в развитии ребенка.

16.Опорно-двигательный аппарат: строение, функции. Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата.

17. Развитие движений. Гиподинамия, ее значение для растущего организма.

18. Нарушение осанки. Механизм развития и способы профилактики. Гиподинамия и гипердинамия.

19. Кровь: общие сведения, функции крови.

20. Возрастные особенности строения и функций системы кровообращения.

21. Группы крови, резус-фактор. Переливание крови.

22. Иммунитет. Общие понятия. Виды защитных механизмов. Прививки, их значение.

23. Сердечный цикл, его фазы, возрастные особенности.

24. Система кровообращения: структура, функции, показатели работы.

25. Анатомия и физиология органов дыхания.

26. Возрастные особенности дыхательной системы.

27. Общая схема строения легких.

28. Дыхание как совокупность процессов, обеспечивающих газообмен организма со средой. Возрастные особенности органов дыхания.

29. Гуморальная и рефлекторная регуляция дыхания.

30.Сердечно-легочный комплекс: структура, функции.

31.Регуляция работы систем кровообращения и дыхания.

32.Эндокринная система: значение для растущего организма.

33.Железы внутренней секреции. Гормоны, их функциональное значение.

34.Гипоталамо-гипофизарная система. Стадии полового созревания. Половая зрелость – физиологическая и социальная.

35. Вредные привычки. Физиология вредных привычек.

36. Система пищеварения: анатомия, функции. Возрастные особенности системы пищеварения.

37. Нервная система: строение, функции.

38. Роль нервной системы в восприятии, переработке и передаче информации, в организации реакции организма и осуществлении психических функций.

39. Возрастные особенности обмена веществ и энергии.

40.Строение и свойства нервной ткани. Процессы в нервной системе.

41.Спинной мозг. Строение и функции.

42.Головной мозг. Основные отделы, функции.

43.Рефлекторный характер деятельности нервной системы.

44.Центральная нервная система. Нейрон. Рефлекторная дуга.

45.Высшая нервная деятельность.

46. Условные рефлексы – основа высшей нервной деятельности.

47.Динамический стереотип.

48.Типы высшей нервной деятельности.

49.Темперамент. Характер.

50.Психофизиологические аспекты поведения человека, становление коммуникативного поведения.

51.Анализаторы: общие понятия, возрастные особенности.

52. Зрительный анализатор: анатомия и физиология. Профилактика нарушений зрения.

53. Слуховой анализатор. Строение. Профилактика.

54.Методы определения функционального состояния основных анализаторов. Общая схема строения анализаторов. Возрастные изменения сенсорных систем.

55.Первая и вторая сигнальная системы.

56.Представления о мышлении, сознании, внимании.

57.Физиологические механизмы внимания. Возрастные особенности восприятия, внимания, эмоций, памяти.

58.Речь как специфическая деятельность человеческого мозга. Организация речевой деятельности.

59.Развитие механизмов речи. Речь и мышление.

60.Сон, виды, проявления, физиологическое значение. Структура сна. Физиологические механизмы сна и сновидений. Гипнотический сон.

61.Системная организация целенаправленного поведения (афферентный синтез, принятие решения, формирование аппарата предвидения результатов, эфферентный синтез, обратная афферентация).

62.Механизмы формирования мотиваций. Виды мотиваций.

63.Роль гипоталамуса и лимбической системы в формировании биологических мотиваций.

64.Роль коры головного мозга в формировании социальных мотиваций.

65.Память, виды памяти. Механизмы кратковременной и долговременной памяти.

66. Возрастная динамика памяти. Произвольное запоминание.

67. Эмоции, структурно-физиологическая основа эмоций.

68.Адаптация – основное свойство живого организма. Адаптационные возможности. Адаптация человека к умственным, физическим, климатогеографическим факторам. Болезни адаптации.

69.Умственная и физическая работоспособность человека. Показатели работоспособности.

70.Межполушарные взаимодействия. Индивидуальный профиль функциональной межполушарной асимметрии.

71.Показатели функционального состояния основных систем организма и их возрастная динамика.

72.Работоспособность и утомление как физиологические понятия.

Библиографический список

Основной

1. Барабаш, Н.А. Нормальная физиология: руководство к проведению лабораторных работ / Н. А. Барабаш. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 185 с.

2. Безруких, М. М. Возрастная физиология (физиология развития ребенка): учеб. пособие / М. М. Безруких. – Москва: Академия, 2002. – 416 с.

3. Безруких, М. М. Хрестоматия по возрастной физиологии / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. – Москва: Академия. 2002. – 288 с.

4. Гребнева, Н. Н. Лабораторный практикум по возрастной и экологической физиологии: учебное пособие с грифом УМО / Н. Н. Гребнева, А. В. Арефьева, Т. В. Сазанова. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2005. – 152 с.

5. Кучма, В. Р. Гигиена детей и подростеов: учебник / В. Р. Кучма. – Москва: Медицина, 2001. – 384 с.

6. Левченко, И. Ю.Психолого-педагогическая диагностика: учебное пособие для студентов высшых педагогических учебных заведений / И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамная, Т. А. Добровольская. – Москва: Академия, 2005. – 320 с.

7. Любимова, З. В. Возрастная физиология: учебник: в 2-х ч / З. В. Любимова, К. В. Маринова, А. А. Никитина. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. – 304 с.

8. Сапин, М. Р. Анатомия и физиология с возрастными особенностями детского организма / М. Р. Сапин, В. И. Сивоглазов. – Москва: Academia, 2004. – 448 с.

9. Солодков, А. С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Москва: Олимпия Пресс, 2005.

10. Судаков, К. В. Нормальная физиология / К. В. Судаков. – Москва: Медицинское информационное агентство, 2006.

11.Физиология человека / под ред. Н.А. Агаджаняна. – Москва: Медицинская книга; Нижний Новгород: НГМА, 2005. – 527 с.

12.Эдокова, Г. И. Учебно-методическое пособие к лабораторно-практическим занятиям «Высшая нервная деятельность» / Г. И. Эдокова, Е. В. Попова, О. И. Симонова. – Горно-Алтайск: Горно-Алтайский госуниверситет, 2008.

Дополнительный

1. Айзман, Р. И., Айзман Н.И., Лебедев А.В. Территориальная модель здоровье сберегающей деятельности в системе образования / Р. И. Айзман, Н. И. Айзман, А. В. Лебедев // Валеология. – № 1. – 2010. – С. 5–16.

2. Анатомия и физиология: словарь / сост. С. С. Тверская. – Москва: Московский психолого-социальный институт: Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 2004. – 256 с.

3. Белова, О. А. Особенности преподавания «Возрастной физиологии и анатомии» и «нейрофизиологии с основами ВНД» для студентов дефектологических специальностей / О. А. Белова // Международный журнал экспериментального образования. – № 7. – 2001.

4. Возрастная анатомия и физиология: УМК для студентов, обучающихся по специальностям: 050102 – «Биология», 050301 – «Русский язык и литература», 050302 – «Родной язык и литература» / сост. Е. А. Чанчаева. – Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2008. – 26 с.

5. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учебное пособие. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: www.window.edu.ru.

6. Возрастная физиология и психофизиология: задания для контрольных работ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: www.window.edu.ru.

7. Копосова, Т. С. Лабораторный практикум по физиологии нервной системы: учебное пособие с грифом УМО / Т. С. Копосова, Н. В. Звягина, С. Ф. Лукина. – Архангельск: Изд-во Поморского университета, 2004. – 520 с.

8. Краткая медицинская энциклопедия: в 2-х томах / под ред. В. И. Покровского. – Москва: НПО «Медицинская энциклопедия», «Крон-Пресс», 1994.

9. Кураев, Г. А., Леднова М.И., Морозова Г.И. Взаимосвязь развития тонкой моторики кисти и высших психических функций ребенка / Г. А. Кураев, М. И. Леднова, Г. И. Морозова // Валеология. – № 4. – 2001. – С. 31–34.

10. Орлов, Р. С. Нормальная физиология: учебник для вузов с грифом УМО / Р. С. Орлов, А. Д. Ноздрачев. – Москва: «ГЭОТАР-Медиа», 2005. – 696 с.

11.Энциклопедический словарь медицинских терминов [Электронный ресурс] . – Режим доступа: URL: www.rubricon.com.

12.Смирнов, В. М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность / В. М. Смирнов. – Москва: Academia, 2003.

13.Трохимчук, Л. Ф. Роль биологических и социальных факторов в развитии мелкой моторики кисти / Л. Ф. Трохимчук, Т. Г. Кириллова, Л. П. Литвинова // Валеология. – № 4. – 2001. – С. 34–37.

14.Фатеева, Н. Н. Возрастная анатомия и физиология: учебно-методический комплекс: методические указания и индивидуальные задания для студентов очной и заочной форм обучения специальностей: 050602.65 – «Изобразительное искусство», 050601.65 – «Музыкальное образование», 031200 – «Педагогика и методика начального образования» / Н. Н. Фатеева. – Институт педагогики, психологии и управления ТюмГУ, 2007. – 17 с.

15.Хронобиология и хрономедицина / под ред. Ф. И. Комарова. – Москва, 1989.

Наши рекомендации