Семинарское занятие 1. Тема: Введение в предмет «Возрастная анатомия и физиология». Общие закономерности роста и развития организма. Организм как единое целое.
1. Клетка как элемент системы организма человека.
2. Ткань как совокупность клеток организма.
3. Функция органов в организме человека: кровеносная, пищеварительная, нервная, дыхательная и другие функции.
4. Внутренняя среда организма.
5. Гомеостаз.
6. Саморегуляция.
7. Гуморальная регуляция.
8. Нервная регуляция.
Семинарское занятие 2. Тема: Календарный и биологический возраст, их соотношение, критерии определения биологического возраста на разных этапах онтогенеза.
1. Морфологические критерии биологического возраста.
2. Методы определения биологического возраста по степени зубной зрелости, по степени скелетной зрелости, по степени развития вторичных половых признаков.
3. Схема оценки развития вторичных половых признаков.
4. «Сосудистый возраст» в оценке биологического возраста.
5. Определение биологического возраста взрослого человека.
6. Возрастная динамика морфологических признаков.
Семинарское занятие 3. Тема: Закономерности онтогенетического развития опорно-двигательного аппарата.
1. Опорно-двигательный аппарат.
2. Физическое развитие как уникальный показатель здоровья.
3. Комплексная оценка развития.
4. Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата.
5. Скелет как основная структурообразующая система организма. Строение, состав кости. Части скелета (череп, позвоночник, грудная клетка, конечности).
6. Мышечная система как активная часть опорно-двигательного аппарата.
7. Строение и типы мышц. Основные свойства гладких и поперечно полосатых мышц. Сходство и различия.
8. Виды мышечного сокращения. Понятие мышечного тонуса.
9. Влияние физических нагрузок на растущий организм.
10. Исследование выносливости и физической работоспособности (тест Руффье, степ-тест, приседания, ортостатическая проба и др.).
Семинарское занятие 4. Тема: Наследственность и среда, их влияние на развитие детского организма.
1. Физическое развитие как уникальный показатель здоровья.
2. Изучение генетических методов.
3. Генетические и фенотипические маркеры.
4. Соматотипы. Факторы формирования соматотипа.
5. Факторы внешней среды, воздействующие на организм в процессе его жизнедеятельности, роста и развития.
6. Показатели физического развития и их оценка.
7. Размеры и форма тела.
8. Показатели и стандарты (нормативы) физического развития.
9. Возрастные изменения общего плана строения тела.
10. Телосложение и конституция.
11. Отклонения физического развития, их значение для здоровья.
12. Социальные и другие факторы, оказывающие влияние на развитие.
13. Отклонения в физическом развитии.
Семинарское занятие 5. Тема: Сердечно-сосудистая система как индикатор состояния целостного организма.
1. Общая схема кровообращения, строение сердца, его конструктивные возрастные преобразования, сердечный цикл, частота сердечных сокращений, понятие сердечного выброса (систолического и минутного).
2. Расчет показателей системы кровообращения по формулам (Старра, Романцевой и др).
3. Значение системы кровообращения для роста и развития детей.
4. Значение физических тренировок для развития резервных возможностей сердечной мышцы.
5. Артериальное давление. Методы измерения артериального давления.
6. Давление крови в покое, после физической нагрузки и в период восстановления к исходному уровню.
7. Типы кровообращения и типы реакций системы кровообращения на физическую нагрузку (нормотонический, гипотонический, гипертонический, ступенчатый).
Семинарское занятие 6. Тема: Развитие регуляторных систем (гуморальной и нервной).
1. Общие закономерности деятельности органов эндокринной системы, возрастные особенности.
2. Железы внутренней секреции.
3. Гормоны.
4. Гипоталамо-гипофизарная система, роль в регуляции деятельности эндокринных желез.
5. Понятие о половом созревании.
6. Стадии полового созревания.
7. Биологическая и социальная роль мужчины и женщины.
8. Общий план строения нервной системы.
9. Спинной и головной мозг.
10. Центральная нервная система.
11. Нейрон - структурно-функциональная единица ЦНС.
12. Рефлекторная дуга – материальная основа рефлекса.
13. Свойства нервных центров, возрастные особенности.