Мета-навык Ф-1. Самообслуживание и самообеспечение.
Как мы уже достаточно подробно описали выше для преодоления кризиса выживания необходимо овладеть базовыми навыками самообслуживания. По мере развития эти навыки будут усложняться, параллельно с развитием комитента – уровня ответственности, потребуется все больше навыков. Если у маленького ребенка, находящегося на попечении у родителей, этот набор навыков сводится к простейшему набору – одеться-раздеться, поесть, помыться. То уже на втором уровне развития понадобится умение позаботиться о себе в определенном социальном окружении в рамках определенных социальных ритуалов – в детском саду ребенку необходимо научиться застилать за собой кровать, убирать посуду со стола, убирать игрушки и личные вещи, чего от него не требовалось дома. Для преодоления кризиса самостоятельности подростку необходимо уже научиться гораздо большему набору навыков. Сюда входит прежде всего рациональное отношение к деньгам, необходимо понимание того что и сколько стоит, каким образом могут быть заработаны деньги. Ему потребуются умения длительное время обходиться без родителей, готовить себе еду, обеспечивать быт. В дальнейшем в понятие самообслуживание включается задача самообеспечения - потребуется овладение теми или иными навыками для зарабатывания денег и умению рационально их тратить, соблюдать денежную дисциплину и пр. Чем выше коммитмент личности, тем выше потребность в самообеспечении. В определенный момент в круг ответственности, которую берет на себя человек попадают семья, дети, близкие. В состоянии «интерес» нам потребуется вносить свой вклад в поддержку существования групп, в которых мы реализуем собственные задачи. В зоне интеграции лидер коллектива несет ответственность за физическое существование группы, которую он олицетворяет. В зрелом возрасте встает задача обеспечения старости близких, а со времени и собственной старости. Навык Ф1 по мере развития постоянно модифицируется и усложняется.
Важным аспектом адекватного уровня развития навыка Ф1 также является формирование ощущения уровня достаточного комфорта на уровне материального существования. Все что мы рассмотрели выше – навыки обеспечивающие самообслуживание и самообеспечение, относятся к мужской составляющей навыка Ф1. Однако у этого навыка имеется и другой аспект – женский, который выражается в формировании ощущения комфорта физического существования - умения сформировать потребность в комфорте и создать уровень необходимого комфорта. Женская ипостась формирует потребность в необходимом уровне комфорта, а мужская ипостась призвана удовлетворить этот уровень.
Если в развитии навыка Ф1 превалирует мужской аспект, то человек будет максимально нацелен на расширение личных ресурсов, которые должны обеспечить существование на соответствующем уровне коммитмента (семьи, друзей и близких, коллектива, предприятия), но при этом будет максимально неприхотлив в личном потреблении. В то время как превалирование женского аспекта при отсутствии мужского ведет к формированию завышенных требований к комфорту существования и отсутствия способности удовлетворить эти потребности.
Идеальное развитие навыка Ф1 на каждом уровне развития характеризуется с одной стороны способностью сформулировать потребности в необходимом уровне комфорта, а с другой сформировать ресурсы для реализации адекватного обеспечения уровня комфорта, соответствующего коммитмента. То есть задача - достичь гармонии между требуемым уровнем потребностей (личных, семейных, групповых) и имеющимися ресурсами (доходами) для их удовлетворения.
Можно выделить два вида отклонения от идеального гармоничного баланса, с которыми мы сталкиваемся при работе над этой группой навыков – превышение потребной степени комфорта над возможностями удовлетворить эту потребности. Условно эту диспропорцию можно назвать Женской. Это типичная диспропорция для современного человека – маркетинг, и реклама общества потребления формируют в нас завышенные потребности в уровне комфорта, как правило существенно превышающие разумный баланс . Нас мотивируют на завышенное потребление, для чего как правило не хватает ресурсов.
Другой формой дисбаланса – мужского типа, кстати гораздо реже встречающегося, является пренебрежение очевидно минимальными потребностями нормальном уровне потребления и комфорта, вызывающее социальное неодобрение. Задача заключается в том, чтобы устранить эту диспропорцию, с одной стороны формируя большие возможности для самообеспечения, а с другой находить баланс между доступным уровнем дохода и формированием разумного уровня комфорта, соответствующего имеющимся ресурсам.
Далее приведена таблица для экспресс-анализа уровня развития навыка Ф1 - уровень владения оценивается по двум шкалам. Нужно подобрать максимально соответствующее вашему самоощущению определения в сначала в средней колонке, затем в правой. Оценить уровень владения навыком по каждой колонке, после чего сложить баллы. Итоговая сумма характеризует ваш уровень развития навыка Ф1. А разница оценки в средней и левой колонке характеризует диспропорцию в развитии навыка. Напомним, что для обеспечения беспроблемного развития необходим уровень развития навыка 5 и более. Если ваша оценка не превышает 5, то вам необходимо обратить внимание на навыки этой группы, скорее всего их несформированность будет вести к проблемам в вашем дальнейшем развитии. Важное замечание, этот тест можно применять для оценки уровня развития навыков Ф1 взрослого человека, для каждого возрастного периода этот тест будет иметь определенную специфику.
Формирование комфортного окружения (Ж) | Самообеспечение и самообслуживание (М) | |
Я совершенно не представляю, как должен быть обустроен мой быт, полностью полагаюсь на близких (жену, родителей). Мне необходима внешняя забота, для минимальной бытовой обустроенности, я не представляю что и когда нужно делать. Простейшие бытовые проблемы ставят меня в тупик. | Я абсолютно завишу от других людей (родителей, родственников, супруга (и)) в удовлетворении своих, даже самых минимальных потребностей. Я уверен в том, что и дня не выживу если останусь без их помощи. Я не со способен зарабатывать деньги, и не рассчитываю на себя. Я не способен выжить в незнакомых мне обстоятельствах без посторонней помощи. | |
Ненавижу решать бытовые проблемы, хотя приходится это делать. Вообще я плохо приспособлен к быту, у меня все валится из рук. Я могу делать что-то только под внешним воздействием, инициатива в этих вопросах не для меня. | Я могу выжить один и заработать на минимальные потребности, обеспечивающие выживание, но не могу обеспечить себя на желаемом уровне. Я постоянно испытываю дефицит в средствах к существованию. Близким лучше не надеется на мою помощь мне едва хватает на поддержание минимального уровня обеспечения собственных потребностей. Очень боюсь непредвиденных обстоятельств и меня пугают любые непривычные мне окружающие условия жизни. Я нуждаюсь в заботе и если остаюсь один мои бытовые условия быстро превращаются в непереносимые. | |
Могу взять на себя ответственность по дому, но мне комфортнее, когда кто-то занимается домом и хозяйством и я стараюсь избегать этого. По хозяйству умею хорошо делать очень немногое, и то для этого нужны особые обстоятельства. В общем живу как придется, это меня мало интересует и не входит в круг моих интересов. | Я могу обеспечить себя, и в случае необходимости даже моих близких. Однако это мне дается с большим трудом, у меня случаются долги, которые доставляют мне большие проблемы. Я не уверен в своем финансовом будущем, меня страшит потеря работы, возникновение непредвиденных трат и т.п. Предпочитаю жить в понятных знакомых условиях, не очень люблю изменения, мне необходимо. Например, путешествия, переезды или смена работы может доставить мне много волнений. Я способен позаботиться о себе но это доставляет мне большие сложности. | |
В общем я понимаю, что такое уют и комфорт и могу нормально его обеспечить, знаю толк в готовке и пр., правда не всегда получаю от этого настоящее удовольствие, поэтому занимаюсь этом по мере необходимости, и под настроение, выбираю делать то, что у меня лучше получается и к чему я склонен. Предпочитаю делить эту ответственность с близкими, но часто это мне нравится. | Я в состоянии обеспечить достаточный уровень проживания себе и, если понадобится моим близким. У меня иногда возникают небольшие проблемы, но это обычно связано с форс-мажорными обстоятельствами. Я уверен, что не останусь без средств к существованию, если не случится ничего страшного (что иногда меня пугает). Я имею опыт существования в различных условиях, хоть и предпочитаю привычные условия жизни, ни иногда не прочь оказаться в экстремальных обстоятельствах. | |
Любою и умею создавать приятную обстановку в жизни, люблю обустраивать быт, готовить, создавать уют. Понимаю, как позаботиться о ближних, ну и само-собой о себе. В моем арсенале много знаний о том, как сделать жизнь комфортной. Не могу себя назвать экспертом и есть некоторые вещи которые я не очень люблю, и стараюсь их не замечать. Но в целом я хороший (ая) хозяин (йка). | Я имею все необходимое для обеспечения себя и близких всем что нужно для нормального достаточно комфортного уровня жизни. Все мои риски застрахованы, я уверен в будущем. Имею различные варианты выхода из сложных обстоятельств если они возникнут. Имею опыт преодоления различных некомфортных условий они меня не смущают. Хотя я конечно не эксперт, некоторые экстремальные бытовые ситуации могут заставить меня чувствовать себя не комфортно, но в целом я почти всегда чувствую себя уверено в различных условиях существования | |
Я эксперт в создании благоприятного окружения, могу создать рай в любой жизненной ситуации, владею самыми разнообразными навыками создания комфортных условий. Могу сварить кашу из топора и соорудить рай в шалаше. Я всегда понимаю, как должен быть устроен быт, для меня лично и для всех кто нуждается в моей помощи. | Я абсолютно уверен, что обеспечу достаточный для комфортного существования уровень обеспечения себе и своим близким в любых жизненных обстоятельствах, даже самых непредвиденных. Спокойно чувствую себя в самых экстремальных условиях, мне надо очень немногое чтобы обеспечить выживание и это всегда можно организовать в каких бы жизненных обстоятельствах я не оказался. |