Врожденные навыки – природная гениальность каждого
Глава 4. Линия развития навыков физического интеллекта (красная линия)
Прежде чем перейти к детальному рассмотрению оставшихся 42 мета-навыков развития нужно отметить одну особенность. Всякий мета-навык имеет 2 противоположных, но взаимо-необходимых и дополняющих друг друга проявлений. Условно мы их будем означать как мужские и женские (Инь-Ян). Это разделение условно, на практике оба этих аспекта мета-навыков в равной степени необходимы и мужчинам и женщинам. Однако в силу культурной традиции, сложившимся стереотипам воспитания и определенным физиологическим предрасположенностям мужчинам проще развивать мужские аспекты мета-навыка, а женщинам женские. Однако для идеального овладения мета-навыком необходимо развивать оба этих аспекта в гармонии. Еще одна необходимая ремарка, для преодоления очередного кризиса и устойчивого существования на соответствующем уровне развития необходимо овладение мета-навыком не в совершенстве (это удел профессионалов в данном мета-навыке). Необходимо владение им на среднем уровне (5 из 10 балов). Итак, перейдем к практическому рассмотрению каждого мета-навыка.
Линия развития физического интеллекта — это основа для создания условий счастливой жизни. Для формирования устойчивого ощущения счастья нам как минимум нужно иметь здоровое тело, которое обеспечено необходимыми ресурсами, так же для реализации тех или других целей необходимо уметь аккумулировать энергию, грамотно ее расходовать, для долгой и счастливой жизни надо уметь заботиться своем здоровье для всего этого необходимо иметь достаточно много знаний, умений и хороших привычек, которые позволят создать такое тело, которое обеспечит долгую и продуктивную жизнь. На высших уровнях развития при реализации долгосрочных массивных целей, требующих большого вовлечения всех ресурсов (эмоциональных, творческих, интеллектуальных, духовных) требуется отменное здоровье, выносливость и способность выносить существенные перегрузки. А так как эти уровни реализации становятся доступными в зрелом возрасте, то необходима планомерная работа с телом на протяжении всей жизни для обеспечения потенциальных возможностей самореализации.
Мета навык Ф-6. Аскеза.
Говорить о навыках шестого уровня развития вообще не просто. Во-первых у нас недостаточно материала для того чтобы исследовать группу людей, которые достигли этого уровня развития, их вообще очень не много. В основном мы моделируем этот уровень развития личности не на основании собственного опыта общения, а по различным свидетельствам, в той или иной степени полным. Этот материал крайне скуп, очень трудно говорить об этом уровне развития, так как человек достигший этого уровня развития как правило избегает публичности и не заботиться о том, чтобы как то обозначить особенности своей индивидуальной жизни. Во- вторых, способы существования и ценности на этом уровне радикально отличаются от общепринятых стандартов. Впрочем, это отличие касается любого уровня в сравнении с другими, например, человек на уровне необходимости по структуре ценностей, принципам существования и реальной практике жизни радикально отличается от человека в зоне интереса или интеграции, но модели поведения на первых пяти уровнях нам более менее привычны и люди этих уровней окружают нас и не вызывают у нас таких недоумений, как то, что мы видим у людей на 6 уровне. Основная особенность человека на 6 уровне развития в области физического развития – это радикальное снижение личностных потребностей. Всем знаком карикатурный образ гениального художника или поэта, который совершенно не привязан к потребностям мирской жизни, и весь устремлен в эфемерные пространства творчества. Этот образ хоть и несколько утрированно, но в определенном аспекте достаточно точно характеризует физическое существование человека в зоне смысла. Главная особенность физического развития на этом уровне – это аскетизм в области физических потребностей и использование своих физических сил без в режиме минимизации потребляемых ресурсов. Связано это с несколькими причинами, во-первых нормальный возраст для преодоления кризиса смысла 50-55 лет, в это время происходит достаточно радикальная перестройка организма, а в силу этого фундаментально меняются основные стереотипы физического поведения. С другой стороны, в этом состоянии человек обретает подлинный смысл существования, его интересы и увлечения так же претерпевают радикальную перестройку. Состояние в зоне смысла это с одной стороны глубокая концентрация на единственной жизненной задаче, а с другой неминуемо необходимая оптимизация всех жизненных ресурсов и непрерывная поддержка состояния «потока» необходимого для реализации этой задачи. В этом состоянии возникает совершенно уникальное ощущение резонанса, которое достаточно трудно описать в формальных категориях. Если на предыдущих уровнях развития главная цель сводилась к балансировке нагрузки и расслабления (симпато-парасимпатический маятник) и постепенного увеличения диапазона этого маятника, то есть поддержание состояние оптимального стресса. То на уровне смысла эта задача интерпретируется как формирование состояния резонанса, возникающего от гармонии внутренней и внешней среды. Это гармоничное объединение всех ресурсов, эмоциональных, интеллектуальных, физических в процессе жизни и реализации жизненных задач, при этом не только внутренних личностных ресурсов, но и внешних – питания, дыхания, физической среды обитания, воды, воздуха, солнца, тепла и холода. Человек входит в гармоничное соединение со всем окружающим миром и за счет этого гармоничного сочетания может использовать любые ресурсы с максимальным коэффициентом полезного действия. На уровне физического тела это приводит к снижению потребностей в пище, очень часто люди на этом уровне не только кране скромны в питании, но и естественным обозом отказываются от мяса и другой избыточной и нездоровой пищи. В отличии от пятого уровня, на котором высокая степень физической активности была необходимым условием поддержания достаточного уровня работоспособности, люди шестого уровня становятся крайне экономны и оптимальны в расходовании физической энергии. Так же снижается потребность в других проявлениях физического комфорта. Достаточно выразительные примеры человека на этом уровне дают нам образы восточных мудрецов, медитирующих в горах Гималаев или удивительные портреты Христианских подвижников. Однако схожие примеры стереотипов поведения демонстрируют личности этого уровня не зависимо от их социальной принадлежности, политик Махатма Ганди, художник –Микельанджело Буанаротти, ученый – Альберт Швейцер и пр. Несмотря на огромную разницу во всех аспектах жизни эти люди демонстрировали в зрелые годы жизни очень похожее отношение к физическому существованию, которые можно охарактеризовать как аскетизм. Аскетизм на этом уровне – не есть простое подавление своих физических желаний и снижение уровня потребления. Это максимальная оптимизация и утилизация всего, что производит природа, это путь минимализма в потреблении без какого-то ущерба для себя и окружающих. Отказ от излишеств и возникшее ощущения достаточности малого, в этом состоянии это не источник страданий от ограничения возможностей, а источник радости от ощущения минимальной разумной достаточности. Это путь минимализма, к которому приходит всякий человек, которого мы можем назвать мудрецом, а именно это слово лучше всего характеризует человека на этом уровне развития. Минимализм проявляется не только на уровне физического потребления, но и во всех аспектах жизни, но на физическом уровне он наиболее заметен и ощутим. Если угодно это единственно возможный путь, который приводит человека к подлинному ощущению Счастья. В современном мире, в котором превалирует модель счастья, основанная на расширенном потреблении такие люди выглядят как минимум странно, но именно они и производят максимальный вклад в развития общества и цивилизации в целом.
Врожденные навыки – природная гениальность каждого
Человек рождается с уникальным набором навыков, которые обеспечивают потенции развития на всех базовых линиях развития. Ирония судьбы заключается в том, что именно эти способности в значительной степени и являются целью развития на соответствующих линиях. Однако обладая этими чудным образом сформированными природой врожденными способностями человек в процессе воспитания и социализации постепенно их утрачивает.
Линия физического развития навыки Ф0-Ф7
Ребенок рождается с прекрасным умением ощущать свое тело и знать, что хорошо и что плохо. Он знает, когда ему надо спасть, и когда проснуться, он прекрасно чувствует, что и когда нужно есть, для оптимального роста, он реагирует на малейшие изменения в окружающей обстановке, которая может угрожать его здоровью и безопасности и немедленно сообщает об этом окружающим. Однако, с возрастом мы под воздействием обстоятельств мы утрачиваем эти способности. Мы научаемся есть не всегда правильную и здоровую пищу, мы приучаем себя к совершенно не нужным нам продуктам (таким как сладкие газированные напитки, жирная и жаренная пища, различные рафинированные продукты) и даже ухитряемся пристраститься к откровенным ядам – алкоголю и табаку. Фармакологическая медицина вносит коррекции в естественные защитные механизмы до такой степени, что большинство из нас не может обойтись без таблеток в повседневной жизни. Необходимость социализации заставляет нас учиться игнорировать и пренебрегать сигналами нашего тела – спать, когда надо, а не когда хочется, есть что дают, а не то что хочется, подолгу сидеть в неудобной позе… Постепенно мы научаемся не обращать внимание на те или иные сигналы нашего организма, а иногда и вовсе начинаем игнорировать их. Некоторые люди становятся на столько не чувствительными, что обнаруживают болезни только на последней и часто неизлечимой стадии. В возрасте окончательного взросления (после 25лет) мы как правило практически разучаемся навыку понимания и непосредственного взаимодействия со своим телом, которым мы обладали в момент рождения. Как и на других базовых линиях развития конечной задачей развития человека является восстановление этой врожденной способности. Высшее состояние развития физического интеллекта – результат реализации идеального сценария развития личности является восстановление этой естественная связи тела и создания, но на другом качественном уровне. Не на уровне интуиции и неосознаваемой обратной связи, а на основе разнообразного опыта эксплуатации своего тела, знаний о закономерностях его функционирования, умения наблюдать и своевременно реагировать на его запросы. Идеальным окончанием жизни мы видим ее завершение не в состоянии болезни и страдания, а пребывание в чистом, прекрасно функционирующем теле, ничем не обременяющем своего владельца. Такое завершение жизни не является невозможным - имеются множественные примеры святых и просветленных личностей, смерти которых не были сопряжены со страданием, а воспринимались как спокойный добровольный переход в новое качественное состояние.
Линия развития навыков коммуникации К0-К7
Вторая гениальная способность с которой рождается ребенок – это способность к открытой коммуникации. Маленький ребенок не имеет никаких проблем с общением, он свободно вступает во взаимодействие с любым человеком, при этом абсолютно искренен в своем взаимодействии - он весь открыт, он свободно проявляет свое отношение к собеседнику, это может быть позитивное или негативное отношение, у него нет нужды притворяться и скрывать свои истинные чувства и намерения, врать, манипулировать… Он свободен, у него просто нет никаких возможностей быть неискренним. По мере взросления и социализации ему придется научиться скрывать свои искренние проявления, подчиняться правилам общения, скрывать свои мысли, которые могут повредить отношениям или реализации личных целей. Он научится носить маски, которые позволят ему реализовывать социальные роли, и возможно он перестанет различать свои истинные чувства и намерения и исполняемые им роли. По мере взросления это различие между «внутренним ребенком» и «внешним взрослым» могут стать настолько критичными, что он может утратить собственную идентичность и стать актером в бесконечном спектакле, где будет непрерывно менять подходящие случаю маски. Однако по мере развития необходимость в манипуляциях, неискренних отношениях, лжи в общении станет постепенно снижаться, и спустя много лет, при реализации идеального сценария развития человек может вернуться способу общения с миром свойственного маленькому ребенку – открытой коммуникации, в которой отсутствуют конфликты и противоречия между внутренним и внешним. В этом случае взаимодействие с другими происходит искренне, максимально эффективно и достигает результата - это высший уровень развития на базовой линии навыков коммуникации.
Линия развития навыков достижения Д0-Д7
Ребенок в определенном смысле рождается с идеальными способностями к достижению своих целей. Цели у него достаточно простые – поесть, попить, быть переодетым, обеспечить нужную температуру окружающего воздуха, принять удобное положение и и.д. Но достигать этих целей младенец способен с упорством не доступным никакому взрослому человеку. Его способности реализации целей совершенны и ничем не ограничены, он будет неуклонно идти к своей цели (кричать и требовать их реализации) несмотря ни на что, ребенку не знакома лень, прокрастинация, страх достижения результата. Ему не помешает ложные цели, наличие негативного опыта, недостаточное осознание цели – все то что мешает взрослому человеку достигать своих целей. Ребенок идет к цели на прямую не имею никаких психологических преград и остановит его в этом упорстве только окончательная потеря сил или смерть. Это уникальная способность, которую мы так же утрачиваем с появлением жизненного опыта и развитием нашей индивидуальной психики. Эту способность нам предстоит восстановить для достижение высшего уровня развития – совершенное владение навыком реализации целей – это движение к цели по кратчайшему оптимальному пути без каких-либо психологических преград, оптимального соотношения ресурсов достижения цели и достигаемых по средством их результатов.