Патопсихологическая оценка нарушений интеллекта

Определение уровня интеллектуальных нарушений в отечественной клинической психологии и психиатрии включает в себя как клиническую, так и патопсихологическую оценку. При этом приоритет отдается клинической диагностике. Несмотря на это, экспериментально-психологическое тестирование способно уточнить характер и тяжесть снижения интеллекта. Наиболее часто для этих целей используется тест прогрессивных матриц Равена. Он состоит из 60 заданий, распределенных по 5 сериям. В каждой серии представлено изображение полотна с геометрическим рисунком или несколько матриц с одной недостающей частью. Испытуемому предлагается обнаружить закономерности в матрицах и подобрать из шести-восьми предложенных ту матрицу, которой недостает в полном изображении. От серии к серии задания усложняются.

Результаты оцениваются по количеству правильно подобранных недостающих фрагментов по каждому заданию. Выделяется пять степеней развития интеллекта по тесту Равена:

1 степень - более 57 правильных ответов (баллов), т.е. более

95% - особо высокоразвитый интеллект.

11 степень - от 45 до 57 баллов (75-94%) - интеллект выше

среднего.

111 степень - от 15 до 45 баллов (25-74%) - интеллект средний.

1У степень - от 3 до 15 баллов (5-24%) - интеллект ниже

среднего.

У степень - менее 3 баллов (5%) - интеллектуальный дефект.

Считается, что уровень 30 баллов является для взрослого человека условной границей между оценкой его интеллекта в рамках нормы и при умственной отсталости.

Оценка интеллекта возможна опосредованно при исследовании особенностей мышления, в частности, понимания переносного смысла пословиц и поговорок, обшей осведомленности и т.д., составляющих основу теста Векслера.

Патопсихологическая оценка нарушений эмоций

Психологические методики, позволяющие оценивать аффективные нарушения, как правило представляют собой опросники шкалы самооценки. Среди них самые известные направлены на определение выраженности тревоги (шкала Спилбергера, Шихана) и депрессии (Бека, Гамильтона). В связи с тем, что испытуемый самостоятельно оценивает уровень собственной эмоциональности результаты перечисленных шкал следует сравнивать с клиническими показателями. Их использование обоснованно в большей степени при оценке эффективности терапевтических мероприятий.

Одним из наиболее значимых в оценке эмоциональных нарушений является проективный тест цветовых выборов Люшера. С его помощью удается определить уровень стресса (тревоги). Тест Люшера представляет собой набор карточек разного цвета (обычно используется восьмицветный тест). Испытуемому предлагается расположить их по мере снижения симпатии к цвету - на первое место поставить «самый приятный» на момент обследования цвет, на последнее - «самый неприятный». Исследование повторяется дважды.

За каждым цветом закреплены соответствующие параметры, характеризующие индивидуально-психологические особенности человека. Люшер выделил четыре основных цвета (синий, зеленый, красный, желтый) и четыре дополнительных (фиолетовый, коричневый, черный, серый), а также отметил, что постановка цвета на первое место указывает на цветовые ассоциации с основным способом действия, на второе - с целью, к которой человек стремится, на третье и четвертое - с эмоциональной оценкой истинного положения вещей, на пятое и шестое - с невостребованными в данный момент резервами, на последние места - с подавленными потребностями.

В аффективной сфере синий цвет ассоциируется с крайней чувствительностью человека, повышенной тревожностью и вследствие этого с потребностью в эмоциональном комфорте, покое. Зеленый цвет указывает на повышенную чувствительность человека к оценке его со стороны окружающих, к критике. Красный демонстрирует жизнерадостность, оптимистичность и раскованность чувств. Желтый - эмотивность и экзальтированность, нетерпеливость, неустойчивость и отсутствие глубины переживаний, а также эмоциональную незрелость. Выбор фиолетового цвета как наиболее приятного может трактоваться как эмоциональная неустойчивость, напряженность. Коричневый цвет отражает тревожность с соматическими эквивалентами; черный - агрессивность, озлобленность, дисфорию; серый - усталость, безразличие.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Айви А., Айви М., Саймек-Дайнинг Л. Консультирование и психотерапия, 1987.

2. Блейхер В.М.. Крук И.В.. Боков С.Н. Практическая патопсихология. Ростов-на-Дону, 1996.

3. Гиндикин В.Я. Лексикон малой психиатрии. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1997.

4. Жариков Н.М., Тюльпин Ю.Г. Психиатрия. - М.: Медицина, 2000.

5. Кабанов М.М., Смирнов В.М., Личко А.Е. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л., 1983.

6. Жмуров В.А. Общая психопатология. – Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1986.

7. Каплан Г.И., Сэдок Б.Д. Клиническая психиатрия. Т1,2. М.: Медицина, 1994.

8. Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. М.: Медицина, 1985.

9. Руководство по психиатрии / Под ред. Г.В. Морозова. – В 2-х т. – М.: Медицина, 1988.

10. Руководство по психиатрии / Под ред. А.В. Снежневского. – М.: Медицина, 1983.

11. Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики. М., 1980.

12. Менделевич В.Д. Психиатрическая пропедевтика. М., 1997.

13. Меграбян А.А. Общая психопатология. М.: Медицина, 1972.

14. Тиганов А.С. Руководство по психиатрии. Т. 1-2. М.: Медицина, 1999.

15. Ясперс К. Собрание сочинений по психопатологии в 2 тт. – М.: Издательский центр «Академия»; СПб.: «Белый кролик», 1996.

АННОТАЦИЯ. Материалы методических рекомендаций ставят своей задачей облегчить студентам подготовку по базовым методикам клинико-психопатологического обследования больных с психическими расстройствами. Изложены стратегии диагностического интервью, особенности психиатрического анамнеза и истории болезни, а также психопатологические методы исследования нарушений отдельных сфер психики. В пособии отражены наиболее устоявшиеся, общепринятые в настоящее время подходы к диагностике психических расстройств, а также использован многолетний опыт преподавания на кафедре психиатрии ТГМА.

Наши рекомендации