При степени готовности «общая готовность гражданской обороны» выполняются следующие мероприятия:-
1.приведение в готовность личного состава органов управления;
2.организация круглосуточной работы СНЛК;
3.проведение мероприятий по защите личного состава службы и больных, находящихся в ЛПУ;
4.взаимодействие с другими службами ГО и с военно-медицинской службой округов;
5.уточнение планов медицинского обеспечения населения;
6.подготовка к эвакуации объектов здравоохранения и к вывозу имущества из категорированных городов в загородную зону;
7.проводится комплекс санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленный на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
8.приведение в готовность всех формирований МСГО без прекращения их работы в пункте постоянной дислокации;
9.передаются в оперативное подчинение санитарно- транспортные формирования;
10.нетранспортабельных больных укрывают в защищенных
стационарах;
Эвакуация в загородную зону из категорированных городов осуществляется в период установления «общей готовности ГО» после соответствующего распоряжения.
В этот период МСГО:
1. выводит созданные медицинские формирования в загородную зону (в район сосредоточения);
2. организует эвакуацию лечебных учреждений из города и за счет них развертывает больничную базу;
3. организует и проводит медицинское обеспечение эвакуации и рассредоточения населения.
Мобилизационный резерв - эторезерв имущества, транспорта, личного состава, специалистов, формирований, учреждений в размерах не менее 25% от штатной численности, а для организационного ядра 100%, предназначенный для гарантированного выполнения мобилизационного задания, а так же для восполнения возможных потерь мобилизационных ресурсов.
а) в интересах ВС РФ:
- в каждом субъекте РФ (на территориях) создаются тыловые госпитали (Т.Г.) общей емкостью 5-25 тыс. коек. Это специализированные лечебные учреждения Минздрава, последние этапы в системе ЛЭО войск; Предназначение - оказание квалифицированной и специализированной медицинской помощи, лечение и реабилитация;
-обсервационные пункты как барьер для инфекций из ВС в тыл;
-оперативные койки - в местных больницах для стационарного лечения и обследования военнослужащих.
б) для МО населения в военное время формируется (создается) мсго.
МСГО - общегосударственная служба, объединяющая на всех уровнях кадровые, материально-технические ресурсы гражданского здравоохранения любой ведомственной принадлежности и форм собственности в единую систему, обеспечивающую в военное время выполнение комплекса мероприятий МО населения (ЛЭМ, санитарно-гигиенических и противоэпидемических, ЗОМП, медицинское снабжение и др.)
МСГО имеет 4 уровня: федеральный, территориальный, местный и объектовый.
Состоит из:
а) руководства (органов управления);
б) сил и средств (невоенизированные формирования,
учреждения).
Руководство на всех уровнях представлено: а) начальниками МСГО (руководители здравоохранения); б) начальниками штабов МСГО (при руководителях здравоохранения);
в) начальниками ГО объектов здравоохранения;
г) руководителями медицинских формирований и учреждений
МСГО.
В состав МСГО входят:
1. Формирования:
1.Управления ББ;
2.СП (санитарные посты);
3.СД (ОСД) (санитарные дружины, отряды санитарных дружин);
4.Бригады скорой и неотложной помощи;
5.Бригады специализированной медицинской помощи;
6.Мобильные МО (ОПМ);
7.Подвижные госпитали;
8.Группы эпидемической разведки;
9.Противоэпидемические бригады;
10.Аптечные летучки и др.
Кроме того, в военное время в распоряжение МСГО могут придаваться санитарно-транспортные формирования:
- автосанитарные отряды (колонны);
-авиа-санитарные эскадрильи (полки);
-санитарно-транспортные суда.
2. Учреждения:
Больницы, эвакоприемники, центры ГСЭН, учебные (научно-исследовательские) учреждения, аптеки, склады, базы медицинского имущества, станции переливания крови и др.
Основным органом управления МСГО территории (на военное время) является штаб МСГО. Его состав определяет руководитель здравоохранения (на военное время начальник МСГО).
ГЛАВА 5. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Введение.
Значение создания и подготовки здравоохранения и их мобилизационной подготовки условиях трудно переоценить.
Как известно, целью мобилизационной подготовки СФЗ является максимально возможное и бесперебойное удовлетворение потребности Вооружённых Сил в условиях военного времени. Для достижения этой цели мобилизационная подготовка СФЗ осуществляется заблаговременно в мирное время путём разработки мероприятий, которые осуществляются:
1) в полном объёме в мирное время;
2) при объявлении (полной или частичной) мобилизации Вооружённых Сил;
3) при введении готовности учреждений здравоохранения к мобилизационному развертыванию СФЗ и работе в условиях военного времени;
4) в военное время.
Таким образом, под мобилизационной подготовкой СФЗ мы будем понимать все мероприятия, которые разрабатываются в мирное время. Для осуществления этих мероприятий должен быть приобретены практические умения и навыки выпускников медицинских ВУЗов руководителей ЖГУ и санаторно-курортных учреждений, на базе которых будут созданы специальных формирования здравоохранения и мобилизационных работников здравоохранения, врачей предназначенных для работы в СФЗ в процессе их подготовки и перевода на работу в условиях военного времени.
Термины, определение, классификация и предназначение СФЗ
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ - организационные структуры, создаваемые на военное время для выполнения специальных задач по обеспечению боевой деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации и устойчивости функционирования экономики Российской Федерации.
ГОСПИТАЛЬ - военное лечебно-профилактическое учреждение для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи военнослужащим, находящимся на действительной военной службе, а также генералам, адмиралам и офицерам в запасе и отставке и их лечения.
В соответствии с федеральными законами «Об обороне» и «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» в стране при объявлении мобилизации создаются специальные формирования, предназначенные для выполнения специальных задач по обеспечению боевой деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации.
Для участия в медицинском обеспечении личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации (в период мобилизации и в военное время) в тылу страны создаются специальные формирования здравоохранения, которые предназначены, в первую очередь, для специализированного лечения наиболее тяжелых контингентов раненых и больных, их реабилитации, восстановления бое- и трудоспособности, а также для участия в проведении противоэпидемических мероприятиях среди войск, осуществляющих передислокацию.
Специальные формирования здравоохранения создаются для использования в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, в состав Вооруженных Сил Российской Федерации не передаются. Они являются структурными подразделениями отраслевых органов управления (Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации) и подведомственными им (или находящимися в сфере их деятельности) учреждениями здравоохранения.
Что же представляют собой специальные формированиям здравоохранения?
Под специальными формированиями здравоохранения понимаются органы управления и медицинские учреждения, создаваемые в период мобилизации и военное время для выполнения задач по медицинскому обеспечению личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации.
К специальным формированиям здравоохранения относятся:
1) органы управления специальными формированиями;
2) тыловые госпитали здравоохранения;
3) обсервационные пункты.
Органы управления специальными формированиями -это Главное управление по руководству специальными формированиями здравоохранения, которое создается в Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также отделы и секторы по руководству специальными формированиями здравоохранения, которые создаются в органах управления здравоохранением субъектов Российской Федерации.
В структуре специальных формирований здравоохранения органы управления составляют около 6% от общей их численности.
Тыловые госпитали здравоохраненииявляются специальными формированиями здравоохранения, предназначенными для приема раненых и больных военнослужащих (далее - раненые и больные), поступающих из госпитальных баз фронтов (флотов), войск военных округов (в том числе, из очагов массовых санитарных потерь), оказания им специализированной медицинской помощи, лечения до определившихся исходов и реабилитации.
Тыловые госпитали здравоохранения Российской Федерации (далее тыловые госпитали) являются неотъемлемой составной частью современной системы этапного лечения раненых и больных с эвакуацией их по назначению. Из тыловых госпиталей раненые и больные, по завершению лечения, могут быть возвращены в строй, эвакуированы для дальнейшего лечения в госпитали для ветеранов войн или уволены из Вооруженных Сил Российской Федерации и направлены по месту жительства.
Тыловые госпитали здравоохранения составляют около 92% от общей численности специальных формирований здравоохранения.
Обсервационные пунктыявляются противоэпидемическими учреждениями здравоохранения военного времени. Они предназначены для временной изоляции и обсервации следующих по железнодорожным, водным и воздушным путям сообщения воинских контингентов при их эпидемическом неблагополучии и выполняют функции противоэпидемических барьеров по предупреждению заноса и распространения инфекционных заболеваний в войсках и среди населения.
Обсервационные пункты составляют около 2% от общей численности специальных формирований здравоохранения.
Эта стройная система участия здравоохранения страны в медицинском обеспечении Вооруженных Сил формировалась на различных исторических этапах развития военного и гражданского здравоохранения.
Всякая война занимает первое место среди причин, обусловливающих боевые повреждения личного состава вооруженных сил и населения (гибель, ранения и инвалидность людей), рост инфекционной заболеваемости, что нередко приводило к эпидемическим вспышкам и даже эпидемиям. Во время войны большое количество медицинских работников гражданского, здравоохранения призываются в вооруженные силы. Объем работы медицинских работников и медицинских учреждений резко возрастает. Все это сильно осложняло и осложняет работу органов и учреждений здравоохранения.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что здравоохранение страны всегда занимало важное место в общей системе организации и проведения мероприятий по оказанию медицинской помощи раненым и больным, сохранению их боеспособности и трудоспособности.
История создания СФЗ
Первые документы, позволяющие сделать вывод, о попытках создания системы и органов управления эвакуацией раненых и больных с театра военных действий в тыл страны в России относятся к семидесятым годам XIX века. Опыт войн конца XVIII и начала XIX веков показал, что с началом боевых действий имевшиеся в войсках лечебные учреждения быстро заполнялись ранеными и больными. Это затрудняло передвижение войск, вело к большому отставанию от них госпиталей. Возникла необходимость эвакуации в тыл страны большого числа раненых и больных.
Разработанные в трудах Н.И. Пирогова основные принципы медицинской сортировки и руководства эвакуацией раненых и больных в тыл страны широко применялись в лечебно-эвакуационном обеспечении войск России, Пруссии, США и других государств, а затем были положены в основу "Проекта организации эвакуации", составленного Главным штабом России в 1876 году. Они явились теоретической предпосылкой к возникновению органов управления эвакуацией раненых и больных и организацией их лечения в тылу страны.
Значительный рост санитарных потерь в войнах второй половины XIX века вызвал необходимость массовой эвакуации раненых и больных в тыл страны, а развитие железнодорожного и водного транспорта способствовали её обеспечению. В русско-турецкую войну 1877-1878 гг. в России впервые появились органы управления массовой эвакуацией раненых и больных в виде «эвакуационных комиссий», располагавшихся на узловых железнодорожных станциях при которых развертывались группы госпиталей и лазаретов.
Вместе с тем в эту войну мало что изменилось в лучшую сторону в организации эвакуации и лечения раненых и больных: врачи были отстранены от руководства эвакуацией раненых я больных, эвакуация же была оторвана от лечения. Возглавляли эвакуационные комиссии по - прежнему строевые генералы (офицеры), которые не подчинялись медицинской службе.
Тяжелое положение с сортировкой раненых и больных и маломощность эвакуационных комиссий в русско-японской войне 1904-1905 г.г. вызвали необходимость создания сортировочно - контрольных подразделений медицинской службы. В связи с этим с ноября 1904 года при внутренних эвакуационных комиссиях (кроме Челябинской) начали создаваться сборные эвакуационные пункты, которые явились прототипом современных сортировочных госпиталей.
Дальнейшее развитие система эвакуации раненых и больных и печения их в тылу страны получили в первую мировую войну 1914-1918 годов. С августа 1914 года по 15 ноября 1916 годов с театра военных действий во внутренние районы страны было эвакуировано 4 154 493 раненых и больных, для лечения которых было сформировано значительное количество госпиталей, главным образом за счет общественных организаций - Союзов городов, общества Красного Креста, Земского общества и других.
Согласно «Временному положению об эвакуации раненых и больных», утвержденному в августе 1914 года, была создана система эвакуационных пунктов: на театре военных действий - головных и тыловых, а во внутреннем районе страны - распределительных и окружных. Переход к организации эвакуационных пунктов осуществлялся уже в ходе войны с большими затруднениями и формально был завершен к началу 1915 года. В период первой мировой войны в России было развернуто 8 распределительных и 25 окружных эвакуационных пунктов.
Распределительные эвакуационные пункты (РЭП) развертывались во внутреннем районе на узловых железнодорожных станциях с таким расчетом, чтобы все раненые и больные, прибывающие с фронта, непременно проходили через них.
В состав РЭП, согласно «Временному положению об эвакуации раненых и больных», входили канцелярии и полевые запасные госпитали, предназначенные для временного размещения прибывших с фронта раненых и больных, которые по состоянию здоровья «не могут выдержать дальнейшей перевозки», оказания им медицинской помощи, а также для «обсервации и лечения острозаразных больных». При РЭП содержались: санитарно-гигиенический отряд, дезинфекционные камеры, бани и прачечные; запасы интендантского имущества и продовольствия для обеспечения эвакуируемых
Окружные эвакуационные пункты (ОЭП) развертывались также на узловых железнодорожных станциях в каждом военном округе, куда осуществлялась эвакуация раненых и больных из РЭП.
Как РЭПы, так и ОЭПы возглавлялись строевыми офицерами, поэтому изложенная во «Временном положении об эвакуации раненых и больных» 1914 года стройная и в целом прогрессивная система эвакуации раненых и больных на практике не была реализована.
В 1929 году было введено в действие «Руководство по санитарной эвакуации в РККА», в котором законодательно закреплялись основные принципы лечебно-эвакуационного обеспечения войск Красной Армии. Общее руководство санитарной эвакуацией было сосредоточено в Военно-санитарном управлении РККА (далее - ВСУ РККА). Основными учреждениями санитарной эвакуации являлись: в армейском и фронтовом тыловых районах - полевые, фронтовые и вспомогательные эвакуационные пункты, а во внутреннем районе
Таким образом, издание «Руководства по санитарной эвакуации в РККА» явилось крупным вкладом отечественной медицины в дело совершенствования системы санитарной эвакуации и лечения раненых и больных в тылу страны.
Таким образом, несмотря на непродолжительность войны и её локальный характер, страна вынуждена была привлечь огромные силы и средства военного и гражданского здравоохранения для медицинского обеспечения войск на фронте и в тылу страны.
К сожалению, выводы по итогам советско-финляндской войны 1939-1940 гг. не могли быть реализованы в столь короткий срок. В связи с этим здравоохранение страны и санитарная служба Красной Армии оказались неподготовленными к медицинскому обеспечению первых операций начавшейся войны.
С началом Великой Отечественной войны 1941 -1945 годов на территории страны развернулось формирование обширной сети эвакуационных госпиталей, объединённых под руководством управлений местных и распределительных эвакуационных пунктов в госпитальные базы тыла страны. Работа велась параллельно: Наркоматом обороны формировались органы управления эвакуацией, Наркомздравом формировались ЭГ НКЗ и выделялись оперативные койки. Первыми начали функционировать управления распределительных и местных эвакуационных пунктов, которые до создания гражданских органов управления взяли на себя руководство всеми сторонами деятельности формируемых эвакогоспиталей.
Положение несколько улучшилось после выхода в свет Постановления Государственного Комитета Обороны N 701 от 22 сентября 1941 года "Об улучшении медицинского обслуживания раненых бойцов и командиров Красной Армии" и издания на его основе совместного приказа Народного Комиссара здравоохранения и Начальника Главного В| управления Красной Армии N 0382/474 от 30.09.1941 эвакогоспиталей в полное подчинение НКЗ СССР е Постановлением ГКО N 701 от 22 сентября 1941 года".
Органы управления по руководству эвакогоспиталями тыла страны линии Народного Комиссариата здравоохранения практически стали создаваться только после Постановления Государственного Комитета Обороны N 701 от 22.09.1941 года. До этого, в июне 1941 года, по опыту советско-финляндской войны 1939-1940 годов при военном отделе НКЗ был создан сектор, который, как показал опыт, не в состоянии был обеспечить должного руководства всеми сторонами деятельности ЭГ. В этой связи система управления ЭГ по линии НКЗ была коренным образом пересмотрена.
В 1943 году были созданы типовые штаты управлений (отделов) по руководству ЭГ в республиках, краях и областях. При этом они были значительно расширены. В его составе были 4 сектора: лечебный, планово-финансовый, медицинской статистики и материально-хозяйственного обслуживания, а также секретное делопроизводство.
Дальнейшее развитие система приема, медицинской сортировки и распределения раненых и больных в ЭГ тыла страны получила после утверждения НКЗ СССР в марте 1942 года "Положения о сортировочных госпиталях НКЗ".
Характерным для дислокации эвакуационных госпиталей в тылу страны, органов управления медицинской эвакуацией раненых и больных: управлений распределительных, местных эвакуационных пунктов (далее по тексту - УРЭП, УМЭП соответственно) - в период ВОВ являлось размещение их преимущественно в крупных городах и населенных пунктах.
По данным В.И.Селиванова, по состоянию на 01.07.44 г. из 1385 таких ЭГ-П31 принадлежал НКЗ (81,7 %), 164 - ВЦСПС (11,8 %), 90-НКО (6,5%). Такое соотношение по ведомственной принадлежности ЭГ с незначительными колебаниями сохранялось в течение 3-х последних лет войны.
Всего в 1941-1945 гг. было сформировано госпиталей на 707 600 коек, 56 управлений местных и 10 управлений распределительных эвакуационных пунктов.
Великой Отечественной войны позволила добиться возвращения в строй 72,3% раненых и 90,6% больных. Удельный вес коек специальных формирований здравоохранения (эвакуационных госпиталей Наркомздрава СССР) в общей емкости к коечной сети, развернутой для действующей армии в период Великой Отечественной войны, колебался от 68% в 1941 г. до 35% в 1944 г. Тысячи специальных формирований здравоохранения (эвакуационных госпиталей Наркомздрава СССР) были рассредоточены в различных районах страны. За весь период войны из эвакуационных госпиталей Наркомздрава возвращено в строй 56% из общего числа поступивших раненых и больных, уволено в отпуск - 44%, уволено вовсе - 36,5%, умерло-1,5%.
Вторая группа специальных формирований Наркомздрава СССР - это обсервационные пункты, которые принимали непосредственное участие в решении задач противоэпидемической защиты.
С этой целью, в соответствии с директивой Генерального штаба от 14 июля 1941 года на 17 крупных железнодорожных узлах были сформированы и развернуты обсервационные пункты Наркомздрава СССР. Санитарным управлением Красной Армии были разработаны и направлены в войска «Указания по противоэпидемическому обеспечению движущихся воинских контингентов».
Роль первого противоэпидемического барьера выполняли медицинская служба запасных полков и бригад, пополнявших войска по мобилизации, отдельных дорожно-эксплуатационных батальонов, собственно на железных дорогах силы и средства санитарно-противоэпидемического отдела ГВСО НКПС.
Вторым противоэпидемическим барьером на пути следующих на фронт и обратно были обсервационные пункты НКЗ СССР, а также нештатные, а с 12 марта 1942 года - и штатные санитарно-контрольные пункты (далее СКП) Санитарной службы Красной Армии.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:
1. Организованная массовая эвакуация раненых и больных в тыл страны возникла в войнах XIX столетия как мероприятие, необходимое для освобождения действующей армии от большого количества раненых и больных, сковывавших ее действия, и, пройдя тернистый путь совершенствования в условиях смены социальных систем, развития медицинской науки, железнодорожного и других видов транспорта, материально-технической базы военного и гражданского здравоохранения, получила окончательное теоретическое и организационно-штатное оформление в сороковых годах XX века в виде системы этапного лечения раненых и больных с эвакуацией их по назначению, основанной на принципах единой военно-полевой медицинской доктрины.
2. Опыт Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. подтвердил жизненность системы этапного лечения раненых и больных с эвакуацией их по назначению. ЭГ НКЗ как конечный этап медицинской эвакуации для наиболее тяжелых контингентов раненых и больных, лечение которых не могло быть закончено в госпитальных базах армий и фронтов, внесли весьма существенный вклад в дело сохранения жизни раненых и больных и восстановления их бое - и трудоспособности в тяжелых условиях военного времени. В ЭГ тыла страны за годы войны было эвакуировано раненых и больных (38,8 % от числа санитарных потерь), из которых возвращено в строй 3 552 760 человек (46,1 % от числа лечившихся в ЭГ). Летальность в ГБТС составила за войну 0,89 % среди пораженных в боях и 5,13 % среди больных. Успешному решению задач по лечению раненых и больных в тылу страны способствовало организованное на основе взаимодействия тесное рабочее сотрудничество на всех уровнях органов НКЗ СССР и ГВСУ Красной Армии, партийных и советских органов, ВЦСПС и общественных организаций.
3. Руководство всеми сторонами деятельности эвакуационных госпиталей тыла страны осуществлялось одновременно двумя органами управления: управлениями МЭП и отделами (управлениями) ЭГ НКЗ или ВЦСПС. Однако из-за маломощности гражданских органов управления ЭГ основные функции по руководству деятельностью ГБТС вынуждены были взять на себя управления МЭП, далеко выходя за рамки задач, стоящих перед ними, особенно в вопросах организации лечебно-диагностической работы. Но двойственное подчинение ЭГ и нечеткое разграничение функций между военными и гражданскими органами управления, которые часто находились в разных областях, приводило к несогласованности в действиях и параллелизму в работе, противоречиям в силу как объективных, так и субъективных причин, что в итоге отрицательно сказывалось на результатах работы ГБТС.
За годы, прошедшие после Великой Отечественной войны 1941-3945 годов, принципиальных изменений в порядке формирования и использования специальных формирований здравоохранения не произошло. Менялась только типы тыловых госпиталей, перерабатывались штаты и табели к штатам, совершенствовались вопросы их мобилизационной подготовки и мобилизации.
Как известно, до 1986 года органами гражданского здравоохранения в интересах медицинской службы ВС планировалось развертывание двенадцати типов тыловых госпиталей: нейрохирургические; для раненых в грудь и живот; для раненых в бедро и крупные суставы; для обожженных; для раненых с повреждением опорно-двигательного аппарата; нуждающихся в протезировании; для раненых с повреждением костей плеча, предплечья и голени; женские смешанные; терапевтические; для больных туберкулезом; нервно-психиатрические; сортировочные (штат № 027/2 1968 года).
На основании результатов исследовательских учений, проведенных Министерством здравоохранения СССР научно-исследовательских работ по согласованию с Министерством обороны в 1986 году были утверждены новые штаты ТГМЗ. В соответствии с принятой организационно-штатной структурой ТГМЗ подразделялись на шесть типов: 4 многопрофильных госпиталя (базовый, нейрохирургический, травматологический, терапевтический) и 2 узкоспециализированных госпиталя (кожно-венерологический и туберкулезный).
Коечная емкость тыловых госпиталей была установлена в объемах 400, 500, 600 коек. Структура коечного фонда в каждом госпитале была приведена к вероятному входящему потоку раненых и больных