Тема: понятие об иммунитете. аллергия. анафилаксия.
ПРОДОЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ:270 минут
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ:кабинет инфекционных
болезней и микробиологии
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
1. Изучить и систематизировать основные положения иммунологии.
2. Отработать технику диагностических процедур (постановку кожной аллергической и кожной иммунологической проб).
Основные вопросы, разбираемые на занятии | Требуемый уровень усвоения их студентами |
1. Иммунология как наука. Основные направления современной иммунологии. | Иметь представление |
2. Неспецифические факторы защиты организма. Клеточные факторы защиты, фагоцитоз. Гуморальные неспецифические факторы защиты. Система комплемента. Лизоцим. Интерфероны, их классификация, механизм образования и действия. | Знать |
3. Современное определение понятия «иммунитет». Виды иммунитета. | Знать |
4. Иммунная система человека и ее функции. Центральные органы иммунной системы. Периферические органы иммунной системы. | Знать |
5. Антигены, их свойства. Антитела, функции иммунологбулинов. Особенности антибактериального, антитоксического и противовирусного иммунитета, противоопухолевого и трансплантационного иммунитета. | Знать |
6. Специфические формы иммунного ответа (антителообразование, иммунный фагоцитоз и киллерная функция клеток, иммунологическая толерантность, иммунологическая память, аллергические реакции гуморального и клеточного типа). | Знать |
Отрабатываемые практические навыки
1. Постановка кожной аллергической пробы, оценка результатов. Уметь
2. Постановка кожной иммунологической пробы, оценка результатов. Уметь
Антигены-________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Дополните.
Иммунитет – это__________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Изучите схему иммунной системы организма
3. Заполните схему
МЕХАНИЗМЫ НЕВОСПРИИМЧИВОСТИ К ИНФЕКЦИОННЫМ БОЛЕЗНЯМ
Дополните
Антигены________________________________________________________________
Свойства антигенов -_______________________________________________________
_________________________________________________________________________
Нарисуйте схему антигенной структуры бактерий и обозначьте антигены
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
АНТИГЕННАЯ СТРУКТУРА БАКТЕРИЙ
Н –
О –
К –
Дополните
Антитела-_______________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Заполните таблицы
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СВОЙСТВ КЛАССОВ ИММУНОГЛАБУЛИНОВ ЧЕЛОВЕКА.
Свойства | Классы иммуноглабулинов | ||||
G | M | A | E | D | |
1. Удельный вес в сыворотке крови(%) | |||||
2. Период полураспада в днях | |||||
3. Содержание в молозиве | |||||
4. Перенос через плаценту | |||||
5. Лизис бактерий при участии комплемента | |||||
6. Антивирусная активность | |||||
7. Антитоксическое действие | |||||
8. Участие в анафилаксии |
ОСОБЕННОСТИ РАЗНЫХ ВИДОВ ИММУНИТЕТА.
РОЛЬ | ИММУНИТЕТ | ||
Антибактериальный | Противовирусный | Антитоксический | |
Антител | |||
Фагоцитоза | |||
Т – системы | |||
Других факторов |
КЛЕТКИ, УЧАСТВУЩИЕ В РЕАКЦИЯХ НЕСПЕЦИФИЧЕСКОЙ РЕЗИСТЕНТНОСТИ И ИММУНИТЕТА.
КЛЕТКИ | ФУНКЦИЯ |
ФАГОЦИТЫ | |
Микрофаги 1. 2. 3. | |
Макрофаги 1. 2. | |
Лимфоциты | |
О – лимфоциты ( ни В – ни Т): (К – клетки ) или ЕКК Т – лимфоциты Т - хелперы Т – супресоры Т – киллеры Т – эффекторы ГЗТ В – лимфоциты |
Простейшая схема иммунной защиты.
Контрольное задание.
а) Нарисуйте схему.
б) Обозначьте клетки защитной системы.
в) Пользуясь схемой, опишите устно протекание защитной реакции.
Заполните таблицы
МЕХАНИЗМ ОСНОВНЫХ ТИПОВ АЛЛЕРГИЕСКИХ РЕАКЦИЙ
ТИП | ВЕДУЩЕЕ ЗВЕНО ПАТОГЕНЕЗА | ОСНОВНЫЕ КЛИНИЧЕСКИЕ ФОРМЫ |
I | ||
II | ||
III | ||
IV |