Психологические основы профессиональной деятельности спасателя
Тема №1.Вводная лекция - 2 часа.Психологическая составляющая профессиональной деятельности спасателя. Психологические факторы, влияющие на личность и деятельность спасателя в ЧС. Мотивационный компонент психологической готовности специалиста к работе в ЧС. Система психологической подготовки спасателей.
Тема №2.Лекция - 4 часа.Стресс. Виды стресса. Профессиональный стресс. Стратегии совладания. Травматический стресс. Накопленный стресс. Последствия стресса
Понятие «Стресс». Виды стресса. Индивидуальные особенности реагирования людей на стресс. Виды стресса. Общий адаптационный синдром и его стадии. Механизмы адаптации. Стратегии совладания.
Травматический стресс и причины его возникновения. Накопленный стресс – основные понятия.
Профессиональный стресс. Стрессогенные факторы, воздействующие на спасателей и пожарных при работе в чрезвычайной ситуации.
Последствия стресса: дезадаптивные психические состояния, ОСР, эмоциональное заражение.
Отставленные последствия стресса: кризисы, зависимое поведение, суицидальное поведение, психосоматические заболевания, ПТСР.
Тема №3.Лекция - 4 часа. Профессиональное здоровье. Профессионально важные качества. Профессиональные деструкции. Дезадаптивные психические состояния.
Профессиональное здоровье. Этапы профессионального становления. Профессионально важные качества спасателя.
Профессиональная идентификация.
Профессиональные деструкции. Тенденции развития профессиональных деструкций.
Дезадаптивные психические состояния в профессиональной деятельности спасателя.
Тема №4.Практическое - 2 часа. Общение. Компоненты общения. Бесконфликтное общение. Приемы конструктивного общения. Общение с пострадавшими.
Общение. Виды общения. Компоненты общения: вербальное, невербальное, паравербальное. Приёмы бесконфликтного общения. Приёмы конструктивного общения. Общие принципы общения с пострадавшими.
Тема № 5.Практическое - 4 часа. Методы и приемы саморегуляции.
Система профилактики профессионального стресса. Приемы и методы саморегуляции.
Значение дыхания. Виды дыхания. Дыхательная гимнастика. Приемы концентрации внимания. Нервно-мышечная релаксация. Снижение мышечного напряжения, субъективного ощущения тревоги. Визуализация. Самовнушение. Использование биологически активных точек (БАТ).
Экология
Учебно-тематический план
№ темы | Наименование темы | № занятия | Кол-во часов |
Тема №1. Понятие об экологии и экологических факторах | |||
Тема №2. Источники загрязнения окружающей среды | 1,2 | ||
Тема №3. Ответственность спасателей за экологическое правонарушение | |||
Итого |
Задачи обучения:
Знать основы экологической безопасности и ее требования в повседневной деятельности поисково-спасательных формирований (ПСФ), меры ответственности спасателей за нарушение экологической безопасности.
Уметь выполнять требования экологической безопасности в повседневной деятельности: при выполнении работ с пожароопасными и взрывоопасными, аварийно химически опасными, радиоактивными веществами и при перевозке опасных грузов.
Методические рекомендации
Теоретические занятия проводятся в классе с разъяснением обучаемым требований экологической безопасности в повседневной деятельности ПСФ. При проведении занятий и работ, связанных с загрязнением окружающей природной среды, принимать меры к недопущению такого загрязнения и разъяснять спасателям требования по охране окружающей природной среды.
Тема №1. Понятия об экологии и экологических факторах
Занятие 1. Лекция – 1 час Общие понятия об экологии, экосистемах, экологических факторах и загрязнениях окружающей среды.
Тема №2. Источники загрязнений окружающей природной среды
Занятие 1.Лекция – 1 час. Соблюдение требований по охране окружающей природной среды при эксплуатации вооружения, техники, в ходе занятий по подготовке и при проведении работ с вредными, огнеопасными, взрывчатыми, ядовитыми и радиоактивными веществами. Основные правила предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций с экологическими последствиями при эксплуатации вооружения, техники, в ходе подготовки и при проведении работ с АХОВ.