Методика расчета индивидуальных годовых биоритмов

1. Запишите год, число и месяц рождения (пример: 11.12.1978 года);

2. Перемножьте год рождения на число и месяц рождения (пример: 1978 х 1112 = 2199536);

3. Цифры полученного числа сложите; их сумма будет говорить о возрасте, в котором, возможно, установится характер (пример: 2199536; 2 + 1 + 9 + 9 + 5 + 3 + 5 = 35; в 35 лет установится характер);

4. Начертите систему координат: по вертикали отложите числа от 0 до 9; по горизонтали — года (с года установления характера);

5. Для этого сложите возраст установления характера и год рождения (пример: 1978+35=2013);

6. На горизонтальной шкале откладываем это число, затем слева направо отсчитываем года в порядке увеличения (2013, 2014, 2015 и т.д.);

Можно начинать строить график, для этого цифры, полученные в п. 2, поочередно откладываем по вертикальной прямой (2199536) и соединяем точки между собой, получаем кривую.

Цифра 9 — это годы наибольшей активности, 0 — наименьшей.

Задание 2. Оценка режима дня.Оцените предложенный в таблице 26 режим дня студента вуза, дайте замечания, предложения.

Таблица 26

№ п/п Виды деятельности Временной интервал (время суток), ч
1. Подъем 6.30
2. Утренний туалет 6.30-6.45  
3. Завтрак 6.45-7.05
4. Одевание 7.05-7.35
5. Дорога к месту учебы: транспортом или пешком 7.40-8.00
6. Учеба 8.30-12.30
7. Дорога домой: пешком или на транспорте 14.15—14.30
8. Обед дома 15.00-15.30
9. Отдых 15.30-16.00
10. Домашняя подготовка 16.00—18.30
11. Прогулка 18.30-21.30
12. Ужин 21.30-22.00
13. Домашняя подготовка 22.00—24.00
14. Вечерний туалет 00.00-00.20
15. Сон 00.30

Заполните таблицу 27, подставив собственные данные.

Таблица 27

№ п/п Виды деятельности Временной интервал (время суток), ч
1. Подъем  
2. Утренний туалет  
3. Завтрак  
4. Одевание  
5. Дорога к месту учебы: транспортом или пешком  
6. Учеба  
7. Дорога домой: пешком или на транспорте  
8. Обед дома  
9. Отдых  
10. Домашняя подготовка  
11. Прогулка  
12. Ужин  
13. Домашняя подготовка  
14. Вечерний туалет  
15. Сон  

Сравните таблицу 26 и 27 . Сделайте выводы.

Задание 3. Тест для изучения индивидуального характера суточной изменчивости уровня бодрствования.

Пользуясь предложенными тестами, установите свойственный вам биологический профиль.

Тест для определения индивидуального биологического профиля [Доскин В.А., Куиджи Н.Н., 1989].

1. Когда бы вы предпочли вставать, если бы были совершенно свободны в выборе своего распорядка дня и руководствовались при этом исключительно личными желаниями?

  Баллы часы
зимой летом
5.00 – 6.45 4.00 – 5.45
6.46 – 8.15 5.46 – 7.15
8.16 – 10.45 7.16 – 9.45
10.46 – 12.00 9.46 – 11.00
12.01 – 13.00 11.01 – 12.00

2. Когда бы вы предпочли ложиться спать, если бы планировали свое вечернее время совершено свободно?

  Баллы часы
зимой летом
20.00 – 20.45 21.00 – 21.45
20.46 – 21.30 21.46 – 22.30
21.31 – 00.15 22.31 – 1.15
00.16 – 1.30 1.16 – 2.30
1.31 – 3.00 2.31 – 4.00

3. Как велика ваша потребность в будильнике, если утром вам необходимо встать в точно определенное время?

  Баллы
Совершенно нет потребности
В определенных случаях есть
Потребность довольно сильная
Будильник мне абсолютно необходим

4. Если бы вам пришлось готовиться к сдаче экзаменов в условиях жесткого лимита времени и использовать для занятий ночь (23-2ч.), насколько продуктивной была бы ваша работа в это время?

  Баллы
Абсолютно бесполезной
Была бы некоторая польза
Работа была бы достаточно эффективной
Работа была бы высокоэффективной

5. Легко ли вам вставать утром в обычных условиях?

  Баллы
Очень трудно
Довольно трудно
Довольно легко
Очень легко

6. Чувствуете ли вы себя полностью проснувшимся в первые полчаса после подъема?

  Баллы
Очень большая сонливость
Есть небольшая сонливость
Довольно ясная голова
Полная ясность мысли

7. Каков ваш аппетит в первые полчаса после подъема?

  Баллы
Аппетита совершенно нет
Снижен
Хороший
Прекрасный

8. Если бы вам пришлось готовиться к экзаменам в условиях жесткого лимита времени и использовать для подготовки раннее утро (4-7 ч.), насколько продуктивной была бы ваша работа?



  Баллы
Абсолютно бесполезной
С некоторой пользой
Достаточно эффективной
Высокоэффективной

9. Чувствуете ли вы физическую усталость в первые полчаса после подъема?

  Баллы
Очень большая вялость
Небольшая вялость
Незначительная бодрость
Полная бодрость

10. Легко ли вы засыпаете в обычных условиях?

  Баллы
Очень трудно
Довольно трудно
Довольно легко
Очень легко

11. Вы решили укрепить свое здоровье с помощью физкультуры. Ваш друг предложил заниматься вместе по 1 ч 2 раза в неделю. Для него лучше всего это делать от 7 до 8 ч утра. Является ли этот период наилучшим и для вас?

  Баллы
В это время я бы находился в хорошей форме
Я был бы в довольно хорошем состоянии
Мне было бы трудно
Мне было бы очень трудно

12. Когда вы вечером чувствуете себя настолько усталым, что должны лечь спать?

Часы Баллы
20.00 – 21.00
21.01 – 22.15
22.16 – 00.45
00.46 – 2.00
2.01 – 3.00

13. При выполнении двухчасовой работы, требующей от вас полной мобилизации умственных сил, какой из 4-х предлагаемых периодов вы выбрали бы для этой работы?

Часы Баллы
8.00 – 10.00
11.00 – 13.00
15.00 – 17.00
19.00 – 21.00

14. Как велика ваша усталость к 23 ч?

  Баллы
Я очень устаю
Заметно устаю
Слегка устаю
Совершенно не устаю

15. По какой-то причине вам пришлось лечь спать на несколько часов позже, чем обычно. На следующее утро нет необходимости вставать в определенное время. Какой из 4-х предлагаемых вариантов вы бы выбрали?

  Баллы
Проснусь в обычное время и больше не усну
Проснусь в обычное время и буду дремать
Проснусь в обычное время и снова засну
Проснусь позже, чем обычно

16. Вы решили всерьез заняться спортом. Ваш друг предлагает тренироваться вместе 2 раза в неделю по 1 ч, лучшее время для него — 12-2 ч. Насколько благоприятным, судя по самочувствию, было бы это время для вас?

  Баллы
Да, я был бы в хорошей форме
Был бы в приемлемой форме
Был бы в плохой форме
Совсем не мог бы тренироваться

17. В котором часу вы предпочитаете вставать во время летних каникул?

Часы Баллы
5.00 – 6.45
6.46 – 7.45
7.46 – 9.45
9.46 – 10.45
10.46 – 12.00

18. Иногда приходится слышать о людях утреннего и вечернего типа. К какому из этих типов вы относитесь?

  Баллы
Четко к утреннему
Скорее к утреннему, чем к вечернему
Скорее к вечернему, чем к утреннему
Четко к вечернему

Ваш тип вы сможете определить по сумме баллов.

Свыше 72: четко выраженный утренний тип.

60 – 71: слабо выраженный утренний тип.

48 - 59: аритмичный тип.

35 – 47: слабо выраженный вечерний тип.

34: четко выраженный вечерний тип.

Задания для самостоятельной работы

Подготовьте рефераты:

1. Адаптивные биологические ритмы в природе.

2. Роль биологических ритмов в жизни человека.

3. Хронобиология и хрономедицина.

4. Распорядок дня студента и его значение в организации умственного труда.

Вопросы для беседы

1. Дайте определение понятию «биологические ритмы».

2. Какие классификации биоритмов вам известны?

3. Назовите эволюционные аспекты формирования современных биоритмов.

4. Что представляют собой физиологические ритмы?

5. Какую роль играют физиологические ритмы в жизни человека?

6. В чем проблема десинхронизации биологических ритмов?

7. Каково значение биоритмологии в диагностике и терапии современной медицины?

ЗАНЯТИЕ 6

Наши рекомендации