Основные причины возникновения ЧС в мире.
Каждый день в мире фиксируются тысячи событий, при которых происходит нарушение нормальных условий жизни и деятельности людей, и которые могут привести или приводят к гибели людей и к значительным материальным потерям. Такие события называют чрезвычайными ситуациями.
Общие признаки ЧС:наличие или угроза гибели людей, или значительное ухудшение условий их жизнедеятельности; нанесение экономического ущерба; важное ухудшение состояния окружающей среды
К чрезвычайным ситуациям,как правило, приводят аварии, катастрофы, стихийные бедствия и другие события, такие как эпидемии, террористические акты, вооруженные конфликты и т.п.
Аварии делятся на две категории:
ü к І категории отнесены аварии,вследствие которых: погибло 5 или травмировано 10 и более человек; произошел выброс отравляющих, радиоактивных, биологически опасных веществ за санитарно-защитную зону предприятия; увеличилась концентрация загрязняющих веществ в окружающей природной среде более чем в 10 раз; разрушены здания, сооружения или основные конструкции объекта, что создало угрозу для жизни и здоровья значительного количества работников предприятия или населения;
ü ко II категории относятся аварии,вследствие которых: погибло до 5 или травмировано от 4 до 10 человек; разрушены здания, сооружения или основные конструкции объекта, что создало угрозу для жизни и здоровья работников цеха, участка (учитываются цех, участок с численностью работников 100 лиц и более).
Случаи нарушения технологических процессов, работы оборудования, временной остановки производства в результате срабатывания автоматических защитных блокировок и другие локальные нарушения в работе цехов, участков и отдельных объектов, падение опор и обрывы проводов линий электропередач не относятся к авариям, которые имеют категории.
События природного происхождения или результат деятельности природных процессов, которые по своей интенсивности, масштабам распространения и продолжительности могут поражать людей, объекты экономики и окружающей среды, называются опасными природными явлениями.Разрушительное опасное природное явление — это стихийное бедствие.
Чрезвычайные ситуации имеют различные масштабы по количеству жертв, количеству людей, которые стали больными или калеками, количеству людей, которым причинен моральный вред, по размерам экономического ущерба, площади территории, на которой они развивались, и т.п.
Важность чрезвычайной ситуации определяется, прежде всего, количеством жертв и степенью влияния на окружающую жизненную среду, т.е. уровнем системы «человек — жизненная среда»(далее «Ч — ЖС»), которую она затронула, и размером вреда, причиненного этой системе. Исходя из иерархии систем «Ч — ЖС», можно говорить об:
ü индивидуальных чрезвычайных ситуациях, когда возникает угроза для нарушения жизнедеятельности только одного человека;
ü чрезвычайных ситуациях уровня микроколлектива, т.е. когда угроза их возникновения или распространения последствий касается семьи, производственной бригады, пассажиров одного купе и т.п.;
ü чрезвычайных ситуациях уровня коллектива;
ü чрезвычайных ситуациях уровня макроколлектива;
ü чрезвычайных ситуациях для жителей города, района;
ü чрезвычайных ситуациях для населения области;
ü чрезвычайных ситуациях для населения страны;
ü чрезвычайных ситуациях для жителей континента;
ü чрезвычайных ситуациях для всего человечества.
В основу существующих классификаций чрезвычайных ситуаций по их масштабам чаще всего закладывают территориальный принцип, по которому чрезвычайные ситуации разделяют на: локальные, объектовые, местные, региональные, общегосударственные(национальные), континентальные и глобальные(планетарные).
Локальные чрезвычайные ситуации соответствуют уровню системы «Ч — ЖС» с одним человеком и микроколлективом; объектовые— системам с уровнем коллектив, макроколлектив; местные— системам, в которые входит население города или района; региональные— области; общегосударственные— население страны и т.д.
Положение о классификации чрезвычайных ситуаций по характеру происхождения событий, которые предопределяют возникновение чрезвычайных ситуаций различают четыре класса чрезвычайных ситуаций, а именно: чрезвычайные ситуации техногенного, природного, социально-политического и военного характера.Каждый класс чрезвычайных ситуаций делится на группы, которые содержат конкретные их виды.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера— это транспортные аварии (катастрофы), пожары, неспровоцированные взрывы или их угроза, аварии с выбросом (угрозой выброса) опасных химических, радиоактивных, биологических веществ, внезапное разрушение сооружений и зданий, аварии на инженерных сетях и сооружениях жизнеобеспечения, гидродинамические аварии на плотинах, дамбах и т.п.
Чрезвычайные ситуации природного характера— это опасные геологические, метеорологические, гидрологические морские и пресноводные явления, деградация грунтов или недр, естественные пожары, изменение состояния воздушного бассейна, инфекционная заболеваемость людей, сельскохозяйственных животных, массовое поражение сельскохозяйственных растений болезнями или вредителями, изменение состояния водных ресурсов и биосферы и т.п.
Чрезвычайные ситуации социально-политического характера —это ситуации, связанные с противоправными действиями террористического и антиконституционного направления: осуществление или реальная угроза террористического акта, похищение (попытка похищения) или уничтожение судов, установление взрывных устройств в общественных местах, похищение или захват оружия, выявление устаревших боеприпасов и т.п.
Чрезвычайные ситуации военного характера— это ситуации, связанные с последствиями применения оружия массового поражения или обычных средств поражения, во время которых возникают вторичные факторы поражения населения вследствие разрушения атомных и гидроэлектрических станций, складов и хранилищ радиоактивных и токсичных веществ и отходов, нефтепродуктов, взрывчатых, сильнодействующих ядовитых веществ, токсичных отходов, нефтепродуктов, транспортных иинженерных коммуникаций и т.п.
Источниками экологических ЧС могут быть как природные, так и антропогенные процессы, явления и события.
К источникам экологических ЧС антропогенного происхождения относятся:
ü на суше – истощение не возобновляемых природных ресурсов; деградация почв (эрозия, засоление, заболачивание, опустынивание, разрушение гумуса, загрязнение пестицидами, тяжелыми металлами, радионуклидами и другими вредными веществами свыше допустимых норм. Это приводит к снижению биологической продуктивности, отравлению ими биологических систем, включение вредных веществ в биологические цепочки, к ухудшению здоровья людей и сокращению продолжительности жизни); некоторые техногенные катастрофы и опасные социальные события;
ü в атмосфере – загрязнение воздуха вредными и ядовитыми веществами выше предельно допустимых концентраций, острый недостаток кислорода в городах, высокие уровни шумов, кислотные дожди, изменения температуры и климата, разрушение озонового слоя и др., приводящие к отравлению и разрушению биологического мира; некоторые техногенные и природные катастрофы;
ü в гидросфере – нехватка пресной воды, обмеление водоемов, высыхания озер, болот, исчезновение малых рек, загрязнение гидросферы вредными веществами выше предельно допустимых концентраций и норм, что приводит к гибели многих биологических систем, к заболеваниям людей и преждевременной смерти; некоторые техногенные катастрофы;
ü в биосфере – исчезновение отдельных видов флоры и фауны, разрушение экологических систем и уменьшение их биологической продуктивности, замена природных экосистем антропогенными, что приводит к постепенному вырождению человечества и к гибели человеческой цивилизации.
Контрольные вопросы:
1. Что представляет с собой Закон «О чрезвычайных ситуациях» РК?
2. Какие экологические ЧС вы можете описать?
3. Каковы источники экологических ЧС ?
4. Что связано с ЧС военного характера?
Рекомендуемая литература:
1. Шубин Е.В. Гражданская оборона. – М: Просвещение. 1991. -154 с.
2. Кудряшов В. Катастрофыи аварии. – Минск : Литература,1996 – 364 с.
3. Юдин Е.Я., Белов С.В. Охрана труда в машиностроении. Л. Машиностроение, 1983 – 285 с.
4. Русак О.Н. Справочная книгапо охране труда в машиностроении. Л. Машиностроение, 1989 – 541 с.
5. АманжоловЖ.К., Балабас Л.Х. Безопасность жизнедеятельности. - Астана: Фолиант, 2009. 125с.