Белкового, углеводного, липидного
68. Примеры реакций перехода от одного вида обмена к другому, примеры общих процессов и общих метаболитов.
БИОХИМИЯ КРОВИ
69. Составные компоненты крови и их роль в обмене веществ: белки крови, диагностическое значение белковых фракций; ферменты крови (индикаторные, секреторные, экскреторные), небелковые азотистые вещества, остаточный азот, минеральные соединения.
70. Особенности состава и метаболизма эритроцитов. Антиоксидантная система эритроцитов, ее роль в поддержании жизнедеятельности эритроцитов.
71. Лейкоциты, образование активных форм кислорода и их значение для фагоцитоза.
БИОХИМИЯ МОЧИ
72. Роль почек в обменных процессах. Механизм образования мочи, физико-химические свойства мочи. Состав нормальной мочи.
73. Патологические компоненты мочи, причины их появления, диагностическое значение.
БИОХИМИЯ МЫШЕЧНОЙ ТКАНИ
74. Особенности химического состава мышечной ткани. Механизм мышечного сокращения. Энергетическое обеспечение мышечного сокращения. Обмен креатинина.
БИОХИМИЯ КЛЕТКИ И КЛЕТОЧНЫХ МЕМБРАН
75. Полярные липиды как структурные компоненты биомембран. Современная теория строения биомембран.
76. Строение мембраны. Важнейшие белки и ферменты мембран. Особенности строения эритроцитарной мембраны.
77. Транспортные системы биологических мембран. Активный и пассивный транспорт, мембранные АТФ-азы.
БИОХИМИЯ НЕРВНОЙ ТКАНИ
78. Особенности химического состава и метаболизма нервной ткани.
79. Нейромедиаторы, молекулярные механизмы синаптической передачи. Физиологически активные пептиды мозга.
БИОХИМИЯ ПЕЧЕНИ
80. Роль печени в обменных процессах.
81. Обмен углеводов в гепатоцитах. Какие процессы углеводного обмена протекают в гепатоцитах, какие ферментативные системы в них участвуют. Регуляция обмена углеводов в печени.
82. Обмен липидов в гепатоцитах. Какие процессы липидного обмена протекают в гепатоцитах, какие ферментативные системы участвуют в этих процессах.
83. Реакции обезвреживания токсических продуктов в печени (в т. ч. продуктов гниения аминокислот).
84. Роль гепатоцитов в детоксикации чужеродных веществ в биотрансформации некоторых биогенных субстратов (написать соответствующие реакции).
85. Механизм обезвреживания ксенобиотиков: ферменты системы микросомального окисления, их строение и биологическая роль. Роль витаминов и минералов в функционировании системы детоксикации.
86. Цитохром Р-450 зависимая ферментативная система. Строение цитохром Р-450, особенности механизма действия.
87. Ферментативные системы конъюгации (глюкуронидная, сульфатная и глутатионовая конъюгации - написать соответствующие реакции), аминокислотная коньюгации, метилирование, ацетилирование.
16. МИНЕРАЛЬНЫЙ ОБМЕН
88. Минеральные коипоненты пищи. Классификация. Макро и микроэлементы. Биоусвояемые формы (на примере цинка, селена, кальция).
89. Минеральные компоненты в метаболизме. Биохимические функции цинка, селена, хрома, железа, марганца, меди и других.
90. Роль Са+2 и других минеральных элементов и витаминов в метаболизме костной ткани.
91. Роль Mg+2 в энергетическом метаболизме.
92. Роль минеральных факторов в функционировании антиоксидантной системы, системы детоксикации, синтезе гема, мышечном сокращении.
АНТИОКСИДАНТНАЯ СИСТЕМА
93. Образование активных форм кислорода.
94. Антиоксидантная система клетки, состав (ферментативная и неферментативная часть), биологическая роль. Роль витаминов и минералов в функционировании антиоксидантной системы.
95. Антиоксидантная система клетки. Значение антиоксидантной системы в ответной реакции организма на вредные факторы окружающей среды.
96. Как связано состояние антиоксидантной системы с углеводным обменом. Какие биохимические тесты можно использовать для оценки антиоксидантной системы клетки.
97. Ряд антималярийных препаратов обладает свойствами окислителей. Какая энзимопатия может привести к развитию гемолитической анемии при лечении? Активность какого фермента следует определять перед лечением антималярийными препаратами.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ (принцип метода)
1. Цветные реакции на белки. Скрининг-тесты на обнаружение
фенилпировиноградной и гомогентизиновой кислот в моче.
2. Разделение аминокислот методом хроматографии на бумаге.
3. Количественное определение белка в сыворотке крови по методу Лоури.
4. Значение калибровочной кривой, построение калибровочной кривой с помощью ФЭКа.
5. Реакция осаждения белков.
6. Диализ.
7. Разделение белков методом электрофореза.
8. Количественное определение витамина С в пищевых продуктах и в моче по методу Тильманса.
9. Определение активности аланинаминотрансферазы в сыворотке крови.
10. Количественное определение активности ацетилхолинэстеразы в сыворотке крови.
11. Количественное определение активности дегидрогеназ.
12. Определение активности амилазы мочи по методу Смита-Ро в модификации Уголева.
13. Определение пировиноградной кислоты в моче колориметрическим методом.
14. Количественное определение глюкозы в крови глюкозооксидазным методом. Сравнительная характеристика методов.
15. Критерии пригодности жира в пищу: определение кислотного числа, перекисных соединений, акролеиновая проба.
16. Количественное определение холестерина в сыворотке крови по модифицированному методу Златкис-Зака.
17. Количественное определение свободной соляной кислоты, связанной соляной кислоты, общей кислотности, общей НСI в желудочном соке.
18. Количественное определение мочевины в моче с парадиметил-аминобензальдегидом.
19. Количественное определение креатинина в крови и моче.
20. Количественное определение общего билирубина в сыворотке крови по методу Ендрассика и Клехгорна.
21. Качественные реакции на патологические компоненты мочи.
22. Количественное определение белка и глюкозы в моче.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАЧИ
1. Какими методами можно определить качественный состав белка. Значение качественного состава белка для функционирования белковой молекулы.
2. Метод количественного определения белка. Его клиническое и гигиеническое значение. Устройство и принцип работы фотоэлектро-калориметра. Построение калибровочного графика.
3. Методы разделения смесей белков. Значение электрофоретического исследования белков плазмы крови при гигиенических исследованиях и в клинической практике.
4. Белки плазмы крови. Возможные причины изменения их содержания; значение для клинических и гигиенических исследований.
5. Индикаторные ферменты плазмы крови. Значение определения активности аминотрансфераз, принцип определения их активности.
6. Задача. О поражениях каких органов может идти речь при наличии следующего спектра крови:
1) АлАТ > АсАТ > ГлДГ > амилаза.
2) КФК > АсАТ > ЛДГ > амилаза > ГлДГ.
3) амилаза > липаза > АлАТ > АсАТ > КФК
Объясните почему спектры, характеризующие разные заболевания
имеют один и тот же состав, но различную последовательность ферментов в указанных рядах?
7. Задача. Активность каких ферментов плазмы крови следует определить при диагностике инфаркта миокарда? О чем говорит появление этих ферментов в сыворотке крови?
8. Значение определения изоферментных спектров в диагностке (показать на примере лактатдегидрогеназы и креатинфосфаткиназы).
9. Задача. Использование ферментативных тестов в диагностике. Принцип и диагностическое значение определения активности холинэстераз. Специфические ингибиторы холинэстераз.
10. Принцип метода определения активности дегидрогеназ. Примеры специфических ингибиторов дегидрогеназ и механизмы их действий.
11. Какие методы биохимических исследований и почему могут быть использованы для контроля за состоянием здоровья лиц, контактирующих с окислителями, тяжелыми металлами, галогенопроизводными?
12. Какие биохимические изменения характерны для диабета?
13. Задача. Биохимические тесты используемые для дифференциальной диагностики инсулинзависимого и инсулиннезависимого сахарного диабета.
14. Задача. Для выяснения причины фурункулеза произведено исследование больного с помощью глюкозо-толерантного теста. Получены следующие данные: натощак содержание глюкозы в крови - 5,4 ммоль/л, через 1 час после дачи глюкозной нагрузки - 12 ммоль/л, через 2 часа - 6,8 ммоль/л.
Оцените результаты глюкозо-толерантного теста. Начертите сахарную кривую вашего больного и сравните ее с нормальной сахарной кривой. Опишите методику проведения этого теста.
15. Задача. При лечении кортикостероидами в ряде случаев развивается осложнение: “стероидный” диабет. Каков биохимический механизм этого процесса. Механизм развития глюкозурии.
16. Фенилкетонурия, алкаптонурия. Причины возникновения, методы диагностики.
17. Задача. Больной А жалуется на резкие опоясывающие боли в поджелудочной области. При исследовании крови на содержание в ней амилазы и липазы оказалось, что активность амилазы равна 150 единиц, липазы - 150 ед.
Больной Б предъявляет те же жалобы, но у него амилаза крови равна 8 ед., а липаза - 2 ед. (норма амилазы в крови 15-30 ед. липазы - 6-20 ед.).
О патологии какого органа и стадии процесса можно подумать в обоих случаях?
Чем объяснить различия в изменении активности амилазы и липазы у обоих больных?
18. Как изменится содержание креатина и креатинина в крови и моче при: а) миопатии, б) заболевании почек, в) усиленной мышечной работе.
19. Задача. С помощью каких биохимических тестов можно определить наследственные нарушения переваривания углеводов в желудочно-кишечном тракте.
20. Задача. У ребенка 1,5 лет, увеличена печень, задержка роста и развития, в крови глюкоза - 2,75 ммоль/л, ПВК 1,38 ммоль/л, повышено содержание триглицеридов и билирубина. Положительный тест с глюкагоном.
О каком заболевании идет речь (норма ПВК в крови 0,12-0,46 ммоль/л).
21. Каковы причины нарушения переваривания белков в желудочно-кишечном тракте. Какие методы используются для оценки секреторной функции желудка.
22. Задача. Какие нарушения в организме могут возникнуть при нарушении выделения желчных кислот.
23. Возможные причины повышения содержания кетоновых тел в крови и моче.
24. Мочевина, происхождение, причины изменения ее содержания в крови и моче.
25. Ферменты мочи: уропепсин, амилаза, урокиназа, трансамидиназа. Их диагностическое значение.
26. Опишите биохимический механизм действия цианидов на обмен веществ.
27. Механизм развития метгемоглобинемий, лечение метгемоглобинемий.
28. Задачи на оценку состояния функций печени (вид синдрома определить: цитолиз, холестаз, воспалительный, гепато-целюлярной недостаточности).
29. Задачи на оценку состояния функции почек.
30. Задачи на сопоставление содержания мочевины и креатинина в крови и моче аммонийных солей в моче.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Тема 27. Химия крови. Обмен хромопротеинов (Иванова Л.В.)……………3
Тема 28. Биохимическая оценка состояния функций печени. Решение ситуационных задач (Павлова Р.Н.)…………………………………………… 15
Тестовый контроль по теме: ²Биохимия гепатоцитов² (Макаров В.Г.)………27
Тема 29. Адаптация. Биохимические механизмы детоксикации эндогенных и экзогенных соединений (Иванова Л.В., Агафонова О.А.)…………………....33
Тема 30. Физико-химические свойства, нормальные и патологические компоненты мочи, качественный и количественный анализ патологических компонентов мочи (Зайцева Н.К.)………………………………………………48
Тема 31. Биохимическая оценка состояния функции почек. Решение ситуационных задач (Агафонова О.А)…………………………………………60
Тестовый контроль по теме: ²Свободнорадикальное окисление. Антиоксидантная система" (Макаров В.Г, Агафонова О.А.)…………………83
Тестовый контроль по теме: ″Минеральный обмен″ (Агафонова О.А., Бейшибаева Ч.Р.) ………………………………………………………. ………88
Тестовый контроль по теме: ²Мышцы" (Павлова Р.Н., ГоловановаН.Э.)……93
Тестовый контроль по теме:²Биохимия нервной ткани” (Павлова Р.Н.)…….96
Тестовый контроль по теме:² Взаимосвязь обменов" (Павлова Р.Н., Смертина М.Н.) ………………………………………………………………....99
|