Спирометрия: определение величины жизненной емкости легких и ее составных частей.
Спирометрия – метод определения жизненной емкости легких (ЖЕЛ) и составляющих ее объемов. ЖЕЛ – это наибольший объем воздуха, который человек способен выдохнуть при максимальном выдохе, после максимального вдоха. ЖЕЛ = ДО + РОвд + РОвыд, где ДО – дыхательный объем, количество воздуха вдыхаемого или выдыхаемого при спокойном дыхании (0,5л). РОвд – резервный объем вдоха, количество воздуха, которое человек может дополнительно вдохнуть после спокойного вдоха (2-2,5л). РОвыд – резервный объем выдоха, количество воздуха, которое человек может дополнительно выдохнуть после спокойного выдоха (1,5л).
Оснащение:сухой спирометр, мундштук, спирт, вата, носовой зажим.
Ход работы: мундштук спирометра обрабатывают спиртом. Стрелку спирометра устанавливают на 0. Исследования проводят в положении стоя.
Определение жизненной ёмкости легких. Испытуемый после максимального вдоха делает максимально глубокий выдох в спирометр. Носовое дыхание исключают, используя зажим для носа. Повторяют измерения трижды и вычисляют среднее значение данного параметра. Показатели внесите в таблицу. Послеопределения жизненной емкости легких сравните ее значение с должной величиной, определенной по приведенной номограмме, учитывая пол, возраст и рост. Отклонения на ±15% от ДЖЕЛ считаются нормой.
Определение дыхательного воздуха (ДО). Стрелку спирометра приводят в нулевое положение. Испытуемый, взяв мундштук в рот, старается дышать спокойно, причем вдох производит через нос, выдох через рот в спирометр.
Определение резервного объема выдоха (РОвыд.). Спирометр ставят в нулевое положение. Испытуемый сделав несколько дыхательных движений, после обычного очередного выдоха задерживает на несколько секунд дыхание, берет в рот мундштук и делает максимально возможный глубокий выдох в спирометр. Объем выдохнутого в спирометр воздуха и есть резервный воздух.
Резервный объем вдоха (РОвд.) определяется как разность между ЖЕЛ, РОвыд. И ДО, так как прибор работает только на выдох.
Результаты работы:
ДО | РОвыд. | РОвд. | ЖЕЛ1 | ЖЕЛ2 | ЖЕЛ3 | ЖЕЛср | ДЖЕЛ | % отклонения от ДЖЕЛ |
Вывод:
ПНЕВМОТАХОМЕТРИЯ.
Пневмотахометрия – метод для определения максимальной скорости движения воздуха при форсированном вдохе или выдохе (л/c). Принцип действия пневмотахометра:при вдохе и выдохе в измерительную трубку перед ее диафрагмой и после нее образуются статические давления, которые передаются в манометрическую коробку и в герметичный корпус манометра.
Оснащение:пневмотахометр, спирт, вата.
Ход работы: обрабатывают мундштуки прибора ватой, смоченной спиртом. Исследования проводят в положении стоя. Поворачивают к себе конец трубки с надписью «вдох». Помещают мундштук в рот, плотно зажимают губы вокруг него и делают предельно быстрый и глубокий вдох. Снимают показания по шкале прибора. Для определения скорости движения воздуха при форсированном выдохе поворачивают к себе конец трубки с надписью «выдох». Делают предельно быстрый и глубокий выдох. Регистрируют показания прибора.
Результаты работы:
Вывод:
ПНЕВМОГРАФИЯ
Метод регистрации экскурсии (дыхательных движений) грудной клетки.
Цель работы: ознакомление с методикой пневмографии и анализ пневмограмм, записанных при различных физиологических состояниях.
Ход работы: испытуемому на грудную клетку надевают манжету в зависимости от типа дыхания и нагнетают в нее воздух
1. Спокойное дыхание (нормальное дыхание - эйпноэ).
2. Глубокое дыхание (испытуемый произвольно делает несколько глубоких вдохов).
3. Дыхание после физической нагрузки. Для этого испытуемого просят, не снимая пневмографа, сделать 10-12 приседаний. При этом, чтобы в результате резких толчков воздуха не разорвалась покрышка капсулы Марея, зажимом Пеана пережимают резиновую трубочку, соединяющую пневмограф с капсулой. Тотчас после окончания приседаний зажим снимают и записывают дыхательные движения.
4. Дыхание во время декламации, разговорной речи, смеха.
5. Дыхание при кашле.
6. Одышку (диспноэ), вызванную задержкой дыхания. Для этого задержать дыхание на выдохе максимально долго, после чего произойдет рефлекторно возобновление и учащение дыхательных движений.
Изменения дыхания при уменьшении СО2 в альвеолярном воздухе и крови, что достигается гипервентиляцией легких. Испытуемый делает глубокие и частые дыхания до легкого головокружения, после чего наступает естественная задержка дыхания (апноэ)
Выводы:
СПИРОГРАФИЯ.
Спирография – графическая регистрация легочных объемов и емкостей с помощью специальных приборов спирографов. С помощью спирографии можно определить ЖЕЛ, МОД и МВЛ. МОД – минутный объем дыхания, это объем воздуха, который поступает в легкие в течение минуты. МОД = ДО•ЧД; ЧД – частота дыхания (в покое ЧД 9-16 в 1 минуту). МОД в покое 6-8 литров. МВЛ – максимальная вентиляция легких, объем воздуха, прошедшего через легкие при максимальной частоте и глубине дыхания (70-150 л).
Оснащение:спирограф«Метатест–I», загубник, спирт, вата, носовой зажим.
Ход работы: «Метатест–I» является спирографом закрытого типа, снабженным поглотителем углекислого газа (натронная известь). Включают прибор в сеть и подготавливают к работе, в соответствии с инструкцией по эксплуатации. Испытуемый дышит в прибор через загубник, обработанный спиртом. Носовое дыхание исключают, используя зажим для носа. Регистрируют частоту и глубину дыхания в покое в течение 30 сек. Определяют резервный объем вдоха (РОвд), делая максимально возможный вдох. Восстанавливают спокойное дыхание и регистрируют резервный объем выдоха, делая максимально возможный выдох. Определяют жизненную емкость легких (ЖЕЛ). Для этого испытуемый после максимального вдоха делает максимально глубокий выдох. Выполняют 20 приседаний и повторно регистрируют спирограмму. Отклонение пера самописца на 1см (два деления) соответствует изменению объема воздуха в системе на 330 мл. Зная скорость – 50 мм/мин (одно деление 15 сек) рассчитывают ЧД и МОД.
Рекомендации к оформлению работы:рассчитайте исходные показатели (ДО, ЧД, МОД, РОвд, РОвыд, ЖЕЛ). Определите, на сколько изменились ЧД, ДО, МОД после выполнения приседаний. Занесите показатели в таблицу, сделайте вывод.
Результаты работы:
Зарисуйте спирограмму.
Время исследования | ДО, мл | РОвд, мл | РОвыд, мл | ЖЕЛ, мл | ЧД, в мин | МОД, л/мин |
в покое | ||||||
после нагрузки |
Вывод:
Тема зачтена | _________________подпись преподавателя |
Тема раздела: «ФИЗИОЛОГИЯ ДЫХАНИЯ» | |
дата |
Занятие № 2: Транспорт газов кровью.Функциональная система транспорта кислорода. Регуляция дыхания.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Изучить механизмы транспорта газов кровью; уметь применять полученные знания для оценки газотранспортной функции крови. Изучить механизмы регуляции дыхания; уметь применять полученные знания для анализа изменений дыхания при различных состояниях организма.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ:
1. Постоянство состава альвеолярного воздуха – необходимое условие для нормального газообмена на уровне аэрогематического барьера. Уравнение Фика для диффузии газов и его анализ.
2. Оксигенация крови в легких и факторы, ее определяющие: рO2, вид, количество и свойства гемоглобина. Кислородная емкость крови.
3. Сродство крови к кислороду. Кривая диссоциации оксигемоглобина и факторы, определяющие ее ход: pH, рCO2, рCO, 2,3-ДФГ, температура, ионы и др.
4. Деоксигенация крови и условия, ее определяющие: капилляро-тканевой градиент рO2, время деоксигенации, сродство гемоглобина к кислороду.
5. Роль плазмы и эритроцитов в транспорте углекислого газа. Значение карбоангидразы.
6. Газообмен между кровью и тканями. Значение миоглобина в регуляции кислородного режима мышц.
7. Особенности транспорта газов кровью у плода и детей (для пед. факультета), людей пожилого и старческого возраста (для леч. факультета).
8. Общая характеристика дыхания, как единства функционирования функциональной системы поддержания постоянства альвеолярного воздуха (ФСППАВ) и функциональной системы транспорта кислорода (ФСТК).
9. Система транспорта кислорода, как единство функционирования кардиоваскулярного аппарата и крови. Полезные приспособительные результаты и цель ее функционирования.
10. Понятие о системной и регионарной кислородной емкости крови (СКЕ и РКЕ). Факторы, обеспечивающие оптимальную СКЕ и РКЕ: минутный объем крови, градиент гидростатического давления (DР), кислородная емкость крови (КЕК), сродство крови к кислороду (СКК), роль оксида азота.
11. Дыхательный центр, его структура. Автоматия дыхательного центра.
12. Рефлексы с дыхательных путей, межреберных мышц и альвеол, участвующие в регуляции дыхания.
13. Рефлексы с хеморецепторов сосудистых зон. Центральные хеморецепторы. Механизм первого вдоха. Гипоксический и гиперкапнический стимулы в регуляции дыхания.
14. Регуляторные влияния на дыхание со стороны гипоталамуса, лимбической системы и коры больших полушарий. Особенности регуляции дыхания в связи с развитием речи у человека.
15. Регуляция дыхания при физической нагрузке, повышенном и пониженном атмосферном давлении. Гипербаротерапия.
16. Особенности регуляции дыхания у плода и детей (для пед. факультета), людей пожилого и старческого возраста (для леч. факультета).
ОФОРМИТЬ В ПРОТОКОЛЕ:
Кривая диссоциации оксигемоглобина.
Кривая диссоциации миоглобина (Mb) и оксигемоглобина (HbA).
ПОКАЗАТЕЛИ ГАЗОВОГО СОСТАВА ВОЗДУХА И
РАЗЛИЧНЫХ СРЕД ОРГАНИЗМА
Воздух и среды организма | Показатели газового состава | |
О2 | СО2 | |
Атмосферный воздух, % | ||
Выдыхаемый воздух, % | ||
Альвеолярный воздух*, % | ||
Альвеолярный воздух*, мм рт.ст. | ||
Артериальная кровь, мм рт.ст. | ||
Венозная кровь, мм рт.ст. |
Примечание: * – величины изменяются.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ В КРОВИ СО2, ПОСТУПАЮЩЕГО
В КАПИЛЛЯРЫ ИЗ ТКАНЕЙ
Фракция | Поступление СО2 из тканей 2 ммоль/л | Артериальная кровь | Венозная кровь | |
(%) | (ммоль/л) | |||
HCO3- (плазмы) | ||||
HCO3- (эритроцитов) | ||||
HbCO2 (эритроцитов) | ||||
H2CO3 (эритроцитов) | ||||
H2CO3 (плазмы) |
Примечание: значения в ммоль приведены для крови с Ht = 45%.
ОФОРМИТЬ В ПРОТОКОЛЕ:
Влияние перерезок на разных уровнях ствола мозга на внешнее дыхание
ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ:
Работа 9. Определение минутногообъема дыхания в покое и после мышечной нагрузки.
Работа 10.Определение максимальной минутной вентиляции легких
Работа 11. УИРС: функциональные пробы при различном состоянии дыхательной системы.
Видеофильмы:
1. «Внешнее дыхание» (10 минут).
2. «Перенос газов кровью» (10 минут).
Решение ситуационных задач.
Компьютерный контроль.