Нормы в психокоррекционной группе.
Нормы — это принятые правила поведения, руководящие действиями участников и позволяющие применять санкции к неприемлемым для данной общности формам поведения. Таким образом, нормы группы представляют собой совокупность правил, влияющих на отношение и поведение членов группы, частично затрагивающих даже внегрупповые связи. Индивид, не принимающий групповые нормы, оказывается в позиции аутсайдера, которого группа вначале пытается подчинить нормам, а в случае неудачи — исключает из своей среды, объеди-; няясь против него.
Конечно, нормы есть в любой группе. Нормы помогают людям решать такие вопросы, как: стоит ли выражать чувства и как это сделать; как углубить связь друг с другом; отвечать ли кому-то на основе личных качеств или ролевого статуса. Одна-1 ко подчинение перечисленным нормам не является обязательным, но от их соблюдения или несоблюдения зависит эффективность работы психокоррекционной группы. Во многом выполнение норм поведения зависит от информированности и сплоченности группы.
Каждая психокоррекционная группа устанавливает собствен-! ные нормы. Нормы поведения должны соответствовать целям ■ группы. Большое значение имеет установление норм коммуникации в психокоррекционных группах.
Для большинства психокоррекционных групп нормами являются:
• высокие уровни самораскрытия, » выражение конфликтов и привязанностей, ' • принятие собственных чувств,
! • создание искренней обратной связи между членами группы. Стиль и способ предложения и получения обратной связи 1могут различаться. Так, в одних группах нормы требуют, что-!бы предложение обратной связи было позитивным и мягким, а I в других — предполагают резкую конфронтацию. !! По мнению Б.Д. Карвасарского, каждый член психокоррек-(|ционной группы обязан соблюдать следующие нормы40: 1| • выполнять распорядок групповых занятий, Т « не выносить за пределы группы того, что происходит во время занятий,
38 Рудестам К. Групповая психотерапия. — М.: Прогресс — Университет,
1993. — 368 с.
39 Там же.
ла Карвасарский Б.Д., Ледер С. Групповая психотерапия. — М., 1990. — 335 с.
• помогать коллегам по группе осознавать и изменять свой способ поведения, если он противоречит принятым нормам,
• отказаться от общих фраз, говорить о проблемах и переживаниях по принципу «здесь и теперь»,
• выслушивать взгляды, мнения и советы членов группы, но принимать решения самостоятельно.
Несмотря на разнообразие взглядов, можно выделить «универсальные» принципы (нормы) психокорекционной группы41.
1. «Здесь и теперь».
Этот принцип ориентирует участников тренинга на то, чтобы предметом их анализа постоянно были процессы, происходящие в группе в данный момент, чувства, переживаемые в данный конкретный момент, мысли, появляющиеся в данный момент. Кроме специально оговоренных случаев запрещаются проекции в прошлое и в будущее. Принцип акцентирования на настоящем способствует глубокой рефлексии участников, обучению сосредотачивать внимание на себе, своих мыслях и чувствах, развитию навыков самоанализа.
2. Искренность и открытость.
Самое главное в группе — честность и открытость. Чем более откровенными будут рассказы о том, что действительно волнует и интересует, чем более искренним будет предъявление чувств, тем более успешной будет работа группы в целом. Самораскрытие направлено на другого человека, но позволяет стать самим собой и встретиться с собой настоящим. Искренность и открытость способствуют получению и предоставлению другим честной обратной связи, то есть той информации, которая так важна каждому участнику и которая запускает не только механизмы самосознания, но и механизмы межличностного взаимодействия в группе.
3. Принцип Я.
Основное внимание участников должно быть сосредоточено на процессах самопознания, на самоанализе и рефлексии. Даже оценка поведения другого члена группы должна осуществляться через высказывание собственных возникающих чувств и переживаний. Все высказывания должны строиться с использованием личных местоимений единственного числа: «я чувствую...», «мне кажется...» Это тем более важно, что напрямую связано с одной из задач психокоррекции —
41 Бачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога — М.: Ось-89, 2002. — 224 с. Осипова А.А. Общая психокоррекция. — М.: Творческий центр «Сфера», 2000. — 512 с.
научиться брать ответственность на себя и принимать себя таким, какой есть.
4. Активность.
В группе отсутствует возможность пассивно «отсидеться». Большинство упражнений подразумевает включение всех участников. Но даже если упражнение носит демонстрационный характер или подразумевает индивидуальную работу в присутствии группы, все участники имеют безусловное право высказаться по завершении упражнения.
5. Конфиденциальность.
Все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, должно оставаться внутри группы — естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия.
6. Отказ от использования «ярлыков».
Участники группы должны стремиться к пониманию, а не к оценке. Оценки — это ярлыки, которыми можно охарактеризовать человека в целом. Вместо того чтобы глобально оценивать личность человека, лучше говорить об отдельных ее аспектах, о поведении. Тогда можно избежать оскорблений и унижения достоинства другого человека.
7. Контроль поведения.
Этот принцип выражается в формулах: «Обо всем можно говорить, но не все можно делать»; «Нельзя бесконтрольно проявлять свои эмоции, прежде всего агрессивные и сексуальные». Во время специальных групповых занятий иногда позволяется или поощряется реализация своих чувств, но только при условии контроля. Например: выражение подавляемых чувств при помощи приемов, практикуемых в энкаутер-группах (нанесение ударов кулаками по подушке, заменяющей человека, спровоцировавшего агрессию, поглаживание и укачивание члена группы, который нуждается в жалости и утешении, и т.п.).
8. Ответственность.
Каждый участник группы берет на себя ответственность за других членов группы. Он принимает обязательство не пропускать занятия и не бросать группу. Но если напряжение будет расти и желание покинуть группу перевесит желание освободиться от своих проблем, то участник группы должен сообщить о своем решении, а не исчезать без предупреждения.
9. Правило «Стоп».
Каждый участник имеет право без каких-либо объяснений остановить любой разговор, касающийся его личности. Остальные члены группы обязаны уважительно отнестись к его просьбеЭто право дает участникам уверенность и чувство самозащиты против давления группы. Обладание этим правом приводит к тому, что к нему прибегают очень редко.
8. Толерантность.
Клиенты должны с терпимостью относиться ко всем откровенным суждениям других участников группы, хотя содержание этих суждений может не соответствовать их собственным убеждениям и их собственной морали.
Необходимо подчеркнуть, что в некоторых группах, помимо указанных норм, оговаривается способ обращения друг к другу. Общение между всеми участниками и ведущими независимо от возраста и социального статуса рекомендуется осуществлять на «ты».
Кроме того, всем участникам предлагается выбрать себе на время работы в группе «игровое имя» — то имя, по которому все остальные, участники обязаны будут обращаться к человеку. Это может быть как действительное собственное имя, так и прозвище, имя любимого художественного персонажа или просто любое нравящееся имя.
Нормы психокоррекционной группы создают особый психологический климат, часто резко отличающийся от того, который имеется в традиционных группах. Участники, осознавая это, начинают сами следить за соблюдением групповых норм.
Нужно отметить, что на протяжении всего времени развития группы нормы могут изменяться. Например, высокая степень самораскрытия может быть в первое время неудобна участникам, поскольку они только начинают чувствовать себя часпы, но с развитием группы такое поведение приниматся всеми ее членами. , .
Подчинение нормам не является обязательным в группах, но оно связано с некоторыми другими групповыми переменными. Например, исследования показали, что подчинение групповым нормам связано со статусом участника группы. Участники с низким статусом имеют склонность к низкой степени подчинения нормам, со средним статусом — к высокой. Участники с высоким статусом стремятся соблюдать групповые нормы при завоевании позиции лидера, а став лидерами, могут отклоняться от менее важных норм, не получая при этом отрицательной обратной связи. Другими словами, участники, высоко ценимые в группе, завоевывают определенный «идиосинкразический кредит», позволяющий им действовать независимо от второстепенных групповых норм.
В относительно гомогенных группах подчинение нормам строже, чем в гетерогенных.