Специфика групповой формы психокоррекции.
В групповой психокоррекции основным инструментом кор-рекционного воздействия выступает группа, помогающая выявить и скорректировать проблемы клиента за счет межличностного взаимодействия и групповой динамики, сфокусированных на процессе «здесь и теперь». На этом основании иногда формируется точка зрения, согласно которой групповая психокоррекция направлена на проработку конфликтов в сфере межличностного взаимодействия, в то время как. индивидуальная — на раскрытие, проработку глубинного внутрилично-стного конфликта10.
Цели и задачи групповой психокоррекции как метода, ориентированного на личностное изменение, в определенной степени различаются в зависимости от теоретических представлений о личности и природе ее нарушений. Однако опора на групповую динамику существенно сближает данные различия11.
Цели групповой психокоррекции определяются как раскрытие, анализ, осознание и проработка проблем клиента, его внутриличностных и межличностных конфликтов и коррекция неадекватных отношений, установок, эмоциональных и поведенческих стереотипов на основе анализа и использования межличностного взаимодействия.
И.В. Вачков отмечает, что можно выделить общие цели,. объединяющие различные по направленности и содержанию психокоррекционные группы13:
—исследование психологических проблем участников группы и оказание помощи в их решении;
—улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья;
—изучение психологических закономерностей, механизмов и эффективных способов межличностного взаимодействия для создания основы более эффективного и гармоничного общения с людьми;
—развитие самосознания и самоисследование участников для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений;
—содействие процессу личностного развития, реализации
творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения счастья и успеха.
В связи с наличием обозначенных целей становится очевидным, что процесс психокоррекции является сложным и многоаспектным. В связи с этим принято выделять три структурных компонента, характерных для самосознания (Я-концепции) личности, на которых фокусируются задачи психокоррекции.
Таким образом, задачи психокоррекции затрагивают (по Осиповой А.А.):
1.Самопонимание (когнитивный аспект).
2.Отношение к себе (эмоциональный аспект).
3.Саморегуляцию (поведенческий аспект).
В зависимости от теоретической ориентации представители различных направлений придают большее или меньшее значение каждому из них, подчеркивая при этом и определенную роль двух других. В качестве основных механизмов коррекци-онного воздействия могут рассматриваться корригирующие эмоциональные переживания, конфронтация и научение.
Более конкретно задачи психокоррекции (при этом учитывается групповой процесс) можно сформулировать следующим образом (Осипова А.А.):
В познавательной сфере (когнитивный аспект, интеллектуальное осознание) групповая психокоррекция должна способствовать тому, чтобы клиент осознал:
—связь между психогенными факторами и возникновени
ем, развитием и сохранением своих проблем;
—какие ситуации в группе и в реальной жизни вызывают
напряжение, тревогу, страх и другие негативные эмоции, про
воцирующие появление, фиксацию и усиление органических
или психических симптомов;
—связь между негативными эмоциями и появлением и
усилением различного рода нарушений и расстройств;
—особенности своего поведения и эмоционального реагиро
вания; '
—как он выглядит со стороны, как воспринимается его по
ведение другими, как оценивают окружающие те или иные
особенности поведения, эмоционального реагирования, как от
кликаются на них, какие последствия это поведение имеет;
—существующее рассогласование между собственным об
разом «Я» и восприятием себя другими;
—собственные мотивы, потребности, стремления, отноше
ния, установки, особенности поведения, эмоционального реаги
рования, а также степень их адекватности, реалистичности и
конструктивности;
—характерные защитные механизмы;
—внутренние психологические проблемы и конфликты;
—особенности межличностного взаимодействия, межлич
ностные конфликты и их причины;
—более глубокие причины переживания и способы реаги
рования, начиная с детства, а также условия, особенности фор
мирования системы отношений;
—собственную роль, меру своего участия в возникновении и сохранении конфликтных и психотравмирующих ситуаций,а также то, каким путем можно было бы избежать их повторения в будущем.
В эмоциональной сфере групповая психокоррекция должна помочь клиенту:
— получить эмоциональную поддержку со стороны группы и психолога, что приводит к ощущению собственной ценности, ослаблению защитных механизмов, росту открытости, активности и спонтанности;
—пережить в группе те чувства, которые он часто испытывает в реальной жизни, воспроизвести те эмоциональные ситуации, которые были у него в действительности и с которымиранее он не мог справиться;
—пережить неадекватность некоторых своих эмоциональных реакций;
—научиться искренности в отношении к себе и к другим людям;
—стать более свободным в выражении собственных негативных и позитивных чувств;
—научиться более точно понимать и вербализовать свои чувства и эмоциональные состояния;
— раскрыть свои проблемы с соответствующими им переживаниями, зачастую ранее скрытыми от самого себя или искаженными;
—т модифицировать способ переживаний, эмоционального реагирования, восприятия себя самого и своих отношений с другими;
— произвести эмоциональную коррекцию своих отношений. В поведенческой сфере групповая коррекция должна помочь клиенту:
—увидеть собственные неадекватные повеДенческие стереотипы;
—приобрести навыки более искреннего, глубокого, свободного общения;
— преодолеть неадекватные формы поведения, проявляющиеся в группе, в том числе связанные с избеганием субъективно сложных ситуаций;
—развить формы поведения, связанные с сотрудничеством, взаимопомощью, ответственностью и самостоятельностью;
—закрепить новые формы поведения, в частности те, которые будут способствовать адекватной адаптации и функционированию в реальной жизни;
—вырабатывать и закреплять адекватные формы поведения и реагирования на основе достижения в познавательной и эмоциональной сферах.
Специфика групповой психокоррекции заключается в целенаправленном использовании групповой динамики, т.е. всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы, включая и психолога, в коррекционных целях. Групповая психокоррекция не является самостоятельным направлением психокоррекции, а представляет лишь специфическую форму, при использовании которой основным инструментом воздействия выступает группа клиентов, в отличие от индивидуальной психокоррекции, где таким инструментом является только сам психолог.