Методы психогигиены и психопрофилактики

Методов, которые могут быть использованы для оздоровления пси­хики и укрепления психологической устойчивости личности, довольно много. Основными группами мето­дов психогигиены и психопрофилактики являются следующие:

* Санитарное просвещение.

* Общие с психотерапией и психокоррекцией методы.

* Методы оздоровления на основе искусства и творчества.

* Ментальные упражнения.

* Трансовые методы.

* Библиотерапия.

* Ведение дневника.

Перечисленные методы не являются универсальными. То, что при­менимо к одним объектам психогигиенической и психопрофилакти­ческой помощи, неприменимо к другим. Выбор методов должен быть обусловлен спецификой стоящих задач, доминирующими характери­стиками той или иной группы населения, особенностями состояния индивида, если речь идет о помощи конкретному человеку. Психоги­гиеническая компетентность не может быть достаточной без собст­венных усилий человека, без самообучения, без знаний и умений ока­зывать психологическую самопомощь.

Санитарное просвещение (термин «санитария» от лат. san/fas — здоро­вье) — совокупность образовательных, воспитательных, агитационных и пропагандистских мероприятий, направленных на сохранение, укреп ление и скорейшее восстановление здоровья и трудоспособности чело­века, на продление активного периода его жизни.

Санитарное просвещение(в англоязычной литературе health edu­cation) тесно связано с профилактикой болезней. Оно выступает как средство изменения поведения, которое содержит риск возникновения определенного заболевания. По сути своей — это учебное мероприятие, предусматривающее ту или иную форму коммуникации, расширяющее знания и навыки, обеспечивающие здоровье, и основы сознательного отношения к здоровью.

Общие с психотерапией и психокоррекцией методы.Данную груп­пу особенно трудно описать. По сути, сюда должно быть отнесены как многие классические методы (рациональная терапия, гипнотера­пия...), так и методы, развивающиеся в современной психотерапии и психокоррекции. Это методы психодинамиче­ского, поведенческого, когнитивного, телесно-ориентированного на­правления, экзистенциальной психологии и психотерапии, транзактного анализа и т. д. В психогигиенических и психопрофилактических целях целесообразно применять методы как групповой, так и индиви­дуальной работы.

Методы оздоровления на основе искусства и творчества.К дан­ной группе относятся методы арт-терапии (самовыражения в рисо­вании, живописи, скульптуре), методы музыкальной, танцевальной терапии, вокализации, драматерапии, сказкотерапии, изготовления по­делок и др.

Ментальные упражнения.Ментальные упражнения также состав­ляют довольно широкий класс методов. К нему мы относим метод аутогенной тренировки, метод визуализации, некоторые медитатив­ные техники.

ЗАДАНИЕ 4: КРАТКО ОПИШИТЕ МЕТОД АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ, МЕТОД ВИЗУАЛИЗАЦИИ И МЕДИТАЦИИ.

Трансовые методы.Состояния транса расширяют доступ к не­осознаваемой информации и дают возможность освоить новые фор­мы ее переработки. Такие приемы могут быть дополнением к другим методам самопознания, могут использоваться для самовнушения, гетеровнушения, активизации саногенных ресурсов человека.

Библиотерапия.При этом методе оздоравливающее воздействие достигается чтением подобранных после обсуждения со специалистом литературных произведений. Возникающие при чтении чувства, об­разы, влечения, мысли восполняют тот или иной недостаток чувств, позитивной направленности воображения, замещают травмирующие мысли и переживания, помогают их преобразовать, «переработать», сформулировать новые цели. Преимуществом данного метода является длительность воздействия, повторяемость, интимность психогигиени­ческого процесса, важная для определенной категории людей.

Ведение дневника.В трудных жизненных ситуациях и при мно­гих негативных состояниях саногенный эффект могут давать дневни­ковые записи. Они особенно важны, если у субъекта нет доверитель­ного общения, если ему неоткуда получить помощь психолога или психотерапевта. Любая форма днев­ника помогает упорядочить жизненный опыт, осознать ценность пе­режитого и самоценность человеческой жизни, глубже понять себя и других, снизить интенсивность переживаний (освободиться от неко­торой степени накала, переключаясь на рефлексию).

Наши рекомендации