Тема: «Практическая направленность психогигиены».

Практическое занятие №1

Тема: «Практическая направленность психогигиены».

Ход работы

1. Осветите следующие вопросы:

1. История возникновения психогигиены.

2. Общие проблемы психогигиены.

3. Основные задачи психогигиены.

4. Уровни практической психогигиены.

2. Подготовьте информационный проспект (где будут приведены основные положения и даны практические рекомендации) на тему (на выбор):

- Гигиена тела;

- Гигиена кожи лица;

- Гигиена зубов и полости рта;

- Гигиена питания;

- Гигиена жилища;

- Гигиена половых органов;

- Гигиена девочек;

- Гигиена мальчиков;

- Гигиена женщины;

- Гигиена мужчины;

- Гигиена одежды и обуви;

- Гигиена дыхания;

- Гигиена зрения;

- Личная гигиена подростка;

- Личная гигиена школьника;

- Личная гигиена и закаливание;

- Предметы личной гигиены – меры предосторожности.

Дайте определение следующим понятиям (внесите в словарь)

Гигиена, здоровье, психика, психическое здоровье, психогигиена, санрогенный потенциал личности, биологический возраст, психологический возраст.

Выполните следующую методику: «Тест психологического здоровья»

Предназначение

Есть психическое здоровье, отсутствие которого есть повод обратиться к психиатру. Есть здоровье психологическое, которое позволяет человеку жить в мире с самим собой, реализовывать свои возможности, быть уверенным и настроенным на достижение целей, уметь контролировать себя.

Этот тест предназначен как для профессионального, так и для любительского использования. Он не содержит шкалу лжи, поэтому в случае необходимости его можно дополнить методиками на искренность или содержащую в себе шкалу лжи.

Состоит из 46 пар суждений. В каждом случае испытуемый должен выбрать один и только один вариант.

Примерное время выполнения теста: 15 минут

Порядок проведения

Испытуемому выдается список пар суждений и бланк ответов. Время ограничивать не следует. Следует обратить внимание на то, что необходимо сделать выбор в каждой паре суждений.

Инструкция

Вам предлагается 46 пар суждений. Внимательно прочитайте каждую пару. Выберите суждение, которое в большей степени относится к вам, к вашей жизни в последний месяц. Старайтесь не делать пропусков, желательно, чтобы в каждой паре вы сделали свой выбор.

Задания

Из двух фраз выберите ту, которая, на ваш взгляд, ближе к истине.

1 1) Темп моей речи обычно нормальный 2) Часто бывает, что моя речь заторможена или наоборот ускорена


2 1) Я не могу сказать, что сильно волнуюсь, выступая публично 2) Выступая перед публикой я очень сильно волнуюсь
3 1) Часто в своей речи я делаю оговорки 2) Я редко допускаю оговорки
4 1) Мне очень сложно говорить связно 2) Мне легко говорить осмысленными, полными фразами
5 1) Я не заикаюсь 2) Я заикаюсь
6 1) Если надо, я могу писать очень быстро 2) Я пишу медленно, быстро не получается
7 1) Занимаясь какими-то делами, я чувствую заторможенность 2) Занимаясь делами, я ощущаю собранность и деловитость
8 1) Меня редко посещают мысли о моей неполноценности 2) Иногда или часто я испытываю чувство неполноценности
9 1) Обычно, занимаясь какими-то делами, я испытываю неуверенность в себе 2) Мне легко преодолеть собственную нерешительность и неуверенность
10 1) Я довольно легко завожу новые связи, у меня много друзей 2) Мне трудно заводить отношения с людьми, поддерживать контакты
11 1) В присутствии человека, от которого я завишу, испытываю заторможенность 2) Мне не доставляет большого труда вести себя в присутствии людей, от которых завишу, свободно
12 1) Мне нравится быть в центре жизни коллектива, участвовать в общих делах 2) В коллективе я часто испытываю заторможенность, не могу "держать руку на пульсе событий"
13 1) В любовных делаях я скорее смел, чем робок 2) В любовных делах я очень робок
14 1) В присутствии человека, которого я люблю, испытываю сильную скованность 2) В присутствии человека, которого я люблю, веду себя свободно
15 1) Я знаю цену себе и своим возможностям, мнение других людей мне не очень важно 2) Мои успехи недооцениваются окружающими, я сильно переживаю из-за этого
16 1) Я испытываю отсутствие энергии 2) Обычно я полон сил


17 1) Мне сложно даются любые решения, касающиеся моей жизни 2) Я могу логично и рационально решить любые сложные жизненные вопросы
18 1) Я не одинок, я не переживаю из-за одиночества 2) Я переживаю из-за собственного одиночества
19 1) У меня много друзей 2) У меня мало или почти нет друзей
20 1) Очень часто меня посещает печальное настроение 2) В печали я нахожусь не так уж часто
21 1) Часто и подолгу меня не покидает чувство вины 2) Свое чувство вины я стараюсь побыстрее искупить или же позабыть про него
22 1) Я не переживаю из-за того, что могу внезапно умереть 2) Иногда я переживаю из-за мыслей, что могу внезапно умереть
23 1) Я не переживаю из-за того, что кто-то близкий может внезапно умереть 2) Иногда я переживаю из-за мыслей, что кто-то мне близкий может внезапно умереть
24 1) Не так уж сильно я боюсь заболеть неизлечимой болезнью 2) Я очень боюсь заболеть неизлечимой болезнью
25 1) Меня постоянно тревожит, что на людях я могу внезапно покраснеть 2) Меня не тревожит, что я могу внезапно покраснеть на людях
26 1) Не так уж часто меня охватывает состояние беспричинного страха 2) Иногда меня охватывает состояние беспричинного страха
27 1) Я не боюсь остаться в полном одиночестве 2) Я очень боюсь остаться совсем в одиночестве
28 1) Темнота не пугает меня 2) Темнота пугает меня
29 1) Гроза меня не тревожит, особенно если я нахожусь в безопасном помещении 2) Я очень сильно боюсь грозы, было бы хорошо, если их совсем не было
30 1) Иногда мне кажется, что на улице кто-то преследует меня 2) На улице меня никто не преследует
31 1) Я не испытываю в закрытых помещениях страх 2) В любом закрытом помещении я испытываю страх
32 1) Мне находиться на улице обычно совсем не страшно 2) Я стараюсь пореже выходить на улицу, потому что там мне страшно
33 1) Езда в транспорте вызывает во мне сильный страх 2) Езда в транспорте не вызывает во мне сильного страха
34 1) Из-за своей забывчивости я часто попадаю в неловкие ситуации 2) Если я и попадаю в неловкие ситуации из-за своей забывчивости, то редко
35 1) Если надо, я могу легко сосредоточиться на деле 2) Мне сложно сконцентрироваться на деле, я постоянно отвлекаюсь
36 1) Частенько я ловлю себя на том, что занимаюсь бесплодными мечтаниями 2) Я не могу сказать, что часто погружен в бесплодные мечтания
37 1) Я во всем сомневаюсь 2) У меня нет такой привычки сомневаться во всем
38 1) Если я стараюсь, то у меня выходит именно так, как я это планировал 2) Я постоянно пытаюсь все делать "как надо", но у меня ничего не получается
39 1) У меня нет привычки контролировать каждый свой шаг 2) Я слишком требователен к себе, мне это мешает
40 1) У меня нет проблем с навязчивыми мыслями 2) Если какая-то навязчивая мысль посещает меня, то от нее невозможно избавиться
41 1) Неприятные картины редко посещают мое воображение, мне легко от них избавиться 2) Часто мое воображение посещают неприятные картины, от которых хочется избавиться, но не получается
42 1) Обычно я всегда могу остановить выполнение любого дела 2) Иногда я начинаю что-то делать, а остановиться не могу
43 1) В общем я вполне полноправный член общества 2) Я - чужой среди людей
44 1) Если какой-то человек начинает меня раздражать, то я не могу скрыть раздражения 2) Если надо, я могу скрывать свои негативные эмоции, в том числе раздражение
45 1) Иногда какие-то предметы мне кажутся такими чужими, что от них поскорее хочется избавиться 2) У меня не бывает таких ситуаций, когда предметы кажутся такими чужими, что хочется избавиться от них
46 1) Иногда мне кажется, что я чужой сам себе 2) Мне не кажется, что я чужой сам себе

Обработка результатов

Для обработки результатов тестирования воспользуйтесь ключом, представленным ниже.

Ключ


Шкала "Психологическое здоровье"
1) Если 2, то -1. Если 1, то +1.
2) Если 2, то -1. Если 1, то +1.
3) Если 2, то +1. Если 1, то -1.
4) Если 2, то +1. Если 1, то -1.
5) Если 2, то -1. Если 1, то +1.
6) Если 2, то -1. Если 1, то +1.
7) Если 2, то +1. Если 1, то -1.
8) Если 2, то -1. Если 1, то +1.
9) Если 2, то +1. Если 1, то -1.
10) Если 2, то -1. Если 1, то +1.
11) Если 2, то +1. Если 1, то -1.
12) Если 2, то -1. Если 1, то +1.
13) Если 2, то -1. Если 1, то +1.
14) Если 2, то +1. Если 1, то -1.
15) Если 2, то -1. Если 1, то +1.
16) Если 2, то +1. Если 1, то -1.
17) Если 2, то +1. Если 1, то -1.
18) Если 2, то -1. Если 1, то +1.
19) Если 2, то -1. Если 1, то +1.
20) Если 2, то +1. Если 1, то -1.
21) Если 2, то +1. Если 1, то -1.
22) Если 2, то -1. Если 1, то +1.
23) Если 2, то -1. Если 1, то +1.
24) Если 2, то -1. Если 1, то +1.
25) Если 2, то +1. Если 1, то -1.
26) Если 2, то -1. Если 1, то +1.
27) Если 2, то -1. Если 1, то +1.
28) Если 2, то -1. Если 1, то +1.
29) Если 2, то -1. Если 1, то +1.
30) Если 2, то +1. Если 1, то -1.
31) Если 2, то -1. Если 1, то +1.
32) Если 2, то -1. Если 1, то +1.
33) Если 2, то +1. Если 1, то -1.
34) Если 2, то +1. Если 1, то -1.
35) Если 2, то -1. Если 1, то +1.
36) Если 2, то +1. Если 1, то -1.
37) Если 2, то +1. Если 1, то -1.
38) Если 2, то -1. Если 1, то +1.
39) Если 2, то -1. Если 1, то +1.
40) Если 2, то -1. Если 1, то +1.
41) Если 2, то -1. Если 1, то +1.
42) Если 2, то -1. Если 1, то +1.
43) Если 2, то -1. Если 1, то +1.
44) Если 2, то +1. Если 1, то -1.
45) Если 2, то +1. Если 1, то -1.
46) Если 2, то +1. Если 1, то -1.

Шкала "Уход от тестирования"
По каждому вопросу: Если нет ответа, то +1.

Анализ результатов

[-46,-34] Психологически нездоров, очень сильная дезадаптация, необходима помощь специалиста и полный пересмотр образа жизни.

[-33,-15] Психологически нездоров, сильная дезадаптация, необходима помощь специалиста.

[-14,15] Психологически нездоров, умеренная дезадаптация, необходимо последовательное решение психологических проблем, начиная с самых легких.

[16,34] Психологически здоров, но имеется ряд проблем, которые надо решить.

[35,46] Полное психологическое здоровье.

Уход от тестирования.

[0,6] Испытуемый ответил охотно на все вопросы, результат достоверен.

[7,46] Слишком много вопросов проигнорировано, результат недостоверен.

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

Задачи психогигиены

Для психогигиены, как и гигиены в целом, центральной является задача распространения знаний о здоровье, здоровом образе жизни, формирование навыков оздоровительного поведения, т. е. поведения,нацеленного на здоровье(в англоязычной литературе health knowledge).

Психогигиена представляет собой довольно обширную область. В ее структуре целесообразно выделить три уровня: национальная психогигиена, организационная психогигиена, психогигиена личности.

В психогигиене как научной дисциплине три проблемы можно выделить в качестве основных:

1) разработка концепции саногенного потенциала личности;

2) определение важнейших направлений и правил психогигиенической практики;

3) профилактика состояний риска, ситуаций риска и поведения риска (зависимого поведения).

Разделы психогигиены.Здесь используются различные критерии для выделения в психогигиене разделов. В психогигиене обычно выделяют личную (индивидуальную) и об­щественную (социальную) психогигиену.

По возрастному критерию их делят на:

- психогигиену детей и подростков;

- психогигиену зрелого возраста;

- психогигиену пожилого и старческого возраста.

По видам активностив психогигиене выделяют:

- психогигиену труда (с подразделами — умственного, педагогического, управленческого, военной деятельности);

- психогигиену воспитания и обучения;

- психогигиену общения;

- психогигиену спорта;

- психогигиену отдыха и быта;

- психогигиену половой жизни.

Вместе с этим встречаем деление на следующие разделы:

1) воз­растная психогигиена; 2) психогигиена труда и обу­чения; 3) психогигиена быта; 4) психогигиена семьи и половой жизни; 5) психогигиена коллективной жизни.

ЗАДАНИЕ 1: ПОЯСНИТЕ СУТЬ КАЖДОГО РАЗДЕЛА.

Национальная психогигиена

Семейная психогигиена

ЗАДАНИЕ 2 РАСКРОЙТЕ СУТЬ ВЫШЕНАЗВАННЫХ УРОВНЕЙ

Практическое занятие №2

Ход работы

1. Осветите следующие вопросы:

1. Определение психопрофилактики.

2. Фундаментальное, прикладное и практическое направление психопрофилактики.

3. Основные задачи психопрофилактики.

4. Уровни психопрофилактики.

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

Тема: Предмет и задачи психопрофилактики

Профилактика(греч. prophylaktikos — предохранительный, предупре­дительный) — система государственных, социальных, гигиенических и медииинских мер, направленных на обеспечение высокого уровня здоровья и предупреждение болезней.

Выделяют различные уровни психопрофилактики: первичную, вторичную и третичнуюпсихопрофилактику.

ЗАДАНИЕ 3: ДАЙТЕ ХАРАКТЕРИСТИКУ ВЫШЕУКАЗАННЫМ УРОВНЯМ

Практическое занятие №1

Тема: «Практическая направленность психогигиены».

Ход работы

1. Осветите следующие вопросы:

1. История возникновения психогигиены.

2. Общие проблемы психогигиены.

3. Основные задачи психогигиены.

4. Уровни практической психогигиены.

2. Подготовьте информационный проспект (где будут приведены основные положения и даны практические рекомендации) на тему (на выбор):

- Гигиена тела;

- Гигиена кожи лица;

- Гигиена зубов и полости рта;

- Гигиена питания;

- Гигиена жилища;

- Гигиена половых органов;

- Гигиена девочек;

- Гигиена мальчиков;

- Гигиена женщины;

- Гигиена мужчины;

- Гигиена одежды и обуви;

- Гигиена дыхания;

- Гигиена зрения;

- Личная гигиена подростка;

- Личная гигиена школьника;

- Личная гигиена и закаливание;

- Предметы личной гигиены – меры предосторожности.

Наши рекомендации