Тема: «Практическая направленность психогигиены».
Практическое занятие №1
Тема: «Практическая направленность психогигиены».
Ход работы
1. Осветите следующие вопросы:
1. История возникновения психогигиены.
2. Общие проблемы психогигиены.
3. Основные задачи психогигиены.
4. Уровни практической психогигиены.
2. Подготовьте информационный проспект (где будут приведены основные положения и даны практические рекомендации) на тему (на выбор):
- Гигиена тела;
- Гигиена кожи лица;
- Гигиена зубов и полости рта;
- Гигиена питания;
- Гигиена жилища;
- Гигиена половых органов;
- Гигиена девочек;
- Гигиена мальчиков;
- Гигиена женщины;
- Гигиена мужчины;
- Гигиена одежды и обуви;
- Гигиена дыхания;
- Гигиена зрения;
- Личная гигиена подростка;
- Личная гигиена школьника;
- Личная гигиена и закаливание;
- Предметы личной гигиены – меры предосторожности.
Дайте определение следующим понятиям (внесите в словарь)
Гигиена, здоровье, психика, психическое здоровье, психогигиена, санрогенный потенциал личности, биологический возраст, психологический возраст.
Выполните следующую методику: «Тест психологического здоровья»
Предназначение
Есть психическое здоровье, отсутствие которого есть повод обратиться к психиатру. Есть здоровье психологическое, которое позволяет человеку жить в мире с самим собой, реализовывать свои возможности, быть уверенным и настроенным на достижение целей, уметь контролировать себя.
Этот тест предназначен как для профессионального, так и для любительского использования. Он не содержит шкалу лжи, поэтому в случае необходимости его можно дополнить методиками на искренность или содержащую в себе шкалу лжи.
Состоит из 46 пар суждений. В каждом случае испытуемый должен выбрать один и только один вариант.
Примерное время выполнения теста: 15 минут
Порядок проведения
Испытуемому выдается список пар суждений и бланк ответов. Время ограничивать не следует. Следует обратить внимание на то, что необходимо сделать выбор в каждой паре суждений.
Инструкция
Вам предлагается 46 пар суждений. Внимательно прочитайте каждую пару. Выберите суждение, которое в большей степени относится к вам, к вашей жизни в последний месяц. Старайтесь не делать пропусков, желательно, чтобы в каждой паре вы сделали свой выбор.
Задания
Из двух фраз выберите ту, которая, на ваш взгляд, ближе к истине.
1 | 1) Темп моей речи обычно нормальный 2) Часто бывает, что моя речь заторможена или наоборот ускорена |
2 | 1) Я не могу сказать, что сильно волнуюсь, выступая публично 2) Выступая перед публикой я очень сильно волнуюсь |
3 | 1) Часто в своей речи я делаю оговорки 2) Я редко допускаю оговорки |
4 | 1) Мне очень сложно говорить связно 2) Мне легко говорить осмысленными, полными фразами |
5 | 1) Я не заикаюсь 2) Я заикаюсь |
6 | 1) Если надо, я могу писать очень быстро 2) Я пишу медленно, быстро не получается |
7 | 1) Занимаясь какими-то делами, я чувствую заторможенность 2) Занимаясь делами, я ощущаю собранность и деловитость |
8 | 1) Меня редко посещают мысли о моей неполноценности 2) Иногда или часто я испытываю чувство неполноценности |
9 | 1) Обычно, занимаясь какими-то делами, я испытываю неуверенность в себе 2) Мне легко преодолеть собственную нерешительность и неуверенность |
10 | 1) Я довольно легко завожу новые связи, у меня много друзей 2) Мне трудно заводить отношения с людьми, поддерживать контакты |
11 | 1) В присутствии человека, от которого я завишу, испытываю заторможенность 2) Мне не доставляет большого труда вести себя в присутствии людей, от которых завишу, свободно |
12 | 1) Мне нравится быть в центре жизни коллектива, участвовать в общих делах 2) В коллективе я часто испытываю заторможенность, не могу "держать руку на пульсе событий" |
13 | 1) В любовных делаях я скорее смел, чем робок 2) В любовных делах я очень робок |
14 | 1) В присутствии человека, которого я люблю, испытываю сильную скованность 2) В присутствии человека, которого я люблю, веду себя свободно |
15 | 1) Я знаю цену себе и своим возможностям, мнение других людей мне не очень важно 2) Мои успехи недооцениваются окружающими, я сильно переживаю из-за этого |
16 | 1) Я испытываю отсутствие энергии 2) Обычно я полон сил |
17 | 1) Мне сложно даются любые решения, касающиеся моей жизни 2) Я могу логично и рационально решить любые сложные жизненные вопросы |
18 | 1) Я не одинок, я не переживаю из-за одиночества 2) Я переживаю из-за собственного одиночества |
19 | 1) У меня много друзей 2) У меня мало или почти нет друзей |
20 | 1) Очень часто меня посещает печальное настроение 2) В печали я нахожусь не так уж часто |
21 | 1) Часто и подолгу меня не покидает чувство вины 2) Свое чувство вины я стараюсь побыстрее искупить или же позабыть про него |
22 | 1) Я не переживаю из-за того, что могу внезапно умереть 2) Иногда я переживаю из-за мыслей, что могу внезапно умереть |
23 | 1) Я не переживаю из-за того, что кто-то близкий может внезапно умереть 2) Иногда я переживаю из-за мыслей, что кто-то мне близкий может внезапно умереть |
24 | 1) Не так уж сильно я боюсь заболеть неизлечимой болезнью 2) Я очень боюсь заболеть неизлечимой болезнью |
25 | 1) Меня постоянно тревожит, что на людях я могу внезапно покраснеть 2) Меня не тревожит, что я могу внезапно покраснеть на людях |
26 | 1) Не так уж часто меня охватывает состояние беспричинного страха 2) Иногда меня охватывает состояние беспричинного страха |
27 | 1) Я не боюсь остаться в полном одиночестве 2) Я очень боюсь остаться совсем в одиночестве |
28 | 1) Темнота не пугает меня 2) Темнота пугает меня |
29 | 1) Гроза меня не тревожит, особенно если я нахожусь в безопасном помещении 2) Я очень сильно боюсь грозы, было бы хорошо, если их совсем не было |
30 | 1) Иногда мне кажется, что на улице кто-то преследует меня 2) На улице меня никто не преследует |
31 | 1) Я не испытываю в закрытых помещениях страх 2) В любом закрытом помещении я испытываю страх |
32 | 1) Мне находиться на улице обычно совсем не страшно 2) Я стараюсь пореже выходить на улицу, потому что там мне страшно |
33 | 1) Езда в транспорте вызывает во мне сильный страх 2) Езда в транспорте не вызывает во мне сильного страха |
34 | 1) Из-за своей забывчивости я часто попадаю в неловкие ситуации 2) Если я и попадаю в неловкие ситуации из-за своей забывчивости, то редко |
35 | 1) Если надо, я могу легко сосредоточиться на деле 2) Мне сложно сконцентрироваться на деле, я постоянно отвлекаюсь |
36 | 1) Частенько я ловлю себя на том, что занимаюсь бесплодными мечтаниями 2) Я не могу сказать, что часто погружен в бесплодные мечтания |
37 | 1) Я во всем сомневаюсь 2) У меня нет такой привычки сомневаться во всем |
38 | 1) Если я стараюсь, то у меня выходит именно так, как я это планировал 2) Я постоянно пытаюсь все делать "как надо", но у меня ничего не получается |
39 | 1) У меня нет привычки контролировать каждый свой шаг 2) Я слишком требователен к себе, мне это мешает |
40 | 1) У меня нет проблем с навязчивыми мыслями 2) Если какая-то навязчивая мысль посещает меня, то от нее невозможно избавиться |
41 | 1) Неприятные картины редко посещают мое воображение, мне легко от них избавиться 2) Часто мое воображение посещают неприятные картины, от которых хочется избавиться, но не получается |
42 | 1) Обычно я всегда могу остановить выполнение любого дела 2) Иногда я начинаю что-то делать, а остановиться не могу |
43 | 1) В общем я вполне полноправный член общества 2) Я - чужой среди людей |
44 | 1) Если какой-то человек начинает меня раздражать, то я не могу скрыть раздражения 2) Если надо, я могу скрывать свои негативные эмоции, в том числе раздражение |
45 | 1) Иногда какие-то предметы мне кажутся такими чужими, что от них поскорее хочется избавиться 2) У меня не бывает таких ситуаций, когда предметы кажутся такими чужими, что хочется избавиться от них |
46 | 1) Иногда мне кажется, что я чужой сам себе 2) Мне не кажется, что я чужой сам себе |
Обработка результатов
Для обработки результатов тестирования воспользуйтесь ключом, представленным ниже.
Ключ
Шкала "Психологическое здоровье"
1) Если 2, то -1. Если 1, то +1.
2) Если 2, то -1. Если 1, то +1.
3) Если 2, то +1. Если 1, то -1.
4) Если 2, то +1. Если 1, то -1.
5) Если 2, то -1. Если 1, то +1.
6) Если 2, то -1. Если 1, то +1.
7) Если 2, то +1. Если 1, то -1.
8) Если 2, то -1. Если 1, то +1.
9) Если 2, то +1. Если 1, то -1.
10) Если 2, то -1. Если 1, то +1.
11) Если 2, то +1. Если 1, то -1.
12) Если 2, то -1. Если 1, то +1.
13) Если 2, то -1. Если 1, то +1.
14) Если 2, то +1. Если 1, то -1.
15) Если 2, то -1. Если 1, то +1.
16) Если 2, то +1. Если 1, то -1.
17) Если 2, то +1. Если 1, то -1.
18) Если 2, то -1. Если 1, то +1.
19) Если 2, то -1. Если 1, то +1.
20) Если 2, то +1. Если 1, то -1.
21) Если 2, то +1. Если 1, то -1.
22) Если 2, то -1. Если 1, то +1.
23) Если 2, то -1. Если 1, то +1.
24) Если 2, то -1. Если 1, то +1.
25) Если 2, то +1. Если 1, то -1.
26) Если 2, то -1. Если 1, то +1.
27) Если 2, то -1. Если 1, то +1.
28) Если 2, то -1. Если 1, то +1.
29) Если 2, то -1. Если 1, то +1.
30) Если 2, то +1. Если 1, то -1.
31) Если 2, то -1. Если 1, то +1.
32) Если 2, то -1. Если 1, то +1.
33) Если 2, то +1. Если 1, то -1.
34) Если 2, то +1. Если 1, то -1.
35) Если 2, то -1. Если 1, то +1.
36) Если 2, то +1. Если 1, то -1.
37) Если 2, то +1. Если 1, то -1.
38) Если 2, то -1. Если 1, то +1.
39) Если 2, то -1. Если 1, то +1.
40) Если 2, то -1. Если 1, то +1.
41) Если 2, то -1. Если 1, то +1.
42) Если 2, то -1. Если 1, то +1.
43) Если 2, то -1. Если 1, то +1.
44) Если 2, то +1. Если 1, то -1.
45) Если 2, то +1. Если 1, то -1.
46) Если 2, то +1. Если 1, то -1.
Шкала "Уход от тестирования"
По каждому вопросу: Если нет ответа, то +1.
Анализ результатов
[-46,-34] Психологически нездоров, очень сильная дезадаптация, необходима помощь специалиста и полный пересмотр образа жизни.
[-33,-15] Психологически нездоров, сильная дезадаптация, необходима помощь специалиста.
[-14,15] Психологически нездоров, умеренная дезадаптация, необходимо последовательное решение психологических проблем, начиная с самых легких.
[16,34] Психологически здоров, но имеется ряд проблем, которые надо решить.
[35,46] Полное психологическое здоровье.
Уход от тестирования.
[0,6] Испытуемый ответил охотно на все вопросы, результат достоверен.
[7,46] Слишком много вопросов проигнорировано, результат недостоверен.
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
Задачи психогигиены
Для психогигиены, как и гигиены в целом, центральной является задача распространения знаний о здоровье, здоровом образе жизни, формирование навыков оздоровительного поведения, т. е. поведения,нацеленного на здоровье(в англоязычной литературе health knowledge).
Психогигиена представляет собой довольно обширную область. В ее структуре целесообразно выделить три уровня: национальная психогигиена, организационная психогигиена, психогигиена личности.
В психогигиене как научной дисциплине три проблемы можно выделить в качестве основных:
1) разработка концепции саногенного потенциала личности;
2) определение важнейших направлений и правил психогигиенической практики;
3) профилактика состояний риска, ситуаций риска и поведения риска (зависимого поведения).
Разделы психогигиены.Здесь используются различные критерии для выделения в психогигиене разделов. В психогигиене обычно выделяют личную (индивидуальную) и общественную (социальную) психогигиену.
По возрастному критерию их делят на:
- психогигиену детей и подростков;
- психогигиену зрелого возраста;
- психогигиену пожилого и старческого возраста.
По видам активностив психогигиене выделяют:
- психогигиену труда (с подразделами — умственного, педагогического, управленческого, военной деятельности);
- психогигиену воспитания и обучения;
- психогигиену общения;
- психогигиену спорта;
- психогигиену отдыха и быта;
- психогигиену половой жизни.
Вместе с этим встречаем деление на следующие разделы:
1) возрастная психогигиена; 2) психогигиена труда и обучения; 3) психогигиена быта; 4) психогигиена семьи и половой жизни; 5) психогигиена коллективной жизни.
ЗАДАНИЕ 1: ПОЯСНИТЕ СУТЬ КАЖДОГО РАЗДЕЛА.
Национальная психогигиена
Семейная психогигиена
ЗАДАНИЕ 2 РАСКРОЙТЕ СУТЬ ВЫШЕНАЗВАННЫХ УРОВНЕЙ
Практическое занятие №2
Ход работы
1. Осветите следующие вопросы:
1. Определение психопрофилактики.
2. Фундаментальное, прикладное и практическое направление психопрофилактики.
3. Основные задачи психопрофилактики.
4. Уровни психопрофилактики.
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
Тема: Предмет и задачи психопрофилактики
Профилактика(греч. prophylaktikos — предохранительный, предупредительный) — система государственных, социальных, гигиенических и медииинских мер, направленных на обеспечение высокого уровня здоровья и предупреждение болезней.
Выделяют различные уровни психопрофилактики: первичную, вторичную и третичнуюпсихопрофилактику.
ЗАДАНИЕ 3: ДАЙТЕ ХАРАКТЕРИСТИКУ ВЫШЕУКАЗАННЫМ УРОВНЯМ
Практическое занятие №1
Тема: «Практическая направленность психогигиены».
Ход работы
1. Осветите следующие вопросы:
1. История возникновения психогигиены.
2. Общие проблемы психогигиены.
3. Основные задачи психогигиены.
4. Уровни практической психогигиены.
2. Подготовьте информационный проспект (где будут приведены основные положения и даны практические рекомендации) на тему (на выбор):
- Гигиена тела;
- Гигиена кожи лица;
- Гигиена зубов и полости рта;
- Гигиена питания;
- Гигиена жилища;
- Гигиена половых органов;
- Гигиена девочек;
- Гигиена мальчиков;
- Гигиена женщины;
- Гигиена мужчины;
- Гигиена одежды и обуви;
- Гигиена дыхания;
- Гигиена зрения;
- Личная гигиена подростка;
- Личная гигиена школьника;
- Личная гигиена и закаливание;
- Предметы личной гигиены – меры предосторожности.