Чрезвычайные ситуации техногенного характера
Цель: усвоение знаний об опасностях, связанных с использованием современных транспортных средств, при угрозе и возникновении аварий на радиационных, химических, взрывоопасных объектах и объектах жизнеобеспечения и правилах безопасного поведения при их возникновении.
Методика выполнения работы:
1. Классифицируйте чрезвычайные ситуации техногенного характера по группам и видам и заполните табл. 1.
2. Ответьте на контрольные вопросы.
Теоретическое обоснование
Техногенные катастрофы – внезапный выход из строя машин, механизмов и агрегатов с серьезными нарушениями производственного процесса, взрывами, образованием очагов пожаров, радиоактивным, химическим или биологическим заражением больших территорий, групповой гибелью людей.
Характер последствий техногенных катастроф зависит от вида аварии, ее масштабов и особенно предприятия, на котором произошла авария.
Причинами техногенных катастроф могут быть: воздействия природных факторов (стихийных бедствий), проектно-производственных дефектов сооружений, нарушения технологии, правил эксплуатации транспорта, оборудования, машин, механизмов и т.д.
Техногенные катастрофы подразделяют на:
1. Аварии на радиационно-опасных объектах;
2. Аварии на химически опасных объектах;
3. Аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах;
4. Аварии на гидродинамически опасных объектах;
5. Аварии на коммунально-энергетических сетях;
6. Транспортные аварии.
Таблица 1
Чрезвычайные ситуации техногенного характера
Группа ЧС | Вид ЧС | Опасные факторы | Меры предупреждения ЧС | План действий во время ЧС | Действия после ЧС |
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
Вариант 1
1. Производственные аварии и катастрофы относятся к чрезвычайным ситуациям техногенного характера. Они классифицируются по масштабу распространения и тяжести последствий. Подумайте и ответьте:
а) Какие бывают чрезвычайные ситуации техногенного характера по масштабу распространения и тяжести последствий?
б) Что называется аварией?
в) Что представляет собой производственная и транспортная катастрофа?
2. Аварии и катастрофы техногенного характера по характеру проявления подразделяются на несколько групп и вызываются различными причинами. Подумайте и ответьте:
а) По каким причинам чаще всего происходят чрезвычайные ситуации техногенного характера?
б) Какие группы аварий и катастроф по характеру их проявления выделяют специалисты?
в) Какие сопутствующие факторы увеличивают степень негативного воздействия аварий и катастроф на людей и окружающую среду?
3. Семья ваших знакомых переехала на новое место жительства и проживает в городе, основу производства в котором составляет химическая промышленность. Подумайте и ответьте:
а) Какие меры безопасности вы можете посоветовать заранее принять вашим знакомым на случай возникновения техногенной чрезвычайной ситуации?
б) Что необходимо сделать, услышав предупредительный сигнал «Внимание всем!»?
в) Что следует сделать, покидая жилище в случае химической аварии?
4. Наиболее распространенными чрезвычайными ситуациями техногенного характера являются пожары и взрывы. Чаще всего они происходят на пожаро- и взрывоопасных объектах. Подумайте и ответьте:
а) Какие объекты относятся к пожаро- и взрывоопасным?
б) Какие виды аварий возможны на таких объектах и каковы их причины?
в) Какие предприятия и виды транспорта представляют собой наибольшую опасность во взрыво- и пожароопасном отношении?
5. Последствия взрывов зависят, как правило, от их мощности и среды, в которой они происходят. Специалисты различают несколько зон действия взрывов. Подумайте и ответьте:
а) Какие существуют зоны действия взрыва и что характерно для каждой из этих зон?
б) Какие разрушения наносят взрывы зданиям и сооружениям?
в) Какие бывают взрывы в зависимости от среды, в которой они происходят?
Вариант 2
1. Пожары и взрывы происходят по различным причинам как на промышленных предприятиях, так и в жилых и общественных зданиях. Подумайте и ответьте:
а) По каким основным причинам возникают пожары в жилом секторе?
б) Какими причинами вызываются пожары на промышленных предприятиях?
в) Какие наиболее распространенные причины взрывов на производственных предприятиях, в общественных и жилых зданиях вы знаете?
2. Специалисты выделяют определенное количество факторов, характеризующих опасность пожаров и взрывов. Зная закономерности вредного воздействия этих факторов, человек способен правильно действовать в условиях таких чрезвычайных ситуаций. Подумайте и ответьте:
а) Какие поражающие факторы действуют на людей при пожаре?
б) Какие вы знаете основные и вторичные поражающие факторы взрыва?
в) Какие поражения могут возникнуть у людей под воздействием ударной волны?
3. Вы отдыхаете с родителями на даче. Возвращаясь с товарищами с озера после купания, вы увидели, что пылает один из дачных домиков. Оттуда выбегает человек в горящей одежде и бежит по направлению к озеру, до которого примерно полкилометра. Подумайте и ответьте:
а) Какие действия следует предпринять в данной ситуации?
б) Как необходимо действовать, если пожар в доме самостоятельно потушить невозможно?
в) Как правильно тушить огонь, если горят электроприборы и электропроводка?
4. В одной из организаций, занимающей четырехэтажное здание, зимой перед окончанием рабочего дня на третьем этаже возник пожар. В здании погасло освещение, коридоры и помещения сильно задымлены. Подумайте и ответьте:
а) Как правильно действовать сотрудникам организации в создавшейся ситуации?
б) Что такое паника, какими признаками она характеризуется и какие реакции вызывает у людей?
в) Каким образом паника может быть предотвращена?
5. На многих производственных и торговых предприятиях, базах хранения и других объектах сегодня применяются опасные химические вещества. При возникновении на этих предприятиях и объектах аварийных ситуаций токсичные продукты, вредные для человека и окружающей природной среды, могут попасть в атмосферу. Подумайте и ответьте:
а) Что называется опасным химическим веществом, химически опасным объектом, химической аварией?
б) На какие виды подразделяются химические аварии, связанные с выбросом химически опасных веществ?
в) В каких районах России наиболее велика концентрация химически опасных объектов?
Вариант 3
1. Сегодня во многих странах применяется большое количество опасных химических веществ. По степени опасности для человека эти вещества делятся на классы. Подумайте и ответьте:
а) На какие классы подразделяются опасные химические вещества?
б) Что собой представляют сильнодействующие ядовитые вещества (СДЯВ) и к каким классам опасности они относятся?
в) На какие группы по характеру воздействия на человека подразделяются СДЯВ?
2. Аварии на химически опасных объектах приводят к заражению окружающей среды ядовитыми веществами и вызывают массовые поражения людей, животных и растений. В результате таких аварий образуется очаг химического поражения. Подумайте и ответьте:
а) Что понимается под очагом химического поражения?
б) Что называется зоной химического заражения? Как подразделяются такие зоны?
в) От каких факторов зависят глубина и форма зоны заражения?
3. В целях защиты населения от сильнодействующих ядовитых веществ используются различные способы, чаще всего в различном сочетании. Для этого заранее создается система оповещения, накапливаются средства индивидуальной защиты, подготавливаются укрытия и районы эвакуации. Подумайте и ответьте:
а) Какие средства индивидуальной защиты используются в условиях заражения окружающей среды сильнодействующими ядовитыми веществами? Как изготовить ватно-марлевую повязку?
б) Какие бывают защитные сооружения? Каким образом проводится герметизация помещения?
в) Какие органы организуют и проводят эвакуацию населения?
4. Ионизирующее излучение представляет собой потоки частиц и квантов электромагнитного излучения, прохождение которых через вещество приводит к ионизации и возбуждению его атомов и молекул. Оно имеет сложный состав. Подумайте и ответьте:
а) Какие виды излучения входят в состав ионизирующего излучения?
б) Какие источники ионизирующих излучений относятся к естественным? Приведите примеры.
в) Какие вы знаете искусственные источники ионизирующих излучений?
5. Функционируют атомные электростанции (АЭС), предприятия ядерного цикла, а также по переработке и захоронению радиоактивных отходов, другие объекты, осуществляющие деятельность с использованием радиоактивных веществ. Все они относятся к радиационно-опасным объектам. Подумайте и ответьте:
а) Что такое радиационно-опасный объект?
б) На какие виды подразделяются аварии, связанные с выбросом радиоактивных веществ?
в) Почему наиболее опасными для населения и окружающей среды являются АЭС?
Вариант 4
1. Аварии на радиационно-опасных объектах приводят к попаданию радиоактивных веществ в окружающую среду и вызывают поражение населения. Подумайте и ответьте:
а) На какие группы подразделяют причины аварий на радиационно-опасных объектах?
б) Какие зоны радиоактивного заражения образуются в результате аварий с выбросом радиоактивных веществ?
в) Какие фазы различают в ходе аварии на радиационно-опасномобъекте?
2. При авариях на радиационно-опасных объектах происходит радиоактивное загрязнение местности. Это загрязнение имеет ряд особенностей. Подумайте и ответьте:
а) Какие особенности имеет радиоактивное загрязнение местности в случае аварии на объекте ядерной энергетики?
б) В чем заключается отличие в радиоактивном загрязнении местности при аварии на АЭС и ядерном взрыве?
в) Какой процент от общей дозы составляет внешнее и внутреннее облучение при радиационной аварии и ядерном взрыве?
3. Ионизирующее излучение не одинаково воздействует на разные органы и ткани человека. Одни из них более чувствительны к излучению, другие – менее. Поэтому специалисты выделяют несколько групп критических органов человека в зависимости от их радиочувствительности. Подумайте и ответьте:
а) Какие существуют группы критических органов? Какие органы человека относятся к каждой из групп?
б) Что такое однократное и многократноеоблучение?
в) Какие степени лучевой болезни существуют и какими дозами облучения они вызываются?
4. В зоне радиоактивного загрязнения с целью уменьшения доз облучения устанавливается особый порядок действий людей, применения средств и способов защиты. Этот порядок называется режимом радиационной защиты. Подумайте и ответьте:
а) Какие мероприятия включает в себя режим радиационной защиты?
б) С какой целью и как проводится йодная профилактика?
в) Каким образом можно усилить защитные противорадиационные свойства обычной повседневной одежды?
5. В результате разрушения гидротехнических сооружений происходит затопление прибрежных территорий с находящимися на них населенными пунктами, промышленными и хозяйственными объектами. Подобное бедствие носит название гидродинамической аварии. Подумайте и ответьте:
а) Что называется гидродинамической аварией, какие виды таких аварий вы знаете?
б) Что такое гидродинамически опасный объект?
в) Что представляет собой затопление, какие зоны катастрофического затопления выделяют специалисты?
Вариант 5
1. Наибольшую опасность представляют разрушения гидротехнических сооружений напорного фронта – плотин и дамб. Такие аварии вызываются различными причинами и часто приводят к затоплению больших территорий. Подумайте и ответьте:
а) По каким причинам чаще всего происходят аварии на гидротехнических сооружениях?
б) В виде каких факторов проявляется поражающее действие наводнений при авариях на гидродинамически опасных объектах?
в) Что собой представляет волна прорыва?
2. Населенный пункт расположен в нескольких километрах от большого водохранилища, ниже по его течению, на пологом берегу. Подумайте и ответьте:
а) Какие мероприятия заблаговременно должна провести администрация этого населенного пункта с целью ограничения масштабов возможного затопления?
б) Какие можно принять меры в случае реальной угрозы прорыва искусственной плотины?
в) Какие места следует выбрать для размещения населения в случае эвакуации?
3. Деревня, расположенная на берегу реки, подверглась затоплению. Жители были эвакуированы. Через несколько дней, когда вода спала, им разрешили возвратиться в свои дома.Подумайте и ответьте:
а) Какие меры безопасности следует соблюдать людям при передвижении по местности, подвергшейся затоплению, перед входом в дома и в помещениях?
б) Как должен действовать человек в случае внезапного затопления?
в) В каком случае необходима самостоятельная эвакуация?
4. Сегодня воздействие человека сказывается на всех компонентах биосферы. Оно приводит к изменениям в состоянии суши, воздушной и водной среды. Специалисты выделяют несколько основных форм такого воздействия. Подумайте и ответьте:
а) Какие формы воздействия человека на биосферу вы знаете?
б) Каким образом классифицируются источники загрязнения окружающей среды?
в) К каким экологическим последствиям приводит хозяйственная деятельность человека?
5. Воздушная среда вокруг Земли играет важную роль в жизни человека и других биологических форм. Она предохраняет живые организмы от вредного коротковолнового излучения, влияет на погоду и климат нашей планеты. Производимые человеком изменения состава и свойств атмосферы часто носят негативный характер. Подумайте и ответьте:
а) Какие действия человека приводят к изменениям климата и прозрачности атмосферы Земли?
б) К каким вредным последствиям может привести разрушение озонового слоя?
в) Почему опасны кислотные осадки и выбросы вредных веществ в воздушную среду?
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3