Модуль 1. Понятие о здоровье. Детские болезни

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Модуль 1. Понятие о здоровье. Детские болезни

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1

Тема: ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ОСНОВ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ. ПОНЯТИЕ О ЗДОРОВЬЕ И БОЛЕЗНИ. ИММУНИТЕТ

Цель:Рассмотреть предмет и задачи основ медицинских знаний. Дать понятие о здоровье и болезни, физическом и психическом здоровье, здоровом образе жизни. Научиться определять состояние здоровье ребенка. Изучить закономерности роста и развития организма, возрастную периодизацию. Дать понятие о защитных факторах организма, иммунитете. Рассмотреть виды иммунитета: неспецифический и специфический, естественный и искусственный, их значение для нормальной жизнедеятельности организма.

ПЛАН

  1. Предмет и задачи основ медицинских знаний, место в системе наук.
  2. Понятие о здоровье и болезни. Физическое и психическое здоровье. Здоровый образ жизни.
  3. Конституция человека, типы конституции.
  4. Осанка ребенка, причины ее нарушения, профилактика.
  5. Организм как единое целое. Закономерности роста и развития организма. Возрастная периодизация.
  6. Определение состояния здоровья ребенка. Оценка физического развития.
  7. Закаливание, его сущность, принципы, формы.
  8. Гиподинамия, формы физической активности детей.
  9. Понятие об иммунитете. Антитела и антигены.
  10. Виды иммунитета: неспецифический и специфический, естественный и искусственный.
  11. Профилактические прививки.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2

Тема: ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ У ДЕТЕЙ. ЭПИДЕМИОЛОГИЯ

Цель:Изучить острые инфекционные заболевания у детей: органов дыхания и пищеварения. Рассмотреть причины возникновения инфекционных заболеваний и их профилактику. Дать понятие об эпидемиологии, инфекционном деле, эпидемиологическое обследование, санитарно-дезинфекционном режиме.

План

1. Причины возникновения инфекционных заболеваний и их профилактика.

2. Воздушно-капельные инфекции.

3. Туберкулез – хроническое инфекционное заболевание.

4. Кишечные инфекции и заболевания, вызванные кокковыми бактериями

5. Основы эпидемиологии и инфекционного дела.

Темы для докладов

  1. Воздушно-капельные инфекции.
  2. Туберкулез.
  3. Эпидемиология.

Вопросы для обсуждения и закрепления знаний

1. Назовите причины возникновения инфекционных заболеваний.

2. Какие вы знаете основные воздушно-капельные инфекции.

3. Что такое грипп и какие его характерные признаки у детей?

4. Назовите основные симптомы дифтерии.

5. В чем отличие дифтерийной ангины от скарлатинозной?

6. Перечислите симптомы ветряной оспы.

7. Чем отличается сыпь при кори от сыпи при краснухе?

8. Назовите симптомы коклюша.

9. Как протекает эпидемический паротит?

10. Какие формы туберкулезных заболеваний у детей вы знаете?

11. Назовите возбудителя, источники и пути заражения туберкулезом.

12. Что такое реакция Манту и БЦЖ?

13. Охарактеризуйте основные этапы развития туберкулеза.

14. Как осуществляется лечение и профилактика туберкулеза?

15. Какие кишечные инфекции вы знаете? Назовите их возбудителей.

16. Назовите основные симптомы дизентерии.

17. Какие условия обеспечивают переход острой формы дизентерии в хроническую?

18. Что такое салмонеллез? Его симптомы.

19. Какие клинические формы течения эпидемического гепатита и степени тяжести этого заболевания вы знаете?

20. Перечислите клинические проявления стрептококковой инфекции.

21. Охарактеризуйте этиологию, течение, лечение стафилококковой инфекции.

22. Назовите основные мероприятия по профилактике стрепто- и стафилококковой инфекции.

23. Что изучает наука эпидемиология?

24. В чем заключается эпидемиологическое обследования учреждения?

25. Дайте определение дезинфекции, дезинсекции, дератизации.

26. Санитарно-дезинфекционный режим в учебных заведениях.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3

Тема: ЗОЖ

План

1. Образ жизни – способ жизнедеятельности человека.

2. Компоненты здорового образа жизни

3. Валеологическое самообразование.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4

Тема: СОМАТИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ У ДЕТЕЙ

Цель:Изучить заболевания органа слуха, глазные болезни и нарушение зрения, болезни верхних дыхательных путей, бронхолегочные заболевания. Рассмотреть этиологию, течение болезни, лечение и профилактику.

План

1. Заболевания органа слуха: острые и хронические отиты. Этиология, течение болезни, лечение и профилактика.

2. Глазные болезни: блефариты, коньюнктивиты. Нарушения зрения: дальнозоркость, близорукость, косоглазие.

3. Болезни верхних дыхательных путей: острый ринофаритгит, ларингит, ложный круп, ангина, хронический тонзиллит.

4. Бронхолегочные заболевания: острый и хронический бронхит, пневмония.

Темы для докладов

  1. Нарушения рефракции у детей.
  2. Острые и хронические отиты.
  3. Болезни верхних дыхательных путей у детей.
  4. Бронхолегочные заболевания.

Вопросы для обсуждения и закрепления знаний

1. Почему дети раннего возраста часто болеют отитом?

2. Дайте этиологию, течение болезни, лечение острых и хронических отитов.

3. В чем заключается профилактика отитов у детей?

4. Какие вы знаете воспалительные заболевания глаза?

5. Что такое острота зрения? Как правильно определить остроту зрения у детей?

6. Назовите нарушения рефракции у детей. Каковы их причины?

7. Что такое косоглазие? Назовите причины его возникновения, лечение и профилактику.

8. Расскажите о мерах профилактики нарушений зрения у детей.

9. Почему у детей младшего школьного возраста часты заболевания органов дыхания?

10. Назовите наиболее часто встречающиеся заболевания верхних дыхательных путей.

11. В чем отличие ложного от истинного крупа?

12. Чем опасны ангины?

13. Назовите причины хронического тонзиллита и основные симптомы заболевания.

14. В чем заключается профилактика заболеваний верхних дыхательных путей?

15. Назовите особенности течения болезни и лечение острого и хронического бронхита.

16. Какие формы пневмонии вы знаете? Чем опасна пневмония?

17. Расскажите о профилактике бронхолегочных заболеваний.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5

План

1. Заболевания сердечно-сосудистой системы: ревматизм, пороки сердца. Этиология, симптомы, патогенез, клиническая картина, лечебные мероприятия, профилактика.

2. Заболевания почек: диффузный гломерулонефрит, хронический пиелонефрит. Этиология, симптомы, патогенез, лечение, профилактика.

3. Заболевания органов эндокринной системы: сахарный диабет, гипер- и гипогликемическая кома. Этиология, симптомы, лечение, профилактика.

4. Ожирение.

Темы для докладов

  1. Ревматизм.
  2. Заболевания почек.
  3. Сахарный диабет.
  4. Ожирение.

Вопросы для обсуждения и закрепления знаний

1. Назовите особенности сердечно-сосудистой системы у детей.

2. Какие врожденные пороки сердца вы знаете?

3. Что способствует развитию ревматизма?

4. Какие фазы развития ревматизма вы знаете?

5. Назовите характерные симптомы хореи.

6. Опишите профилактику ревматизма и рецидивов.

7. Назовите особенности мочевыделительной системы у детей.

8. Какие причины заболевания почек у детей вы знаете?

9. Назовите основные симптомы заболевания детей пиелонефритом.

10. Какие выделяют клинические формы гломерулонефрита?

11. В чем заключается профилактика заболеваний почек и рецидивов нефрита у детей?

12. Охарактеризуйте особенности эндокринной системы у детей.

13. Какую роль в жизнедеятельности организма играет поджелудочная железа?

14. Причины возникновения сахарного диабета.

15. Назовите основные симптомы сахарного диабета.

16. Какие причины возникновения и первые признаки гипер- и гипогликемической комы?

17. В чем отличие гипо- и гипергликемической комы?

18. Профилактика развития коматозных состояний.

19. Что такое ожирение? Течение и лечение болезни.

20. Назовите основные мероприятия по профилактике ожирения у детей.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6

План

1. Неадекватное поведение, причины, симптомы, профилактика.

2. Неврозы, причины, симптомы, профилактика.

3. Неврастении, причины, симптомы, профилактика.

Темы для докладов

Формы неадекватного поведения.

Формы неврозов.

Заикания.

Вопросы для обсуждения и закрепления знаний

1. Охарактеризуйте нормальное поведение ребенка.

2. Какие реакции позволяют считать поведение ребенка неадекватным?

3. Перечислите формы неадекватного поведения.

4. Дайте характеристику расторможенного, агрессивного ребенка.

5. Перечислите факторы, вызывающие так называемую приобретенную нервность.

6. Назовите методы ликвидации неадекватных форм поведения.

7. Как должен вести себя учитель при капризах и упрямстве, агрессивности ребенка?

8. Назовите меры профилактики неадекватных форм поведения.

9. Перечислите основные формы неврозов.

10. Как осуществляется лечение и профилактика неврозов?

11. Назовите проявления неврастении.

12. К каким последствиям могут привести неврозы, развившиеся в детском возрасте?

13. Что чаще всего способствует формированию у детей навязчивых страхов?

14. В чем чаще всего выражаются навязчивые движения?

15. Какова тактика педагога в отношении детей с патологическими привычками?

16. Что такое заикание? Назовите причины его появления.

17. Какие педагогические воздействия требуются для лечения начальных форм заикания?

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 7

План

1. Сущность обмена веществ и энергии. Анаболизм и катаболизм.

2. Основные этапы обменных процессов.

3. Возрастные особенности обмена веществ и энергии.

4. Питание учащихся и гигиенические требования к его организации.

Темы докладов

Возрастные особенности обмена веществ и энергии.

Витамины и их значение.

Питание учащихся.

Вопросы для обсуждения и закрепления знаний

1. Поясните сущность обмена веществ и энергии.

2. Что такое анаболизм и катаболизм?

3. Какими свойствами обладают ферменты?

4. Значение белков, жиров и углеводов в организме.

5. Охарактеризуйте основные этапы белкового обмена.

6. Какие аминокислоты называются незаменимыми?

7. Расскажите об особенностях жирового обмена в детском возрасте.

8. Обмен углеводов и его возрастные особенности.

9. Какое значение играет водно-солевой обмен.

10. Что вы знаете о витаминах и их значении.

11. Что такое основной обмен?

12. Охарактеризуйте возрастные особенности протекания обменных процессов.

13. Объясните энергетическое обеспечение мышечной деятельности.

14. Расскажите о нормах питания и потребления витаминов.

15. Что вы знаете о калорийности питания?

16. Гигиенические требования к организации питания.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 8

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 9–11

План

1. Первая медицинская помощь при травмах. Виды травм.

2. Ожоги, виды, симптомы, первая медицинская помощь.

3. Отморожения, виды, симптомы, первая медицинская помощь.

4. Отравления, виды, симптомы, первая медицинская помощь.

5. Инородные тела дыхательной системы, глаз, уха, желудочно-кишечного тракта.

6. Кровотечения, виды, первая помощь. Переливание крови.

7. Реанимация. Техника проведения легочной и сердечной реанимации.

8. Первая помощь при неотложных состояниях: обморок, шок, коллапс, кома.

Темы для докладов

1. Ожоги и отморожения.

2. Кровотечения.

3. Реанимация.

Вопросы для обсуждения и закрепления знаний

1. Что называется травмой? Какие виды травм вы знаете?

2. Назовите признаки ушиба и меры первой помощи.

3. Перечислите признаки растяжения связочного аппарата, разрывов связок.

4. Какие меры первой медицинской помощи при травмах?

5. Назовите признаки сотрясения мозга и меры первой помощи.

6. Перечислите признаки открытых и закрытых переломов.

7. Какие меры первой помощи необходимы при переломах?

8. В каких случаях травматизма используют холод и тепло?

9. Охарактеризуйте 4 степени ожога.

10. Оказание первой медицинской помощи при ожогах.

11. Какие виды отморожения вы знаете?

12. Перечислите меры первой помощи при отморожении.

13. Какие вещества могут вызвать отравления у детей?

14. Назовите меры первой помощи при отравлении.

15. Что называют инородным телом?

16. Перечислите характерные признаки нахождения инородных тел в дыхательной системе, ухе, глазе, желудочно-кишечном глазе.

17. Как оказать первую помощь при инородных телах?

18. Какие виды кровотечений вы знаете?

19. Перечислите признаки наружного и внутреннего кровотечения.

20. Оказание первой помощи при кровотечениях.

21. Что такое группа крови? С какой целью определяют группу крови?

22. Охарактеризуйте технику проведения легочной реанимации.

23. Как осуществляется сердечная реанимация?

24. Первая помощь при неотложных состояниях: обморок, шок, коллапс, кома.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 12

Тема: РЕАНИМАЦИЯ

План:

1. Понятие о реанимации. Техника проведения легочной и сердечной реанимации.

2. Первая помощь при неотложных состояниях: обморок, шок, коллапс, кома. Симптомы, первая помощь.

3. Первая медицинская помощь при утоплении и удушении.

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Модуль 1. Понятие о здоровье. Детские болезни

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1

Наши рекомендации