Под влиянием групповой психотерапии
С помощью методики Э.Хайма для определения копинг-поведения в отделении неврозов и психотерапии Института им. В.М.Бехтерева была реализована программа исследований, которые проводились в Санкт-Петербурге, Нальчике, Тюмени, Твери и Ярославле. Материалом изучения являлись 350 больных неврозами (в том числе 50 в процессе групповой психотерапии), 60 лиц консультативной группы, обратившихся за психологической помощью, и 812 здоровых лиц различных возрастов (студенты, педагоги, врачи интернисты и психиатры и представители других профессий). Исследование по методике проводилось однократно во всех группах больных неврозами и здоровых людей и дважды (в начале и конце лечения) в группе больных неврозами, в лечении которых ведущим методом была групповая психотерапия.
Больные неврозами чаще использовали конструктивные формы когнитивных стратегий (53%), (неконструктивные - 36% и относительно конструктивные -11%). Из адаптивных форм чаще встречались: “проблемный анализ” в 25% случаев, “установка собственной ценности” - 18% и “сохранение самообладания” - 10%. Такие формы когнитивных копинг-стратегий считаются успешными в преодолении трудностей, направлены на анализ возникших проблем и путей выхода из них, на повышение самоконтроля и самооценки, усиливающих уверенность в возможности совладания с ситуацией угрозы, психологическое благополучие индивида. При этом для мужчин был характерен вариант “проблемного анализа”, а для женщин - “установка собственной ценности”. Из дезадаптивных форм в группе больных чаще встречалась “растерянность” (29%) и реже - “диссимуляция” (6%). Также редко пациенты выбирали относительно адаптивные формы когнитивных стратегий - “относительность” (4%), “придача смысла” (3%) и “религиозность” (4%).
В контрольной группе здоровых лиц несколько реже встречались конструктивные типы когнитивных стратегий преодоления(40%), связанных с самоуважением, более глубоким осознанием собственной ценности как личности, верой в себя при разрешении трудностей, а также неконструктивные - (26%), в том числе “растерянность” перед трудными ситуациями, что в целом способствовало более высокой их адаптивности. Наибольшие различия между группами больных и здоровых получены по частоте встречавшихся у них относительно конструктивных вариантов когнитивных стратегий - у здоровых чаще встречались “религиозность” и “придача смысла”, типы поведения, связанные с совершенствованием, проверкой стойкости духа и верой людей в их божественное происхождение и предназначение.
Среди вариантов эмоционального копинга у больных неврозами отмечено преобладание дезадаптивных форм (48%), из которых чаще встречались “подавление эмоций” (22%) и “покорность” (16%), реже - “самообвинение” (7%) и “агрессивность” (3%). Из конструктивных типов - “оптимизм” и “протест” (17% и 8% соответственно). В 27% случаев у пациентов отмечалось относительно конструктивное копинг-поведение - “эмоциональная разрядка” (12%) и “пассивная кооперация” (15%). В группах больных мужчин и женщин выявлены следующие различия: у мужчин преобладали адаптивные формы эмоциональных копинг-стратегий в виде “оптимизма”, а у женщин - преобладание относительно адаптивных форм в виде “эмоциональной разрядки”. В группах больных с разными формами неврозов также были получены определенные различия: для больных неврастенией была более характерна адаптивная форма копинг-поведения в виде “оптимизма”, а для больных истерическим неврозом - относительно адаптивная в виде “пассивной кооперации”.
Эмоциональные копинг-стратегии в группе здоровых людей чаще были представлены конструктивными формами копинг-поведения: 42% здоровых при столкновении с трудностями использовали “оптимизм” и 20% - “протест”; реже встречалось неадаптивное копинг-поведение: у 10% здоровых было отмечено “подавление эмоций”, у 12% - “самообвинение” и у 4% - “покорность”. Из относительно адаптивных форм у здоровых испытуемых отмечены: “пассивная кооперация” в 10% случаев, “эмоциональная разгрузка” - лишь в 2% случаев.
При обследовании у больных неврозами выявлен широкий выбор поведенческих стратегий - от активных (конструктивных), способствующих успешной адаптации, до пассивных (неконструктивных) при преодолении трудных ситуаций в различных сферах жизни, адаптации не способствующих. Из представленных для выбора различных типов копинг-поведения больными чаще всего использовались конструктивные формы (37%). Среди них “обращение” (23%), “сотрудничество” (10%), “альтруизм” (4%). Это варианты копинг-поведения, относящиеся к способствующим успешной адаптации и выражающиеся в активном поведении личности по разрешению сложных ситуаций. Почти с такой же частотой больными выбиралось дезадаптивное поведение - “активное избегание” (15%) и “отступление” (20%), предполагающее отказ от решения проблем. Остальные пациенты выбирали относительно конструктивные типы копинг-поведения, адаптивность которых зависит от значимости ситуации преодоления, - “компенсация” (15%), “конструктивная активность” (2%) и “отвлечение” (11%). Это формы поведения, отражающие стремление к временному отходу от решения проблем. При временных и незначимых трудностях такое поведение может считаться адаптивным, помогая успешно преодолевать трудности, но при длительных и значимых стрессовых воздействиях оно может расцениваться как дезадаптивное, способствующее поддержанию эмоционального напряжения, связанного с этими воздействиями.
При сравнении частоты использования тех или иных вариантов поведенческих копинг-стратегий получены следующие различия: женщины несколько чаще (40,6%) использовали адаптивное поведение, чем мужчины (30,5%), направленное на активное сотрудничество с окружающими, а мужчины относительно чаще (33,5%), чем женщины, предпочитали поведение, предполагающее переключение с неприятностей на отдых, развлечение, алкоголь. При сравнении копинг-поведения у больных с разными формами неврозов отмечено, что в группе больных неврастенией преобладали адаптивные формы механизмов совладания чаще (41,6%), чем в группе больных истерическим неврозом (36,4%), причем для первых были характерны “сотрудничество” и “обращение”, для вторых - “альтруизм”.
Здоровые люди прежде всего выбирали конструктивные формы копинг-поведения (56%) и использовали их чаще, чем больные неврозами, что может свидетельствовать о более высокой адаптивности при преодолении трудностей здоровыми лицами по сравнению с больными неврозами. Из успешных поведенческих стратегий преодоления у здоровых встречались: “альтруизм” - 10% случаев, “сотрудничество” - 18% и “обращение” - 28%. Здоровые люди отличались достоверно меньшим использованием неконструктивных форм копинг-поведения (в 18% случаев), включавших “активное избегание” (12%) и отступление (6%). Количество относительно конструктивных форм преодолевающего поведения в группах больных и здоровых было почти одинаковым, но если пациенты отвлекались от своих проблем и трудностей с помощью алкоголя, успокоительных средств, вкусной еды (15% против 6% в группе здоровых), то здоровые испытуемые старались забыть о своих неприятностях, погружаясь в любимое дело, путешествуя, исполняя свои заветные желания (20% против 13% в группе больных).
Анализ динамики копинга у больных неврозами под влиянием групповой психотерапии выявил более частое использование ими к концу лечения адаптивных вариантов когнитивного, эмоционального и поведенческого копинга за счет снижения частоты использования других форм.
Среди когнитивных копинг-стратегий у больных неврозами под влиянием психотерапии отмечено некоторое увеличение частоты использования относительно адаптивных форм копинг-поведения (11% до и 13% после лечения) в виде “относительности” и “придачи смысла” за счет уменьшения дезадаптивных форм в виде “растерянности“). Однако больные неврозами после лечения уже не отличались по когнитивным копинг-стратегиям от здоровых людей.
Среди эмоциональных копинг-стратегий выраженное развитие у больных в процессе групповой психотерапии получили адаптивные типы копинга (25% до лечения, 43% - после), в том числе: “оптимизм” (17% и 31% соответственно) и “протест” (8% и 12%). Неадаптивные формы подверглись редукции, в наибольшей степени - “подавление эмоций” (с 22% до 9%) и “покорность” (с 16% до 14%). Также отмечено некоторое уменьшение частоты выбора больными относительно конструктивного варианта копинг-поведения (27% до и 22% после лечения) в форме “пассивной кооперации”. Больные неврозами после прохождения курса психотерапии также не отличались от здоровых людей по частоте выбора эмоциональных копинг-стратегий.
Среди поведенческих копинг-стратегий участилось использование таких конструктивных форм как “сотрудничество” и “альтруизм” (37% до лечения, 43% - после) за счет снижения частоты использования неконструктивных форм (35% до лечения, 29% - после). Динамика относительно конструктивных форм копинг-поведения была следующей: “отвлечение” (11% до и 16% после лечения), “компенсация” (15% до и 8% после лечения), “конструктивная активность” (2% до и 4% после лечения). Изменение частоты выбора пациентами этих форм копинга привело к тому, что больные неврозами после лечения не отличались от контрольной группы.
Приведенные данные показывают, что спектр использования различных копинг-стратегий (эмоциональной, когнитивной и поведенческой) у больных достаточно широк, что указывает на имеющиеся у них возможности к адаптации. При этом у больных неврозами выявлено преобладание активных когнитивных стратегий копинга сравнительно со здоровыми людьми, что свидетельствует о готовности пациентов к изменению неустраивающего их положения больных людей (но лишь в плане когнитивных стратегий копинга при невозможности реализации данных установок из-за имеющихся эмоциональных и поведенческих невротических нарушений). Отмечена позитивная динамика в расширении круга конструктивных типов механизмов совладания у больных неврозами под влиянием лечения. В процессе групповой психотерапии происходит усиление адаптивных форм копинг-поведения и редукция форм дезадаптивных. Поэтому, наряду с общепринятыми техникой и приемами проведения личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии, целесообразен также акцент на поддержании и развитии у пациентов адекватного, конструктивного копинг-поведения для более успешного преодоления болезни, стрессовых ситуаций и трудностей в различных сферах социального функционирования.
Пациент заинтересован в обретении психического равновесия, ослаблении и устранении болезненных расстройств, эффективном приспособлении к жизни при проявлениях болезни и ее последствиях, оптимальной адаптации к требованиям лечения. Лица из ближайшего окружения пациента ожидают от него сохранения прежнего статуса в семье и на работе, поддержки социальных контактов. Психотерапевту же важно учесть все это многообразие целей для развития разнонаправленных механизмов совладания у больного, что повышает эффективность лечебно-реабилитационных воздействий.
При исследовании различных групп здоровых людей и группы лиц, обратившихся за консультативной помощью к психологу или психотерапевту, получены следующие данные.
Виды копинг-поведения в группах врачей интернистов и психиатров распределились следующим образом. Наиболее частыми являлись: среди поведенческих стратегий - “отвлечение”, когнитивных - “сохранение самообладания” и “проблемный анализ”, эмоциональных - “оптимизм”. Характер копинг-поведения у учителей и студентов не отличался от такового у здоровых людей.
Лица консультативной группы занимали промежуточное положение между здоровыми людьми и больными неврозами по использованным ими адаптивных и дезадаптивных вариантов копинг-поведения. Они чаще, чем больные неврозами, но в тоже время реже, чем здоровые люди, использовали адаптивные стратегии преодоления трудностей. Это относилось к поведенческим и эмоциональным стратегиям. Поведенческий копинг у лиц консультативной группы характеризовался выраженностью таких видов, как “обращение” и “компенсация”; эмоциональный - “оптимизм” и “отчаяние”.
Приведенные результаты расширяют представления о психологических механизмах неврозов. Пассивность в разрешении конфликтов и трудностей больными неврозами, их более частое неадаптивное поведение по сравнению со здоровыми людьми получило свое экспериментальное подтверждение. Полученные результаты имеют значение также для проведения тренинговых психокоррекционных групп в целях профилактики неврозов и дезадаптивного поведения у здоровых. Полученные данные по копинг-поведению здоровых людей могут быть использованы при определении групп риска среди лиц, деятельность которых связана со стрессогенными факторами, при разработке для них психогигиенических и психопрофилактических программ.Приложение 1