ТЕМА: Анатомическая терминология. Существительные 3 склонения.

Цель:Изучить родовые окончания и отличия существительных 3 скло­нения.

Студент должен представлять:Грамматические категории существи­тельного. Словарную форму существительного. Определение склонения, ро­да, основы существительного.

Студент должен знать:Основной признак существительных 3 склоне­ния.

Студент должен уметь:Переводить с русского на латинский язык и наоборот несогласованные определения.

Методическое оснащение и литература:Таблица падежных окончаний, карточки.

Учебник Городкова Ю.И. Латинский язык параграф 62, 64, 65, 68, 69, 71, 72.

Тестовые задания по существительным пяти склонений.

Вопросы, выносимые на зачет:Определение склонений, рода, чис­ла и падежа существительных.

Контроль исходного уровня знаний.

1. Проверка знаний словарной формы существительных.

2. Проверка знаний слов и словосочетаний.

3. Диктант.

4. Работа по индивидуальным заданиям (карточки).

Мотивация и объяснение нового материала.

Для правильного употребления существительных 3 склонения необходимо знать правила определения существительных 3 склонения и особенности их употребления.

Существительные 3 склонения.

M., f., n. - Gen. sing. - is

Особенности существительных 3 склонения:

1. Существительные мужского и женского рода склоняются одинаково.

2. Много родовых окончаний, по таблице не определяются, поэтому
род заучивается наизусть. _

3.Большинство существительных неравносложные, у которых коли­чество слогов в родительном падеже единственного числа больше, чем в именительном падеже, поэтому основа существительных определяется по родительному падежу.

Словарная форма: corpus, oris, n. - неравносложное, основа – соrроr-

pelvis, is, f. - равносложное, основа - pelv -

4. Равносложные существительные имеют равное количество слогов в именительном и родительном падежах ед. ч.

Словарная форма

Слова записываются в именительном падеже ед. ч., после чего да­ется окончание родительного падежа вместе с концом основы у неравнос­ложных существительных.

hоmo, inis, m. - человек

У равносложных существительных после формы именительного падежа указывается только окончание родительного падежа - is.

auris, is, f. - ухо

Односложные существительные записываются в родительном падеже полностью.

dens, dentis, m. - зуб

Задание:1. Назвать или прочитать существительные 3 склонения.

2. Определить равносложные они или неравносложные.

3. Определить основу неравносложных существительных и записать ее рядом со словом в скобках.

4. Записать новые существительные 3 склонения в словарь.

Определить основу и записать её рядом со словом в скобках.

СЛОВА ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ

1. apex, icis, m.(apic-)

2. dens, dentis, m.

3. homo, inis, m

4. larynx, yngis, m

5. pharynx, yngis, m.

6. pes, pedis, m

7. pulmo, onis, m

8. ren, renis, m.

9. sanguis, inis, m.

10. thorax, acis, m.

11. tumor, oris, m.

12. appendix, icis, f.

13. articulatio, onis, f.

14. auris, is, f.

15. bilis, is, f.

16. cartilago, inis, f.

17. cutis, is, f.

18. meninx, ngis, f.

19. pelvis, is, f.

20. transfusio, onis, f.

21. abdomen, inis, n.

22. caput, itis, n.

23. cor, cordis, n.

24. corpus, oris, n.

25. hepar, atis, n.

26. lac, lactis, n.

27. os, oris, n.

28. os, ossis, n.

29. pancreas, atis, n.

30. vas, vasis, n.

верхушка

зуб

человек

гортань

глотка

нога

легкое

почка

кровь

грудная клетка

опухоль

червеобр. придаток слепой к.

сустав

ухо

желчь

хрящ

кожа

мозговая оболочка

таз

переливание

живот, стенка живота

голова

сердце

тело

печень

молоко

рот

кость

поджелудочная железа

сосуд



ПИСЬМЕННОЕ ЗАДАНИЕ

Выписать слова в словарной форме и перевести словосочетания,

1. тело человека – corpus hominis

corpus, oris, m. (3) – Nom. sing.

homo, inis, m. (3) – Gen. sing.

2. кости черепа

3. верхушка сердца

4. глаза и нос человека

5. головка и тело плечевой кости

6. внешний вид человека

7. поверхность кожи

8. пленка легкого

9. мякоть зуба

10. печень и почки

11. кисть руки и нога человека

12. кости таза

13. печень и поджелудочная железа

14. суставы и хрящи

15. переливание крови

16. гортань и глотка

Домашнее задание:1. Выучить признаки существительных 3 склонения параграф 59 стр. 132 - 134.

2. Прочитать правила определения рода существи­тельных 3 склонения параграф 60 стр. 135, параграф 62 стр. 137 - 138, параграф 64 стр. 141 - 143, параграф 65 стр. 143 - 144, параграф 68 стр. 153 - 157, параграф 69 стр. 157 - 158, параграф 71 стр. 162 - 164, параграф 72 стр. 164 - 165.

3.Выучить новые cлова.

4. Закончить, перевод словосочетаний.


Наши рекомендации