Долгота и краткость слога. Правила постановки ударения
1. В латинском языке ударение никогда не ставится на последний слог.
2. В двусложных словах ударение ставится на первый слог
nasus na - sus, nervus ner-vus, pleura pleu-ra, auris аu-ris
3. В многосложных словах ударение ставится на предпоследний слог,если гласная в нем долгая:
- перед двумя и более согласными - aorta, tonsilla, urethra.
- если предпоследний слог образован дифтонгом - peritonaeum.
- если гласная долгая по природе или в суффиксах ur, at.
membrana, fractura ( перелом ), prostata.
4. Ударение ставится на третий от конца слог, если гласная предпоследнего слога краткая:
- гласная перед гласной краткая - arteria, atrium ( предсердие ),
cranium ( череп ), substantia.
-NB! В греческих терминах, оканчивающихся на - ia, сохраняется ударение на предпоследнем слоге : therapia, anaemia, ischaemia, ischuria
- если гласная предпоследнего слога краткая по природе или в суффиксах ul, ol - vertebra, cellula ( клетка ), vesicula ( пузырек ), alveolus ( альвеола ), scapula ( лопатка ).
Задание: параграф 9 стр.31, расставить ударение, прочитать, объяснить правила постановки ударения.
Домашнее задание:
1.Выучить правила чтения согласных, буквосочетаний и диграфов: параграф 4, стр. 20-23, параграф 6, стр. 24-26.
2.Читать параграф 5 стр. 23-24, параграф 7 стр. 26-28.
3.Выучить правила постановки ударения параграф 8 стр. 28-30.
4.Читать параграф 9 стр. 31-32.
5.Выписать из параграфа 9 многосложные слова с ударением на предпоследнем слоге и с ударением на третьем от конца слоге.
6.Ответить на контрольные вопросы параграфа 10 стр. 32-33.
7.Записать в словарь новые слова – примеры по алфавиту и выучить их наизусть.
8.Выполнить тестовые задания по фонетике.
Слова для запоминания (для самоконтроля) к занятию 2
1. alveolus - альвеола
2. atrium - предсердие
3. bronchus - бронх
4. caput - голова
5. cellula - клетка
6. cerebrum - головной мозг
7. costa - ребро
8. cranium - череп
9. fascia - фасция (оболочка мышц)
10. fractura - перелом
11. hepar - печень
12. homo sapiens - человек разумный
13. lac - молоко
14. larynx - гортань
15. lapsus - ошибка
16. lingula - язычок
17. nasus - нос
18. os - кость
19. ossa - кости
20. ostium - отверстие
21. pharynx - глотка
22. pelvis - таз
23. sanguis (gr.- haema) - кровь
24. scapula - лопатка
25. sclera - белочная оболочка глаза
26. substantia - вещество, основа
27. tonsilla - миндалина
28. trachea - дыхательное горло
29. urethra - мочеиспускательный канал
30. vesicula - пузырёк
Тестовые задания по фонетике.
1. Определите слова, в которых «С» читается как русское «Ц»:
a. аcidum б. сutis в. сosta
2. Определите слова, в которых «С» читается как русское «К»:
а. centum б. truncus в. cito
3. Определите слова, в которых "S" читается как русское "С":
a. tonsilla б. scapula в.mensura г. semen
4. Определите слова, в которых "S" читается как русское "3":
a. incisura б. dosis в. fossa г. sulfur
5. В слове "Protozoa" буква "z" читается как русский звук:
а. "ц" б. "с" в. "з"
6. Определите слова, в которых слог "ti" читается как "ЦИ":
a. solutio б. mixtio в. injectio
7. Определите слова, в которых слог "ti" читается как «ТИ»:
a. оperatiо б. functio в. оstium
8. Oпределите слова, в которых сочетание “ngu” читается как “нгв”:
a. unguis б. angulus в. unguentum
9. Определите слова, в которых сочетание "ngu" читается как “нгу”:
a.sublingualis б. sanguis в. lingula
10. В слове "tachycardia" сочетание "ch" читается как русский звук:
а. "ф" б. "кх" в. "х"
11. В слове "Ephedrinum" сочетание "рh" читается как русский звук:
а. "ф" б. "п" в. "пх"
12. В слове "aethereus" сочетание "th" читается как русский звук:
а."т" б.«ф» в. «тх»
13. В слове "Glycyrrhiza" сочетание "rh" читается как русский звук:
а. "ф" б. "рх" в. "р"
14. Ударение в латинском языке обычно ставится:
а. на первый слог с начала слова
б. на последний слог
в. на второй от конца слог
ЗАНЯТИЕ 3
ТЕМА: Анатомическая терминология. Имя существительное. Грамматические категории: род, число, падеж, склонение.
Состав слова. Понятие о медтерминологии. Структура медицинских терминов. Таблица падежных окончаний.
Цель: Рассмотреть состав терминов, изучить грамматические категории латинских существительных: род, число, падеж, склонения.
Студент должен знать:состав слова, грамматические категории латинских существительных, словарную форму, лексический минимум.
Студент должен уметь:читать и писать латинские существительные, анализировать структуру мед. терминов, уметь склонять существительные ( в имен, и род. пад. ), переводить словосочетания.
Методическое оснащение:таблица падежных окончаний стр. 200, карточки для устного зачета по фонетике, варианты диктанта, тестовые задания по фонетике. Учебник Городкова Ю.И. Латинский язык параграф 25.
Вопросы, выносимые на зачет:определение склонений, рода, числа и падежа существительных.