Запишите в тетрадь следующую информацию
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА И МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ»
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Омский медицинский колледж» Министерства по здравоохранению и социальному развитию РФ
И.И.Щербина, Л.Ф.Матова, Г.В.Загурская
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА И МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ»
Специальности: 060101 «Лечебное дело»,
060501 «Сестринское дело»
060301 «Фармация»,
060604 «Лабораторная диагностика»
ББК 74.26 + 81.2 (лат.)
Щ 61
Рецензент: Старший преподаватель кафедры иностранных языков Леднёва Г.И.
Редакционный совет: Артемьев В.Н., Рублев В.С., Шабарова М.Н., Веревкина М.П., Чернакова О.П., Губарева Е.С., Попова Н.С.
Щербина И.И., Матова Л.Ф., Загурская Г.В. Учебно-методическое пособие для самостоятельной подготовки студентов по дисциплине «Основы латинского языка и медицинской терминологии»: Пособие для самостоятельной подготовки/ И.И. Щербина, Л.Ф. Матова, Г.В. Загурская, - Омск: ФГОУ СПО ОМК, 2007. – 92 с.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
ПРЕДИСЛОВИЕ............................................................................................................. 6
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................... 7
РАЗДЕЛ 1. ФОНЕТИКА................................................................................................ 8
РАЗДЕЛ 2. МОРФОЛОГИЯ....................................................................................... 13
2.1 Глагол. ............................................................................................................... 13
2.2 Грамматические категории существительного.............................................. 18
2. 3 Существительные 1, 2 склонения. Склонение греческих
существительных на –e, -on. Предлоги с Accusativus и Ablativus............... 23
2.4 Несогласованное определение......................................................................... 26
2.5 Имя прилагательное. Прилагательные 1 группы.
Прилагательные 2 группы................................................................................ 28
2.6 Третье склонение существительных................................................................ 36
2.7 Существительные 3 склонения. Женский род................................................ 41
2.8 Существительные 3 склонения. Средний род................................................ 42
2.9 Существительные 4 склонения........................................................................ 43
2.10 Существительные 5 склонения........................................................................ 46
РАЗДЕЛ 3. ХИМИЧЕСКАЯ НОМЕНКЛАТУРА................................................... 48
РАЗДЕЛ 4. РЕЦЕПТУРА............................................................................................ 54
4.1 Краткие сведения о рецепте............................................................................. 55
4.2 Правила выписывания латинской части рецепта......................................... 56
4.3 Образцы выписывания мягких, твёрдых и жидких лекарственных форм. 59
4.4 Общепринятые рецептурные сокращения..................................................... 62
РАЗДЕЛ 5. КЛИНИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ.................................................. 65
5.1 Состав слова. Греческие и латинские приставки, суффиксы...................... 65
5.2 Основные греческие корни.............................................................................. 68
5.3 Греко-латинские дублеты................................................................................. 69
РАЗДЕЛ 6. ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ К УПРАЖНЕНИЯМ...................................... 72
6.1. Эталоны ответов к разделу «Фонетика»..................................................... 72
6.2. Эталоны ответов к разделу «Морфология»................................................. 73
6.3. Эталоны ответов к разделу «Химическая номенклатура»........................ 80
6.4. Эталоны ответов к разделу «Рецептура»..................................................... 83
6.5. Эталоны ответов к разделу «Клиническая терминология»....................... 85
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК........................................................................ 89
ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящее учебно-методическое пособие для самостоятельной подготовки студентов предназначено для студентов медицинских колледжей и медицинских училищ. Оно создано в целях повышения качества подготовки специалистов по дисциплине «Основы латинского языка с медицинской терминологией» и предназначено как для студентов, самостоятельно изучающих ту или иную тему дисциплины, так и для учащихся, которые, прослушав материал на занятии, хотят более качественно его усвоить.
Особенностью дисциплины «Основы латинского языка с медицинской терминологией» является большой объем информации и небольшое количество часов на ее изучение.
Согласно стандарту студент должен овладеть основами грамматики, научиться оформлять латинскую часть рецепта, выучить большое количество клинических, фармакологических, анатомических лексических едениц.
Календарно-тематический план составлен в такой логической последовательности, которая позволяет наилучшим образом усваивать учебный материал. Но если студент пропустил одно или несколько занятий, возникает необходимость ему самому изучить пропущенную тему, сделать конспект и закрепить полученные знания.
Базисный учебник Ю.Городковой «Латинский язык» дает большой объем учебной информации и много упражнений. Но эти упражнения не предусматривают постепенное нарастание степени сложности, что затрудняет самостоятельное изучение и закрепление пропущенной темы.
Пособие состоит из разделов в соответствии с учебной программой. Каждый раздел содержит темы для самостоятельного изучения. Материал каждой темы начинается с плана ее изучения, где студенту указывается, что он должен знать и уметь по каждой теме. После теоретической информации, предлагается система упражнений, позволяющих осмыслить и закрепить изучаемый материал.
После изучения темы раздела предложены вопросы для самоконтроля и тестовые задания, позволяющие студентам проверить степень усвоения нового материала. Все упражнения и контрольные тесты снабжены эталонами ответов.
Пособие может также испльзоваться на занятиях, и быть полезно слушателям ФПК.
ВВЕДЕНИЕ
Уважаемые студенты!
Перед Вами пособие по дисциплине «Основы латинского языка и медицинской терминологии». Оно разработано для тех, кто пропустил занятие по той или иной теме и должен самостоятельно изучить материал, а также для тех, кто стремится глубже и основательнее понять каждую тему курса дисциплины.
Пособие имеет следующую структуру. Весь материал разделен на разделы, включающие в себя несколько тем. При изучении каждой темы Вам предлагается сначала во введении понять значимость темы для будущего специалиста и ее место в курсе дисциплины, что Вы должны знать и уметь в результате изучения темы, в каких еще источниках Вы можете найти информацию по данному вопросу.
Следующая часть – информационная, в ней излагается изучаемый материал и подобраны упражнения для его закрепления. Вы должны сделать подробный конспект изучаемой темы, а затем выполнить предложенные упражнения. Не забывайте проверять правильность их выполнения по эталонам, которые Вы найдете в приложении к данному пособию.
Третья часть пособия – «Самоконтроль». Выполнив задания самоконтроля, Вы сможете понять, насколько хорошо Вы поняли изучаемый материал. Если при выполнении какого-либо задания у Вас возникли проблемы, вернитесь еще раз к информационной части темы и постарайтесь ее понять. Помните, что Non est via in medicina sine lingua Latina – «Непроходим путь в медицине без латинского языка». И еще очень важно осознать, что Non schola, sed vitae discimus. – «Не для школы, для жизни учимся».
Желаем Вам удачи!
Авторы пособия.
РАЗДЕЛ 1. ФОНЕТИКА
Уважаемые студенты!
Перед Вами стоит задача самостоятельно изучить раздел «Фонетика», сделав конспект и выполнив упражнения. Но, прежде всего, следует понять, для чего Вам необходимо знание фонетических правил латинского языка, оценить степень важности и востребованность данной темы в вашей будущей профессии.
На протяжении всей Вашей учебной и профессиональной деятельности Вы будете читать названия препаратов, заболеваний, возбудителей этих заболеваний, написанные на латинском языке. Кроме этого, Вы будете выписывать рецепты, что невозможно без знания правил чтения и написания букв и буквосочетаний. Итак, научиться читать и писать по-латински – ваша профессиональная задача.
Цели самоподготовки
Изучив раздел «Фонетика», Вы должны будете
Знать:
- алфавит;
- правила чтения гласных, согласных, дифтонгов, диграфов и других буквосочетаний;
- принцип деления слов на слоги и правила долготы и краткости гласных второго ( от конца слова) слога.
Уметь:
- читать по латыни
Информацию по фонетике Вы можете найти в учебнике Ю.И. Городковой «Латинский язык», Р н/Д, 2000, § 1,2,4,6,8 .
План изучения раздела
- Алфавит. Особенности произношения гласных и согласных.
- Дифтонги, диграфы и другие буквосочетания.
- Правила постановки ударения.
Дифтонги
Дифтонгами называются сочетания двух разных гласных, которые читаются как один звук или слог.
Ае – (э) Althaea (альтэа)
Ое - (э) oesophagus (эзофагус)
Аu - (ау) Aurum (аурум)
Eu - (эу) pleura (плеура)
Nota bene!
Если дифтонги ае и ое нужно прочитать как отдельные звуки, над е ставится знак разделения (две точки) – аё (аэ) и оё (оэ). Например, aёr (аэр), pnoё (пноэ).
Диграфы
Диграфами называются сочетания двух согласных, которые читаются как один звук. Они греческого происхождения. В латинском языке 4 диграфа.
Ph – «ф» Phosphorus (фосфор)
Сh - «х» acholia (ахолиа)
Rh - «р» Rheum (рэум)
Th – «т» Mentha (мэнта)
Упражнение 6. Напишите в русской транскрипции
Chole, charta, Chininum, pharmacon, pharynx, rhaphe, rhinitis, thorax, thymus.
Есть еще несколько буквосочетаний, произношение которых нужно запомнить.
« ngu»
Ngu = « нгв» перед гласной lingua – (лингва);
Ngu = «нгу» перед согласной Singularis – (сингулярис)
Упражнение 7. Напишите в русской транскрипции:
Sanguis, unguis, unguentum, angulus.
Упражнение 8. Заполните таблицу, обращая внимание на разночтение буквосочетаний:
«ngu» как «нгв»; «ngu» как «нгу».
Sanguis, unguentum, lingua, lingula, angulus, unguis, sublingualis, fungus, Sanguisorba .
Как «нгв» | Как «нгу» |
Qu, qu = кв Например, squama (сквама)
Упражнение 9. Напишите в русской транскрипции
Aqua, quinque, quantum satis, Quercus, liquor, aequalis.
Ti = «ти» и «ци»
«Ti» перед гласной в конце слова читается как «ци». Например, palpatio - (пальпацио).
Но если перед сочетанием ti + гласная появились буквы S или X, то следует читать как «ти» + гласная. Например, combustio – (комбустио).
Упражнение 10. Напишите слова, данные в русской транскрипции, по-латински
Солюцио, пальпацио, аускультацио, микстио, комбустио.
Последний вопрос, который необходимо изучить в разделе «Фонетика», - ударение.
Вы уже умеете читать по-латински. Но для того, чтобы прочесть латинское слово, недостаточно лишь применить правила чтения. Необходимо правильно поставить ударение в слове. Для этого необходимо
ЗНАТЬ:
- правила постановки ударения;
- правила определения долготы или краткости предпоследнего слога.
УМЕТЬ:
- определить долготу или краткость предпоследнего слога;
- правильно поставить ударение.
Любая гласная может быть долгой (ударной) или краткой (безударной). Изначальная долгота обозначается значками (-) – знак долготы, (˘) - знак краткости. Постановка ударения зависит от долготы или краткости предпоследнего слога.
Nota bene! Деление на слоги следует начинать с конца слова.
РАЗДЕЛ 2. МОРФОЛОГИЯ
Глагол
Уважаемые студенты!
Перед Вами стоит задача самостоятельно изучить тему «Глагол», сделав конспект и выполнив упражнения для изучения и закрепления темы. Но прежде всего следует понять, для чего Вам необходимо знание темы «Глагол», оценить степень важности и востребованность данной темы в Вашей будущей профессии.
Почти во всех странах мира рецепт пишется на латинском языке, поэтому любой медицинский работник должен уметь читать и писать рецепт по-латински. В рецепте врач даёт фармацевту различные указания: «Возьми», «Смешай», «Выдай», «Обозначь» и т.д.
Не зная латинские глаголы, нельзя прочитать или написать ни один, даже самый простой рецепт.
Изучив тему «Глагол», Вы должны будете
Знать:
- неопределённую форму (инфинитив) глагола;
- деление глагола на 4 спряжения;
- образование повелительного наклонения;
- рецептурные формулировки с глаголами в сослагательном наклонении.
Уметь:
- определять спряжение, выделить основу глагола;
- образовывать форму повелительного наклонения ед.ч.;
- употреблять глаголы в повелительном и сослагательном наклонении в стандартных рецептурных формулировках;
- читать и переводить текст с латинского языка на русский и с русского на латинский, используя глаголы в любом наклонении.
Иметь представление:
- об образовании форм изъявительного наклонения глаголов.
Информацию по теме «Глагол» Вы можете найти в учебнике Ю.И. Городковой «Латинский язык», Р н/Д, 2000г., § 11- 24 .
План изучения раздела
1.Грамматические категории глагола. Типы спряжения. Основа глагола.
2. Повелительное наклонение.
3.Употребление сослагательного наклонения в стандартных рецептурных формулировках.
4. Изъявительное наклонение (для специальности 060108 «Фармация»).
Повелительное наклонение
Единственное число повелительного наклонения образуется от неопределенной формы глагола путем отбрасывания окончания – re, т.е. форма повелительного наклонения единственного числа совпадает по буквенному составу совпадает с основой. Например:
Signāre – обозначать, signa – обозначь.
Miscēre – смешивать, misce – смешай.
Dividěre – разделять, divide – раздели.
Audīre – слушать, audi – послушай.
Множественное число у глаголов I,II и IV спряжений образуется путём прибавления к единственному числу окончания – te. Например:
Signa – обозначь. Signate – обозначьте.
Misce – смешай. Miscete – смешайте.
Audi – послушай. Audite – послушайте.
В III спряжении во множественном числе соединительная гласная е перед –te меняется на краткое - i.
Например, Divĭde – послушай. Dividite – послушайте.
Упражнение 3. Образуйте формы повелительного наклонения единственного и множественного числа следующих глаголов, переведите на русский язык.
Образец: adděre – добавлять, III спряжение
Adde! – Добавь!(ед.ч.)
Addĭte! – Добавьте! (мн.ч.)
1. valēre – здравствовать 4. agitāre – взбалтывать
2. recipěre – брать 5. dāre – давать
3. infunděre – наполнять 6. sentīre – чувствовать
Упражнение 4. Письменно переведите c помощью словаря (учебник Ю.И. Городковой «Латинский язык») на русский язык следующие выражения.
1. Labora cito! 2. Verte! 3. Amate patriam. 4. Vale, collegа. 5. Bis repetite!
6. Sterilisate.
Сослагательное наклонение
Сослагательное наклонение в латинском языке служит для выражения приказания с оттенком пожелания. На русский язык переводится словом «Пусть». В рецептуре сослагательное наклонение употребляется:
- В независимых предложениях вместо повелительного наклонения, на равных правах с ним. Например,
Misce. Da. Signa. Смешай. Выдай. Обозначь.(Повелительное наклонение)
Misceatur. Detur. Signetur. Пусть будет смешано, выдано, обозначено. Смешать! Выдать! Обозначить! (Сослагательное наклонение)
2. В придаточных предложениях цели после союза «ut» – «чтобы» (в рецептах он может опускаться). Например, Misce, ut fiat pasta. – Смешай, чтобы образовалась паста.
Misce, fiat pasta. – Смешай, пусть получится паста.
В рецептуре используются формы сослагательного наклонения в 3 лице единственного и множественного числа. Перепишите в тетрадь схему.
Основа
I - a Действительный залог Страдательный залог
II – e ед.ч. мн.ч. ед. ч. мн. ч.
III - cогл - t - nt - tur - ntur
IV - i
Упражнение 5. С помощью таблицы образуйте сослагательное наклонение страдательного залога следующих глаголов, переведите на русский язык.
Образец: signare I спряжение, основа signa, a – e, + -tur,- ntur
Ед.ч. signetur – пусть будет обозначено
Мн.ч. signentur – пусть будут обозначены
1. miscere 2. dare 3. sterilisare 4. repetere
Особенности глагола fio,fieri – делаться, получаться
Глагол fio,fieri – делаться, получаться – употребляется в рецептурных выражениях в форме сослагательного наклонения активного залога. Это глагол неправильный: у него значение страдательного, а окончания – действительного залога. Необходимо знать две формы этого глагола:
Fiat – пусть получится, fiant – пусть получатся
Основа существительного
Для того чтобы определить основу существительного, нужно поставить его в Gen. S. и отбросить падежное окончание. Но необходимо отметить, что у существительных 1,2,3 (равносложных), 4 и 5 склонений основы Nominativus и Genetivus Singularis по своему буквенному составу совпадают, т.е. можно определить основу по Nom. S.
Правило определения основы по Gen. S. касается только неравносложных существительных 3 склонения, у которых в основе появляется новый элемент, который мы находим в словарной форме перед окончанием Genetivus Singularis – is.
Рассмотрим понятие равносложного и неравносложного существительного. Для этого сравним два падежа Nominativus и Genetivus Singularis
dosis, is, f
Nom. S. dosis
Gen. S. dosis
У существительного dosis в Nom. и Gen. равное количество слогов, значит оно равносложное.
Словарная форма слова раствор solutio, onis, f
Nom. S. solutio
Gen. S. solutionis
У существительного solutio в Gen. S. слогов больше, чем в Nom. S., такое существительное называется неравносложным. Ещё раз посмотрите на словарную форму слова раствор solutio, onis, f. Помимо окончания – Gen. S. – is, даны две последние буквы основы , т. е. – on.
Запомните, что односложные существительные 3- его склонения в родительном падеже в словарной форме пишутся полностью
Os, ossis, и – кость, кости
Flos, floris, m – цветок, цветка
Правило определения рода
Род определяется по окончаниям именительного падежа.
Большинство существительных, оканчивающихся в Nom. S. на – а femininum, т.е. женского рода.
gutta, ae, f - капля
aqua, ae, f- вода
Существительные на – us, -er мужского рода, на – um, - en среднего рода
оesophagus, i ,m. – пищевод
globulus i ,m. – шарик
cancer, cri, m. - рак
oleum i ,n. – масло
semen, inis, n. – семя
Nota bene! В латинском и в русском языках род часто не совпадает.
Например: мышца – женский род musculus, i, m. – мужской род, т.е. род нужно определять только по словарной форме.
Упражнение 1.
Зная окончание родительного падежа единственного числа, определите склонение каждого существительного:
clavicula, ae, f. – corbus, i, m. -
musculus, i, m.– glandula, ae, f.
solutio, onis, f. – genu, us, n.
Spiritus, us, m.– homo, inis, m. -
facies, ei, f. – caries, ei, f. –
Упражнение 2.
Зная склонение, допишите окончание родительного падежа
единственного числа:
Упражнение 3.
Найдите основы следующих существительных.
tinctura, ae, f., sirǔpus, i, m., sacchărum, i, n., infusum, i, n., liquor, ōris, m., gutta, ae, f.,
hepar, atis, n., solutio, ōnis, f., decoctum, i, n., facies, ei, f.
Задание для самоконтроля.
Ответьте на вопросы:
- Назовите грамматические категории существительных?
- По окончанию, какого падежа определяется принадлежность существительных к типу склонения?
- Как определяется основа существительных?
- Как определить род существительных?
Имя прилагательное
I группа II группа
Склонение 1 скл. 2 скл. 3 скл.
род f . m.n. m. f. n.
родовое -а -us, -er -um -er -is -е
окончание - is - is - e
(-е)x, (-e)s, (-e)r
словарная albus, a, um – белый, ая, ое silvester, tris, tre –лесной, ая, ое
форма niger, gra, grum majalis, e – майский, ая, ое
simplex, icis – простой, ая, ое
Прилагательные I группы
К ней относятся прилагательные, которые в Nom. S. имеют окончания:
Мужской род – us, -er , женский – a, средний - um
При этом прилагательные мужскогои среднего родасклоняются как существительные 2 склонения; женского –как существительные 1 склонения.
Словарная форма cостоит из трёх компонентов.
1. Прилагательное мужского рода – us, -er.
2. Окончание женского рода -a.
3. Окончание среднего рода -um.
Например:
m. f. n.
fluidus a, um
Fluidus -жидкий(форма мужского рода, склоняется как существительное 2 склонения)
Fluida– жидкая(форма женского рода, склоняется как существительное 1 склонения)
Fluidum– жидкое(среднего рода, 2 склонения)
Основа слова fluidus, a, um – fluid -
Nota bene!У прилагательных на –er, как у большинства существительных, буква евыпадает во всех падежах кроме Nom. S. Поэтому в словаре вместе с окончанием Nom. S. приводится часть основы.
Например:ruber,bra, brum; niger, gra, grum – основы в таких словах нужно определять только по форме женского или среднего рода!
Nota bene!Чтобы легче запомнить порядок записи прилагательных в словарной форме, представьте себе семью. Глава семьи папа (мужской род), рядом с ним находится мама (женский род) и появляется дитя (средний род). А чтобы быстрее определить группу прилагательного, запомните, что прилагательное, которое среди окончаний имеет окончание – а, относится к I группе и склоняется - по 1 склонению, соответственно, если в словарной форме у прилагательного нет окончания –а, то оно относится ко II группе.
Образцы склонения прилагательных I группы –1, 2склонений.
Albus, a, um
Casus | Singularis | Pluralis | ||||
m. | f. | n. | m. | f. | n. | |
Nom. | ablus | alba | album | albi | albae | alba |
Gen. | albi | albae | albi | alborum | albarum | alborum |
Dat. | albo | albae | albo | albis | albis | albis |
Acc. | album | albam | album | albos | albas | alba |
Abl. | albo | alba | albo | albis | albis | albis |
В предложении прилагательное выполняет роль согласованного определения и согласуется с определяемым существительным в роде, числе и падеже. Согласовать – это значит поставить прилагательное в форме того же рода, числа и падежа, что и существительное (определяемое им).
В русском: Сухой экстракт – мужской род
Сухая трава – женский род
Сухое дерево – средний род.
Nota bene!Прилагательное стоит всегда после существительного.
Например:
Capsula gelatinosa
Если к определяемому слову дано несогласованное определение (выраженное именем существительным в родительном падеже) и согласованное определение (выраженное именем прилагательным), то после определяемого слова пишется несогласованное определение, а затем согласованное
Например: Rp: Extracti Leonuri fluidi25.0
Da. Signa.
Для того, чтобы образовать термин в состав которого входит имя прилагательное, нужно понять принцип согласования прилагательных с существительным.
Скажем «горький настой»
Этапы согласования.
1. Нужно определить форму, в которую необходимо поставить словосочетание
кто? что? Горький настой – Nom. S.
2. Записать словарную форму слов, входящих в словосочетание, начиная с определяемого слова, то есть с имени существительного, понять словарные формы.
infusum, i, n. – существительное среднего рода, 2 склонения;
amarus, a, um – прилагательное I группы, мужской род – amarus – 2 склонение, женский род – amara- I склонение, средний род – amarum – 2 склонение.
3. По роду существительного подобрать прилагательное такого же рода.
Для существительного среднего рода в данном примере мы выбираем прилагательное тоже среднего рода. На первом месте пишем определяемое слово, на втором – имя прилагательное – согласованное определение.
infusum amarum
Рассмотрим ещё один пример. Переведём фразу «с сухим экстрактом». Выполним все этапы согласования.
1. Фраза стоит в Abl. S.
2. extractum, i, n – существительное среднего рода, 2 склонения.
siccus, a, um – прилагательное I группы, мужской род –siccus II склонение, женский род – sicca 1 склонение, средний род – siccum 2 склонение.
cum – предлог Ablativus.
3. Сначала составим фразу в Nom. S. extractum siccum – сухой экстракт
4. Чтобы поставить эту фразу в нужную форму, т.е. Abl. S., нужно вспомнить тип склонения существительного и прилагательного и выделить основу extractum – 2 склонение, siccum – 2 склонение
5. В таблице падежных окончаний находим окончание Abl. S. 2 склонения. Это –о и добавляем это окончание к основе существительного и прилагательного cum extracto sicco.
Nota bene!Бывают случаи, когда существительное и прилагательное склоняется по разным типам склонения. Например, белая глина
1. глина –bolus, i, f. - существительного женского рода, 2 склонения
белый albus, a, um – прилагательное I группы, мужской род – albus, женский род – alba, средний род – album.
2. Согласуя существительное с прилагательным, подберём для существительного женского рода bolus прилагательное
женского рода alba
3. В Nom. S. cловосочетание белая глина – bolus alba.
4. если мы хотим поставить эту форму в Gen. S., то по словарной форме определим, что существительное bolus – 2 склонение, а прилагательное alba -1 склонение, значит, у них будут разные окончания в Gen. S.
bol –i alb-ae
Существительные 4 склонения
Группа существительных 4 склонения не так многочисленна как 3 склонения, но тем не менее тоже встречается в рецептурной строке. Вы должны правильно образовывать форму Gen. S. такого существительного как Spiritus, us, m. и форму Gen. Pl. существительного fructus, us, m. А так же уметь образовывать профессиональные выражения, в которые входят существительные 4 склонения.
После изучения темы Вы должны
Знать: - признаки существительных 4 склонения;
- словарную форму;
- правила согласования существительных 4 склонения с
прилагательными I, II группы;
Уметь: - склонять существительные 4 склонения;
- согласовывать с прилагательными I, II группы
- употреблять в рецептурной строке.
План изучения темы.
1. Общая характеристика существительных 4 склонения.
2. Падежные окончания.
3. Правило согласования существительных 4 склонения с прилагательными I, II группы.
К 4 склонению относятся существительные мужского и среднего рода, которые в Gen. S. оканчиваются на -us.
В Nom. S. существительные мужского рода заканчиваются на –us, а существительные среднего рода – на -u.
Например: spiritus, us, m. – спирт
genu, us, n. – колено
Исключения: Quercus, us, f. – дуб
manus, us, f. – рука
Падежные окончания 4 склонения
Casus | Singularis | Pluralis | |||||
masculinum | neutrum | masculinum | neutrum | ||||
Nom. | us | u | us | ua | |||
Gen. | us | us | uum | uum | |||
Dat. | ui | u | ibus | ibus | |||
Acc. | um | u | us | ua | |||
Abl. | u | u | ibus | ibus | |||
Образцы склонения существительных 4 склонения
Casus | Singularis | Pluralis | ||
Nom. | fruct-us | corn-u | fruct-us | corn-ua |
Gen. | fruct-us | corn-us | fruct-uum | corn-uum |
Acc. | fruct-um | corn-u | fruct-us | corn-ua |
Abl. | fruct-u | corn-u | fruct-ĭbus | corn-ibus |
Существительные 4 склонения согласуются с прилагательными I – II группы по такому же принципу, что и существительные 1 – 3 склонений, т.е.
- Согласно роду существительного подбирается род прилагательного;
- Определяется склонение каждого слова, входящего в состав словосочетания;
- определяются основы;
- к основам существительного и прилагательного прибавляются падежные окончания, необходимые по смыслу.
Например:
spirĭtus, us, m.
aethylicus, a, um
spirĭtus aethylicus
поставим это словосочетание в рецептурную строку
spiritus aethylici
Разберем еще одно словосочетание:
Свежие плоды шиповника
fructus, us, m Rosa, ae, f recens, ntis fructus Rosae recentes
Nota bene! К определяемому слову fructus дано два определения. Сначала пишется несогласованное определение, а затем согласованное.
fructus Rosae recentes
Nota bene! В рецептурной строке существительное fructus, us, m используется только во множественном числе
Recipe: Fructuum Rosae recentium 50,0
Запишите в словарь и запомните профессиональные выражение:
ad usum internum – для внутреннего
pro usu interno применения
ad usum externum – для наружного
pro usu externo применения
Упражнение 1.Переведите рецепты
Recipe: Acidi salicylici 1,0
Spirĭtus aethylici 95% - 1,0
Collodii 8, 0
Virĭdis nitentis 0,01
Misce. Da. Signa.
Возьми: Отвара коры дуба из 15,0 до 150мл
Выдай.
Обозначь.
Вопросы для самоконтроля
- Назовите признаки существительных 4 склонения.
- Назовите окончания Gen.S., Nom. S. и Gen.Pl.
- Назовите исключения по 4 склонению.
- В чем особенность употребления слова fructus, us, m в рецептурной строке?
Существительные 5 склонения
Наряду с медицинскими препаратами химического происхождения широко используется различное растительное сырьё, из которого составляются сборы. Чтобы грамотно выписать пропись сбора, нужно понимать, как работать с существительным 5 склонения species, ei, f. – сбор
После изучения темы Вы должны
Знать: - признаки 5 склонения;
- словарную форму;
- особенности употребления слова species, ei, f. в
рецептурной строке;
- правило согласования существительных 5 склонения с
прилагательными I, II группы.
Уметь: - склонять существительные 5 склонения;
- употреблять в рецептурной строке.
План изучения темы:
- Общая характеристика существительных 5 склонения.
- Падежные окончания.
- Особенности употребления слова species в рецептурной строке.
- Согласование существительных 5 склонения с прилагательными I,II группы.
К 5 склонению относятся имена существительные женскогорода, оканчивающиеся в родительном падеже единственного числа на -ei. В именительном падеже они оканчиваются на -es.
Например: species, ei, f – сбор
scabies, ei, f – чесотка
Падежные окончания 5 склонения
Casus | Singularis | Pluralis |
Nom. | Es | Es |
Gen. | Ei | Erum |
Dat. | Ei | Ebus |
Acc. | Em | Es |
Abl. | E | Ebus |
Образец склонения существительного 5 склонения.
species, ei, f. –сбор
Casus | Singularis | Pluralis |
Nom. | speci-es | speci - es |
Gen. | speci – ei | speci - erum |
Acc. | speci-em | speci - es |
Abl. | speci-e | speci –ebus |
Nota bene!
Запомните профессиональные выражения:
dosis letalis – смертельная доза
pro dosi – разовая доза
(dosis) pro die – суточная доза
Nota bene!. Слово species со значением «сбор» всегда употребляется во множественном числе. Следовательно, прилагательные, обозначающие названиясборов, согласуются с этим словом также во множественном числе!
При развернутой форме выписывания сбора, после перечисления всех ингредиентов пишут: Misce, ut fiant species.
Например:
Возьми: Мочегонного сбора 50,0
Recipe: Specierum diureticarum 50,0
Упражнение 1.Переведите фразы.
- species polyvitaminosae
- species aromaticae
- species sedativae
- слабительный сбор
- противоастматический сбор
Упражнение 2. Переведите рецепты.
Recipe: Foliorum Frangulae 40,0
Foliorum Plantaginis majoris 30,0
Radicis Glycyrrhizae 30,0
Misce, fiant species pectorales.
Da. Signa.
Возьми: Листьев толокнянки 60,0
Плодов можжевельника 60,0
Корня солодки 30,0
Смешай, пусть получится мочегонный сбор.
Выдай.
Обозначь.
Вопросы для самоконтроля
- Назовите признаки существительных 5 склонения.
- В чем особенность употребления слова species, ei, f. в рецептурной строке?
Названия оксидов
Названия оксидов состоят из двух существительных. На первом месте ставится наименование элемента в родительном падеже (по падежам не изменяется), на втором – групповое наименование оксида, выраженное существительными
Oxydum,i,n – оксид
Peroxydum,i,n – пероксид
Hydroxydum,i,n – гидроксид (склоняется по падежам)
Например, оксид кальция – Calcii oxydum
Gen.S. Calcii oxydi
Водорода пероксид – Hydrogenii peroxydum
Gen.S. Hydrogenii peroxydi
Алюминия гидроксид – Aluminii hydroxydum
Gen.S. Aluminii hydroxydi
Упражнение 4. Переведите в именительном и родительном падеже:
Оксид цинка, пероксид магния, гидроксид кальция.
Упражнение 5. Образуйте названия оксидов со следующими элементами:
Ртуть, железо, кальций, магний
Упражнение 6. Запишите в конспект рецепт, переведите его на русский язык.
Recipe: Hydrargyri oxydi flavi 0,6
Ichthyōli 0,8
Unguenti Zinci ad 20,0
Misce. Da.
Signa.
Упражнение 7. Переведите рецепты на латинский язык.
1. Возьми: Пероксида магния 15,0
Дистилированной воды до 200 мл
Смешай. Выдай.
Обозначь.
2.Возьми: Анестезина
Оксида цинка
Глицерина по 10,0
Свинцовой воды до 100,0
Смешай. Выдай.
Обозначь.
2. Возьми: Разведённого раствора перекиси водорода 50 мл
Выдай.
Обозначь.
Названия кислот
Название кислоты состоит из двух слов. На первом месте в именительном падеже стоит слово «acidum» - «кислота», на втором – конкретное наименование кислоты, выраженное именем прилагательным (также в именительном падеже). Например, уксусная кислота – acidum aceticum
Gen.S. acidi acetici
Названия кислородных кислот с максимальной степенью окисления образуются путём прибавления к основе кислотообразующего элемента суффикса – ĭcum (по-русски – ная, - овая, - евая). Например, серная кислота – acidum sulfuricum.
Названия кислородных кислот с низкой степенью окисления образуются путём прибавления к основе названия кислотообразующего элемента суффикса – ōsum (по-русски - истая). Например, сернистая кислота – acidum sulfurosum.
Названия кислот, не содержащих кислород, образуется с помощью приставки hydro- и суффикса – icum. Например, хлористоводородная кислота –
acidum hydrochloricum
Gen.S. acidi hydrochlorici
Упражнение 9. Запишите в конспект и запомните названия некоторых кислот.
Acidum aceticum уксусная кислота
Acidum acetylsalicylicum ацетилсалициловая кислота
Acidum ascorbinicum аскорбиновая кислота
Acidum benzoicum бензойная кислота
Acidum boricum борная кислота
Acidum citricum лимонная кислота
Acidum carbolicum карболовая кислота