Ребенок «специального назначения»
Пришла пара. Милые, интеллигентные люди.
- Мы хотим взять девочку 8 лет, веселую и дружелюбную.
- А почему Вы хотите взять именно такую девочку?
- У нас своя дочка восьми лет. Она очень замкнутая. В классе с ней никто не дружит. Мы хотим, чтобы у нее была подружка. Даже не просто подружка, а кто-то, кто будет ей помогать, понимаете? Ну, веселая такая девочка, активная, она игры будет всякие придумывать, дружить будет с ребятами, а они уже потом с нашей дочкой тоже подружатся.
- А если у девочек отношения не сложатся? Или приемная девочка не захочет развлекать вашу дочку?
- Ну, нам надо такую, чтобы сложились отношения. У вас же есть психологи, они могут нам помочь, подобрать ребенка.
Можно, я не буду это комментировать?
Впрочем, вдруг кто-то не понял, что в этой ситуации меня так расстраивает. Хотят взять не ребенка – хотят исполнителя определенной функции. Нужен «развлекатель дочки». Не сможет «развлечь» - найдут другую. То, что это живой ребенок, у которого есть чувства, мысли… Да, впрочем, если люди этого не понимают, то вряд ли объяснишь.
Иногда люди заблуждаются совершенно искренне. К нам обратилась дама, которая хотела найти мальчика четырех лет. «У меня свой ребенок, четырехлетний, - рассказала она, - мы часто ходим с ним на аттракционы, мой сын их обожает. Только он боится кататься один, а у меня голова кружится. Вот я и подумала, что мы могли бы иногда брать с собой четырехлетнего мальчика. Я хочу помочь ребенку из детского дома, вы понимаете», - настойчиво прибавила она, почувствовав, что что-то не так. На вопрос, в чем же тут помощь, она искренне удивилась: «Как, ну их же никто не катает на аттракционах! Он будет нас ждать, для него это будет праздник».
Вопрос, понимает ли она последствия того, что четырехлетний ребенок «будет ее ждать», поверг ее в искреннее изумление. Разговор был долгим. Рассказ о том, что ребенок четырех лет привязывается моментально, стал для этой женщины откровением. Ей не приходило в голову, что, сходив с ней и ее сынишкой в парк, ребенок будет ждать ее и в следующие выходные, причем ждать будет всю неделю, буквально глядя в окошко. А не дождавшись, почувствует, что его в очередной раз бросили. Он же не понимает, что «в жизни все непросто», и эта тетя, такая замечательная, вовсе и не собиралась брать его насовсем. «Вы будете приходить каждую неделю?» - спросили ее. «Ну, нет, конечно, каждую неделю я не смогу. Я хотела так, иногда…»
«Так что же, не надо пытаться помочь детям из детского дома? Не надо устраивать им праздники?» - спросите вы. Надо, конечно. Только взвесьте свои силы, надолго ли Вас хватит? Будете ли вы приходить к этому ребенку каждую неделю, или хотя бы через неделю? Возьмете ли его на каникулы? Как объясните, почему не хотите брать его насовсем? Если хочется просто устроить праздник, пригласите лучше сразу несколько детишек – троих, четверых. У них не возникнет иллюзий, что «их выбрали». Да вместе и веселее. И пожалуйста, не подбирайте ребенка «под аттракцион».
Однажды к нам на собеседование пришли очень интеллигентные пожилые супруги. Муж – известный пианист, жена – домохозяйка. Обоим за шестьдесят. Говорила в основном она, муж сидел молча и только иногда улыбался. Очень приятная, хорошо воспитанная пара.
- У нас никогда не было детей, - говорила жена, – мы долго были не готовы к тому, чтобы так усложнить свою жизнь. А когда спохватились, оказалось, что уже слишком поздно заводить своих детей. Подумав еще какое-то время, мы пришли к мысли, что неплохо было бы взять юную воспитанницу из детского дома.
- И какого возраста девочку вы хотите взять? - задал дежурный вопрос социальный работник.
- Лет шестнадцати.
Какая удача! Ну, четырнадцатилетних еще готовы брать. А вот шестнадцатилетних обычно уже в семью не устроишь.
- А почему шестнадцатилетнюю?
Тут выяснилось, что представления милой пары о воспитаннице-сиротке целиком почерпнуты из классической литературы. Милая, застенчивая девушка, целые дни проводящая в неспешных домашних занятиях. Будущей подопечной вменялось в обязанности вязать, поливать цветы, вычесывать хозяйкиного (извините, вырвалось) пекинеса и быть благодарной слушательницей ее поучительных историй.
- Раньше еще кружево плели, - подала провокационную реплику сотрудница Службы, изо всех сил сохраняя вдумчивое выражение лица.
- А что, они у вас в детском доме кружево плетут? – обрадовалась милая дама. Увы, нет.
Рассказ о наших девочках-подростках им не понравился. Ничего плохого мы не говорили. Просто рассказали о радостях и горестях наших девчонок. О том, чем они живут, чем увлекаются. Чем им можно помочь, и чего от них ждать бесполезно. О том, какие они у нас умницы и красавицы. О том, какие они противные вредины, как все нормальные девчонки-подростки. Рассказали об опыте других семей. Милая пара больше у нас не появлялась.
Разные случаи бывают. Недавно приходила дама - бывшая актриса. Она хотела взять мальчика-подростка, чтобы был «мужчина в доме». Не подумайте ничего плохого. Просто она хотела, чтобы был человек, который будет оберегать ее от житейских неурядиц. Будет делать текущий, а в дальнейшем и капитальный ремонт. Даже образование ему запланировала – Строительный институт. «Второе высшее образование, - сказала она, - пусть какое угодно получает. А первое – обязательное строительное». Кстати, эта дама оказалась вполне здравомыслящей. Пройдя тренинг, она поняла, что, прежде чем рассчитывать на ремонты, в мальчишку нужно вложить столько сил, сколько она вряд ли потянет.
Однажды к нам заглянула симпатичная пара – муж и жена около сорока лет. Простые такие, добродушные. «Мы видели вашу девочку по телевизору, Настеньку. Хотим ее взять к нам. Можно?». За несколько дней до этого, действительно, была передача, в которой показали шестнадцатилетнюю Настю. «А почему вы так захотели взять Настю?». Супруги долго мялись, рассказывали о своем доме, о хозяйстве. Потом признались, что через месяц ждут сына из армии. Волнуются, как бы не загулял. Увидев Настю, они поняли – вот оно, решение проблемы. Надо взять ему невесту. Сиротка из детского дома – что может быть лучше! Девочка хорошая, скромная, без особых запросов. Мы им посоветовали прежде с сыном поговорить. Разумеется, с задней мыслью о том, что сын вряд ли обрадуется подобному «повороту судьбы». Больше они не появлялись.
Реальный ребенок
У каждого из них есть своя история. Может быть, совсем коротенькая, но – своя. Жизнь, что была до встречи с Вами. Родня, которая не смогла или не захотела его растить. Когда-нибудь Вы с ним об этом поговорите.
Каждый из них - живой человек. Человек, с которым судьба обошлась круто. У него испортился характер, и здоровье оставляет желать лучшего. Ребенку очень нужен кто-то, кто примет его таким, какой он есть.
Они растут в казенных учреждениях. Пока их ищут, выбирают, пока оформляют документы, они успевают подрасти. Вопреки всему, они развиваются и становятся личностями. Когда-нибудь Вы будете им гордиться.
Так какого ребенка Вы хотите? Наверное, самого замечательного. Любимого. Красивого, умного и доброго. Не переживайте, он таким и будет. Самым лучшим на свете – Вашим ребенком.