Эмбриология и гистология соединительной ткани.

О необходимости небольшого экскурса в
эмбриологию и гистологию

В нашем земном существовании прошедшее обусловливает настоящее, а каждое состояние текущего момента включает то состояние, которое ему предшествовало. Чтобы полней и лучше понимать живую структуру, её изучение не может ограничиваться исследованием её анатомии и физиологии, оно должно интересоваться и его историей, т. е. эмбриологией. Ограниченные рамками данной главы мы не станем подробно излагать все интересующие нас сведения о развитии человека. К тому же существуют многочисленные труды на эту тему, и читатели смогут обратиться к ним с большой пользой для себя. Однако, мы считаем полезным и важным изучить некоторые эмбриологические этапы, которые смогут пролить свет на наш остеопатический метод.

Механическая Связь - это мануальный терапевтический метод, который опирается на анатомию и её составляющие, кажущиеся на первый взгляд разрозненными. Это: суставы, фасции, кости, артерии, кожа и другие. На самом же деле (и в этом состоит фундаментальное обоснование нашей остеопатической практики) все эти элементы имеют общую эмбриологическую родословную: они восходят к мезобласту.

Мезобласт.

Три первичных зародышевых листка, которые дадут начало всем тканям и органам эмбриона, закладываются на третьей неделе развития. В этой фазе, называемой фазой гаструляции, можно выделить:

- эндобласт или внутренний зародышевый листок,

- эктобласт или наружный зародышевый листок,

- мезобласт или средний листок.

Эмбриология и гистология соединительной ткани. - student2.ru



Появление мезобласта соответствует началу эмбриогенеза (формирование эмбриона). Его промежуточное положение между двумя другими листками предполагает уже здесь функцию связи, которая важна для понимания нашего метода.

Соединительная ткань.

Она присутствует везде исоединяет всё. Соединительная ткань является органическим «цементом» человеческой архитектуры, т. к. обеспечивает структуральную связь между различными функциональными единицами организма, частью которых она является.

Происходя из мезобласта, эмбриональная соединительная ткань (мезенхима) порождает затем различные соединительные ткани взрослого организма, которые можно схематически классифицировать по их плотности, начиная с наименее плотной:

- кровь или «жидкая соединительная ткань»,

- рыхлая соединительная ткань (ареолярная, адипозная, ретикулярная),

- плотная и эластичная соединительная ткань,

- хрящ,

- кость или твёрдая соединительная ткань.

Какой бы ни была её форма и функция, соединительная ткань всегда состоит из трёх гистологических компонентов:

• Клетки:они все происходят из мезенхимы, но затем специализируются в зависимости от функции (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты крови, адипоциты адипозной ткани, фиброциты фасций, хондроциты хряща, остеоциты кости).

• «Волокна:структурируют соединительную ткань. Различают три вида волокон:

- ретикулярные волокна (образуют переплетения и формируют разветвлённые сети, поддерживающие анатомические ткани),

- эластические волокна (очень растяжимые),

- коллагеновые волокна (очень прочные, образующие пучки, переплетающиеся между собой «cross-linkage»).

Разные пропорции этих трёх типов волокон придают разные биомеханические характеристики разным соединительным тканям, то есть, различные уровни пластичности, гибкости, эластичности или жёсткости этих элементов.

• Основное вещество: оно бывает жидким, желеобразным или плотным. Оно является той метаболической средой, в которой развиваются клетки и волокна соединительной ткани.

Таким образом, мы видим, что такие столь анатомически разные структуры как фасциалькая система, сосудистая система, или костно-суставная система, с эмбриологической точки зрения гомогенны. К тому же, общее происхождение обеспечивает им структурную и функциональную непрерывность:

К костям крепятся фасции, и в костях же рождаются клетки крови.

Фасциальная система окружает и поддерживает костно-суставную и сосудистую системы.

Кровеносная система питает все другие элементы соединительной ткани, за исключением

неваскуляризированных зон суставных хрящей.

Миофасциальная система.

В конце периода гаструляции пара-акциальный (осевой) мезобласт делится на 44 пары сомитов, которые заложат основы метамерической организации человеческого тела 29,7 см Мышцы скелета, произошедшие из миотома сомитов, развиваются одновременно с фасциями, происходящими из склеротома этих же самых сомитов. Мышечная и фасциальная системы могут рассматриваться как активный и пассивный элементы одного и того же единства соединительной ткани.

Сердце, принадлежащее одновременно как мышечной, так и васкулярной системам, это особая полосатая мышца, поскольку физиологически оно имеет полностью автономную моторику.

Эмбриологически его развитие осуществляется вместе с развитием васкулярного аппарата, главным двигателем которого сердце и является. Перикардическая фасция тоже происходит из тех же мезенхиматозных клеток, что и миокард, который окружён перикардом. Гладкие мышцы, обеспечивающие сократимость внутренних органов, также происходят из клеток спланхнического мезобласта, а их рост связан с ростом примитивного кишечника и его производных (которые сами происходят из эндобласта).

Плевра и брюшина имеют мезобластическое происхождение и представляют собой серозные оболочки, окружающие пищеварительный и лёгочный аппараты. Их выросты образуют систему связок и соединительных оболочек полых и плотных органов. Таким образом, мы видим, что с самого начала генезиса миофасциальная система сопровождает внутреннее и наружное развитие всего висцеро-органического единства, обеспечивая большую часть его структурной связности. В целом, если плотные и полые органы имеют, исходя из их паренхимы и эпителия, эндобластическое происхождение, то все окружающие их соединительные ткани и гладкие мышцы, из которых они состоят, происходят из прилежащего к ним мезобласта.

В эмбриологическом плане кожа заслуживает особого внимания, т. к. дерма это фасциальное единство, которое также происходит из мезобластической соединительной ткани. Лишь поверхностный слой покровного аппарата (эпидермис) и его придатки (железы, волосы и ногти) происходят из эктобласта. Сама кожа в частности развивается из мезенхиматозных клеток сомитов и формируется в соответствии с особым сегментарным расположением дерматомов. Механическая Связь рассматривает кожу и поверхностную фасцию, которую та покрывает, как соединительное функциональное единство (единицу), которое следует систематически интегрировать в остеопатический осмотр и лечение.

Краниальная твёрдая мозговая оболочка (с её экспансиями: серповидный мозг, палатка мозжечка, серп мозжечка) и твёрдая мозговая оболочка позвоночного столба является самой наружной и самой прочной из трёх мозговых оболочек. В то время как мягкая мозговая оболочка и паутинная происходят (наряду с нервной системой) из эктобласта, твёрдая мозговая оболочка – это мезодермическая ткань той же природы, что и все элементы миофасциальной системы. Итак, из этого следует, что твёрдая мозговая оболочка это соединительная структура, с которой нужно будет обязательно считаться. Оболочки

периферической нервной системы (оболочки нервов) тоже имеют мезодермическое происхождение: анатомически они тоже связаны с твёрдой мозговой оболочкой на уровне соединительного отверстия, из которого они выходят.

Костная система.

Вся остео-артикулярная система развивается из мезобласта. Скелет эмбриона человека появляется вначале в виде зачатка соединительной ткани, состоящего из фиброзных мембран и гиалиновых хрящей. Мезенхиматозные клетки станут остеобластами, ответственными за последовательное окостенение соединительной модели. Различают мембранозное окостенение, относящееся к своду черепа, верхней челюсти и ключице и эндохондральное окостенение, относящееся к другим элементам скелета. »

Кости черепа развиваются из мембранозной модели, если речь идёт о своде черепа, и из хрящевой модели, если речь идёт об основании черепа.

Некоторые кости, например, височная кость, участвуют в обоих вышеназванных типах остеогенеза: мы можем обнаружить диссоциированные поражения между чешуёй (мембранозное окостенение) и сосцевидным отростком (эндохондральное окостенение). Например, это может быть чешуя в наружной ротации (передняя височная кость) и сосцевидный отросток в переднем положении (задняя височная кость).

Ядра окостенения свода черепа (мембранозный нейрочереп) появляются на 9-ой неделе эмбрионального развития. Эти ядра образуют лобные, теменные и затылочные бугры, о большом значении которых мы будем говорить в главе, посвященной архитектонике черепа. Передний родничок, окостенение которого заканчивается на 2-ой год жизни, представляет собой «замковый камень» черепа, поэтому зачастую брегма будет причиной в схеме поражения черепа.

Остеогенез основания черепа идёт по хрящевой модели. Развитие основания черепа, его

дна, происходит в соответствии с системой «балок», сходящихся в области турецкого седла сфеноидальной кости. Эти балки следует считать внутрикостными силовыми линиями черепа. Мы уже говорили о том большом внимании, которое следует уделять им в процессе остеопатического осмотра и лечения.

Зубы, кроме эмали, покрывающей зубную коронку, также имеют мезобластическое происхождение. Дентин, составляющий тело зуба, это, как и кость, калышфицированная соединительная ткань. Цемент и периодонтическая связка, фиксирующая зуб в альвеоле челюсти, также происходят из мезобластической зубной сумки. Очень важно систематически интегрировать зубы в остеопатические тесты костного черепа и уметь нормализовать их возможные фиксации.

Ключица, появившаяся на основе мембранозной модели, это кость эмбриона первой начинающая своё окостенение (на 30-ый день in utero) и последней костью скелета, на которой это окостенение заканчивается (в 25 лет). Частично этим объясняется частота

внутрикостных поражений, встречающихся на этом уровне. Ключица как этимологически, так и остеопатически, это главный «ключ» человеческой биомеханики (четырёхногие животные вовсе её не имеют).

Органогенез позвонков происходит из мезобластической ткани. Каждый вертебральный сегмент происходит из склеротома сомитов, окружающих дорсальную хорду. В процессе окостенения позвонков дорсальная хорда постепенно исчезает, и от неё остаётся только nucleus pulposus межпозвоночного диска. Полное окостенение позвоночника заканчивается только на 24-ом году жизни.

Эмбриологически рёбра следует считать развившимися рёберными отростками грудных позвонков. Первичная точка окостенения ребра в точности соответствует углу ребра. Начиная с этой точки, мы выполняем все наши тесты компрессии и тракции на рёберно-поперечных и рёберно-вертебральных сочленениях.

Некоторые кости, такие как крестец и грудина, формируются в процессе запоздшюго сращения различных уровней, которые их образуют. Такая сегментарная конституция кости позволяет нам работать с каждым крестцовым позвонком или стернемой, как с индивидуальным биомеханическим модулем, что позволяет нам добиваться большей точности при тестировании и большей эффективности нашего остеопатического лечения.

Нужно помнить, что при рождении у нас 350 костей, потом некоторые из них срастаются, и у взрослого человека их насчитывается только 200. Можно предположить, что структура кости сохраняет тканевой отпечаток хрящевых сращений, разделяющих различные элементы.

Существует целая внутрикостная архитектура и биомеханика, которую следует принимать во внимание. Например, поражение по типу «прогибание» большеберцовой кости часто встречается у новорождённых, т. к. оно возникает из-за нагрузок, связанных с положением плода. Как следствие; косолапость стопы (vaigus), которую недостаточно лечить как обычную артикулярную проблему. То же самое можно сказать о чрезмерной антеверсии шейки бедренной кости, которая приводит к компенсаторной внутренней ротации бедра (родители таких детей обращаются с жалобой на то, что их ребёнок ходит одной ногой или обеими внутрь). Причина многочисленных ортопедических нарушений равновесия может обнаружиться во внутрикостном поражении, о чём следует знать остеопату, чтобы уметь ставить диагноз и лечить как детей в период их роста, так и взрослого, который навсегда сохраняет функциональные последствия этой проблемы.

Наши рекомендации