Лёгочное кровотечение (кровохаркание)
2.Информация:
- У больного туберкулёзом лёгких внезапно во время кашля начала выделяться изо рта алая пенистая кровь; отмечается резкая слабость, головокружение, шум в голове.
- Кожа бледная, холодный пот, ЧДД 28 в минуту, пульс 108 в минуту, слабого наполнения и напряжения, АД 100/50 мм рт. ст.
Тактика медицинской сестры
Действия | Обоснование |
Вызвать врача | Для оказания квалифицированной медицинской помощи |
Успокоить, усадить с наклоном вперёд и в больную сторону, дать полотенце, лоток | Для психоэмоциональной разгрузки, профилактики аспирации крови и мокроты, остановки кровотечения |
Объяснить, что разговаривать нельзя | Профилактика аспирации, асфиксии |
Положить на грудь пузырь со льдом, дать глодать кусочек льда | С целью сужения сосудов и уменьшения их кровенаполнения |
Наложить жгуты на нижние конечности выше середины бедра на 40 мин | Уменьшить приток крови в лёгкие, создать депо крови |
Измерить АД, подсчитать пульс, ЧДД | Контроль состояния |
Подготовить аппаратуру, инструментарий, медикаменты:
Ø Систему для внутривенного вливания, шприцы для в/в, в/м и п/к введения препаратов, жгут, аппарат ЭКГ, приготовить всё необходимое для определения группы крови;
Ø 10%-ный раствор кальция хлорида, 10%-ный раствор глюконата кальция, 1%-ый раствор викасола, 5%-ный раствор аминокапроновой кислоты, 10%- ный раствор желатиноля (амп.)
Задача 7
Пациент 50 лет поступил в нефрологическое отделение с диагнозом: «Хроническая болезнь почек».
При сестринском обследовании медицинская сестра получила следующие данные: жалобы на повышение температуры, тянущие боли в поясничной области, частое и болезненное мочеиспускание, общую слабость, головную боль, отсутствие аппетита. В анамнезе у пациента хроническая болезнь почек в течение 6 лет. Больной беспокоен, тревожится за свое состояние, сомневается в успехе лечения.
Объективно: температура 37,80 С. Состояние средней тяжести. Сознание ясное. Гиперемия лица. Кожные покровы чистые, подкожно-жировая клетчатка слабо развита. Пульс 98 ударов в мин., напряжен, АД 150/95 мм рт. ст. Язык сухой, обложен белым налетом. Живот мягкий, безболезненный, симптом Пастернацкого положительный с обеих сторон.
Задания
1. Выявите потребности, удовлетворение которых нарушено; сформулируйте и обоснуйте проблемы пациента.
2. Определите цели и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.
3. Объясните пациенту, как правильно собрать мочу на общий анализ, по Нечипоренко, Зимницкому.
4. Обучите пациента правилам подготовки к экскреторной урографии.
5. Продемонстрируйте технику в/в введения лекарственного средства.
Задача 8
Во время взятия крови на биохимический анализ пациент внезапно потерял сознание.
Объективно: кожные покровы бледные, холодные на ощупь, зрачки узкие, пульс-100 в минуту, ритмичный, малого наполнения и напряжения, АД 90/60 мм рт. ст.
Задания
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Определите информацию, подтверждающую развитие данного состояния у пациента.
3. Составьте алгоритм сестринской помощи и обоснуйте каждый этап.
Эталон ответа
Задача 7
- У пациента нарушены потребности: есть, пить, выделять, поддерживать температуру, общаться, работать, быть здоровым.
Проблемы пациента:
Настоящие – тянущие боли в пояснице, дизурия, повышение температуры, общая слабость, головная боль, отсутствие аппетита, неуверенность в благоприятный исход заболевания, тревогу о своем состоянии.
Потенциальные – ухудшение состояния пациента, связанные с развитием осложнений (хронической почечной недостаточности).
Из данных проблем приоритетной является частое, болезненное мочеиспускание (дизурия).
- Краткосрочная цель: пациент отмечает уменьшение частоты и боли при мочеиспускании к концу недели.
Долгосрочная цель: исчезновение дизурических явлений к моменту выписки пациента и демонстрация пациентом знаний факторов риска, ведущих к обострению заболевания.
СЕСТРИНСКИЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА
План | Мотивация |
1.Обеспечение строгого постельного режима и покоя. | Для уменьшения физической и эмоциональной нагрузки. |
2.Обеспечение диетическим питанием с ограничением поваренной соли (исключить из питания острое, соленое, копченое). | Для предотвращения отеков и уменьшения раздражения слизистой чашечно-лоханочной системы. |
3.Наблюдение за внешним видом и состоянием пациента (пульс, АД, ЧДД, суточный диурез). | Для ранней диагностики и своевременного оказания неотложной помощи в случае возникновения осложнений. |
4.Обеспечение пациента обильным питьем до 2-2,5 л в сутки (минеральная вода, клюквенный морс, настой шиповника). | Для создания форсированного диуреза способствующего купированию воспалительного процесса. |
5.Обеспечение личной гигиены пациента (смена белья, подмывание). | Для создания комфорта пациенту и профилактики вторичной инфекции. |
6.Обеспечение пациента предметами ухода (утка, грелка). | Для обеспечения комфортного состояния пациенту и уменьшения болей. |
7.Выполнение врачебных назначений. | Для эффективного лечения. |
8.Проведение беседы с родственниками об обеспечении полноценного и диетического питания с усиленным питьевым режимом. | Для повышения иммунитета и защитных сил организма пациента. |
Оценка: пациент отмечает значительное улучшение состояния, боли в поясничной области исчезли, дизурические явления отсутствуют. Цель достигнута.
- Студент объясняет пациенту правила сбора мочи на общий анализ, по Нечипоренко, Зимницкому.
- Студент обучает пациента процедуре подготовки к экскреторной урографии.
- Студент демонстрирует технику в/в введения лекарственного средства в соответствии с алгоритмом манипуляции.
Задача 8
Обморок.
2. Информация:
- При стрессовых ситуациях, переутомлении внезапно появляется слабость, головокружение, тошнота, потемнение в глазах, чувство онемения пальцев рук.
- Пациент без сознания. Кожные покровы бледные, холодные на ощупь. Дыхание редкое, поверхностное. Пульс частый, малый, АД снижено. Зрачки узкие.
Тактика медицинской сестры
Действия | Обоснование |
Вызвать врача | Для оказания квалифицированной медицинской помощи |
Придать горизонтальное положение с приподнятым ножным концом | Увеличить приток крови к голове |
Расстегнуть стесняющую одежду, обеспечить доступ свежего воздуха | Уменьшить гипоксию мозга |
Обрызгать лицо холодной водой, дать понюхать нашатырный спирт, растереть виски, провести компрессию живота руками | Увеличить приток крови к голове |
Измерить АД, подсчитать пульс, ЧДД | Контроль состояния |
Проветрить помещение, доступ свежего воздуха, дать увлажненный кислород, ввести кофеин, кордиамин парентерально | Уменьшить гипоксию, улучшить работу сердца, повысить тонус сосудов |
Согреть больного (к рукам и ногам приложить грелки), при восстановлении сознания дать выпить горячий чай | Для улучшения общего состояния |
Подготовить аппаратуру, инструментарий, медикаменты:
- систему для внутривенного вливания, шприцы для в/в, в/м и п/к введения препаратов, жгут, аппарат ЭКГ.
- преднизолон, адреналин, мезатон (амп. ), физиологический раствор 500мл.
После восстановления сознания, нормализации пульса и АД больному обеспечивают физический и психический покой в течение 1-2 ч.
Задача 9
В стационар поступила пациентка 39 лет с диагнозом: «Железодефицитная анемия». При сестринском обследовании выявлены жалобы на слабость, быструю утомляемость, одышку при движении, сердцебиение, отсутствие аппетита, появление желания есть мел. Менструации с 12 лет, обильнаые в течение недели. Пациентка раздражительна, пассивна, малоразговорчива.
Объективно: бледность и сухость кожных покровов, волосы тусклые, секутся, ногти ломкие с поперечной исчерченностью, ложкообразной формы. Границы сердца не изменены. При аускультации – систолический шум на верхушке сердца. Пульс 92 уд./мин. АД 100/60 мм рт. ст.
Анализ крови: Нв-75 г/л, эритроциты 3,9х1012/л., цветной показатель 0,8, лейкоциты – 4,5х109/л, СОЭ 20 мм/час.
Задания
1. Выявите потребности, удовлетворение которых нарушено; сформулируйте проблемы пациента.
2. Определите цели и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.
3. Объясните больной правила подготовки к сдаче крови на общий анализ, разъясните значение показателей (эритроциты, гемоглобин, цветной показатель, СОЭ).
4. Обучите пациентку правилам приема препарата железа, объясните побочные эффекты.
5. Продемонстрируйте сбор системы для в/в капельного вливания лекарственных средств.
Задача 10
У пациента М., 45 лет, находящегося в палате интенсивной терапии по поводу инфаркта миокарда, появились жалобы на одышку инспираторного характера, кашель с выделением розовой пенистой мокротой.
Медицинская сестра при объективном обследовании выявила: состояние тяжёлое, кожные покровы цианотичные, клокочущее дыхание, ЧДД 36 в минуту, пульс 100 в минуту, слабого неравномерного наполнения и напряжения, ритмичный, АД-100/60 мм
рт. ст.
Задания
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Определите информацию, подтверждающую развитие данного состояния у пациента.
3. Составьте алгоритм сестринской помощи и обоснуйте каждый этап.
Эталон ответа
Задача 9
- Нарушены потребности: дышать, двигаться, работать, питаться, общаться.
Проблемы пациента:
Настоящие: слабость, утомляемость, одышка, сердцебиение, отсутствие и извращение аппетита.
Потенциальные: риск нарушения сердечной деятельности, риск тяжелой нетрудоспособности и развития инвалидности.
Приоритетные: отсутствие аппетита и извращение вкуса.
- Краткосрочная цель – стимуляция аппетита в течение 1 недели.
Долгосрочная цель – восстановление аппетита ко дню выписки.
СЕСТРИНСКИЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА
План | Мотивация |
1.Обеспечение диетического питания с повышенным содержанием железа. | Для ликвидации дефицита железа в пище. |
2.Беседа с пациенткой и ее родственниками о продуктах, содержащих железо. | Для эффективного лечения заболевания, восполнения дефицита железа в организме. |
3.Обеспечение пациентки свежим воздухом, проветривание помещений, прогулки на воздухе. | Для лучшей оксигенации и стимуляции кроветворения, повышения аппетита. |
4.Проведение беседы о пользе приема горечей. | Для стимуляции аппетита и желудочной секреции. |
5.Наблюдение за внешним видом, состоянием пациентки, пульсом, АД, ЧДД. | Для ранней диагностики осложнений со стороны сердечно-сосудистой системы. |
6.Контроль за деятельностью кишечника, недопущение запоров при приеме лекарственных препаратов. | Предупреждение запоров при приеме препаратов железа. |
7. Уход за полостью рта при приеме препаратов железа и соляной кислоты. | Предупреждение разрушения и потери зубов при использовании препаратов железа и соляной кислоты. |
8.Выполнение врачебных назначений. | Для эффективного лечения. |
Оценка: у пациентки появляется аппетит, пациентка соблюдает назначенную диету и режим, знает правила приема лекарств.
- Студент демонстрирует инструктаж пациентки перед сдачей крови на общий анализ и доступно объясняет значение показателей.
- Студент демонстрирует объяснение пациентке правил приема и побочные эффекты препаратов железа.
- Студент демонстрирует технику сбора системы для в/в капельного вливания лекарственных средств в соответствии с алгоритмом манипуляции.
Задача 10