ПМ.04,07 Выполнение работ про профессии младшая медицинская сестра по уходу за больным
ПОСОБИЕ ПО СЭР
ПМ.04,07 Выполнение работ про профессии младшая медицинская сестра по уходу за больным
МДК.04.01.Безопасная среда для пациента и персонала
для специальностей: 34.02.01.Сестринское дело
31.02.01. Лечебное дело
Составила: Петрова Н.В.
Владимир, 2013
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие СЭР, ВБИ. Причины возникновения ВБИ. Меры профилактики………………………... ………..… 3
2. Профилактика вирусного гепатита в ЛПУ (СП 2.1.3.2630-10)……………………………………………………7
3. Дезинфекция. Виды дезинфекции. Формы профилактической дезинфекции. (МУ 3.1.2313-08)…………..8
4. Дезинфекция. Очаговая дезинфекция. Цели проведения, формы очаговой дезинфекции
(МУ 3.1.2313-08)……………………………………………………………………………………………………….10
5. Дезинфекция изделий медицинского назначения физическим методом. Преимущества
данного метода дезинфекции. (ОСТ 42-21-2-85; МУ 287-113). ……………………………………………….....11
6. Дезинфекция изделий медицинского назначения химическим методом. Недостатки метода
дезинфекции. (ОСТ 42-21-285; 287-113)…………………………………………………………………………….11
7. Использование дезинфицирующих средств в ЛПУ. Требования, предъявляемые к современным
ДС. Меры предосторожности при работе с ДС. (МУ- 287-113, СП 2.1.3.2630-10)……………....................12
8. СЭР приёмного отделения. Виды санитарной обработки больного в приёмном отделении
(СП 2.1.3.2630-10)…………………………………………………………………………………………………………13
9. Техника гигиенической обработки рук медицинского персонала. Требования предъявляемые
к гигиенической обработке рук. (СП 2.1.3.2630-10……………………………………………… ….................. ..13
10. Виды обработки рук медицинского персонала. Хирургическая обработка рук. Средства для хирургической обработки рук. (СП 2.1.3.2630-10)…………………………………………………………………16
11. Обработка инъекционного и операционного поля пациентов. Требования к антисептикам дл
общей или частичной обработки пациентов. Использование перчаток в ЛПУ. (СП 2.1.3.2630-10)…....16
12. Правила накрытия большого инструментального стола (СП 2.1.3.2630-10)……………………………….17
13. Понятие ПО. Виды ПО. Этапы предстерилизационной очистки ручным способом. Приготовление моющих растворов для ПО. Сроки использования. (ОСТ 42-21-2-85; МУ 287-113)………………………...18
14. Контроль качества предстерилизационной очистки. Требования к приготовлению и хранению
готового реактива Азопирам. Особенности проверки пригодности реактива. (ОСТ 42-21-2-85;
МУ 287-113)………………………………………………………………………………………………………………20
15. Уборка процедурного кабинета (пр. 720; СП 2.1.3.2630-10). ………………………………………………..21
16. Стерилизация. Виды, методы. Физический метод стерилизации. Режимы стерилизации,
индикаторы стерильности. (ОСТ 42-21-2-85; МУ 287-113)……………………………………………………..24
17. Стерилизация. Виды, методы. Химический метод стерилизации. Преимущества и недостатки
данного метода (ОСТ 42-21-2-85; МУ 2113)……………………………………………………………………..26
18. Классы отходов ЛПУ. Правила сбора, хранения, удаления отходов ( СП 2.1.7.2527-09)……………..27
19. Обеззараживание шприцев инъекционных однократного применения после проведения
инъекции в ЛПУ (МУ 3.1.2313-08)…………………………………………………………………………………..28
20. Применение физических методов для обеззараживания шприцев инъекционных
однократного применения (МУ 3.1.2313-08)……………………………………………………………………..31
21. Требования к соблюдению ТБ персоналом при осуществлении сбора, обеззараживания
транспортирования шприцев одноразового применения. (МУ 3.1.2313-08)……..………………………..32
22. Правила проведения инъекций у постели больного (пр. 38/177)…………………………………………….32
23. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания. Обработка
посуды в буфете (СП 2.3.6.1079-01; СП 2.1.3.2630-10)………………………………………………………..32
24. Санитарное содержание помещений, оборудования, инвентаря в ЛПУ (МУ 3.1.2313-08)………………34
25. Требование к правилам личной гигиены пациентов в ЛПУ. (СП 2.1.3.2630-10). …………………………35
26. Мероприятия при попадании биологической жидкости на кожу и слизистые Состав аптечки
первой мед. помощи для профилактики гепатита В и ВИЧ-инфекции. (СП 2.1.3.2630-10)……………..36
27. Экстренная профилактика парентеральных вирусных гепатитов и ВИЧ-инфекции в ЛПУ
при возможной вероятности заражения (МУ- 287-113; СП 2.1.3.2630-10)………………………………….36
28. Методические рекомендации по обработке эндоскопов. СЭР кабинетов эндоскопии………………………………………………………………………………………………………………..37
Виды ВБИ.
Условно можно выделить три вида ВБИ:
- у пациентов, инфицированных в стационарах;
- у пациентов, инфицированных при получении поликлинической помощи;
- у медицинских работников, заразившихся при оказании медицинской помощи больным в стационарах и поликлиниках.
Объединяет все три вида инфекций место инфицирования - лечебное учреждение.
Характеризуя ВБИ, необходимо отметить, что данная категория инфекций имеет свои особенности эпидемиологии, отличающие ее от так называемых классических инфекций. Они выражаются в своеобразии механизмов и факторов передачи, особенностей течения эпидемиологического и инфекционного процессов, а также и в том, что в возникновении, поддержании и распространении очагов ВБИ важнейшую роль играет медицинский персонал ЛПУ.
Причины ВБИ
К предпосылкам, способствующим росту заболеваемости ВБИ, относятся:
1. Нарушения в организации работы стационара, санитарно-техническом состоянии, материальном обеспечении и соблюдении противоэпидемического режима.
2. Неудовлетворительные архитектурно-планировочные решения:
- недостаточный состав и площадь помещений;
- перекрест технологических потоков;
- отсутствие приточно - вытяжной вентиляции.
3. Нарушения в организации работы:
-перегруз стационара;
- аварийные ситуации на водопроводной и канализационной системах,
- перебой в подаче горячей и холодной воды,
- нарушения в тепло- и энергоснабжении;
- нарушения в работе приточно-вытяжной вентиляции.
4. Недостаточное материально - техническое оснащение:
- недостаток изделий медицинского назначения, в том числе одноразового (катетеры, санационные системы, дыхательные трубки);
- нехватка оборудования, перевязочного материала, лекарств;
- перебои в поставке белья, дезинфицирующих средств.
5. Нарушения противоэпидемического режима:
- несоблюдение цикличности заполнения палат;
-повторное использование одноразовых медицинских изделий, неиндивидуальное употребление емкостей для питья, кормления, обработки кожных покровов и глаз;
-нарушения правил текущей и заключительной дезинфекции, стерилизации.
Механизмы передачи ВБИ.
1. Аэрозольный – через воздух и верхние дыхательные пути. Передача инфекции может происходить воздушно-капельным и воздушно-пылевым путем. Через верхние дыхательные пути можно получить ОРЗ, грипп, туберкулез.
2. Фекально-оральный – через продукты питания и желудочно-кишечный тракт. Передача инфекции может происходить водным, пищевым, мышиным путем. Через желудочно-кишечный тракт можно получить дизентерию, сальмонеллез, гепатит А, бруцеллез.
3. Трансмиссивный – через смешение жидкостей с кровью (укусы насекомых, животных). Таким образом можно получить бешенство (при укусах животных), малярию (при укусах комаров).
4. Контактный:
А. Непрямой (через общие предметы ухода, используемые в быту)
Б. Прямой (половой, парентеральный - инъекционный).
5. Вертикальный:
А. Естественный (через родовые пути во время родов ,трансплацентарный – через плаценту);
Б. Искусственный (при посещении стоматолога, маникюрного кабинета, пересадки органов). Вертикальный путь опасен возможностью заражения такими опасными инфекциями, как ВИЧ, гепатит В.
Профилактика ВБИ.
Проблема профилактики ВБИ является многоплановой и весьма трудна для решения по целому ряду причин - организационных, эпидемиологических, научно-методических. В ЛПУ независимо от профиля должны выполняться три важнейших требования:
- сведение к минимуму возможности заноса инфекции;
- исключение внутригоспитальных заражений;
- исключение выноса инфекции за пределы лечебного учреждения.
1 В целях профилактики возникновении и распространения внутрибольничных инфекций (ВБИ) разрабатывается план профилактических и противоэпидемических мероприятий, который, утверждается руководителем организации.
Профилактические мероприятия проводятся исходя из положения, что каждый пациент расценивается как потенциальный источник гемоконтактных инфекций (гепатит В, С, ВИЧ и других).
2. При плановом поступлении на стационарное лечение пациенты на догоспитальном этапе подлежат профилактическому обследованию на:
-туберкулез (флюорография, результаты действительны в течение года)
- маркеры гепатитов В и С, сифилис (в случае оперативного лечения);
-дифтерию и кишечные инфекции (пациенты психиатрических стационаров);
- кишечные инфекции (пациенты детских стационаров до 2 лет и сопровождающие лица, результаты действительны в течении 2 недель до госпитализации)
3.Дети, поступающие на стационарное лечение должны иметь сведения об отсутствии контактов с инфекционными больными в течение 21 дня до госпитализации.
4.Перед проведением плановых операций необходимо обеспечить выявление и санацию очагов имеющейся у пациента хронической инфекции на догоспитальном уровне.
5.Обеспечить коррекцию клинических показателей у пациентов в предоперационном периоде.
6.Следует максимально сокращать сроки пребывания пациента в стационаре (отделении) в период предоперационной подготовки.
7.При поступлении пациента на операцию, выполняемую в плановом порядке, предварительное обследование проводится в амбулаторно-поликлинических условиях с проведением хирургического вмешательства в стационаре (отделении) без повторного обследования. Каждый лишний день пребывания в стационаре увеличивает риск присоединения ВБИ.
8.Сроки выписки пациентов из хирургического стационара (отделения) определяются состоянием здоровья. С эпидемиологических позиций оправдана ранняя выписка пациентов.
9.Разрешается посещение пациентов родственниками, знакомыми. Порядок посещения отделения устанавливается администрацией лечебной организации.
10.Персонал должен соблюдать меры эпидемиологической предосторожности при работе с любым пациентом.
11.Независимо от использования перчаток, до и после контакта с пациентом, после снятия перчаток и каждый раз после контакта с кровью, биологическими жидкостями, секретами, выделениями или потенциально контаминированными предметами и оборудованием, проводится гигиеническая обработка рук.
12.При проведении манипуляций/операций, сопровождающихся образованием брызг крови, секретов, экскретов, персонал надевает маску, приспособления для защиты глаз (очки, щитки). При загрязнении любых средств индивидуальной защиты проводится их замена. Предпочтение отдается средствам защиты однократного применения.
13.Запрещается надевание колпачков на использованные иглы. После использования шприцы с иглами сбрасываются в непрокалываемые контейнеры. В случае необходимости отделения игл от шприцев необходимо предусмотреть их безопасное отсечение (специальные настольные контейнеры с иглоотсекателями или другими безопасными приспособлениями, прошедшими регистрацию в установленном порядке).
14.Острые предметы сбрасывают в непрокалываемые контейнеры.
15.Любой пациент рассматривается как потенциальный источник инфекции, представляющий эпидемиологическую опасность для медицинского персонала.
16.Пациентов с хирургической инфекцией изолируют в отделение гнойной хирургии, а при его отсутствии – в отдельную палату.
17.Перевязки пациентов, имеющих гнойное отделяемое, проводят в отдельной перевязочной или, при ее отсутствии, после перевязки пациентов, не имеющих гнойного отделяемого. Осмотр пациентов проводят в перчатках и одноразовых фартуках.
18.Персонал обрабатывает руки спиртосодержащим кожным антисептиком не только до осмотра и перевязки инфицированных пациентов, но и после.
19.Пациенты с острым инфекционным заболеванием подлежат госпитализации в специализированный стационар (отделение); по жизненным показаниям из-за оперативного вмешательства – изоляции в отдельную палату.
20.Все инвазивные диагностические и лечебные манипуляции проводятся в перчатках. Перчатки необходимы также при контакте со слизистыми оболочками пациентов и использованными инструментами.
21.Медицинский персонал, имеющий поражения кожи, отстраняется от работы и направляется на обследование и лечение.
22.При обработке операционного поля пациента перед хирургическим вмешательством и другими манипуляциями, связанными с нарушением целости кожных покровов и слизистых оболочек (пункции различных полостей, биопсии), предпочтение следует отдавать спиртосодержащим кожным антисептикам с красителем.
23.Не следует удалять волосы перед операцией, если только волосы возле или вокруг операционного поля не будут мешать её проведению. Если их необходимо удалять, то следует делать это непосредственно перед операцией, используя депиляторы (кремы, гели) или другие методы, не травмирующие кожные покровы.
24.При выборе антибиотиков следует отдавать предпочтение препаратам, активным в отношении ожидаемых (наиболее вероятных) при определенных операциях возбудителей инфекционных осложнений.
Профилактика внутрибольничных инфекций у медицинского персонала в стационарах (отделениях) хирургического профиля
Любое клинически выраженное заболевание микробного происхождения, которое поражает больного в результате его поступления в больницу или обращения за медицинской помощью вне зависимости от появления симптомов заболевания у пациента во время пребывания в стационаре или после его выписки, а также инфекционное заболевание сотрудника лечебной организации вследствие его инфицирования при работе в данной организации подлежит учету и регистрации как внутрибольничная инфекция.
1. При поступлении на работу в стационары (отделения) хирургического профиля медицинские работники проходят предварительный медицинский осмотр врачей: терапевта, невролога, гинеколога, дерматовенеролога, отоларинголога, офтальмолога. В дальнейшем осмотр у тех же специалистов проводится 1 раз в год. Дополнительные медицинские осмотры проводятся по показаниям.
2. Медицинские работники проходят следующие обследования:
- рентгенологическое обследование на туберкулез – крупнокадровая
флюорография грудной клетки (в дальнейшем – 1 раз в год);
- исследование крови на гепатит С (в дальнейшем – 1 раз в год);
- исследование крови на гепатит В не привитых (в дальнейшем – 1 раз в год); привитые обследуются через 5 лет, затем ежегодно при отсутствии ревакцинации;
- исследование крови на сифилис (в дальнейшем – по показаниям);
- исследование мазков на гонорею (в дальнейшем – по показаниям);
- исследование крови на ВИЧ-инфекцию (в дальнейшем – 1 раз в год).
- Проводятся лабораторные исследования: общий анализ крови и общий анализ мочи, в дальнейшем 1 раз в год перед периодическим медицинским осмотром.
3. В зависимости от появившейся (выявленной) у медицинских работников патологии проводятся другие диагностические исследования.
4. К работе не допускаются лица с изменениями в легких туберкулезного характера, а также лица с гнойно-воспалительными заболеваниями.
5. Плановое обследование медицинского персонала хирургических стационаров (отделений) на носительство золотистого стафилококка не проводят. Обследование медицинского персонала на носительство условно-патогенных микроорганизмов проводят только по эпидемиологическим показаниям.
6. Персонал стационаров (отделений) хирургического профиля подлежит профилактической иммунизации против гепатита B в обязательном порядке при поступлении на работу в случае отсутствия данных о прививке. Один раз в 10 лет персоналу проводится прививка против дифтерии и столбняка. В связи с задачей ликвидации кори в стране проводится дополнительная иммунизация лиц до 35 лет, не болевших корью и не привитых живой коревой вакциной или привитых однократно. Иммунизация против других инфекционных заболеваний проводится в соответствии с национальным календарем прививок, а также по эпидемиологическим показаниям.
7. В хирургических стационарах (отделениях) должен быть налажен учет травм и чрезвычайных ситуаций (порезы, уколы, попадание крови на видимые слизистые, поврежденные кожные покровы и др.), связанных с профессиональной деятельностью персонала, с указанием проведенных профилактических мероприятий (экстренная профилактика).
8. Весь персонал должен проходить ежегодное диспансерное наблюдение для своевременного выявления заболеваний и проведения соответствующих лечебных мероприятий.
9. Результаты периодических осмотров, лечения, сведения о профилактических прививках заносятся в контрольную карту диспансерного наблюдения и доводятся до сведения лица, ответственного за организацию и проведение мероприятий по профилактике ВБИ.
Виды дезинфекции.
1. Профилактическая дезинфекции – при отсутствии очага инфекции
2. Очаговая дезинфекция – при наличии очага инфекции
Очаговая дезинфекция.
Очаговая дезинфекция проводится при выявлении источника инфекции (больные, носители) в стационарах (отделениях), амбулаторно-поликлинических организациях любого профиля с учетом эпидемиологических особенностей инфекции и механизма передачи ее возбудителя.
Целью очаговой дезинфекции является предупреждение распространения возбудителей инфекций от больных (носителей) с их выделениями и через объекты, имевшие контакт с больными в стационаре (отделении) и за его пределами.
При очаговой дезинфекции обеззараживаются различные объекты, имеющие эпидемиологическое значение в передаче возбудителя; проводится гигиеническая обработка рук медицинского персонала, полная или частичная обработка кожных покровов больных и персонала; дезинсекция и дератизация.
Очаговая дезинфекция осуществляется в формах текущей и заключительной очаговой дезинфекции.
Текущая очаговая дезинфекция объектов внутрибольничной среды в окружении больного проводится с момента выявления у больного внутрибольничной инфекции и до выписки (или перевода в другое отделение/стационар).
В ходе текущей очаговой дезинфекции проводится систематическое обеззараживание потенциально контаминированных выделений больного и всех объектов внутрибольничной среды, с которыми больной имел контакт: изделий медицинского назначения, предметов ухода, посуды, белья, поверхностей в помещениях, в том числе мебели и оборудования, обеззараживание медицинских отходов класса Б и В, дезинсекция и дератизация. При текущей дезинфекции проводится гигиеническая обработка рук медицинского персонала, полная или частичная обработка кожных покровов больных и персонала, инъекционного поля.
Заключительная очаговая дезинфекция проводится после выписки, смерти или перевода больного в другое отделение или стационар с целью обеззараживания объектов внутрибольничной среды, с которыми он контактировал в процессе пребывания в стационаре.
В ходе заключительной очаговой дезинфекции:
- обеззараживаются поверхности помещений, в которых находился больной и места общего пользования; поверхности оборудования и приборов; изделия медицинского назначения; предметы ухода за больным, медицинские отходы;
- обеззараживаются в дезинфекционных камерах постельные принадлежности, нательное белье и вещи больного, выдаваемые ему перед выпиской;
- обеззараживается санитарный транспорт, перевозивший больного;
- проводится полная или частичная санитарная обработка кожных покровов больных перед выпиской;
- проводится дезинсекция и дератизация.
Дезинфекция
Химическая дезинфекция.
Дезинфекцию с использованием химических средств проводят способом погружения изделий в раствор в специальных емкостях из стекла, пластмасс или покрытых эмалью без повреждений. Наиболее удобно применение специальных контейнеров, в которых изделия размещают на специальных перфорированньк решетках. Разъемные изделия дезинфицируют в разобранном виде. Каналы и полости изделий заполняют дезинфицирующим раствором.
Для изделий и их частей, не соприкасающихся непосредственно с пациентом, может быть использован способ двукратного протирания салфеткой из бязи или марли, смоченной в растворе дезинфицирующего средства. Способом протирания не рекомендуется применять средства, содержащие альдегиды (Глутарал, Глутарал-Н, Сайдекс, Гигасепт ФФ, Бианол, Формалин и др.), а также Дезоксон-1 и Дезоксон-4 во избежание побочного токсического эффекта.
Для дезинфекции изделий разрешены к применению дезинфицирующие средства отечественного и зарубежного производства из следующих основных химических групп соединений: катионных поверхностно - активных веществ (ПАВ), окислителей (хлорсодержащих средств, средств на основе перекиси водорода), спиртов, альдегидов.
Более щадящим действием по отношению к материалам, из которых изготавливаются медицинские изделия, обладают альдегидсодержащие средства: Глутарал, Глутарал-Н, Бианол, Аламинол, Сайдекс, Гигасепт ФФ, Лизоформин 3000, Дезоформ, Альдазан 2000, Секусепт - форте, Септодор - Форте и др. Эти средства рекомендованы для изделий из стекла, металлов, резин, пластмасс, в том числе термолабильных.
Недостатком многих средств из этой группы является их способность фиксировать органические загрязнения на поверхности и в каналах изделий. Во избежание этого изделия необходимо сначала отмыть от загрязнений с соблюдением противоэпидемических мер, а затем дезинфицировать, о чем есть сведения в Методических указаниях по применению конкретных средств.
Применение спирта этилового синтетического ректификованного рекомендовано только для дезинфекции инструментов из металлов. Для дезинфекции изделий не только из металлов, но и других материалов разрешены к применению средства на основе спиртов и катионных ПАВ: Гибитан, Велтосепт.
Средства, содержащие спирты, также обладают свойством фиксировать загрязнения органического происхождения, что обуславливает необходимость предварительного отмыва загрязненных изделий перед дезинфекцией с соблюдением противоэпидемических мер.
Хлорсодержащие средства (хлорамин Б или ХБ, ДП-2, Пресепт, Клорсепт и др.), а также большинство средств на основе перекиси водорода (перекись водорода с 0,5% моющего средства, Пероксимед, ПВК и др.) предназначены для дезинфекции изделий из коррозионностойких металлов, а также других материалов - резин, пластмасс, стекла.
Для дезинфекции изделий медицинского назначения допускается применение перекиси водорода медицинской и технической (марки А и Б).
Дезинфицирующие средства с моющим действием, такие как Пероксимед, нейтральные анолиты, Лизетол АФ, Септодор - Форте, Виркон и др. могут быть использованы для дезинфекции изделий медицинского назначения и предстерилизационной очистки в едином процессе обработки.
Требования, предъявляемые к современным дез.средствам.
1. Должны быть не токсичны для персонала и пациентов.
2. Не вызывать аллергических реакций.
3. Легко использоваться (растворяться и готовиться).
4. Иметь длительный срок хранения.
5. Действовать на микроорганизмы различных групп патогенности (вирусы – гепатит В, ВИЧ; бактерии – туберкулез, грибы рода Кандида).
Азопирамовая проба.
Приготовление исходного раствора.
Для приготовления 1 л (куб. дм) исходного раствора азопирама отвешивают 100 г амидопирина и 1,0-1,5 г солянокислого анилина, смешивают их в сухой мерной посуде и доводят до объема 1 л (куб. дм) 95% этиловым спиртом. Смесь тщательно перемешивают до полного растворения ингредиентов.
Исходный раствор азопирама следует хранить в плотно закрытом флаконе в темноте. Допустимый срок хранения исходного раствора азопирама составляет 2 месяца при температуре 4 град. С (в холодильнике); при комнатной температуре (20+/-2 град. С) - не более 1 месяца. Умеренное пожелтение исходного раствора в процессе хранения без выпадения осадка не снижает рабочих свойств раствора.
Приготовление реактива азопирам.
Перед постановкой пробы готовят реактив азопирам, смешивая равные объемные количества исходного раствора азопирама и 3% раствора перекиси водорода. Реактив азопирам можно хранить не более 2 часов. При более длительном стоянии может появиться розовое спонтанное окрашивание реактива. При температуре выше +25 град. С раствор розовеет быстрее, поэтому его необходимо использовать в течение 30-40 мин. Не следует подвергать проверке горячие инструменты, а также хранить реактив азопирам на ярком свету и вблизи нагревательных приборов.
В случае необходимости пригодность реактива азопирам проверяют следующим образом: 2-3 капли реактива наносят на пятно крови. Если не позже чем через 1 мин появляется фиолетовое окрашивание, переходящее затем в сиреневый цвет, реактив пригоден к употреблению; если окрашивание в течение 1 мин не появляется, реактивом пользоваться не следует.
Фенолфталеиновая проба.
Готовят 1% спиртовой раствор фенолфталеина на 95% этиловом спирте; раствор хранят во флаконе с притертой пробкой в холодильнике в течение месяца.
Методика постановки проб.
Контролируемое изделие протирают марлевой салфеткой, смоченной реактивом, или наносят 2-3 капли реактива на изделие с помощью пипетки.
В шприцы вносят 3-4 капли рабочего раствора реактива и несколько раз продвигают поршнем для того, чтобы смочить реактивом внутреннюю поверхность шприца, особенно места соединения стекла с металлом, где чаще всего остается кровь; реактив оставляют в шприце на 1 мин, а затем вытесняют на марлевую салфетку. При проверке качества очистки игл реактив набирают в чистый, не имеющий следов коррозии шприц. Последовательно меняя иглы, через них пропускают реактив, вытесняя 3-4 капли на марлевую салфетку.
Качество очистки катетеров и других полых изделий оценивают путем введения реактива внутрь изделия с помощью чистого шприца или пипетки. Реактив оставляют внутри изделий на 1 мин, после чего сливают на марлевую салфетку. Количество реактива, вносимого внутрь изделия, зависит от величины изделия.
Учет результатов постановки проб.
При положительной азопирамовой пробе в присутствии следов крови немедленно или не позднее, чем через 1 мин, появляется вначале фиолетовое, затем быстро в течение нескольких секунд переходящее в розово - сиреневое или буроватое окрашивание реактива.
Азопирам, кроме гемоглобина, выявляет наличие на изделиях остаточных количеств пероксидаз растительного происхождения (растительных остатков), окислителей (хлорамина, хлорной извести, стирального порошка с отбеливателем, хромовой смеси для обработки посуды и др.), а также ржавчины (окислов и солей железа) и кислот. При наличии на исследуемых изделиях ржавчины и указанных окислителей наблюдается бурое окрашивание реактива, в остальных случаях происходит окрашивание в розово - сиреневый цвет.
При постановке азопирамовой пробы окрашивание реактивов, наступившее позже чем через 1 мин после постановки пробы, не учитывается.
При положительной фенолфталеиновой пробе о наличии на изделиях остаточных количеств щелочных компонентов моющего средства свидетельствует появление розового окрашивания реактива.
В случае положительной пробы на кровь или на остаточные количества щелочных компонентов моющих средств, всю группу контролируемых изделий, от которой отбирали контроль, подвергают повторной очистке до получения отрицательных результатов.
Результаты контроля отражают в журнале по форме N 366/у.
Стерилизация.
СТЕРИЛИЗАЦИЯ – умерщвление микроорганизмов всех видов, находящихся на всех стадиях развития: патогенных и непатогенных, в том числе спорообразующих, обладающих высокой устойчивостью к конкретному стерилизующему средству.
Стерилизации подвергаются все изделия, соприкасающиеся с раневой поверхностью, контактирующие с кровью или инъекционными препаратами, и отдельные виды мед.инструментов, которые в процессе эксплуатации соприкасаются со слизистой оболочкой и могут вызвать ее повреждение. Стерилизацию проводят после предстерилизационной очистки.
Проведение стерилизации в ЛПУ регламентируют следующие документы:
- ОСТ 42-21-28-5
- Методические указания по дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации изделий медицинского назначения (МУ-287-113);
- СанПин 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».
Стерилизацию изделий медицинского назначения проводят с целью умерщвления на них всех патогенных и непатогенных микроорганизмов, в том числе их споровых форм.
Стерилизацию осуществляют физическими (паровой, воздушный, в среде нагретых шариков) и химическими (применение растворов химических средств, газовый) методами. Выбор адекватного метода стерилизации зависит от особенностей стерилизуемых изделий.
Паровой метод стерилизации.
При паровом методе стерилизации стерилизующим средством является водяной насыщенный пар под избыточным давлением. Стерилизацию осуществляют в паровых стерилизаторах (автоклавах).
Паровым методом стерилизуют общие хирургические и специальные инструменты, детали приборов и аппаратов из коррозионностойких металлов, стекла, шприцы с пометкой 200 град. С, хирургическое белье, перевязочный и шовный материал, изделия из резин (перчатки, трубки, катетеры, зонды и т.д.), латекса, отдельных видов пластмасс.
Хирургическое белье, перевязочный материал укладывают в стерилизационные коробки параллельно движению пара.
Стерилизацию в автоклавах проводят при следующих режимах:
1. Температура 132°С, давление 2,2 атм., 20 минут;
2. Температура 120°С, давление 1,1 атм., 45 минут.
При 132°С, 2,2 атм., 20 минут стерилизуют изделия из коррозионностойких металлов, стекла, изделия из текстильных материалов, резин, лигатурный шовный материал. При 120°С, 1,1 атм., 45 минут стерилизуют изделия из резин, латекса,отдельных видов пластмасс (полиэтилен высокой плотности, ПВХ-пластикаты), лигатурный шовный материал, резиновые перчатки.
В качестве упаковочного материала используют: стерилизационные коробки с фильтром или без фильтра, двойную мягкую упаковку из бязи.
Срок сохранения стерильности изделий, простерилизованных в стерилизационной коробке без фильтра, в двойной мягкой упаковке - 3 суток, в стерилизационной коробке с фильтром - 20 суток.
Резиновые перчатки перед стерилизацией пересыпают внутри и снаружи тальком для предохранения их от склеивания. Между перчатками прокладывают марлю или бумагу, каждую пару перчаток заворачивают отдельно в марлю или бумагу и в таком виде помещают в стерилизационную коробку или в другую упаковку. В целях уменьшения неблагоприятного воздействия пара резиновые перчатки, как и другие изделия из резин, стерилизуют при температуре 120-122 град. С
Стерилизацию паровым методом осуществляют в ЦСО – центральном стерилизационном отделении.
Задачами ЦСО является:
1. ПО очистка инструментария.
2. Стерилизация белья, перевязочного материала, медицинского инструментария, изделий из резины, латекса и полимерных материалов.
Контроль стерилизации.
Контроль стерилизации предусматривает проверку параметров режимов стерилизации и оценку ее эффективности. Контроль параметров режимов стерилизации проводят физическим (с помощью контрольно - измерительных приборов: термометров, и др.), и химическим (с использованием химических индикаторов) методами. В качестве химических индикаторов используют стерикон, стеритест.
Класс отходов ЛПУ
Класс А. Неопасные отходы лечебно-профилактических учреждений.
Класс Б. Опасные (рискованные) отходы лечебно-профилактических учреждений.
Класс В. Чрезвычайно опасные отходы лечебно-профилактических учреждений.
Класс Г. Отходы лечебно-профилактических учреждений, по составу близкие к промышленным.
Класс Д. Радиоактивные отходы лечебно-профилактических учреждений.
Кате-гория Опас-ности | Класс А Неопасные | Класс Б Опасные (Рискован-ные) | Класс В Чрезвычайно опасные | Класс Г Отходы, по составу близкие к промышлен-ным |
Характеристика морфологическо-го состава | Отходы, не имеющие контакта с биологическими жидкостями пациентов, инфекционными больными, нетоксичные отходы. Пищевые отходы всех подразделений ЛПУ кроме инфекционных. Мебель, инвентарь, неисправное диагностическое оборудование, не содержащее токсичных элементов. Неинфицированная бумага, смет, строительный мусор и т.д. | Потенциально инфицированные биологическими жидкостями пациентов, инфекционными больными, нетоксичные отходы. Выделения пациентов. Патологоанатомические отходы. Органически операционные отходы (органы, ткани и т.п.). Отходы из микробиологических лабораторий, работающих с микроорганизмами 3-4 групп патогенности. Биологические отходы вивариев. | Материалы, контактирующие с больными особо опасными инфекциями. Отходы из лабораторий, работающих с микроорганизмами 1-4 групп патогенности. Отходы фтизиатрических, микологических больниц. Отходы от пациентов с анаэробной инфекцией. | Просроченные лекарственные средства, отходы от лекарственных и диагностических препаратов, дезсредства, не подлежащие использованию, с истекшим сроком годности. Цитостатики и другие химпрепараты Ртутьсодержащие пред меты, приборы и обору-дование. |
Отходы класса А – собираются в упаковку белого цвета.
Отходы класса Б - дезинфицируются и в упаковку желтого цвета
Отходы класса В – дезинфицируются и собираются в упаковку красного цвета
Дезинфекция и утилизация шприцев инъекционных однократного применения.
Требования к обеззараживанию, уничтожению и утилизации шприцев инъекционных однократного применения регламентируются методическими указаниями (МУ) 3.1.2313-08.
После использования шприцы являются опасными (класс Б) или чрезвычайно опасными (класс В) отходами ЛПУ вследствие контаминации их инфицированными или потенциально инфицированными биологическими жидкостями.
Шприцы инъекционные однократного применения повторному использованию для проведения инъекций не подлежат.
Для проведения обеззараживания шприцев инъекционных однократного применения рекомендуются химический и физический методы.
Химический метод обеззараживания.
Для обеззараживания использованных шприцев инъекционных однократного применения химическим методом предварительно готовят дезинфицирующий раствор, который заливают в две специальные маркированные емкости с крышками: «Емкость для обеззараживания игл» и «Емкость для обеззараживания шприцев». В качестве «Емкости для обеззараживания игл» может быть ис<