Наблюдение и дистанцирование
На первую консультацию 34-летняя пациентка пришла одна. Она производила впечатление женщины, которая внимательно следит за своей внешностью. На первый взгляд, она выглядела замкнутой и подавленной, однако ее удалось быстро разговорить. Ее эмоциональное состояние находилось в неустойчивом состоянии: она не могла четко сформулировать свои жалобы, время от времени теряла самообладание И начинала плакать. После небольшой паузы она вновь брала себя в руки.
По ее словам, она постоянно находится в подавленном настроении, не чувствует в себе интереса к окружающему миру, часто устает и никогда не испытывает радостных эмоций. На тот момент у нее не было никого, с кем бы она могла поговорить по душам. Свои отношения с близким ей человеком она прекратила несколько месяцев назад, после чего ее психическое состояние еще больше ухудшилось. Из-за сильного ограничения зрительной способности, спровоцированного диабетом, она по возможности старалась избегать общения с окружающими, чувствуя себя человеком «второго сорта». Иногда ее даже посещали мысли о самоубийстве, однако принадлежность больной к одной христианской общине и ее вера в Бога до сих пор удерживали ее от этого шага. В детстве у нее не было близкой подруги. Возможной причиной этого были завышенные требования, которые она предъявляла к дружбе.
Сфера тело/чувства
Бессонница, нарушения сна из-за навязчивых мыслей, вегетативно-функциональные расстройства: усталость, боли в сердце, тахикардия.
Сфера работа/успех
Интенсивные нагрузки при выполнении срочной работы, не учитывающие собственные слабости (например длительная работа перед монитором, требующая сильного напряжения глаз).
Сфера контакты/коммуникация
Сознательное социальное отчуждение как в кругу друзей, так и в церковной общине. Напряженные отношения с родителями и остальными членами семьи, часто сопровождаемые ссорами и чувством вины (поскольку она всегда ставила себе в упрек недостаточную заботу о домашних). Психически пациентка уязвима и легко ранима. Сомнения в собственной значимости и ярко выраженный комплекс неполноценности.
Сфера фантазия/будущее/религия
Суицидальные мысли, утрата перспективы на будущее, навязчивые мысли. После знакомства с моделью жизненного баланса пациентка оценила характер распределения витальной энергии на все четыре сферы. Она признала, что все четыре сферы недостаточно значимы в ее жизни и несут в себе негативный заряд. В полном забвении находится сфера контакты/ коммуникация. Поскольку она понимает всю важность активизации этой сферы, ее состояние на тот момент доставляло ей особенно горькие переживания.
Указание врача на то, что разразившийся кризис предоставляет госпоже Б. уникальный шанс придать своей жизни новое направление и нащупать верные ориентиры, а проявившиеся болезненные симптомы помогают определить правильный путь лечения, неожиданно обрадовало пациентку и мотивировало ее к последующему терапевтическому преодолению конфликта.
Инвентаризация
После описанного выше первого указания врача госпожа Л. оказалась достаточно мотивированной для того, чтобы дифференцированно рассмотреть имевшиеся у нее на данный момент жизненные конфликты, а также описать и критически пересмотреть свое поведение и внутреннюю оценку конфликтных ситуаций. Сообщение о том, что применяемая в ее случае серьезная психотерапия активизирует скрывающиеся в ее душе ресурсы и вооружает ее необходимыми методиками, которые могут помочь ей самостоятельно найти выход из трудных жизненных ситуаций и легко преодолеть их, необыкновенно воодушевили пациентку. Первым самостоятельным шагом, предпринятым больной, стало письменное перечисление конфликтных жизненных ситуаций за продолжительный временной период.
В процессе инвентаризации помимо жизненных событий за последние десять лет были перечислены и те, которые имели особенно сильное травматическое воздействие на жизнь госпожи Б.
1973 диагноз: диабет в возрасте 9 лет
1987 1-й скачок глазного давления – лазерная терапия – операция на глазах – снижение работоспособности
1988 прекращение учебы в медучилище – нетрудоспособность
1988 попытки устроиться на работу, переквалификация
1988 первый сексуальный контакт
1989 стерилизация
1989 прекращение сексуальных отношений с партнером
1990/1991 две непродолжительные связи
1991 конфликты с родителями и сестрой
1992 отъезд из Франкфурта по причинам, связанным с работой
1992 операция на глазах в Вюрцбурге
1992 прекращение половых отношений через месяц после первой связи с новым партнером
1992 вступление в общину пятидесятников – конфликт с родителями
1993 крещение
1995 серьезный конфликт в семье – один из братьев прерывает всякие отношения с семьей
1995 переход на инъекции инсулина
1996 переезд в общежитие вместе с подругой
1996 несчастный случай с отцом, приведший к пребыванию его в больнице в течение долгого времени
1997 конфликт с подругой и выезд из общежития
1997 новая связь, длившаяся около полугода
1997 операция у отца, связанная с онкологическим заболеванием
1998 инфаркт миокарда у матери
Внимательное рассмотрение перечисленных выше событий привело госпожу Б. в необычайное волнение, поскольку до того времени она не придавала большого значения тем конфликтным ситуациям, которые встречались в ее жизни. Критическое осмысление стержневой ментальной установки в семье выявило следующую ситуацию: зная о болезни пациентки, которая была самым младшим ребенком, члены семьи относились к ней бережно, и многие ее способности остались вследствие этого невостребованными. Отец госпожи Б., человек суровый и авторитарный, воспитывал своих детей в строгости и не выносил проявления инициативы со стороны своих чад, Мать, в течение нескольких десятилетий страдавшая от стенокардии, практически не вмешивалась в воспитательный процесс. Одновременно она очень волновалась за детей и старалась оградить их от всех проблем.
Когда один из ее братьев (второй ребенок в семье) после крупной ссоры с родителями в возрасте 15 лет предпринял попытку самоубийства, госпожа Б. перенесла тяжелый шок. Она стала еще более боязливой и замкнутой. С тех пор ее отношения с людьми, имеющими большой авторитет, и выполнение полученных от них заданий стали сопровождаться чувством страха с ярко выраженным комплексом неполноценности.
Периодически повторяющиеся разрывы с партнерами, причинами которых в большинстве случаев было ее излишне робкое, вялое, зависимое поведение, по всей видимости, перенятое пациенткой от матери, стимулировали в госпоже Б. развитие чувства страха перед самой возможностью знакомства с новыми людьми.
Госпожа Б. наконец осознала, что полоса кризиса и депрессии в ее жизни была вызвана наслоением друг на друга тяжелых жизненных событий и конфликтных ситуаций.
Ситуативное воодушевление
Включение в терапию поучительных историй и притч оказало позитивное воздействие на пациентку и эмоционально воодушевило ее. При всех проблемах, имевшихся у госпожи Б., перед ней раскрылись новые горизонты возможностей и появилась определенная жизненная перспектива. При изучении в процессе лечения различных конфликтных ситуаций, в которые попадала пациентка, был выявлен имевшийся у нее внутренний конфликт между вежливостью и честностью, которые отличали госпожу Б. Совместное рассмотрение стратегий, помогающих достойно выйти из конфликтной ситуации, помогло госпоже Б. применить их к конкретным случаям из ее жизни.
Вербализация
Основным конфликтом личности госпожи Б. следует считать развившееся на основе агрессивного комплекса и сильно выраженной вежливости отрицание собственных потребностей. Детство пациентки, изобиловавшее конфликтами и омраченное рано наступившей болезнью, роль слабого, немощного и ущербного ребенка, которая ей отводилась в семье, не научило ее полагаться на собственные силы. Гораздо привычнее для нее было доверять способностям и мнениям других людей, которым вследствие этого быстро придавался статус авторитета.
Внутренний конфликт выражался в форме негативного восприятия собственной личности как при социальной коммуникации, так и при решении полученных задач. Негативное отношение к себе пронизывало все жизненные сферы пациентки.
Многочисленные микротравмы в социальной и личной сферах стали катализатором наступления депрессии с соответствующей соматикой: нарушения сна, вегетативно-функциональные расстройства, навязчивые мысли.
С помощью пятиступенчатой схемы преодоления конфликтов госпожа Б. научилась дифференцированно оценивать свои проблемы и критически пересмотрела ментальную концепцию, принятую в ее семье. «Молчи, за умного сойдешь!», «Твои чувства вообще никого не интересуют».
Одна из целей терапевтического процесса состояла в том, чтобы научить пациентку воспринимать симптомы болезни как указатели пути для преодоления конфликта, как рупор нега тивных процессов, протекающих внутри.
Совместно разработанная интерактивная модель (единение, дифференциация, отбрасывание) и ее применение на практике в семейном и дружеском окружении помогли госпоже Б. решить многие проблемы. Уже после нескольких терапевтических сеансов у пациентки исчезли бессонница и чувство беспомощности. Она все чаще стала находиться в приподнятом настроении. Радость, доставляемая госпоже Б. новыми ощущениями и активным отношением к жизни, помогла пациентке эффективно преодолевать периоды разочарований. Она перестала рассматривать неудачи как свидетельства ее неспособности и беспомощности. Проблемы стали для нее стимулом для выработки новых стратегий, более соответствующих той или иной ситуации.
Необычное поведение госпожи Б. заставило членов ее семьи наконец-то обратить внимание на нее и начать учитывать ее потребности. Кроме всего прочего, терапевтический процесс включал в себя и методы активной релаксации.
Определение целей
Если вначале госпожа Б. создавала впечатление аморфной и беспомощной личности, то уже после первых терапевтических сеансов с ней был установлен хороший контакт. С помощью методов позитивной психотерапии у пациентки был активирован и развит потенциал самопомощи.
Постепенно, по мере приобретения опыта преодоления конфликтных ситуаций, у пациентки росла и развивалась готовность пробовать и применять на практике стратегии, разработанные совместно с врачом. Со временем нарушения сна полностью прекратились. Эффективное использование конфликтных стратегий помогло госпоже Б. выявить свои проблемы в социальной коммуникации и начать энергично бороться с ними.
Третий случай: господин X. (52 года),
бессонница, шум в ушах, повышенное
потоотделение, боли в спине, инфекция
дыхательных путей
Анамнез
Господин X. в течение двадцати лет работает прессовщиком в крупной типографии. Часто ему приходится трудиться посменно. Он жалуется на бессонницу, шум в ушах, частые головокружения, боли в спине и постоянно преследующие его инфекционные заболевания дыхательных путей, сопровождающиеся высокой температурой. Он сильно устает от своей работы. Чтобы иметь возможность прокормить семью, он вынужден работать сверхурочно, изнашивая свою нервную систему. Помимо сменной работы, которая сама по себе является фактором стресса, к последним можно отнести постоянный шум работающих машин, царящий в типографии.