Пумсавана-самскара — Для безопасности ребенка и рождения ребёнка мужского пола.
Ее название получено от Санскритского корня, который означает «сын».
Она выполняется При первой беременности женщины, после подтверждения беременности, этот обряд следует проводить во время третьего и последующих месяцев после . Она также подразумевает то, что будет обеспечена безопасность и правильное физиологическое развитие ребенка.
По мнению Чараки, эта церемония может возыметь успех, только если ее проводить до того, как у эмбриона появляются половые органы.
В наше время пумсавана-самскару и симантонайану проводят одновременно, но не позднее восьмого месяца беременности. Церемонию следует проводить в то время, когда Луна находится в мужском знаке.
Ману утверждает, что эта церемония должна проводится, когда зародыш начинает двигаться; в других объяснениях мы находим, что ее следует проводить только во время первой беременности, поскольку если ребенок мужского пола уже есть, в такой церемонии нет действительной необходимости.
Сейчас традиционная церемония пумсавана значительно упрощена, она сводится к тому, что супруги, совершив омовение и нарядно одевшись, берут много подношений и идут в храм, где они молятся Господу, чтобы Он даровал им сына. При посещении храма они должны принять чаранамриту.
(В Шестой Песни Шримад-Бхагаватам, в девятнадцатой главе, которая называется «Совершение Ритуальной Церемонии Пумсавана» приводится описание традиционного исполнения этой церемонии.)
Совершение ритуальной церемонии Пумсавана.
Махараджа Парикшит сказал: Мой дорогой господин, ты уже говорил мне об обете pumsavana. Теперь я бы хотел услышать о нем подробно, поскольку я понимаю, что сооблюдая этот обет, можно удовлетворить Верховного Господа Вишну.
Шукадева Госвами сказал: В первый день светлой половины месяца Агра-хаяна /Ноябрь-Декабрь/, следуя наставлениям своего мужа, женщина должна начать это регулярное преданное служение с обета покаяния, поскольку это может исполнить все желания. Перед началом поклонения Господу Вишну, женщина должна слушать историю о рождении Марутов. Согласно наставлениям квалифицированных брахманов, утром она должна почистить зубы, омыться, одеть белые одежды и украшения, и перед завтраком совершить поклонение Господу Вишну и Лакшми.
alam te nirapeksaya
purna-kama namo ‘stu te
mahavibhuti-pataye
namah sakala-siddhaye
/Она должна затем молиться Господу следующим образом:/ Мой дорогой Господь, ты преисполнен всех богатств, но я не молю Тебя о богатстве. Я просто предлагаю Тебе свои почтительные поклоны. Ты — муж и господин Лакшмидеви, богини удачи, владеющий всеми богатствами. Поэтому Ты — повелитель всей мистической йоги. Я просто предлагаю Тебе свои почтительные поклоны.
yatha tvam krpaya bhutya
tejasa mahimaujasa
justa isa gunaih sarvais
tato ‘si bhagavan prabhuh
О мой Господь, поскольку Ты обладаешь беспричинной милостью, всеми богатствами, всей доблестью и всей славой, силой и трансцендентными качествами, Ты — Верховная Личность Бога, повелитель каждого.
visnu-patni maha-maye
mahapurusa-laksane
priyetha me maha-bhage
loka-matar namo ‘stu te
Предложив достаточное количество поклонов Господу Вишну, преданный должен предложить почтительные поклоны матери Лакшми, богине удачи, и молиться следующим образом: О жена Господа Вишну, о внутренняя энергия Господа Вишну, ты также хороша, как и Сам Господь Вишну, поскольку ты имеешь все Его качества и богатства. О богиня удачи, пожалуйста будь добра ко мне. О мать всего мира, я предлагаю тебе свои почтительные поклоны.
om namo bhagavate maha-purusaya mahanubhavaya mahavibhuti-
pataye saha maha-vibhutibhir balim upaharamiti.
anenahar-ahar mantrena visnor avahanarghya-padyopasparsana-
snana-vasa-upavita-vibhusana-gandha-puspa-dhupa-dipopaharady-
upacaran susama-hitopaharet
«Мой Господь Вишну, преисполненный шести достояний, Ты лучший из всех наслаждающихся и самый могущественный. О муж матери Лакшми, я предлагаю почтительные поклоны Тебе, которого сопровождает множество спутников, таких как Вишваксена. Я предлагаю Тебе все параферналии для поклонения.» Необходимо воспевать эту мантру каждый день очень внимательно, поклоняясь Господу Вишну со всеми параферналиями, такими как вода для омовения стоп, рук и уст, а также вода для омовения. В процессе поклонения необходимо предлагать ему различные подношения, такие как одежды, священный шнур, украшения, запахи, цветы, благовония и лампады. Поклонившись Господу со всеми параферналиями, упомянутыми выше, необходимо воспевать следующую мантру, предлагая двенадцать подношений гхи на священный огонь:
om namo bhagavate maha-purusaya mahavibhuti-pataye svaha
Если человек желает всех богатств, его обязанность состоит в ежеднев-ном поклонении Вишну с Его женой, Лакшми. С великой преданностью необходимо поклоняться Ему согласно упомянутому выше процессу. Гос-подь Вишну и богиня удачи — это черезвычайно могущественная комбина-ция. Они те, кто дарует все благословения и они источники всей бла-гой удачи. Поэтому обязанность каждого — поклоняться Лакшми-Нараяне.
Необходимо предлагать поклоны Господу с умом, достигшим смирения че-рез преданность. Предлагая дандаваты /падая на пол подобно палке/ нужно воспевать вышеупомянутую мантру десять раз. После этого необ-ходимо воспевать следующую молитву:
yuvam tu visvasya vibhu
jagatah karanam param
iyam hi prakrtih suksma
maya-saktir duratyaya
Мой Господь Вишну и мать Лакшми, богиня удачи, вам принадлежит все творение. Черезвычайно трудно постичь мать Лакшми, поскольку она так могушественна, что трудно преодолеть влияние ее силы. Мать Лакшми предстает в материальном мире как внешняя энергия, но на самом деле она всегда является внутренней энергией Господа.
tasya adhisvarah saksat
tvam eva purusah parah
tbam sarva yajna ijyeyam
kriyeyam phala-bhug bhavan
Мой Господь — Ты повелитель своей энергии, и поэтому Ты являешся Высшей Личностью. Ты — олицетворенное жертвоприношение /yajna/. Лакшми, воплощение духовной деятельности — это изначальная форма поклонения, предложенная Тебе, тогда как Ты — наслаждающийся всеми жертвоприношениями.
guna-vyaktir iyam devi
vyanjako guna-bhug bhavan
tvam hi sarva-sariry atma
srih sarirendriyasayah
nama-rupe bhagavati
pratyayas tvam apasrayah
Мать Лакшми — это резервуар всех духовных качеств, тогда как Ты проявляешь все эти качества и наслаждаешься ими. В действительности, Ты наслаждаешься всем. Ты обитаешь как Сверхдуша во всех живых существах, а богиня удачи — это форма их тел, чувств и умов. Она также имеет свяшенное имя и форму, тогда как Ты поддерживаешь все эти имена и формы, и являешься причиной их проявления.
yatha yuvam tri-lokasya
varadau paramesthinau
tatha ma uttamasloka
santu satya mahasisah
Вы оба — верховные правители и благодетели трех миров. Поэтому, мой Господь, Уттамашлока, пусть мои устремления исполнятся по Твоей милости.
Шри Шукадева продолжал: Вот так нужно поклоняться Господу Вишну, известному как Шриниваса, вместе с матерью Лакшми, богиней удачи, предлагая им молитвы, упомянутые выше. Убрав все параферналии для поклонения, необходимо предложить им воду для омовения стоп и уст, и после этого необходимо снова совершить им поклонение.
После этого, с преданностью и смирением необходимо предложить молитвы Господу и матери Лакшми. Затем необходимо вдохнуть запах предложенной им пищи и после этого снова совершить поклонение Господу и Лакшмиджи.
Приняв своего мужа, как представителя Верховной Личности, жена должна поклоняться ему с беспримесной преданностью, предлагая ему прасад. Муж, очень удовлетворенный своей женой, должен задействовать себя в делах своей семьи.
Достаточно одного человека, мужа либо жены, чтобы совершать это преданное служение. Вследствие хороших отношений между ними, оба они будут наслаждаться его результатами. Поэтому, если жена не в состоянии совершать этот процесс, это тщательно должен сделать муж, и верная жена разделит результат.
Необходимо принять этот visnu-vrata, обет преданного служения и не отклоняться от его выполняния, занимаясь чем-либо еще. Предлагая остатки прасада, цветочные гирлянды, сандаловую пасту и украшения, необходимо ежедневно поклоняться брахманам и тем женщинам, которые мирно живут со своими мужьями и детьми. Каждый день жена должна продолжнать следовать регулирующим принципам, поклоняясь Господу Вишну с великой преданностью. После этого Господа Вишну необходимо уложить в его постель, а затем вкусить прасадам. Таким образом, мужи жена очистятся, а все ихжелания осуществятся.
Благочестивая жена должна выполнятьтакое преданное служение непрерывно на протяжении одного года. По окончании этого года она должна поститься в день полнолуния месяца Картика /Октябрь — Ноябрь/.
На утро следующего дня необходимо совершить омовение, и, как и прежде, проведя поклонение Кришне, необходимо приготовить так, как готовят на праздники по стандартам Грихья-Сутр. Сладкий рис должен быть приготовлен с гхи, и с этим блюдом муж должен предложить подношение огню двенадцать раз.
После этого он должен удовлетворить брахманов. Когда удовлетворенные брахманы одарят его своими благословениями, он должен преданно предложить им почтительные поклоны своей головой, и с их позволения он должен принять прасадам.
Перед едой, муж должен сначала удобно усадить ачарью, и, вместе с родственниками и друзьями, он должен контролировать речь и предложить прасад гуру. Затем жена должна съесть остатки подношения из сладкого риса, приготовленного с гхи. Вкушение этих остатков гарантирует ученого, преданного сына и всю благую удачу.
Если этот обет или ритуальная церемония проводится в соответствии с описанием шастр, то даже в этой жизни человек сможет достичь всех благословений, которых он хочет от Господа. Жена, которая совершает эту ритуальную церемонию, несомненно получит благую удачу, богатства, сыновей, мужа, наделенного долгой жизнью, хорошую репутацию и хороший дом.
Если незамужняя девушка сооблюдает этот vrata, она сможет получить очень хорошего мужа. Если женщина, которая является avira — не имеет мужа или сына — совершает эту ритуальную церемонию, она может достичь духовного мира. Женщина, чьи дети умерли после рождения, сможет получить сына, наделенного долгой жизнью, и также будет очень удачлива, обладая большими богатствами. Если женщина несчастна, то она станет счастливой, а если уродлива, то станет красивой. Сооблюдая этот vrata, больной человек сможет освободиться от своей болезни и получить здорове тело, пригодное для работы. Если человек пересказывает этот рассказ, предлагая подношения питам или полубогам, особенно во время церемонии sraddha, полубоги и обитатели Питрилоки будут очень довольны им и одарят его исполнением всех желаний. После того, как человек совершает эту ритуальную церемонию, Господь Вишну и Его жена, мать Лакшми, богиня удачи становятся очень довольны им. О царь Парикшит, теперь я полностью описал, как Дити совершила эту церемонию и получила хороших детей — Марутов — и счастливую жизнь. Я постарался объяснить тебе все настолько подробно, насколько это возможно.