Шлагбаум на пути болевых сигналов

Болевой механизм оставляет громадный простор для изучения. Мы знаем, что болевой сигнал передается нервными волокнами, и если нерв поврежден или блокирован химическим путем, сигнал не доходит до мозга и болевые ощущения не возникают.

Наиболее широко признанная теория возникновения боли была сформулирована Рональдом Мелзаком и Патриком Д. Уоллом (1965). Они назвали ее «управление болью с помощью шлагбаума».

По этой теории, болезнь, повреждение или любое нарушение работы организма вызывает раздражение нервных клеток, которые «телеграфируют» информацию в различные отделы головного мозга. В одном из таких отделов боль воспринимается как условный рефлекс. Вы отдергиваете руку от раскаленного предмета прежде чем почувствуете ожог, как будто срабатывает ранее закодированная в мозгу реакция. Другой участок мозга расшифровывает характер боли: стреляющая, тупая, разрастающаяся и прочее. Возможно, еще в каком-то участке сигнал частично истолковывается как неудобство, беспокойство или желание как можно скорее остановить боль.

Механизм воздействия самогипноза на боль

С помощью гипноза можно изолировать друг от друга расшифровывающие боль участки мозга.

Мелзак и Уолл пишут, что гипноз «изменяет ваше ощущение боли. Вы можете отключить тот участок, что ведает болезненными, мучительными характеристиками боли. Вы будете чувствовать боль и сможете описать, где ее источник и каковы ее свойства, но не будете страдать от нее».

Есть разные способы отделения факта боли от связанных с ней тягостных ощущений. Среди них можно назвать отвлечение и воображение, о чем мы расскажем ниже.

Является ли боль плодом вашего воображения?

Боль расшифровывается в мозгу, но ее источник может находиться где угодно, в том числе и в голове. Иногда она возникает без всякой объяснимой причины. Такая боль называется психогенной, т.е. возникающей в уме. Ум прибегает к боли, чтобы выразить некую психологическую проблему или дисгармонию.

Философ Декарт настаивал на двойственности или раздельности тела и разума. Традиционная медицина, применяя медикаментозное лечение, только подкрепляет эту теорию, воздействуя большей частью на симптомы, а не на причины болезни.

Однако практика все больше свидетельствует о столь тесной связи разума и тела, что дальнейшее их разделение бессмысленно. Даже та боль, что возникает в мозгу, в конечном итоге вредит телу. К таким ощущениям относятся «фантомные боли в конечностях». Их испытывают люди с ампутированными конечностями. Была выдвинута теория, что боль вызывается поврежденным нервом в культе, но это не подтвердилось практикой. В другой теории утверждалось, что человек пытается сохранить в уме «телесную целостность» даже после ампутации, что образ полноценного тела формируется с детства и закрепляется с годами. Однако фантомные боли незнакомы людям с врожденными дефектами конечностей или потерявшими их в раннем детстве. Не испытывают подобных болей и люди с очень низкой самооценкой, принадлежащие к маргинальным социальным группам.

Все это дает основание заключить, что наличие или отсутствие боли объясняется как физическими, так и психологическими причинами. То, что человек может испытывать боль без всяких объяснимых причин, говорит о том, что мозг не только расшифровывает болевые сигналы, но и сам посылает их. И боль эта может быть такой же «настоящей» и сильной, как и та, что вызывается повреждениями организма.

Боль и лекарства против нее

Их тьма-тьмущая, некоторые из них можно купить только по рецепту (например, дарвон или викодин). Почти ко всем вырабатывается привыкание, не говоря уж о куче побочных эффектов.

Дарвон появился в 1957 году и был разрекламирован как эффективное средство, не вызывающее зависимости. Многие исследователи, однако, оценили его как наркотик, а в 1976 году таковым оно было объявлено медицинским Департаментом. Средство сочли причиной ряда смертельных исходов, и в настоящее время дарвон запрещен. Сильную зависимость вырабатывают в организме и такие наркотические болеутолители, как кодеин, демерол и перкодан. А вызываемые ими побочные эффекты оказываются не менее, а то и более опасными, чем сама боль, учитывая, что ввиду привыкания приходится увеличивать дозировку.

Что и говорить, от хронической боли мало радости, но и мало надежды на лекарства. Тесная взаимосвязь ума и тела породили боль, в этом же тандеме они и помогут расправиться с ней самым надежным образом.

А вот еще одна причина, по которой вам, возможно, не захочется притупить все свои ощущения с помощью химии. «Когда болезнь сопровождается болями, «писал Милтон Эриксон (1982), «прибегают к успокаивающим, анальгетическим и наркотическим средствам, которые лишают больного его права ощущать себя живым человеком, наслаждающимся доступными ему радостями; они также лишают окружающих возможности полноценно общаться с человеком, живо воспринимающим жизнь. Поэтому лекарства следует применять только в жизненно необходимых количествах, не вторгаясь и не нарушая психологическую жизнедеятельность.»

Наши рекомендации