Октября 1981 года, ночь, пл бс-486.
Между тем, небо на востоке вдруг вспыхнуло белым светом, на нем вдруг четко обозначились облака и даже пролетающий куда-то далеко самолет аэрофлота стал виден как на картинке, это заградительные боны бухты Улисс пересекли, освещая окрестности осветительными ракетами системы «Свет» водолазный морской бот «ВМ-10», а за ним, изредка проявляясь в призрачном свете пускаемых с ВМа осветительных ракет, спасательная подводная лодка «Ленок». Они шли полным ходом против волны на оказание помощи.
Водолазный морской бот проекта 535 ВМ-10 , водоизмещением 300 тонн, бросало на набегающей встречной волне из стороны в сторону, креня попеременно, то на правый борт, то на левый градусов до 16, ходовую рубку и антенну радиолокационной станции заливали брызги, холодный октябрьский ветер выдувал все тепло из-под бушлатов матросов, сказывалось ухудшение погоды. Однако, с юта, с жестким трехминутным интервалом, дико воя двигателями взлетали и взлетали в небо осветительные ракеты.
Ещё при проходе боновых ворот базы акустики БС-486 засекли пеленг и дистанцию на работающий аварийный гидроакустический сигнализатор МГС-29 затонувшей лодки. Поэтому задача поиска аварийного объекта была уже решена. Предстоял допоиск и спасание людей из прочного корпуса. Задачу эту водолазы «Ленка» многократно выполняли на различного уровня учениях. Каждый раз, когда в соответствии с планом боевой подготовки соединения, какой либо из подводных лодок бригады ставилась задача фактической отработки навыков экипажа по самостоятельному выходу из подводной лодки через торпедный аппарат с использованием спасательного снаряжения подводника, на нее прикомандировывали водолазов с «Ленка». Они шли старшими в выходящих через торпедные аппараты тройках подводников. Были тренировки, были учения. Но вот на сколько учебные задачи отличаются от боевых! Это экипажу «Ленка» теперь и предстояло доподлинно уяснить.
Все приготовления к работам в водолазном отсеке были закончены. В проходе у барокамеры высилась горка из десяти комплектов спасательного снаряжения, нескольких непромокаемых мешков с провизией, водой, медикаментами, электрическими батарейными фонарями. Все это было готово к подаче на аварийную подводную лодку. В приемно-выходных отсеках правого и левого бортов водолазного комплекса разместились в готовности к немедленному спуску под воду тройки водолазов. Рабочие и страхующие, одетые в глубоководное водолазное снаряжение СВГ-200 и обеспечивающие, без дыхательных аппаратов, так как глубина позволяла им дышать обычным воздухом. Матросы, обеспечивающие работу водолазного комплекса, нервно маялись на своих боевых постах. Командиры водолазных спусков замерли на своих командных пунктах: старший лейтенант Нюк на КП водолазного спуска правого борта, лейтенант Петрович на левом борту. Водолазный отсек поглотила томительная и напряженная тишина. Тревожная тишина ожидания начала спасательных водолазных работ.
Октября 1981 года, 01.20, ПЛ БС-486.
Затонувшая подводная лодка давала яркую засветку на экране гидроаккустической станции поиска, поэтому необходимо было, маневрируя определиться с ее курсом, аккуратно, не зацепив аварийно-спасательные буи, выйти на тот же курс, встать рядом и параллельно ей на якорно-гайдропное устройство, после чего погрузиться и работать водолазами. Все было бы просто, но вмешался «фактор форсмажёра» в лице руководителя аварийно-спасательных работ.
- Командира на связь со старшим,- прилетело из радиорубки.
- Командир. Куда ты лезешь!? Пройди самым малым ходом курсом 39 градусов 5 кабельтовых и ложись в дрейф.
И в ответ командир «Ленка»
- Лодку вижу. Захожу на оконечность. На какую, разберусь когда определятся водолазы. Осветите прожекторами аварийно-спасательные буи!
- Какие буи! Какие, блин, прожектора! Ни хрена ты не видишь! Исполнять команду! 5 кабельтовых вперед курсом 39.
«Ленок» вышел на курс 39 градусов и пошел под дизелями самым малым ходом.
- Объект уходит из зоны видимости на правый борт, - доложили акустики.
- Лёг на курс 39. Прошу поставить мне задачу! - Запросил командир по радио.
- Задача простая. Иди в указанную точку и жди. Подготовят плавкран, будем поднимать носовую оконечность и выводить людей через торпедопогрузочный люк первого отсека. Водолазные работы будем проводить с «Машука», тебе быть готовым подстраховать.
- А седьмой отсек!? Там же наверняка есть люди! – Задал вопрос командир «Ленка».
- По поводу седьмого решим, - пришёл ответ старшего.
Отойдя на километр от «Машука» «Ленок» опустив на грунт носовой гайдроп встал в районе ожидания. «Боевая готовность №2, второй боевой смене заступить! Водолазам готовность 30 минут!»: разнесла по отсекам громкоговорящая связь.
Закончив раздевание водолазов и подготовку снаряжения к немедленному водолазному спуску, отправив водолазов спать, лейтенант Петрович и его начальник старший лейтенант Нюк поднялись на перекур в ограждение боевой рубки. Там, не сговариваясь, уже собрались почти все офицеры. Всех мучил один и тот же вопрос: «Чего ждём!?»