Октября 1981 года, вечер, ПЛ БС-486.
А на лодке кипела работа, она экстренно, прервав навигационный ремонт, готовилась к выходу в море для спасания экипажа затонувшей подводной лодки С-178.
Прибежав в свой четвертый отсек, Петрович взглянул на часы. Стрелки показывали 21 час 05 минут. Его группа и группа акванавтов, которой командовал его коллега, старший лейтенант Петр Николаевич Нюк были в полном составе. Не хватало начальника капитана 3 ранга Павлова, но он был в отпуску и проводил его в Москве. Чтобы достать его оттуда трех-четырех часов, оставшихся до выхода в море, было явно мало. Исполнять его обязанности был назначен Нюк, а на Петровича легла подготовка материальной части и водолазного снаряжения к проведению спасательных работ.
Отработанные месяцами изнурительных тренировок матросы-водолазы хорошо знали свое дело. Сказано было лишь одно: «Идем на спасание экипажа подводной лодки. Глубина выполнения работ 30 метров». И каждый занялся своим, уже давно до мелочей расписанным и знакомым делом. Однако мандраж и волнение проявлялись во всем. Да оно и понятно, ведь это было не Ученье, лодка шла на фактическое спасание экипажа аварийной подводной лодки в первый раз. А Петрович мучился дилеммой: запасы дыхательных смесей у него были укомплектованы на 60%, а это был фактор запрещающий выход в море. Вместе с тем, если сейчас заказать гелий, то до его подвоза пройдет часов шесть, еще столько же времени уйдет на перекачку и приготовление дыхательных смесей, итого 12 часов. Однако тридцатиметровая глубина позволяет проводить водолазные спуски, используя для дыхания водолазов воздух и декомпрессию спасенных подводников, если она будет без осложнений, можно проводить на воздухе. А если появятся рецидивы кессонной болезни, то имеющихся запасов на лечебную декомпрессию вполне хватит. Но ведь менее чем 70% запас дыхательных газовых смесей фактор запрещающий выход в море!
Мучаясь вышеизложенной проблемой, Петрович пошёл за советом к своему, хоть и временному, но все-таки начальнику старшему лейтенанту Нюку. Выслушав, тот пожал плечами проворчав: «Твои проблемы» и отправил к старшему помощнику. Тот, в свою очередь, повел его к командиру. И от последнего Петрович получил: «Лейтенант! Не занимайтесь (мягко переводя) фигней! Запасов достаточно! Там, внутри прочного корпуса живые люди и они не должны стать мертвыми! И меня мало волнует, чем Вы будете дышать, извлекая их оттуда! Главное, чтобы они дышали! А за безопасность водолазов Вы и так головой отвечаете! И я буду первым, кто с Вас шкуру сдерет, ежели чего не так! Вперёд в свой отсек, вместе со своим запрещающим фактором! А на затонувшую лодку пойдете первым!».
Вытянувшись в струнку и ответив «есть» Петрович побежал в свой отсек, а вдогонку ему летело: «Понабирают на флот кого-попало! Ни соображалки! Ни инициативы! По любому поводу вопросы!....На мои вопросы кто бы ответил?!»
Петрович был лейтенантом молодым и впечатлительным, однако взбучку от командира он воспринял с благодарностью, она сняла с него груз ответственности и внесла в окружающую действительность полную ясность.
Корпус лодки вздрогнул. Это мотористы запустили один из главных дизелей-генераторов для подзарядки аккумуляторной батареи. Второй главный, а так же вспомогательный дизель-генератор они лихорадочно вводили в строй после неоконченного навигационного ремонта. Застучали компрессора, пополняя запасы воздуха высокого давления. Петрович в очередной раз начал перебирать в памяти, всё ли он проверил, всё ли технические средства готовы к немедленному использованию. На долю секунды перед его мысленным взором предстал отсек затонувшей подводной лодки, где в мокрой, холодной, вонючей, удушливой, вязкой темноте находились подводники, одетые в спасательное снаряжение ИСП-60.
Спасательное снаряжение! А вдруг у них его не хватает!? Петрович знал, что у него в водолазной кладовке лежит 50 комплектов из не снижаемого запаса, но он не помнил, когда и кто проверял его исправность и готовность к работе.
- Сенчин!- Закричал Петрович.
Мичман Сергей Сенчин был старшиной команды водолазов и комплекты не снижаемого запаса ИСП-60 находились в его заведовании.
- Серёга, когда проверялось ИСП из НЗ?- Задал вопрос Петрович.
Мичман постоял, подумал, затем ответил: «Все понял. Исполняю»
Через полминуты вся водолазная группа лихорадочно вытаскивала из кладовой и раскладывала по платформам отсека спасательное снаряжение. Ещё через полчаса выяснилось, что снаряжение исправно, заряжено и готово к немедленному использованию. Десять комплектов уложили на средней платформе водолазного отсека, на случай необходимости их подачи в аварийную лодку, остальные унесли обратно в кладовку.
«Ну вот,- подумал Петрович,- теперь вроде бы готовы!». Взглянул на часы, они показывали 22 часа 55 минут.
- Командирам боевых частей, командирам водолазных групп прибыть на причал! - Раздалось из динамика корабельной связи.
Выйдя на причал, Петрович увидел командира и собравшихся вокруг офицеров .
- Можно курить, - бросил командир.
Он нервно ходил, меряя шагами ширину причала, лицо было хмурое и решительное.
Когда из подводной лодки на причал выбрался командир БЧ-5 капитан-лейтенант Серёга Козов, командир остановился и обратился к собравшимся офицерам:
-Товарищи офицеры! Я, как и вы, прекрасно знаю, что назначенная готовность к выходу для нашей подводной лодки, находящейся в навигационном ремонте составляет 18 часов. У меня, как и у вас, есть часы и, глядя на них, я вижу, что с момента объявления тревоги прошло 3 часа. Командование нас торопит, но не сильно. Однако уже три часа наши братухи находятся под водой в затонувшей подводной лодке и каждая минута нашего промедления сокращает их шансы спастись. Спастись, чтобы жить дальше. Спасательное Судно «Жигули», хоть и находится в дежурстве, но проводит отработку своих водолазов в бухте Приображения, в 22.30 оно снялось с якоря и прибудет в район работ только к утру. Рядом с аварийной лодкой сейчас находится океанский спасательный буксир «Машук», но с него толка, что с козла молока! У него одна водолазная станция и одна барокамера ПДК-2. Больше на нём нет нихрена! Если подводники из аварийной лодки сейчас начнут выходить самостоятельно, то принять их некому, и некуда! Поэтому, раз уж мы спасатели, то наша задача, хоть здохнуть, но их спасти! И пусть меня подвесят за …………..на перископе, но, я принял решение!
Выход через 20 минут. Идём на одном дизеле, работающим на оба ГЭДа, одновременно пополняя заряд батареи. Пополним на сколько успеем. Электроэнергию экономить. За час перехода мотылям ввести в строй остальные дизеля, слава Богу, что их до конца разобрать не успели. По прибытии в точку затонувшей лодки, проводим допоиск, становимся рядом на грунт и переводим их к себе в водолазный комплекс, поэтому водолазам быть в готовности. Подводными аппаратами не работаем: глубина для гарантированного присоса к комингс-площадке недостаточная. Командиру БЧ-4/РТС подготовить гидроакустическую станцию поиска и звукоподводную связь, они будут главными. Всё!
Старпом! Личному составу по местам экстренного приготовления к бою-походу. В 23 часа 20 минут снимаемся. На переходе проверим готовность водолазов и докторов.