Влияние специфики медицинской деятельности

На появление симптомов СЭВ

Сама профессиональная деятельность медицинских работников предполагает эмоциональную насы­щенность и высокий процент факторов, вызывающих стресс. Эмоции, как правило, амбивалентны: удовлет­ворение по поводу успешно проведенной операции или лечения, чувство собственной значимости, сопричастно­сти другим людям, одобрение и уважение коллег; но и сожаление, угнетение из-за неправильного диагноза или ошибки в лечении, зависть к преуспевающим колле­гам, разочарование в профессии и т.п.

Существует классификация профессий по «критерию трудности и вредности» деятельности (по А. С. Шафрановой):

1. Профессии высшего типа – по признаку необхо­димости постоянной внеурочной работы над предметом и собой (просвещение, искусство, медицина).

2. Профессии среднего (ремесленного) типа – подразумевают работу только над предметом.

3. Профессии низшего типа – после обучения не требуют работы ни над собой, ни над предметом.

Естественным будет отнести профессию врача к профессиям высшего типа именно по необходимости постоянной рефлексии на содержание предмета сво­ей деятельности. Но, кроме этого, нам хотелось бы выделить совершенно особую специфику врачебного труда.

Врач на уровне эмоционального переживания по­стоянно имеет дело со смертью. Она может выступать для него в трех формах:

1) реальная (бесполезность реанимационных мероприятий, смерть на столе хирурга);

2) потенциальная (когда от результатов деятельно­сти врача, от его профессионализма зависит здоровье, а, возможно, и жизнь человека). Смерть как угроза, как потенциальная возможность постоянно присутствует в деятельности врача, вызывая сильнейшее эмоциональ­ное напряжение;

3) фантомная (в виде ее могут выступать жалобы на состояние здоровья мнительного человека, страх и тревога хронического больного, взаимоотношения с род­ственниками тяжелобольных и даже представление о смерти в общественном сознании).

В каждом из этих случаев для врача существует проблема невключения своих чувств в ситуацию. Это далеко не всегда удается, потому что со всеми этими образованиями (реальной, потенциальной и фантомной смертью) ему просто необходимо строить отношения. Естественно, что только эмоционально зрелая, целост­ная личность в состоянии решать эти задачи и справ­ляться с подобными трудностями.

Выделяют различные факторы, играющие суще­ственную роль в эмоциональном выгорании. Нам пред­ставляется возможным выделить три типа факторов в возникновении Синдрома Эмоционального Выгорания у медицинских работников.

1. Социальный фактор (его особенности мы рассмат­ривали выше).

2. Личностный фактор. Как мы уже говорили, «сго­рают», как правило, не изначально равнодушные и без­участные к своей работе, и не те, кто в профессиональ­ной деятельности реализуют модус социальных дости­жений или обладания, а, наоборот, профессионалы, для которых деятельность изначально значима, сознатель­но выбрана, предполагает известное эмоциональное от­ношение, ориентацию на других людей, то есть реали­зующие модус служения.

Сочувствующий, увлекающий­ся врач-идеалист, ориентированный на других, при недостаточной связи с реальностью, неумении оцени­вать критически неблагоприятные факторы, низкой устойчивости к стрессорам медицинских профессий (таким, как боль, страдания, болезнь и смерть) может стать носителем быстро прогрессирующего СЭВ. Но существует и противоположное мнение. По Е. Махер, «авторитаризм» и «низкая степень эмпатии» в сочета­нии с фанатичной преданностью делу («я всю жизнь мечтал стать врачом») и реакцией на стресс, агрессив­ностью и апатией (унынием) при невозможности дос­тичь в короткий срок желаемых результатов может инициировать возникновение симптомов СЭВ.

3. Фактор среды (места работы). Огромное значе­ние имеет взаимоотношение с коллегами в коллективе и то, создается или нет ситуация «движения рука об руку», активного совместного решения профессио­нальных задач в рамках гуманистического ценностно­го подхода. Коллектив (нередко – включая админи­страцию) может снижать мотивацию деятельности своим общим негативным или равнодушным отно­шением к ней («им все равно уже ничем не поможешь», «зачем что-то объяснять этим олигофренам, если они ничего не понимают» и т.п.). Кроме того, условия рабо­ты могут не способствовать успешному осуществлению Профессиональных задач: переполненные палаты, отсутствие медикаментов, общая низкая материально-техническая база, отсутствие у врача своего кабинета, где он мог бы сосредоточиться или расслабиться, час­тые ночные дежурства и отсутствие полноценного от­дыха после них.

Обращение к проблеме эмоциональной дезадаптации профессионалов (вследствие непереносимых эмоциональных перегрузок) произошло в сфере психологии труда – после появления в англоязычной литературе результатов исследования так называемого «Синдрома Эмоцио­нального Сгорания» как специального вида профес­сионального заболевания лиц, работающих в системе человек – человек (психологов, психиатров, учите­лей, священников и др.).

Термин «эмоциональное сгорание» введен аме­риканским психологом Х.Дж. Фрейденбергером в 1974 г для характеристики психологического состоя­ния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами (пациентами) в эмоцио­нально перегруженной атмосфере при оказании про­фессиональной помощи.

Признаками эмоционального выгорания являются: чувство эмоционального истощения, изнеможения, дегуманизация, деперсонализация, тенденция разви­вать негативное отношение к клиентам, негативное самовосприятие в профессиональном плане.

Ключе­вые признаки эмоционального сгорания следующие:

1. Индивидуальный предел, потолок возможностей нашего эмоционального Я противостоять истощению, противодействовать «сгоранию» самосохраняясь.

2. Внутренний психологический опыт, включающий чувства, установки, мотивы, ожидания.

3. Негативный индивидуальный опыт, в котором сконцентрированы проблемы, дистресс, дискомфорт, дис­функции и их негативные последствия.

Основные симптомы

эмоционального выгорания:

ü усталость, утомление, истощение (после активной профессиональной деятельности);

ü психосоматические проблемы (колебания арте­риального давления, головные боли, заболевания пище­варительной и сердечно-сосудистой систем, неврологи­ческие расстройства);

ü бессонница;

ü негативное отношение к пациентам (после имев­ших место позитивных взаимоотношений);

ü отрицательная настроенность к выполняемой деятельности (вместо присутствующего раньше «это дело на всю жизнь»);

ü стереотипизация личностной установки, стандар­тизация общения, деятельности, принятие готовых форм знания, сужение репертуара рабочих действий, ригид­ность мыслительных операций;

ü агрессивные тенденции (гнев и раздражитель­ность по отношению к коллегам и пациентам);

ü функциональное, негативное отношение к себе;

ü тревожные состояния;

ü пессимистическая настроенность, депрессия, ощу­щение бессмысленности происходящих событий;

ü чувство вины.

Как мы можем видеть по описанию перечислен­ных симптомов, содержание Синдрома Эмоциональ­ного Выгорания тесно связано с содержанием Синд­рома Хронической Усталости. Эти два синдрома являются содержательными характеристиками про­фессиональной деформации, и, несмотря на видимую схожесть симптомов, существуют значительные от­личия:

СХУ связан с изначальным принятием го­товых форм знаний о мире, себе и других людях, фантомизацией врачебного сознания и приобретени­ем функционального подхода к другому человеку (от­ношение как к объекту), а, следовательно, и к себе.

СЭВ приобретают профессионалы, изначально обла­дающие большим творческим потенциалом, ориен­тированные на другого человека, фанатично предан­ные своему делу.

Наши рекомендации