Возражения против клонирования
Мы уже отмечали, что многие находят клонирование отвратительным, недопустимым, причем интенсивность эмоций порой трудно объяснима. Такая отрицательная реакция во многих случаях – просто результат дезинформации и путаницы вокруг понятия человеческого клона. Но если многие люди находят мысль о клонировании человека отвратительной, это недостаточное основание для запрета. Во имя индивидуальной свободы в этом мире разрешены многие виды деятельности, которые люди находят отвратительными (многим не нравятся серьги в носу, гомосексуальные контакты или операции по изменению пола, но они не запрещены, в современном обществе ценится свобода выбора).
Есть мнение, что клонирование есть преступление против человечества. Но кто жертва? Можно ли считать клон жертвой только потому, что у него тот же генетический код, что и у кого-то еще, если миллионы идентичных близнецов не считают себя жертвами. Также трудно понять, как общество в целом могло бы пострадать от клонирования людей.
Мнение о том, что клонирование сократило бы генетическое разнообразие, делая нас более уязвимыми к эпидемиям, несостоятельно, поскольку на Земле существует более 5 млрд. людей. Очевидно, клонирование человека будет производиться в скромных масштабах из-за предполагаемой стоимости процедуры и пройдет много десятилетий прежде, чем общее количество клонов людей достигнет хотя бы 1 млн. человек во всем мире. По процентному соотношению, это микроскопическая часть от общего населения, которая не окажет серьезного воздействия на генетическое разнообразие людей.
Существует также мнение, что клонирование может привести к созданию людей-монстров или уродов. Здесь происходит подмена понятий, поскольку клонирование человека – это не то же самое, что генная инженерия человека. При клонировании ДНК копируется, а генная инженерия подразумевает модификацию человеческой ДНК, в результате чего может появиться человек, непохожий ни на одного другого, ранее существовавшего. Генная инженерия человека, имея большой позитивный потенциал, действительно очень рискованное предприятие, и должна проводиться с величайшей осторожностью, под надзором, на ее фоне клонирование безопасно и банально.
Аргумент технического несовершенства, в результате которого может иметь место смерть плода, важен, но объективно говоря, ни одна сфера человеческой деятельности не свободна от случайной смерти. В настоящий момент технология клонирования млекопитающих находится в экспериментальной стадии и процент успешных исходов пока что низкий. Несовершенство технологии клонирования – это скорее повод для дальнейших исследований, а не для запрета. Технология развивается, было бы абсурдным запретить новые ее достижения только потому, что она изначальноне идеальна.
Некоторые средства массовой информации высказывали мнение, что диктаторы могут употребить клонирование во зло, стремясь увековечить свою власть через передачу ее клону. Это совсем напоминает фантастический роман, причем в духе триллера, равно как и идея о создании армии солдат, состоящих из клонов Арнольда Шварцнеггера. Противодействие напрашивается тоже: введение контроля за тоталитарными правительствами со стороны международного сообщества и законодательные ограничения клонирования.
По поводу клонов Софи Лорен или Синдии Кроуфорд можно сказать, что идея воспроизведения красивых женщин большинству мужчин не показалась бы такой плохой. Если мы говорим о клонировании живого человека, что требует его согласия, как это должно быть по закону,маловероятно, что человек согласится на создание 200 клонов. Человек, вероятно, одобрит создание не более чем 1 или 2 клонов себя. Также вспомните, что клонов человека нельзя производить массово в лаборатории. Кроме того, общество может просто запретить создание больше чем 2 клонов одной личности, а не клонирование в целом.
Существует множество людей, которые думают, что клонирование человека «неправильно» по религиозным соображениям, ибо равнозначно принятию на себя роли Бога. В Библии и в священных текстах других основных религий не содержится очевидного запрета на клонирование человека. Религиозным лидерам, которые верят, что клонирование человека «неправильно», дано право проповедовать свою веру, и убеждать всех, кого они могут убедить. Навязывание же религиозных воззрений с помощью законов есть порочная идея. Следует помнить, что в отличие от абортов, которые предполагают прекращение жизни плода, клонирование подразумевает создание новой жизни, потому несравнимо более приемлемо.
* * *
Ясно, что наше отношение к человеческим клонам зависит прежде всего от мотивов, которые стоят за их созданием. Если они создаются «по заказу», то их ценность в глазах прародителей будет определяться тем, насколько они похожи на оригинал или способны решать некоторые предопределенные задачи. То есть здесь начинает доминировать утилитаристский подход. И если судить о значимости людей (в данном случае клонов) только по их функциональной ценности, то будут грубо попраны основные моральные нормы общества, начиная с категорического норматива Канта.
Кроме того, клонирование человека является новым, неисследованным правовым полем, требующим не только моральной оценки, но и законодательного регулирования для предотвращения злоупотреблений. Так, весьма желательными могут оказаться законы:
ü о том, что клоны людей должны иметь те же юридические права и ответственность, что и любое другое человеческое существо;
ü плохое обращение с любыми человеческими существами есть преступление безотносительно того, является ли их генетических код уникальным;
ü живущий в настоящее время человек не должен клонироваться без его письменного согласия и только он может определять по своей воле, хочет ли он разрешить клонировать себя после смерти, и при каких условиях;
ü желательно запретить клонирование несовершеннолетних, поскольку они еще не достигли зрелости для принятия такого рода решение;
ü клоны человека должны вынашиваться и рождаться только взрослой женщиной, действующей по собственной воле, без принуждения, а выращивание плода вне тела женщины, в лабораторных аппаратах запрещено;
ü поскольку есть основания полагать, что предрасположенность к жестокости, сексуальным извращениям и убийству генетически предопределяются, то следует запретить клонирование осужденных убийц и других жестоких преступников.
ü желательно запретить и клонирование умерших, поскольку с ними невозможна процедура оформления письменного согласия.
Мы видим, что в целом отрицательные последствия не так уж непреодолимы. Там, где предвидятся определенные злоупотребления, они могут быть предотвращены с помощью узконаправленных законов и регулирующих норм.
ТЕМА 5