Темы 1-2. Анатомия и морфология человека, как предмет и наука, её уровни и методы исследования.

Темы 1-2. Анатомия и морфология человека, как предмет и наука, её уровни и методы исследования.

Содержание темы:

Определение предмета наук анатомии и морфологии челове-ка. Структура современной анатомии и морфологии, их мульти-дисциплинарный характер. Теоретическое и практическое значе-ние анатомических знаний для медицины, педагогики, комплек-са антропологических и психологических наук.

Уровни организации человека: организменный, функциональных систем орга-низма, органный, тканевой, клеточный и субклеточный (моле-кулярный). Определение ткани и их типы: эпителиаль-ная, соединительная, мышечная и нервная ткани.

Организм и окружающая среда, их взаимодействие. Определение понятия «организм», его характерные свойства. Принцип целостности организма. Принцип саморегуляции организма, системы и уровни регуляции функций организма. Принцип структурно-функционального единства. Принцип адаптивности и уровни адаптации организма.

Основные характеристики и значение функциональных систем организма человека: опорно-двигательная, сердечно-сосудистая, пищеварительная, дыхательная, выделительная системы и регуляторные (эндокринная и нервная) системы организма человека.

АНАТОМИЯ (греч. anatome – рассечение, расчленение) – наука о строении и формах организма, органов и тканей человека и животных.

Существует также А. растений (см. Ботаника). Термин «анатомия» происходит от названия одного из методов изучения, однако

А. человека дает систематизированное описание формы, строения, положения и топографических взаимоотношений частей тела и органов с учетом их возрастных изменений, половых различий и индивидуальных особенностей.

А. подтверждает одно из основных положений диалектического материализма – взаимосвязь между формой и функцией.

Используя данные палеонтологии и зоологии, А. изучает эволюцию развития систем и органов у животных – от низших до высших (см. Сравнительная анатомия), исследует строение органов у человека в филогенезе (см. Антропогенез), а также в онтогенезе (см. Эмбриология, Геронтология). Такой всесторонний подход необходим для выявления внутренних и внешних причин, определяющих анатомические особенности человека по сравнению с животными, функциональные приспособления формы и строения органов, возрастные закономерности их развития, половые различия и индивидуальные особенности.

Сравнение строения тела человека и животных, стоящих на различных ступенях эволюции, позволяет объяснить общность анатомических признаков и одновременно черты различия между формами и строением тела человека и животных, определяющие особое положение человека (см.) в природе.

Используя методы вариационной статистики (см.) А. изучает индивидуальную изменчивость форм и строения тела человека и всех составляющих его частей и органов.

При этом устанавливаются крайние формы индивидуальных различий и наиболее часто встречающиеся индивидуальные анатомические особенности, выявляются корреляции, закономерности взаимоотношений индивидуальной изменчивости отдельных органов или частей тела и телосложения человека в целом.

Только изучив строение тела человека и правильно поняв, как влияет на организм человека внешняя среда, можно разработать критерии здорового физического развития.

Место анатомии в системе других биологических наук. Уровни исследования морфологического строения и анатомии человека: организменный, функциональных систем организма, органный, тканевой, клеточный и субклеточный (молекулярный).

Анатомия (А.) и физиология (Ф.) рассматривают один и тот же объект, но с разных позиций: анатомия – с точки зрения формы организации живого (человека), а физиология – с точки зрения функции, процессов в живом.

Принято различать макроскопическую А., сфера к-рой – изучение строения тела и органов, производимое либо невооруженным глазом, либо с помощью оптических приборов, дающих малое увеличение (лупы), и микроскопическую А., к-рая изучает форму и строение органов и тканей на микроскопическом уровне с помощью светового микроскопа.

Еще более тонкое строение тела, клеточную организацию тканей изучает наука о тканях – гистология (см.) и о клетке – цитология (см.).

Среди важных задач специалистов в области рекреации сл. отметить умение создания условий для комфортной и безопасной среды в вверенном учреждении и организации, использование здоровьесберегающих технологий.

Для выполнения этих задач необходимы знания об особенностях строения и жизнедеятельности организма в разные периоды развития, умение учитывать возрастные и индивидуальные особенности человека.

Методы исследования

Исходным методом изучения строения тела человека и животных является расчленение, анализ, сопровождаемые тщательным описанием наблюдаемых картин.

Преобладание описательного направления в практике исследований привело к выделению описательной А.

В зависимости от плана изложения этого материала различают систематическую, топографическую и пластическую А., а также ответвления А.: динамическую, возрастную, типовую, проекционную А. и рентгеноанатомию.

Систематическая А. описывает форму, строение и расположение органов по системам. Сначала излагается остеология (см.) – учение о костях, составляющих скелет – твердую основу тела; затем синдесмология (см.) – учение о соединениях костей, важнейшей частью к-рого является артрология (см.) – учение о суставах; потом миология (см.) – учение о мышцах. Строение органов пищеварения, дыхания, мочеотделения и половых органов входит в спланхнологию (см.) – учение о внутренностях. Особыми разделами А. являются ангиология (см.), посвященная изучению сосудистой системы (кровеносные и лимф. сосуды, лимф. узлы); неврология (см.), изучающая спинной и головной мозг и периферические нервы; эстезиология (см.), изучающая органы чувств; эндокринология (см.), изучающая органы внутренней секреции.

Рентгеноанатомия – особый раздел А., выделившийся в связи с применением открытых К. Рентгеном (см.) лучей для изучения строения организма человека и животных. Она опирается на данные, полученные как при посмертных исследованиях областей тела и органов, так и при диагностической рентгеноскопии и рентгенографии. Данные рентгено-анатомии (см.) служат одной из основ функциональной, динамической, А.

Динамическая анатомия, или кинезиология, изучает всевозможные движения человеческого тела и те морфологические изменения в организме, к-рые при этом происходят. Полученные результаты используются в спортивной медицине.

Топографическая анатомия описывает форму и строение органов по областям тела, причем особое внимание обращается на взаимное пространственное расположение органов, их отношение к кровеносным сосудам и нервам. Топографической анатомии (см.) в наибольшей степени присущ прикладной, практический характер (отсюда возникли названия «хирургическая А.», «клиническая А.»).

Пластическая анатомия обращает главное внимание на статику и динамику внешних форм тела, а внутреннее строение рассматривает преимущественно для того, чтобы понять выразительность внешних форм тела человека. Пластическая А. имеет большое прикладное значение для изобразительного искусства – живописи, графики, скульптуры, искусства кино и театра.

Возрастная анатомия ставит целью изучить анатомические особенности организма в возрастном аспекте.

Типовая анатомия изучает соотношения между внешними формами тела и его внутренним строением.

Проекционная анатомия изучает проекцию органов на поверхность тела человека.

ПЛОСКОСТИ И ОСИ

Для обозначения положения тела человека в пространстве, расположения его частей относительно друг друга используют понятия о плоскостях и осях. Исходным принято считать такое положение тела, когда человек стоит, ноги вместе, ладони обращены вперед. Человек, как и другие позвоночные, построен по принципу двусторонней (6илатеральной) симметрии, тело делится на две половины - правую и левую. Границей между ними является срединная (медианная) плоскость, расположенная вертикально и ориентированная спереди назад в сагиттальном направлении (от лат. sagitta - стрела). Эту плоскость называют также саггитальной.

Сагиттальная плоскость отделяет правую половину тела (правый - dexter) от левой (левый - siniter). Вертикальная плоскость, ориентированая перпендикулярно сагиттальной и отделяющая переднюю часть тела (передний - anterior) от задней (задний - posterior), называется фронтальной (от лат. frons - лоб). Эта плоскость по своему направлению соответствует плоскости лба. В качестве синонимов терминов “передний” и “задний” при определении положения органов можно использовать соответственно термины “брюшной”, или “вентральный” (ventralis), “спинной”, или “дорсальный” (dorsalis).

Темы 1-2. Анатомия и морфология человека, как предмет и наука, её уровни и методы исследования. - student2.ru

Рисунок 5

Горизонтальная плоскость ориентирована перпендикулярно двум предыдущим и отделяет лежащие ниже отделы тела (нижний - inferior) от вышележащих (верхний - superior).

Эти три плоскости: сагиттальная, фронтальная и горизонтальная - могут быть проведены через любую точку тела человека; количество плоскостей может быть произвольным. Соответственно плоскостям можно выделить направления (оси), которые позволяют ориентировать органы относительно положения тела. Вертикальная ось (вертикальный - verticalis) направлена вдоль тела стоящего человека. По этой оси располагаются позвоночный столб и лежащие вдоль него органы (спинной мозг, грудная и брюшная части аорты, грудной проток, пищевод). Вертикальная ось совпадает с продольной осью (продольный - longitudinalis), которая также ориентирована вдоль тела человека независимо от его положения в пространстве, или вдоль конечности (нога, рука), или вдоль органа, длинные размеры которого преобладают над другими. Фронтальная (поперечная) ось (поперечный - transversus, transversalis) по направлению совпадает с фронтальной плоскостью. Эта ось ориентирована справа налево или слева направо. Сагиттальная ось (сагиттальный sagittalis) расположена в переднезаднем направлении, как и сагиттальная плоскость.

Для обозначения положения органов и частей тела пользуются следующими определениями, входящими в список анатомических терминов:

medialis - медиальный, если орган (органы) лежит ближе к срединной плоскости;

lateralis - латеральный (боковой), если орган расположен дальше от срединной плоскости; intermedius промежуточный, если орган лежит между двумя соседними образованиями;

Организм и окружающая среда, их взаимодействие. Определение понятия «организм», его характерные свойства. Принцип целостности организма. Принцип саморегуляции организма, системы и уровни регуляции функций организма. Принцип структурно-функционального единства. Принцип адаптивности и уровни адаптации организма.

Темы 1-2. Анатомия и морфология человека, как предмет и наука, её уровни и методы исследования.

Содержание темы:

Определение предмета наук анатомии и морфологии челове-ка. Структура современной анатомии и морфологии, их мульти-дисциплинарный характер. Теоретическое и практическое значе-ние анатомических знаний для медицины, педагогики, комплек-са антропологических и психологических наук.

Уровни организации человека: организменный, функциональных систем орга-низма, органный, тканевой, клеточный и субклеточный (моле-кулярный). Определение ткани и их типы: эпителиаль-ная, соединительная, мышечная и нервная ткани.

Организм и окружающая среда, их взаимодействие. Определение понятия «организм», его характерные свойства. Принцип целостности организма. Принцип саморегуляции организма, системы и уровни регуляции функций организма. Принцип структурно-функционального единства. Принцип адаптивности и уровни адаптации организма.

Основные характеристики и значение функциональных систем организма человека: опорно-двигательная, сердечно-сосудистая, пищеварительная, дыхательная, выделительная системы и регуляторные (эндокринная и нервная) системы организма человека.

Наши рекомендации