Составьте схему и обоснуйте последовательность работы над звуками в подготовительном периоде до oneрации

Гласные звуки. Артикулемы гласных звуков формируются в такой последовательности: а, э, о, ы, у, и, я, е, ё, ю (заканчивает эту последовательность полугласный звук й).

Звуки я, е, ё, ю формируются из сочетания и и соответствующего гласного звука (а, э, о, у). Звук и позволяет проследить направление выдоха как в первой, так и во второй части дифтонга.

Согласные звуки. После знакомства с артикулемами гласных звуков начинаются упражнения по развитию ротового выдоха на артикулемах глухих согласных звуков. Работа над артикулемами гласных продолжается при шепотном их произнесении.

Такая последовательность позволяет укреплять навык произвольного ротового выдоха и автоматизировать его при активизации органов произношения, но без участия слухового контроля. Все внимание ребенка постоянно фиксируется на качестве артикулемы и направленности ротового выдоха. К звучанию внимание не привлекается.

Артикуляционный уклад глухих согласных звуков можно создать у ребенка по зрительному подражанию артикуляции логопеда, по устному описанию (описывается положение губ, языка и степень открытия рта). Ребенок не должен слышать звучания. Сформированные артикулемы глухих согласных звуков фиксируются в таблице.

В подготовительном периоде работы формируются фрикативные глухие согласные звуки в такой последовательности: ф, с, ш, щ, х.

Формирование согласных звуков начинается со звука ф как наиболее доступного по артикуляции. Этот артикуляционный уклад ребенок может легко рассмотреть, а логопед -- проверить. Длительность произнесения этого звука, возможность намеренна удлинить его позволяют фиксировать внимание ребенка на ротовом выдохе и проконтролировать его. Группа взрывных звуков более сложна в этом отношении (эти звуки короткие); поэтому работа над ними проводится позже.

Основными особенностями этого периода работы являются:

1. параллельность в работе над дыханием и артикуляцией;

2. максимальное отвлечение ребенка от слухового, контроля во время произнесения звуков;

3. постоянное повторение усвоенного комплекса упражнений перед усвоением нового.

Составьте конспект занятия по вызыванию како­го-либо звука (по выбору); подберите необходимые уп­ражнения, дидактический материал. Предусмотрите ис­пользование нескольких приемов.

ТемаАвтоматизация звука «А».

Цель формировать умение правильно произносить звук «а»

Задачи Коррекционно-образовательные задачи:

* формировать умение правильно произносить звук «а»;

* вырабатывать умение удерживать язык в спокойном состоянии;

* закреплять знания об артикуляционных особенностях звука «А»;

* автоматизировать звук «А» изолированно, в слогах и в словах.

Коррекционно-развивающие задачи:

* развивать фонематические процессы;

* развивать внимание и память;

* развивать мелкую моторику рук.

* развивать силу голоса и интонационную выразительность речи;

* развивать речевое дыхание детей

Коррекционно-воспитательные задачи:

* воспитывать навыки инициативности и самостоятельности;

* воспитывать активность и внимательность на занятии.

Оборудование: кукла, зеркало, ленточка, большой красный круг, цветок, трубочка для коктейля, картинка с буквой А, фасоль, чудесный мешочек с картинками (аист, апельсин, бант, шарф, лиса, машина).

Содержание занятия

Организационный момент.

К нам сегодня в гости пришла кукла Аня. Она хочет посмотреть, как ты занимаешься, и приготовила для тебя несколько заданий.

Какой первый звук в имени нашей гостьи? («А»). Сегодня мы с тобой продолжим учиться красиво и правильно произносить звук «А» изолированно и в словах.

2. Массаж.

* Массаж губ: поглаживание, спиралевидное растирание, растирание пилением, спиралевидное разминание, вибрация.

* Массаж языка: поглаживание от корня до кончика, круговое растирание боковых краев, кончика языка, пощипывание боковых краев и кончика, вибрация поколачиванием.

* Массаж мягкого нёба: продольное поглаживание, круговое растирание.

Мимическая гимнастика.

Наша гостья загрустила, давай ей улыбнемся и подмигнем.

4. Артикуляционная гимнастика.

А теперь давай расскажем Ане интересную сказку. Возьми зеркало, посмотри на себя, улыбнись, начинаем нашу сказку о Веселом Язычке.

Жил-был Веселый Язычок. Жил он в своем домике, открыл он дверь вот так (показ) - рот открыть и закрыть. Потом он вышел на улицу, посмотрел вниз, посмотрел вверх - язык тянуть к носу, к подбородку (упр. «Качели»). Решил он построить около дома «заборчик» (зубы обнажены, губы растянуты) и смастерить дудочку (упр. «Трубочка»). Потом захотел немного отдохнуть и покататься на качелях (упр. «Качели»). Скрылось солнце за горой, Язычок пошел домой. Сладко зевнул (рот широко открыт) и уснул.



Наши рекомендации