Исторические упоминания врачевания в Древнем Египте

Древнейшие сведения о врачевании

Долгое время единственными источниками по истории Древнего Египта и его медицины были сведения греческого историка Геродота, египетского жреца Манефона, изложенные на древнегреческом языке, а также произведения греческих писателей Диодора, Полибия, Страбона, Плутарха и др. Впервые о существовании медицинских трактатов в Древнем Египте говорится в записи на стене гробницы Уаш-Птаха - главного архитектора царя V династии Неферирка-Ра (ХХV в. до н. э.). В этой же надписи приводится клиническая картина скоропостижной смерти архитектора, которая, по современным представлениям, напоминает инфаркт миокарда или инсульт мозга.

Упоминания XIX века н.э.

Изучение древнеегипетских текстов началось после того как французский ученый Ж. Ф. Шампольон разгадал тайну египетского иероглифического письма. Первое сообщение об этом было сделано 27 сентября 1822 г. перед собранием ученых Франции. Этот день принято считать днем рождения науки египтологии.

Открытие Шампольона было связано с изучением надписей на Розеттском камне, найденном офицером наполеоновской армии в 1799 г. при рытье окопов у города Розетта в Египте. [2]

Связь мифологии и врачевания в Древнем Египте

Главными богами врачевания считались бог мудрости Тот и богиня материнства и плодородия Исида. Тот изображался в виде человека с головой птицы ибис или воплощался в образе павиана. Ибис, павиан олицетворяли в Древнем Египте мудрость. Тот создал письменность, математику, астрономию, религиозные обряды, музыку и что особенно важно - систему лечения болезней природными средствами. Ему приписываются самые древние медицинские трактаты.

Исида считалась создательницей магических основ врачевания и покровительницей детей. Лекарства с именем Исиды даже упоминаются в трудах древнеримского врача-фармацевта Галена.

У древнеегипетской медицины были и другие божественные покровители: могучая львиноголовая богиня Сохмет, защитница женщин и рожениц; богиня Тауэрт, изображавшаяся в виде самки гиппопотама. [3]

Исторические упоминания врачевания в Древнем Египте - student2.ru Исторические упоминания врачевания в Древнем Египте - student2.ru

Рис. 1 Рис. 2

Богиня материнства Бог мудрости Тот

И плодородия Исида

Обучение врачеванию в Древнем Египте

Передача медицинских знаний в Древнем Египте была тесно связана с обучением иероглифическому письму в специальных школах при храмах. В этих заведениях царила строгая дисциплина и в ходу были телесные наказания.

В крупных храмах городов Саис и Гелиополь существовали высшие школы, или Дома жизни.
Образованного человека, а врач должен был быть таковым, египтяне называли «знающий вещи»,
поэтому наряду с медициной в них обучали математике, архитектуре, ваянию, астрономии, а также тайнам магических культов и обрядов.

Во времена Геродота в египетские школы принимали хорошо подготовленных состоятельных иноземцев, что способствовало широкому распространению медицинских знаний древних египтян в других странах древнего мира. Впоследствии выдающиеся философы и писатели античного мира отмечали историческое значение культуры древнего Египта для становления древнегреческой культуры. [2]

Папирус Эберса

Обнаруженный в Фивах в 1872г., папирус Эберса представляет собой медицинскую энциклопедию древних египтян. В нем содержится более 900 прописей лекарств для лечения болезней желудочно-кишечного тракта, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, нарушений слуха и зрения, разного рода инфекционных процессов и глистных инвазий. Папирус склеен из 108 листов и имеет длину 2,5м.

Египетские врачеватели пользовались мазями, пластырями, примочками, микстурами, клизмами и другими лекарственными формами. Основами для приготовления лекарств служили молоко, мед, пиво, вода священных источников, растительные масла. Некоторые прописи содержали до 40 компонентов, многие из которых не удается пока идентифицировать, что затрудняет их изучение.

В состав лекарств входили растения (лук, гранат, алоэ, виноград, финики, снотворный мак, лотос, папирус), минеральные вещества (сера, сурьма, железо, свинец, алебастр, сода, глина, селитра), а также части тела различных животных.

Вот пример прописи мочегонного средства: пшеничной крупы - 1/8,плодов шед -1/8, охры - 1/32, воды - 5частей. Готовить лекарство рекомендовалось ночью и пить четыре дня. Прием некоторых лекарств сопровождался магическими обрядами в виде заклинаний и заговоров. [4]


Исторические упоминания врачевания в Древнем Египте - student2.ru

Рис.3 Папирус Эберса

Папирус Смита

Папирус Эдвина Смита — один из наиболее важных медицинских текстов Древнего Египта. Один из старейших образцов древней медицинской литературы. Этот папирус датируется XVI веком до н. э. Основан на материалах, накапливавшихся в течение тысячи лет. Документ охватывает 22 страницы. В нем рассматриваются 48 травматических случаев, каждый с описанием физического обследования, лечения и прогноза.

Папирус назван в честь американского археолога Эдвина Смита, который добавил этот папирус в свою коллекцию в 1862 году, купив его у продавца в Луксоре по имени Мустафа Ага. Хотя осознавал важность документа, он его не публиковал. Он умер в 1906 году, оставив его своей дочери, а она передает его Нью-Йоркскому историческому обществу. Организация дала задание Джеймсу Брэстеду перевести его. Эту задачу он выполнил в 1930 году. В 1938 году папирус был направлен в Бруклинский музей, а в 1948 он был переведен в Нью-Йоркскую академию медицины, где он и остается. Папирус был выставлен впервые в 1948 году в музее Метрополитен в Нью-Йорке с 13 сентября 2005 года по 15 января 2006 года. Одновременно с выставкой, куратор музея Джеймс П. Аллен подготовлен совершенно новый перевод папируса, который был включен в каталог выставки.

Хирургические процедуры в папирусе вполне рациональны хотя там и описываются магические заклинания против чумы. Текст начинается с лечения травмы головы, затем следует лечение травм шеи, рук и туловища, и там текст обрывается. Описываются следующие процедуры: закрытие раны со швами (для ран губ, горла и плеча), профилактика и лечение инфекции с медом, и остановка кровотечения сырым мясом. Об использовании магии написано в единственном случае (случай 9). Папирус также описывает анатомические наблюдения. Он содержит первое известное описание черепных швов, мозговой оболочки, внешней поверхности мозга, спинномозговой жидкости и внутричерепных пульсаций. Однако физиологические функции органов и сосудов остаются полной загадкой для древних египтян.

Имхотеп, который считается основателем египетской медицины, вероятно, первый автор текста, который датируется 3000-2500 г. до н. э., с пояснительными примечаниями, добавленными несколько веков спустя. К сожалению, рукопись осталась незавершенной, разрывется в середине предложения с оставшейся пустой большой площадью папируса в конце. Начало и конец оригинала утеряны, имя автора не упоминается. [5]

Исторические упоминания врачевания в Древнем Египте - student2.ru

Рис. 4 Папирус Смита


Наши рекомендации