З.оргаиизация лечебно-диагностического процесса
3.1.Дневной стационар осуществляет свою деятельность на основе преемственности с другими лечебно-профилактическими учреждениями.
3.2.Продолжительность лечения больного определяется лечащим врачом в соответствии с заболеванием и его состоянием.
3.3.Медицинский отбор больных на лечение, медицинскую реабилитацию или обследование в дневной стационар проводится лечащим врачом по согласованию с заведующим женской консультацией.
3.4. Врач дневного стационара через день осматривает пациентов, выполняет диагностические и лечебные процедуры, составляет и корректирует индивидуальную программу реабилитации.
Динамика состояния, эффективность лечения и выполнения программы реабилитации отражаются врачом в медицинской карте амбулаторного больного через день (при необходимости чаще).
3.5.При ухудшении состояния здоровья больного и необходимости круглосуточного медицинского наблюдения, больной незамедлительно переводится в соответствующее отделение больницы для круглосуточного пребывания.
3.6.Экспертиза временной нетрудоспособности. 3.6.1. Листок нетрудоспособности, справка о временной нетрудоспособности выдается и продлевается в соответствии с действующей Инструкцией, как при амбулаторном лечении. 3.7. Порядок госпитализации:
Госпитализация больных и беременных в дневной стационар амбулаторно-поликлинического учреждения осуществляется акушерами-гинекологами амбулаторных и специализированных приемов по согласованию с заведующей женской консультации, и записью в амбулаторной карте.
3.8. Показания к направлению в дневной стационар женской консультации:
3.8.1. Необходимость проведения больным сложных
диагностических исследований и лечебных мероприятий, требующих определенной подготовки:
3.8.1.1. Киста бартолиниевой железы (N 75.0) Бартолинит гнойный (N 75.8)
-Цистэктомия с последующим дренированием ложа кисты. 3.8.1.2.Фибромиома матки (симптомная) Гиперплазия эндометрия (N 85.0) Полип тела матки (N 84.0)
Кровотечения менструальные обильные и частые (N 92) Кровотечения в постменопаузальном периоде (N 95) -Фракционное выскабливание цервикального канала и полости матки или вакуум-аспирация.
3.8.1.3. Полипы шейки матки (N84.1) Полипы влагалища (N 84.2) Полипы вульвы (N 843)
-Полипэктомия с последующим фракционным выскабливанием цервикального канала и полости матки, диатермопунктура. 3.8.1.4.Язва влагалища (N 76.5) Язва вульвы (N 76.6)
-Биопсия из краев раны, влагалищные ванночки и тампоны. 3.8.2.Необходимость введения парентеральными способами фармакотерапевтических средств в течение дня через определенные промежутки времени:
3.8.2.1. Аднексит острый (N 70.0)
3.8.2.2. Обострение хронического аднексита (N70.1)
3.8.2.3. Угрожающий аборт (N 20.0)
3.8.2.4. Токсикоз 1 половины беременности легкой и средней ст.
Организация работы и функции ВКК по вопросам медицинской реабилитации и экспертизы.
ВКК организуется в лечебно-профилактических учреждениях ( больницах, поликлиниках, диспансерах, женских консультациях и др.) в составе председателя ( заместитель главного врача по медицинской реабилитации и экспертизе трудоспособности, а при отсутствии – заместитель главного врача поликлиники по медицинской части или главврач), и членов – заведующего соответствующим отделением и лечащего врача. При необходимости на заседания ВКК могут привлекаться соответствующие специалисты данного или других лечебных учреждений, сотрудники кафедр медицинских университетов усовершенствования врачей.
На ВКК больные направляются лечащим врачом, заведующим отделением или доверенным врачом профсоюзной организации.
График работы ВКК составляется с учетом обеспечения максимальной возможности представления больных лечащим врачом и заведующим отделением.
Основные функции ВКК:
1) Консультации больных в сложных и конфликтных случаях экспертизы трудоспособности. ВКК принимает решение только после осмотра больного, изучения медицинской карты амбулаторного или стационарного больного, данных обследования, условий и характера труда, профессии. ВКК высказывает мнение об обоснованности диагноза, лечения, своевременности использования реабилитационных средств и о возможности восстановления здоровья и работоспособности. При необходимости ВКК направляет больных на дообследование в диагностические центры, на консультацию и лечение в специализированные учреждения или в реабилитационные центры;
2) Контроль за обоснованностью выдачи и продления листков нетрудоспособности в ранние сроки.
3) Обязательные плановые освидетельствования длительно болеющих в сроки 1, 2, и № с половиной месяца от начала временной нетрудоспособности с целью контроля обоснованности диагноза, лечения, своевременности использования реабилитационных средств, тактика ведения больного, сроков временной нетрудоспособности, определения трудового прогноза, показаний к проведению дальнейшей реабилитации и направлению на МРЭК;
4) Своевременное выявление лиц, нуждающихся в реабилитации и направление больных и инвалидов для проведения реабилитационных мероприятий.
5) Формирование индивидуальной программы с учетом оптимизации условий труда больных, не являющихся инвалидами.
5.1) лицам с частичной временной нетрудоспособностью.
5.2) лицам с незначительной стойкой утратой нетрудоспособности, не нуждающимся в направлении на МРЭК.
5.3) длительно и часто болеющим.
5.4) в других необходимых случаях.
6) Выдача и продления листка нетрудоспособности в специальных случаях:
6.1) для специального лечения в другом городе.
6.2) для отпуска на санаторно-курортное лечение.
6.3) доплатного листка нетрудоспособности при частичной временной нетрудоспособности вследствие туберкулеза или профессионального заболевания.
6.4) продление листка нетрудоспособности при амбулаторном лечении или по уходу за больным ребенком свыше 10 дней и в исключительных случаях за взрослым свыше 3 дней.
6.5) обмен в установленном порядке справок и заключений о временной нетрудоспособности на листок нетрудоспособности после предварительного рассмотрения каждого случая и выполнения оснований для обмена.
7) Направление на освидетельствование в медико-реабилитационные экспертные комиссии (МРЭК) в следующих случаях:
7.1) длительно болеющих – независимо от клинического и трудового прогноза – не позднее 4 месяцев со дня наступления непрерывной нетрудоспособности или не позднее 5 месяцев нетрудоспособности общей сложности за последние 12 месяцев по поводу заболеваний, а при туберкулезе не позднее 6 месяцев непрерывной нетрудоспособности или не позднее 3 месяцев в общей сложности в течение последних 12 месяцев при повторном заболевании туберкулезом.
7.2) работающих лиц признаками инвалидности – любые сроки от начала нетрудоспособности ( после выяснения прогноза).
7.3) больных с детства и лиц пенсионного возраста при наличии признаков инвалидности.
7.4) инвалидов для очередного переосвидетельствования.
7.5) больных и инвалидов для определения степени утраты профессиональной работоспособности в следствие увечья или иного повреждения здоровья, связанного с работой.
7.6) инвалидов для определения показаний для обеспечения спецавтотранспортом.
7.7) лиц, потерявших профессиональную трудоспособность из-за трудовых увечий и профессиональных заболеваний при необходимости возмещения ущерба.
7.8) для изменения причины инвалидности при наличии соответствующих документов.
8) Выдача заключений ВКК по различным вопросам:
8.1) о необходимости предоставления академического отпуска или перевода на другой факультет по состоянию здоровья студентам высших и средних учебных заведений, ПТУ и др.
8.2) об освобождении от выпускных экзаменов учеников общеобразовательных школ, гимназий и лицеев.
8.3) о наличии права на предоставление дополнительной или отдельной жилплощади.
8.4) других заключений по запросам органов исполнительной власти, общественных организаций и др.
Данные освидетельствования больного и решение ВКК записывается в первичных документах, а также в книге записей заключений ВКК ( уч.ф. 035/у) и подписывается председателем и членами ВКК. В необходимых случаях заключение ВКК оформляется на соответствующей справке-заключении.
ПОЛОЖЕНИЕО МЕДИКО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ ЭКСПЕРТНЫХ КОМИССИЯХ
(Утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь N 801 от 31.12.92 г.)
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Медико-реабилитационные экспертные комиссии* в соответствии с законодательством республики Беларусь проводят экспертизу ограничения жизнедеятельности граждан, а также составляют индивидуальные программы реабилитации и осуществляют контроль за их выполнением.
2. Комиссии находятся в непосредственном подчинении управлений здравоохранения исполкомов областных и Минского городского Советов народных депутатов, которые организуют их работу по территориальному принципу: областные, центральная городская в г. Минске, городские, районные,
межрайонные, специализированные.
3. Финансирование расходов на содержание комиссий осуществляется за счёт ассигнований, предусмотренных в бюджетах областей и г. Минска на
охрану здоровья. Распорядителем кредитов является главный эксперт области (г. Минска) по медико-социальной экспертизе и реабилитации.
4. Комиссия является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и штамп со своим наименованием.
ОРГАНИЗАЦИЯ КОМИССИЙ
5. Комиссии создаются, реорганизуются и ликвидируются областными (Минским городским) Советами народных депутатов или в порядке, установленном этими Советами. 6. Формирование сети районных, межрайонных, городских комиссий проводится в зависимости от количества обслуживаемого ими населения (как правило на район создаётся одна комиссия), в области могут создаваться и
специализированные комиссии.
В каждой области создаётся одна областная, в г. Минске - центральная городская комиссия.
При необходимости Министерством здравоохранения организуется республиканская комиссия.
7. В структуру областных и Минской центральной городской комиссий
входят 2-3 состава. В каждом составе обязаны быть 3 врача-реабилитолога-эксперта: терапевт, хирург, невропатолог, один из которых назначается председателем состава, а также старшая медсестра, медрегистратор (оператор ЭВМ). Кроме того, в штат включаются врачи-реабилитологи-эксиерты следующих специальностей: педиатр, окулист, психиатр и другие узкие специалисты и врач-статистик (в зависимости от объема работы), а также другой персонал: юрист-консульт, главный бухгалтер, бухгалтер-кассир, инспектор по кадрам, водитель, уборщица и гардеробщица.
В состав районных и межрайонных, городских комиссий входят 3 врача-реабилитолога-эксперта: терапевт, хирург, невропатолог, а также методист-реабилитолог, старшая медсестра, медрегистратор (оператор ЭВМ).
В состав комиссии специализированного и смешанного профилей входят 2 врача, специальности которых соответствуют профилю комиссии, а также терапевт или невропатолог, методист-реабилитолог, старшая медсестра, мед-регистратор (оператор ЭВМ).
Комиссии для проведения медико-социальной экспертизы могут привлекать консультантов по медицинским и другим вопросам с почасовой оплатой труда, а также представителей общественных организаций.
8. Руководство работой комиссий в областях и г.Минске осуществляет главный эксперт области (г.Минска) по медико-социальной экспертизе и реабилитации, который является также председателем одного из составов областной (Минской центральной городской) комиссии-и назначается управлением здравоохранения исполкома областного (Минского городского) Совета
народных депутатов.
9. Председателем комиссии назначается один из врачей, который входит в ее состав, который организует, обеспечивает работу комиссии и несёт персональную ответственность за её деятельность.
ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА КОМИССИИ
10. Областные и Минская центральная городская комиссии:
осуществляют организационно-методическое руководство и контроль за деятельностью городских, районных, межрайонных и специализированных комиссий; анализируют состояние медико-социальной экспертизы и реабилитационной работы в областях и г. Минске и причины инвалидности, взаимодействуют с соответствующими органами при распределении мероприятий по профилактике инвалидности и социальной защите инвалидов, принимают участие в создании специализированных рабочих мест для инвалидов, ежеквартально анализируют результаты своей работы, представляют отчеты в порядке подчиненности; проводят повторное освидетельствование. лиц по направлению городских, районных, межрайонных, специализированных комиссий, а также лиц, которые обжаловали решения указанных комиссий, и в случае необоснованности этих решений отменяют их;
в сложных случаях направляют больных и инвалидов в Республиканский научно-практический центр экспертизы и реабилитации инвалидов, на Республиканский межведомственный экспертный совет по установлению причинной связи заболевания с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС или на Республиканскую межведомственную комиссию по установлению причинной связи инвалидности с нахождением на фронте участников Великой Отечественной войны;
проводят освидетельствование инвалидов с целью определения их потребностей в специальных транспортных средствах;
вводят в практику работы комиссий научные принципы и методы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;
принимают меры по повышению квалификации работников комиссий.
11. Городские, районные, межрайонные и специализированные комиссии:
устанавливают степень ограничения жизнедеятельности больных, причину и время наступления инвалидности; определяют степень утраты профессиональной трудоспособности (в процентах) лицами, которые получили травму или другое повреждение здоровья, связанное с исполнением ими трудовых обязанностей, а также потребность их в дополнительных видах помощи;
устанавливают причинную связь смерти инвалида с производственной травмой, профессиональным заболеванием, ранением на фронте, и другими причинами для решения вопроса о назначении пенсии и компенсации ущерба членам семьи умершего;
составляют индивидуальные программы реабилитации с указанием объёма, порядка и последовательности медицинской, социально-бытовой и профессиональной реабилитации и контролируют их выполнение;
анализируют ежеквартально показатели своей работы, составляют отчеты о работе и представляют информацию по требованию вышестоящих органов;
участвуют в проведении конференций, совещаний, семинаров по вопросам профилактики инвалидности, медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов совместно с лечебными учреждениями, профсоюзными организациями;
обследуют совместно со службой занятости предприятия по вопросам
трудоустройства инвалидов, участвуют в установлении квоты бронирования
рабочих мест для инвалидов;
оказывают консультативную помощь лечебно-профилактическим учреждениям в решении вопросов медико-социальной экспертизы, контролируют проведение экспертизы временной нетрудоспособности и медицинской реабилитации;
выдают удостоверение инвалида при установлении впервые группы инвалидности;
заполняют соответствующие графы удостоверения при продлении срока инвалидности или изменения группы (причины) инвалидности.
12. Комиссии имеют право:
получать от органов и учреждений здравоохранения, администраций предприятий, учреждений, организаций и других субъектов хозяйствования введения, необходимые для работы комиссии, в том числе данные о характере и условиях труда лиц, которые проходят освидетельствование. Должностные лица несут установленную законодательством ответственность за выдачу информации, которая является коммерческой тайной субъекта хозяйствования;
направляют лиц, которые проходят освидетельствование, в лечебно-профилактические учреждения для уточнения диагноза и восстановительного лечения; посещать в установленном порядке предприятия, учреждения, организации и другие субъекты хозяйствования, осматривать места работы, работе и служебные помещения, знакомиться с отчетами, статистическими и другими ими материалами по вопросам деятельности комиссий.
ПОРЯДОК ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ ГРАЖДАН В КОМИССИЯХ
13. Освидетельствование граждан проводится по месту жительства или месту прикрепления их к лечебно-профилактическому учреждению по на правлению соответствующего лечебно-профилактического учреждения (врачебно-консультативной реабилитационной комиссии).
14.Комиссии проводят освидетельствование граждан, в том числе детей до 16 лет, в тех случаях, когда законодательство связывает с установлением инвалидности предоставление прав на социальную помощь или освобождение от исполнения соответствующих обязанностей, и в других случаях, пред
усмотренных действующим законодательством.
15. Направление граждан на медико-социальную экспертизу осуществляется после проведения диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий. Лица, которые направляются на комиссию в период временной нетрудоспособности, проходят освидетельствование вне очереди на всех этапах экспертизы.
16. Комиссии проводят выездные заседания в лечебно-профилактических учреждениях.
17. Когда больной не может явиться в комиссию по состоянию здоровья согласно заключения лечебно-профилактического учреждения, освидетельствование проводится дома или в стационаре, где он находится на лечении:
при невозможности организовать выездное заседание комиссии экспертное решение в исключительных случаях может приниматься заочно.
По лицам, которые находятся на длительном стационарном лечении за пределами Республики Беларусь, может выноситься экспертное решение областной, Минской центральной городской и республиканской комиссиями заочно по представлению документов из лечебно-профилактического учреждения.
18. Комиссии проводят заседание в полном составе и принимают решение после коллегиального обсуждения результатов освидетельствования.
Данные экспертного освидетельствования и решение комиссии заносятся в протокол заседания и акта освидетельствования комиссии, которые подписываются председателем, остальными членами комиссии и заверяются печатью.
Когда председатель или некоторые члены комиссии не согласны с принятым решением, в акт освидетельствования заносится их особое мнение и акт в 3-х дневный срок представляется в областную, Минскую центральную городскую комиссии, которые принимают решение по этому вопросу.
Решения областных и Минской центральной городской комиссий (в том числе и при освидетельствовании в сложных случаях, в порядке контроля или обжалования и в других случаях) принимаются большинством голосов членов комиссий. При равенстве голосов голос председателя комиссии является решающим. Член комиссии, не согласный с принятым решением, выражает свое особое мнение в письменном виде, которое прилагается к делу.
19. Датой установления инвалидности считается день поступления в комиссию документов, необходимых для освидетельствования больного.
20. Справки с решением о группе, причине инвалидности, сроке повторного освидетельствования комиссии направляют в органы пенсионного обеспечения (отдел социального обеспечения исполкома Совета народных депутатов, облвоенкомат, управление внутренних дел облисполкома, управление
государственной безопасности облисполкома) и по месту работы. Индивидуальная программа реабилитации выдается комиссией инвалиду.
Формы документов, которые используются в работе комиссий, утверждаются Министерством здравоохранения по согласованию с соответствующими министерствами и ведомствами.
21. Лица, виновные в вынесении неумышленно неправильного решения,
незаконной выдаче документов комиссий, несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством,
СРОКИ ПОВТОРНОГО ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ И ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ РЕШЕНИЙ КОМИССИЙ
22. При нестойких обратимых морфологических изменениях и нарушениях функций органов и систем-организма в целях наблюдения за эффективностью лечения и проведенных реабилитационных мероприятий, состоящем здоровья и степенью социальной адаптации проводится периодическое повторное освидетельствование инвалидов.
Повторное освидетельствование инвалидов первой группы проводится один раз в 2 года, инвалидов второй и третьей группы - один раз в год, а детей-инвалидов, бывших воинов-интернационалистов и инвалидов из числа лиц, которые пострадали в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС - в другие сроки, предусмотренные действующими нормативными актами. Инвалидность устанавливается до первого числа месяца, следующего за тем месяцем, на который назначено очередное повторное освидетельствование.
23. При стойких необратимых морфологических изменениях и нарушениях функций органов и систем организма, невозможности улучшения течения заболевания и социальной адаптации по причине неэффективности проведенных реабилитационных мероприятий инвалидность устанавливается без указания срока повторного освидетельствования после 3-х лет наблюдения в комиссии.
Инвалидность устанавливается также бессрочно по анатомическому дефекту, когда отсутствуют показания для медицинской ребилитации.
Повторное освидетельствование инвалидов раньше чем в указанные сроки проводятся при изменении ограничения их жизнедеятельности или при выявлении фактов необоснованного решения комиссии.
Повторное освидетельствование инвалидов - мужчин старше 55 лет и женщин старше 50 лет - проводится только по их заявлению или в случае принятия комиссией решения на основе подложных документов.
24. При несогласии освидетельствуемого с решением городской, районной межрайонной, специализированной комиссией он имеет право на протяжении месяца подать письменное заявление о своем несогласии в областную (Минскую центральную городскую) комиссию или в комиссию, в какой он проходил освидетельствование. Комиссия, которая проводила освидетельствование, в 3-х дневный срок со дня получения заявления направляет все имеющиеся документы вместе с заявлением на рассмотрение областной (Минской центральной городской) комиссии, которая не позже чем за месяц со дня подачи заявления проводит повторное освидетельствование больного и выносит решение по данному вопросу сразу или после консультации в Республиканском научно-практическом центре экспертизы и реабилитации, Республиканском межведомственном экспертном совете по установлению причинной связи заболевания с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС или Республиканской межведомственной комиссии по установлению причинной связи инвалидности с нахождением на фронте участников Великой Отечественной войны, заключения которых для комиссии являются обязательными.
Решение областной, центральной городской комиссии может быть обжаловано в суде.