V. порядок организации работы родильного дома

V. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ РОДИЛЬНОГО ДОМА

Родильный дом - лечебно-профилактическая организация, обеспечивающая стационарную акушерско-гинекологическую помощь женщинам в период беременности, родов, в послеродовом периоде, при гинекологических заболеваниях, а также медицинскую помощь новорожденным детям. Здесь обеспечиваются надлежащее наблюдение и уход за здоровыми и оказание квалифицированной медицинской помощи заболевшим и недоношенным новорожденным до перевода их в детскую больницу.

ПОЛОЖЕНИЕ О РОДИЛЬНОМ ДОМЕ

Общие положения

1.4. Структура, профиль и мощность коечного фонда клинического ЛПУ устанавливаются вышестоящими органами управления здравоохранением исходя из существующей потребности населения в медицинской помощи.

1.6. Финансирование клинического ЛПУ осуществляется вышестоящим (по подчиненности) органом здравоохранения с учетом выделения дополнительных ассигнований (не менее 30%) на медицинское оборудование, медикаменты, перевязочные материалы и другие средства медицинского и хозяйственного назначения для обеспечения лечебного процесса.

1.7. Деятельность ЛПУ регламентируется Положением о лечебно-профилактическом учреждении, настоящим Положением и действующим законодательством.

2. Основные задачи и функции лечебно-профилактического учреждения

2.1. Основными задачами родильного дома являются:

2.1.1.Оказание квалифицированной медицинской помощи населению.

2.1.2.Обеспечивает исправную работу медицинской аппаратуры и оборудования, полноценное лечебное питание больных, наличие необходимых медикаментов, материалов для проведения лечебно-диагностического процесса.

2.1.3.Создает условия для повышения квалификации и переподготовки собственных медицинских кадров на рабочих местах и интернатуре.

3. Управление лечебно-профилактическим учреждением

3.1. Руководство ЛПУ осуществляется главным врачом.

3.2. Главный врач ЛПУ несет ответственность за организацию работы клинического ЛПУ.

3.3.Входит в состав больничного совета.

3.4.Проводят плановые обходы, консультируют больных и определяют планы и тактику дальнейшего их обследования и лечения.

3.5. Обязанности персонала клинического ЛПУ определяются должностными инструкциями.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОМЕЩЕНИЯМ РОДИЛЬНОГО ДОМА

1.Родильные дома являются лечебно-профилактическими учреждениями, предназначенными для оказания населению стационарной помощи. Они могут проектироваться в комплексе с женской консультацией, перинатальным центром.

2.Родильные дома - специализированные стационарные учреждения, оказывающие медицинскую помощь беременным, роженицам, родильницам, новорожденным, гинекологическим больным (при наличии гинекологического отделения).

3. Мощность и структура РД определяются потребностью населения обслуживаемой зоны в основных видах стационарной акушерско-гинекологической и перинатальной помощи. В зависимости от района обслуживания РД (отделения больниц) подразделяются на перинатальные центры:

- районные (I уровень);

- межрайонные и городские (II уровень);

- областные (III уровень);

- республиканские (IV уровень).

Самостоятельными типами РД являются РД не входящие в состав многопрофильных больниц.

4. В составе РД могут быть следующие структурные подразделения:

- приемные отделения и помещения выписки, специализированные боксы;

- палатные отделения акушерских стационаров, родовые отделения;

- операционные блоки;

- отделения гемодиализа;

- отделения гипербарической оксигенации;

- отделения анестезиологии и реанимации, реанимации и интенсивной терапии;

- отделения (кабинеты) функциональной диагностики;

- отделения (кабинеты) эндоскопические;

- специализированные лечебные помещения;

- отделения (кабинеты) физиотерапии, отделения (кабинеты) лечебной физкультуры;

- рентгеновские отделения;

- клинико-диагностические лаборатории;

- центральные стерилизованные отделения;

- аптеки;

- службы приготовления пищи;

- прачечные;

- дезинфекционные отделения;

- служебные и бытовые помещения;

- складские помещения;

- отделения скорой медицинской помощи;

- помещения профильных НИИ и клинических кафедр.

Палатные отделения

1. Палатные отделения являются основным функциональным структурным элементом стационарных лечебных учреждений. В них осуществляется диагностика заболеваний, лечение, наблюдение и уход за пациентами.

2. Основными типами палатных отделений являются:

- инфекционные отделения (для взрослых и детские);

- инфекционные отделения;

- акушерские отделения.

3.В многопрофильных больницах детские отделения мощностью 60 и более коек и акушерские отделения рекомендуется размещать в отдельно стоящих зданиях. Инфекционные и туберкулезные отделения размещаются только в отдельных зданиях.

4. Палатные отделения, как правило, состоят из двух палатных секций и общих помещений, расположенных между секциями. К общим помещениям отделения относятся лечебные и диагностические кабинеты, столовая с буфетной, служебные помещения.

5. Палатная секция представляет собой изолированный комплекс палат и лечебно-вспомогательных помещений, предназначенных для больных с однородными заболеваниями. Количество коек в палатной секции должно быть, как правило, не менее 20 и не более 30 (кроме психиатрических) и определяется заданием на проектирование в соответствии с профилем отделения.

При входе в специализированную палатную секцию, в палатную секцию в акушерских стационарах, отделениях новорожденных в детских больницах и инфекционных отделениях следует предусматривать шлюз.

6. Количество палат на 1 койку рекомендуется принимать в обсервационном акушерском отделении, отделении патологии беременности не менее 15%, в прочих отделениях - 7% количества коек в отделении. Количество палат на 2 койки в указанных отделениях должно составлять не менее двух палат на 2 койки в каждой секции. Соотношение палат различной коечности может быть изменено по заданию на проектирование при соответствующем обосновании. Палаты для взрослых следует проектировать со шлюзом и санузлом (уборная, умывальник, душ).

7. В обсервационном отделении основной структурной единицей палатного отделения может быть не палата, а бокс, полубокс или боксированная палата.

При использовании боксов предусматривается возможность полной изоляции больных (боксы предусматриваются на 1-2 койки). Больной не выходит из бокса до выписки, покидая его через наружный выход с тамбуром. Через наружный выход бокса больного перевозят также на исследования и лечение в специализированные кабинеты или боксы, также имеющие наружные входы. Вход персонала в боксы предусматривается из неинфекционного «условно чистого» коридора через шлюзы, где производится смена спецодежды, мытье и дезинфекция рук. Боксированные отделения обладают наибольшей маневренностью с пропускной способностью, что особенно важно для отделений с малой вместимостью.

Полубоксы отличаются от боксов тем, что не имеют наружного выхода. Полубоксы также предусматриваются на 1 или 2 койки. Режим полубоксированного отделения отличается от боксированного тем, что больные поступают в полубоксы из общего коридора отделения, через санитарный пропускник. Боксированные палаты отличаются от полубоксов отсутствием ванной и входом в уборную из шлюза.

8. В боксированных отделениях 25% коек рекомендуется располагать в боксах на 1 койку, остальные - в боксах на 2 койки.

В палатном обсервационном отделении основное количество коек рекомендуется располагать в боксированных палатах на 1-2 койки со шлюзом и санузлом. В каждой палатной секции следует предусматривать два полубокса на 1-2 койки.

9. В физиологических отделениях вместимость палат принимается не более 4 коек. Вместимость палат для детей до 1 года, а также для новорожденных в обсервационном акушерском отделении рекомендуется не более чем на 2 койки.

10. Процент боксирования в секциях для детей от 0 до 3 лет принимается 100%. Боксирование осуществляется путем шлюзования отсеков и организацией полубоксов для совместного круглосуточного пребывания матерей с детьми.

Для детей старше трех лет предусматривается 50% коек для круглосуточного совместного пребывания матерей с детьми или дневного совместного пребывания матерей с детьми.

11. В стенах и перегородках между палатами для детей в возрасте до 7 лет, а также в стенах и перегородках, отделяющих палаты от коридоров, следует предусматривать остекленные проемы.

В боксах обсервационных отделений следует предусматривать остекленные проемы из шлюзов в палаты, а также передаточные шкафы для доставки из шлюза в палату пищи, лекарственных средств и белья. В боксированных палатах эти шкафы организуются из коридора в палату.

12. Палатные отделения для неинфекционных больных подразделяются на отделения терапевтических профилей, хирургических профилей и специальные.

13. Доставка белья, медикаментов и пр. в палатные отделения предусматривается по «чистому» графику: эти материалы доставляются специальными лифтами. Для удаления отходов и использованных материалов предусматриваются самостоятельные «грязные» лифты.

Пища доставляется в буфетную специальным лифтом, в сопровождении персонала, а пищевые отходы удаляются другим, «грязным» лифтом, без сопровождения.

14. Количество коек на неотапливаемых верандах следует принимать равным 70% количества коек отделения.

Количество коек на отапливаемых верандах следует принимать равным 50% количества коек в отделении, в детских отделениях восстановительного лечения - 75%.

15. Количество посадочных мест в столовых следует принимать в отделениях послеродовых физиологических и патологии беременности равным 80%, в остальных отделениях - 60% количества коек в секции.

В детских отделениях столовую следует предусматривать только для детей старше трех лет.

16. Палатное отделение может быть линейным с одним или двумя коридорами, или центричным с расположением палат по периметру здания, при этом коридоры должны иметь торцовое освещение.

17. К планировке специализированных отделений ввиду особенности лечения, диaгностики и обслуживания больных предъявляются следующие особые требования:

В отделении выздоравливающих для активизации деятельности больных необходимо обеспечить: зоны и оборудование для физических занятий, трудотерапии, водных процедур, воздушных процедур, социокультурной деятельности, увеличение графиков движения пациентов.

Акушерские стационары

1. Стационарную акушерскую помощь населению оказывают в самостоятельных родильных домах или в родильных отделениях, входящих в состав больниц или медико-санитарных частей по территориальному принципу.

2. В родильный дом (отделение) подлежат госпитализации беременные, роженицы и родильницы (в случае родов вне лечебно-профилактического учреждения).

3. Госпитализация беременных женщин, страдающих экстрагенитальными заболеваниями, осуществляется в специализированных корпусах или в отделениях больниц по профилю патологии.

4. В состав самостоятельного родильного дома входят акушерские и гинекологические отделения, женская консультация, а также клинико-диагностическая лаборатория, рентгеновское отделение, отделение функциональной диагностики, центральное стерилизационное отделение, аптека, вспомогательные службы (пищеблок, прачечная, дезинфекционное отделение), служебно-бытовые помещения.

5. В случае, когда акушерско-гинекологические отделения входят в состав больницы, они обслуживаются соответственно больничными службами: клинико-диагностической лабораторией, рентгеновским отделением, отделением функциональной диагностики, центральным стерилизационным отделением и вспомогательными службами.

6. Гинекологическое отделение включается или не включается в структуру родильного дома в зависимости от задания на проектирование. При наличии в составе учреждения родовспоможения гинекологического отделения оно должно размещаться изолировано в отдельном блоке или отсеке здания.

7.Расчетное количество коек в акушерских отделениях равно сумме коек отделения патологии беременности, послеродового физиологического и обсервационного, составляющих 100% коек без учета коек новорожденных.

8. Архитектурно-планировочные особенности проектирования акушерских отделений и роддомов состоят в четком разделении помещений на группы:

- помещений приема;

- родового физиологического отделения;

- послеродового физиологического отделения;

- обсервационного отделения;

- отделения патологии беременности;

- помещения выписки.

9. Роженицы и беременные, поступающие в акушерское отделение, делятся в фильтре на два потока. Один поток составляют роженицы и беременные, направляющиеся в отделение патологии беременности и родовое физиологическое отделение, другой - в обсервационное отделение. При наличии гинекологического отделения для него предусматривается отдельный прием.

10. Родильницы с новорожденными из послеродового физиологического отделения и беременные из отделения патологии беременности составляют один поток выписывающихся, другой поток составляют родильницы с новорожденными, выписывающиеся из обсервационного отделения.

11. Пути движения беременных, рожениц и родильниц отделений физиологического и патологии беременности должны быть строго изолированы от путей движения рожениц и родильниц обсервационного отделения.

12. Наличие в проекте индивидуальных родовых в родовом физиологическом отделении определяется заданием на проектирование с учетом возможности обеспечения медицинским персоналом.

13. Для цикличности работы родового отделения помещения родового блока (предродовые, родовые, подготовительные персонала и малые операционные) должны быть разделены на 2 секции.

14. Для соблюдения цикличности при заполнении палат послеродового физиологического, обсервационного отделений и отделения новорожденных предусматриваются дополнительные «разгрузочные» или «резервные» палаты, составляющие 10% коечного фонда каждого отделения, в которые переводят матерей и новорожденных, задержанных в стационаре свыше 5-6 дней.

15. Послеродовое физиологическое отделение состоит из палат раздельного пребывания родильниц и новорожденных на 1-2 кровати и 1-2 кроватки и палат совместного пребывания родильниц и новорожденных на 1-2 кровати и 1-2 кроватки (в зависимости от задания на проектирование).

Совместное пребывание родильниц и новорожденных может предусматриваться только в послеродовом физиологическом отделении неспециализированного родильного дома (отделения).

16. Допускается размещать палаты новорожденных между палатами родильниц - так называемое приближенное расположение палат родильниц и новорожденных.

17. Выбор процентного количества послеродовых палат с совместным пребыванием родильниц и новорожденных в послеродовом физиологическом отделении зависит от местных условий: для районов IV климатической зоны предлагается брать 40% палат с совместным пребыванием родильниц и новорожденных, для II-III климатических зон - 60%.

18. Перед входом в палатную секцию предусматривается шлюз с организованным самостоятельным воздушным режимом. Все палаты для женщин предусматриваются со шлюзом, уборной и душем (с гибким шлангом). На входе из секции в отсек палат новорожденных предусматривают шлюзы.

19. В акушерском отделении количество палат и коек послеродовых отделений ориентировочно должно соответствовать количеству палат и коек отделений новорожденных (если мать лежит в однокоечной палате, то новорожденный ребенок ле­жит также в однокоечной палате и т.д.).

20. Количество коек для недоношенных детей и детей, родившихся с родовой травмой, должно равняться 15% от количества коек послеродового отделения. Все палаты для недоношенных новорожденных оборудуются кювезами.

21. В послеродовом отделении наряду с постами дежурных медицинских сестер для здоровых новорожденных выделяется пост для недоношенных детей и детей, родившихся с родовой травмой.

22. Обсервационные отделения следует размещать или в отдельном отсеке здания, изолированно, так как над ними не должны располагаться физиологические отделения и отделения патологии беременности, или над всеми отделениями.

23. Планировка отделения патологии беременности должна предусматривать возможность транспортировки беременных в родовое физиологическое отделение или обсервационное через их приемные отделения, а также выход для беременных этого отделения на прогулки в изолированный двор акушерского отделения (стационара).

24. В акушерском стационаре в отделении патологии беременности необходимо предусматривать кабинет пренатальной диагностики.

При родовых отделениях следует предусматривать помещения гипербарической оксигенации для родильниц и новорожденных.

25. Гинекологическое отделение устраивается по типу хирургических отделений и имеет в своем составе: самостоятельное приемное отделение и выписку, палатное отделение, операционный блок, палаты интенсивной терапии и послеоперационную палату, кабинеты электросветолечения, кабинеты для проведения внутриполостных процедур и т.д.

Гинекологическое отделение должно быть полностью изолировано от акушерских отделений.

26.В помещениях санитарной обработки рожениц приемного отделения кабины уборной, душевой и слива следует предусматривать без дверей.

27.Санитарные помещения родового блока необходимо располагать в непосредственной близости от родовой, но не в составе его.

28.Помещения индивидуальной родовой палаты и родовых палат предусматриваются с оборудованием для туалета новорожденного.

29.Палаты интенсивной терапии, располагаемые в родовом отделении для соблюдения полной тишины и защиты от резкого света, должны иметь шлюз и шторы на окна. Реанимационная для новорожденных предусматривается в родовом отделении.

Малая операционная для заменного переливания крови новорожденным располагается в родовом отделении.

30.Помещение для фототерапии новорожденных располагается в отделении новорожденных и предназначено для проведения лечения новорожденных, больных желтухой.

Вакцинация новорожденных производится непосредственно в палате новорожденных. Вакцина хранится в холодильнике под замком в помещении для хранения и разведения вакцины БЦЖ.

31.Палаты новорожденных должны быть отделены друг от друга и от коридоров остекленными перегородками, что обеспечивает хорошую изоляцию и дает возможность дежурной медсестре наблюдать за новорожденными.

32.В отделении (секции) недоношенных и травмированных новорожденных пре­дусматривается отсек на 8 кроваток (соответственно посту медицинской сестры). В отсеке перед входом в палаты предусматривается помещение шириной не менее 2 м, а также пост дежурной медицинской сестры, площадью 10 м2.

33.Сестринские посты отделений новорожденных крупных акушерских стационаров должны быть изолированы друг от друга и максимально удалены от санитарных комнат и буфетной.

34.При приближенном расположении палат родильниц и новорожденных между двумя материнскими палатами на 1 койку размещается палата новорожденных на 2 койки. Палаты совместного пребывания родильниц и новорожденных предусматриваются в послеродовом физиологическом отделении неспециализированного родовспомогательного учреждения.

35.В послеродовом физиологическом отделении помещения по заготовке молока располагаются смежно и состоят из помещений:

- сбора нестерильной посуды и мойки ее;

- стерилизации посуды и пастеризации грудного молока для послеродового физиологического отделения;

- хранения и выдачи молока.

В обсервационном отделении эти помещения представляются в следующем составе:

- сбора нестерильной посуды и мойки ее;

- хранения и выдачи молока.

Помещение для сцеживания грудного молока предусматривается только для послеродового физиологического отделения.

36.Родовой бокс обсервационного отделения, предусматриваемый для женщин с такими, например, заболеваниями, как сифилис, туберкулез и т.д., должен иметь наружный вход через тамбур и вход из обсервационного отделения из коридора через шлюз (с умывальником в шлюзе).

37.В отделении патологии беременности допускается приближенное расположение санитарных узлов (на 2 палаты 1 санитарный узел со шлюзом, душ предусматривается с гибким шлангом).

38.Столовая и помещение дневного пребывания предусматриваются в отделении патологии беременных. В этом же отделении для организации прогулок предусматривается вестибюль с гардеробной, имеющий самостоятельный выход. Для отделения патологии беременности необходимо иметь помещения электросветолечения.

39.Интерьер помещения для ожидания выписывающихся родильниц с новорожденными должен отразить торжественность момента встречи. Помещения выписки и ожидания должны располагаться cмежно с вестибюлем для посетителей.

40.Бактерицидными облучателями оборудуются приемно-смотровые помещения, предродовые палаты, родовые, операционные палаты, санитарные помещения, шлюзы при входе в отделения.

41.Предусматриваются помещения для хранения, разборки, упаковки (для транспортировки в прачечную) грязного белья: одно на акушерский стационар (без обсервационного отделения), другое - на обсервационное отделение. Эти помещения должны быть облицованы кафелем.

Операционный блок

1.Операционный блок - структурное подразделение больницы, состоящее из операционных и комплекса вспомогательных и обеспечивающих помещений, предназначенное для проведения хирургических операций.

2.Все операционные блоки делятся на общепрофильные и специализированные (травматологические, кардиохирургические, ожоговые, нейрохирургические и др.).

3.В состав помещений как общепрофильных, так и специализированных оперблоков входят септические и асептические отделения (операционные со вспомогательными и служебными помещениями). При этом вспомогательные помещения оперблока предусматриваются отдельно для асептической и септической операционной.

4. По признаку наличия одного отделения (асептического) или двух (асептического и септического) оперблоки делятся на асептические и комбинированные.

5. Количество операционных в оперблоке зависит от структуры, величины и профиля родильных отделений РД, хирургической активности, сложности и дли­тельности операций, времени пребывания оперированного больного на больничной койке, количества операционных дней и др.

Количество операционных в РД I и II уровней оказания перинатальной помощи следует принимать: одна операционная на каждые 30 коек, в РД III уровней - на 25. В РД IV (республиканского) уровня оказания перинатальной помощи при расчете числа операционных необходимо учитывать профиль акушерской и сопутствующей экстрагенитальной патологии. Количество операционных в РД республиканского уровня и клинических РД определяется в каждом конкретном случае заданием на проектирование.

6. Операционные следует проектировать на один операционный стол.

7. Количество операционных столов и типы операционных в специализированном операционном блоке зависят от типа и мощности структурных подразделений больничных учреждений и определяются заданием на проектирование.

8. Количество операционных в обсервационном отделении операционного блока принимается в зависимости от числа коек. Примерное соотношение операционных в обсервационном и физиологическом отделениях должно быть 1:3, но не менее одной обсервационной операционной на оперблок.

9. При количестве операционных свыше 6 рекомендуется предусматривать диспетчерский пост.

10. В основу архитектурно-планировочного решения операционного блока положено деление на непроходные асептическое (физиологическое) и обсервационное родильные отделения, рациональное зонирование внутренних помещений и пространства в соответствии с функциональным разделением его помещений на следующие зоны:

стерильная зона, включающая помещение операционных;

зона строгого режима:

- группа помещений подготовки персонала к операции, состоящая из предоперационных и гардеробных персонала для специальной и рабочей одежды;

- группа помещений подготовки больного к операции, состоящая из помещений подготовки больного к операции или наркозной;

-группа помещений для размещения аппаратуры и оборудования, предназначенного для обеспечения жизнедеятельности больных и состоящая из помещений аппарата искусственного кровообращения и аппарата для гипотермии;

- группа помещений послеоперационных палат, состоящих из собственно палат и помещений (пост) дежурной медицинской сестры;

- группа вспомогательных помещений, включая шлюз при входе при входе в операционную (при отсутствии наркозной); зона органического режима:

- группа помещений для диагностических исследований;

- группа помещений для подготовки к операции инструментов и оборудования, включая стерилизационную и центральную достерилизационную оперблока;

- комната центрального пульта мониторной системы для слежения за состоянием больного,

- помещения для обслуживания послеоперационых палат (мытья и дезинфекции суден, мытья и сушки клеенок и пр.);

- группа складских помещений, включающая помещения для хранения крови,

- помещение для хранения передвижного рентгеновского аппарата и фотолабораторию, кладовую наркозно-дыхательной аппаратуры, помещение приготовления дезинфицирующих сред;

11. Количество коек в послеоперационных палатах следует предусматривать по норме 2 койки на одну операционную. При наличии отделений анестезиологии и реанимации, итенсивной терапии, послеоперационные палаты не пре­дусматриваются, а их количество учитывается в коечности отделения анестезиологии и реанимации.

12. При отсутствии централизованного кондиционирования следует предусматривать помещение для местных кондиционеров, площадь которых определяется расстановкой оборудования.

13. Наиболее рациональным является размещение операционного блока в составе обособленного лечебно-диагностического корпуса, непосредственно примыкающего к палатному корпусу или соединяемому с ним утепленными переходами. Допускается размещение оперблока на верхнем этаже палатного корпуса.

14. Операционную для срочных операций при приемном отделении следует планировать в РД III и IV уровней. Для проведения экстренных акушерских и гинекологических операций в крупных перинатальных центрах следует предусматривать дополнительные дежурные операционные.

15. Послеоперационные палаты рекомендуется размещать в отдельном изолированном отсеке при операционном блоке, или в составе отделения анестезиологии и реанимации, или изолированно в составе родильного отделения.

16. Состав помещений операционных блоков, их мощность зависят от уровня и коечности РД, мощности и структуры его подразделений.

Структура учреждения

Независимо от того, является ли акушерский стационар самостоятельной организацией или родильным отделением больницы, в его составе должны быть следующие обязательные отделения:

1) приемно-пропускной блок (приемное отделение);

2) l-е (физиологическое) акушерское отделение;

3) 2-е (обсервационно-изоляционное) акушерское отделение (палаты);

4) отделение (палаты) патологии беременности;

5) отделение (палаты) для новорожденных детей в составе l-го и 2-го акушерских отделений.

6) гинекологическое отделение с собственным приемно-пропускным блоком.

Кроме того, в родильном доме обязательно должны быть:

- лаборатория;

- рентген-кабинет;

- кабинет УЗИ;

- физиотерапевтический кабинет;

- выписная комната;

- хозяйственная служба.

Определение коечной емкости отделений родильных домов (акушерских отделений больниц):

1. Отделение патологии беременных – 25-30% расчетного количества коек акушерских отделений родильных домов (больниц);

2. Родовое физиологическое отделение – 50-55% от общего числа акушерских коек, из них:

предродовые палаты – 12% расчетного количества коек послеродового физиологического отделения, но не менее 2 коек;

родовые палаты – 8% расчетного количества коек послеродового физиологического отделения, но не менее 2 коек;

палата интенсивной терапии – 1-2 койки;

послеоперационные палаты – 1 койка в акушерских отделениях родильных домов (больниц) расчетной вместимостью до 100 коек включительно, 2 койки при расчетной вместимости свыше 100 коек.

3. Послеродовое физиологическое отделение для родильниц и новорожденных:

послеродовые палаты – 50-55% расчетного количества коек акушерских отделений родильных домов (больниц);

послеродовые палаты(резервные) – 10% расчетного количества коек в послеродовых палатах отделения;

палаты для новорожденных – 110% расчетного количества коек в послеродовых палатах отделения.

4. Обсервационное отделение - 20-25% от общего числа акушерских коек, из них:

родовая палата – на 2 кровати;

родовой бокс – на 1 кровать;

послеродовые палаты – 20-25% расчетного количества коек акушерских отделений родильных домов (больниц);

послеродовые палаты (резервные) – 5-7% расчетного количества коек в послеродовых палатах;

палаты для новорожденных – 105-107% расчетного количества коек в послеродовых палатах отделения

Примечание: расчетное количество коек в акушерских отделениях родильных домов (больниц) равно сумме коек, указанных в пунктах 1,3.1и4.3.

5. Гинекологическое отделение - примерно 25-30% от общего числа коек; в обязательном порядке оно должно быть изолированным и иметь собственное приемное отделение.

По нормативам, на акушерские койки выделяется 60%, а на гинекологические - 40% всего коечного фонда родовспомогательных организаций. Однако в настоящее время отчетливо проявляются такие тенденции, как уменьшение рождаемости, рост экстрагенитальной патологии у беременных, увеличение числа патологических родов, нарастание количества младенцев, рождающихся недоношенными и с низкой массой тела. Все это часто вызывает необходимость пересмотра числа коек в перечисленных отделениях как в сторону увеличения, так и уменьшения.

В гинекологическом отделении имеется три профиля коек: для консервативного лечения больных, оперативного лечения и искусственного прерывания беременности.

Планировка родильного дома должна обеспечивать полную изоляцию женщин, поступивших для родоразрешения в различные отделения, при строгом соблюдении санитарно-гигиенических норм. В приемно-проnyскном блоке оборудуются отдельные смотровые для каждого акушерского отделения. В каждой смотровой комнате предусматривается специальное помещение для санитарной обработки поступающих женщин, оборудованное туалетом и душевыми. В вестибюле беременная или роженица снимает верхнюю одежду и проходит в помещение фильтра, где врач или акушерка решает вопрос, в какое из отделений роддома направить женщину. После этого проводится регистрация в «Журнале приема беременных и рожениц» (ф. № 002/у). Заполняется паспортная часть «Истории родов» (ф. № 096/у), производится общее обследование женщины: взвешивание, измерение роста, окружности живота, высоты стояния матки над лоном, определение положения и предлежания плода, выслушивание сердцебиения плода; определяются группа крови и резус-фактор.

После санитарной обработки женщина получает пакет со стерильным бельем и направляется в соответствующее отделение роддома.

В каждом акушерском отделении выделяются следующие структурные элементы:

1) родовой блок;

2) послеродовые палаты;

3) палаты (отделение) для новорожденных.

Родовой блок в своем составе имеет:

1) предродовую (10-12% количества коек в отделении);

2) родовую (родовой зал);

3) большую и малую операционные;

4) палату интенсивной терапии для новорожденных детей.

Операционные должны быть оборудованы всем необходимым для обработки разрывов промежности, ручного отделения последа, кесарева сечения, ампутации матки.

Первый туалет новорожденного, обработка глаз, измерение длины и массы тела ребенка про водятся акушеркой в родовом зале. Через 2-2,5 часа после нормальных родов женщина переводится в послеродовое отделение (палаты), новорожденный - в палату для новорожденных. Кроме этого в родильных домах имеются также палаты совместного пребывания матери и ребенка.

Число детских коек в отделении (палатах) новорожденных должно соответствовать числу материнских коек в послеродовом отделении. Из них 10-12% выделяется для недоношенных и ослабленных детей. Ежедневно данные наблюдения за ребенком вносятся врачом в «Историю развития новорожденного» (ф. № 097/у). Домой выписывают только здоровых детей. О дне выписки ребенка домой обязательно телефонограммой сообщают в территориальную детскую поликлинику. Глубоко недоношенных и больных детей переводят в специализированные детские отделения.

С целью снижения материнской и перинатальной смертности, улучшения качества обслуживания беременных в областных центрах и крупных городах организуются специализированные отделения для беременных женщин с сердечно-сосудистой патологией, диабетом, послеродовыми септическими заболеваниями и т. д.

Большое значение в нормальной деятельности акушерских стационаров и в профилактике гнойно-септических заболеваний беременных, рожениц, родильниц, среди новорожденных имеет соблюдение санитарно-гигиенических правил. В акушерских стационарах должны неукоснительно выполняться следующие требования:

· строгий отбор и своевременная изоляция больных женщин от здоровых при поступлении и во время пребывания в родильном доме (отделении);

· обязательная цикличность в заполнении детских и материнских палат;

· соблюдение всех санитарных требований, регулярная текущая и не реже 1 раза в год профилактическая санитарная обработка (полная дезинфекция) всего родильного дома (отделения);

· правильная организация ухода за родильницами и новорожденными;

· достаточная обеспеченность отделений бельем;

· соблюдение медицинским персоналом правил личной гигиены и регулярный врачебный контроль за здоровьем персонала.

Течение и исход родов должны фиксироваться в «Истории родов» и в «Журнале записи родов в стационаре», оперативные вмешательства - в «Журнале записи оперативных вмешательств в стационаре».

Алгоритм организации стационарной медицинской помощи роженицам в родовспомогательных ЛПО представлен на схеме 1.

Анализ помощи в родах предусматривает оценку оказания акушерской, анестезиологической, терапевтической, гематологической и медицинской помощи других узких специалистов. При возникновении экстренных акушерских ситуаций, требующих консультативной помощи необходима своевременная организации консилиумов и вызова специалистов по санитарной авиации (областной, республиканской).

Порядок госп<

Наши рекомендации