Психолого-психиатрическая служба
Психолого-психиатрическая служба – это система сил и средств, предназначенных для оказания психолого-психиатрической помощи пострадавшим при ЧС и проведения (планирование и организация) мероприятий, направленных на охрану здоровья, поддержание высокой работоспособности спасателей.
Характер необходимой помощи и ее объем, как правило, варьирует и, помимо медицинских, в значительной степени зависит от политических и социальных условий региона и района ЧС. Потребность в модулях психологической и психиатрической службы, которые должны быть задействованы в каждом случае, определяется применительно к конкретной обстановке, складывающейся в районе ЧС. Базисными элементами психологической и психиатрической службы в районе ЧС являются отделение психологической и психиатрической помощи, кабинет психологической и психиатрической помощи, консультативная выездная бригада психологической и психиатрической помощи, отделение анонимной психологической и психиатрической помощи по телефону.
Несмотря на существующую систему оказания психологической и психиатрической помощи, за ней в первые дни ЧС обращается лишь 20–25 % пострадавших даже в эпицентре бедствия. В большинстве случаев это обусловлено отсутствием информации о существовании такой службы, опасением, что обращение за психолого-психиатрической помощью может привести к нежелательным социальным последствиям. В части случаев обращение в явочном порядке затрудняют преклонный возраст, наличие физического недуга и т. д. Помимо этого немаловажную роль играет также невозможность пользования пострадавшими теми медицинскими и иными услугами, которые предлагает им общество.
Работа горячей линии
Горячая линия в зависимости от этапа развертывания ЧС выполняет различные функции. На первом этапе (период острой реакции на стресс – обычно длится не более 3 сут) по горячей линии обращаются за получением информации:
– о структуре ЧС и о ее последствиях (наличие жертв, разрушений и т. д.);
– об изменении социальной инфраструктуры в эпицентре ЧС (закрыты или открыты станции метро, работает ли другой транспорт, подается ли электроэнергия, не нарушено ли водоснабжение и т. д.);
– по поводу списков пострадавших и куда они направлены;
– по поводу оказания помощи по устранению неисправностей в средствах связи или других неисправностей, которые, по их мнению, могут привести к ЧС.
По горячей линии обращаются:
– пострадавшие, которые подверглись стрессогенному воздействию (не получившие физических повреждений или получившие незначительные физические увечья);
– лица, которые не подвергались непосредственному воздействию стрессора, но получившие психическую травму опосредованно (вторичные жертвы);
– лица, у которых вследствие опосредованного психогенного воздействия имеет место обострение хронических соматических заболеваний (гипертоническая болезнь, бронхиальная астма и т. д.).
После разрешения ЧС (после завершения острой реакции на стресс) проблематика обращений по горячей линии меняется. В этот период чаще всего звонят лица:
– нуждающиеся в заочной поддерживающей психотерапевтической помощи (ранее получившие необходимую очную психолого-психиатрическую помощь);
– с посттравматическим стрессовым расстройством, не желающие (не имеющие возможность) по тем или иным причинам обратиться за психолого-психиатрической помощью очно;
– обращавшиеся по горячей линии за психолого-психиатрической помощью ранее;
– с личными проблемами, не связанными с ЧС непосредственно;
– для которых ежедневные неоднократные беседы по горячей линии превращаются в часть (ритуал) повседневной жизни (так называемые «зависающие» абоненты).
Отделение психолого-психиатрической помощи по телефону при ЧС (горячая линия) входит в состав службы неотложной психиатрической и психологической помощи при ЧС. Психолого-психиатрическая помощь населению оказывается анонимно. Адрес горячей линии не указывается в адресных справочниках, специалисты отделения представляются как «Горячая линия», «Медико-психологическая помощь» или под псевдонимом. Учитывая особую сложность ведения беседы с пациентами, которая требует от врачей-психиатров максимальной концентрации внимания (отсутствие визуального контакта), отделение организуется в специально оборудованном помещении, где при необходимости предусмотрено несколько номеров телефонов, расположенных в отдельных звуконепроницаемых кабинетах.
Помимо оказания психолого-психиатрической помощи обратившимся по телефону лицам предоставляется информация о государственных и негосударственных учреждениях, которые могут оказать психологическую и психиатрическую помощь. При необходимости врачи службы психолого-психиатрической помощи рекомендуют посетить врача-психиатра по месту жительства, врача-психиатра (психотерапевта) кабинета или врача отделения неотложной психолого-психиатрической помощи при ЧС. При получении по телефону информации о намерениях того или иного лица, представляющих угрозу индивидуальной или общественной безопасности, сотрудники службы психолого-психиатрической помощи стараются предпринять меры по выяснению паспортных данных, места пребывания абонента и немедленно ставят об этом в известность службу скорой помощи, участкового врача-психиатра, полицию.
Обращение абонентов в отделение регистрируется в специальном журнале обращений по горячей линии, где кратко описывается содержание беседы, указываются принятые меры (совет, его содержание, обращение дежурного в другие учреждения и т. д.); при необходимости в журнале обращений указывается место нахождения больного и его паспортные данные.