Особенности организации психиатрической помощи в современной армии США
В современной военно-медицинской доктрине армии США вопросам оказания психиатрической помощи военнослужащим в условиях боевых действий уделяется особое внимание. Так, например, в полевом руководстве по профилактике боевого стресса постулируется: «Степень контролирования боевых стрессовых реакций нашими солдатами часто играет решающую роль в победе или поражении во всей войсковой операции. Сражения и войны выигрываются в большей степени за счет воли к победе, нежели за счет физического устранения всех солдат противника. Неконтролируемый боевой стресс приводит к неверным или даже опасным поступкам, снижает боеспособность и может завершиться катастрофой…». Исходя из этого постулата, в американских войсках на период мирного времени в штаты дивизий введены группы психического здоровья в составе: дивизионного психиатра (штатно-должностная категория – майор), офицера по социальной работе (капитан), клинического психолога (капитан), специалиста по психическому здоровью среднего уровня (прапорщик) и 4 младших специалиста по психическому здоровью (2 старших сержанта и 2 сержанта).
Основными задачами данных групп являются:
– консультация командования, помощь в планировании и координации деятельности по вопросам профилактики боевого стресса;
– обеспечение стрессопревентивной поддержки в подразделениях;
– проведение профилактических и лечебно-реабилитационных мероприятий в подразделениях;
– развертывание элементов системы профилактики боевого стресса в передовых районах для оказания поддержки войсковых операций.
На период ведения боевых действий в передовом районе развертывается также отряд по профилактике боевого стресса (ОПБС), включающий в свой состав управление, отделение профилактики и реабилитации. В штат управления ОПБС включены: командир отряда (подполковник), войсковой фельдшер (старший лейтенант), командир отделения (сержант), специалист по снабжению (сержант), специалист по кадрам (сержант), водитель (сержант), повар (сержант). Отделение профилактики состоит из 4 офицеров по социальной работе (2 майора и 2 капитана), 4 клинических психологов (2 майора и 2 капитана), 4 средних специалистов по психическому здоровью (прапорщики) и 4 младших специалистов по психическому здоровью (сержанты).
При этом основными задачами данного отделения являются:
– оценка потребности подразделений, консультирование и проведение образовательных программ;
– коррекция посттравматического стресса в объеме медицинской сортировки, оказания неотложной помощи и проведения поведенческой терапии;
– организация мероприятий по восстановлению трудо– и боеспособности в рамках программ профилактики боевого стресса на уровне отделения;
– контроль проведения 1—3-дневных программ восстановления трудо– и боеспособности солдат в системе профилактики боевого стресса в бригаде, дивизии, армии или в районе боевых действий.
В штате отделения реабилитации состоят 2 психиатра (подполковник, майор), 2 профпатолога (майор, капитан), 2 медсестры психиатрические / поведенческой терапии (майор, капитан), 4 средних специалиста по профпатологии (прапорщики), 4 средних специалиста по психическому здоровью (прапорщики), 6 младших специалистов по психическому здоровью (сержант).
К задачам данного отделения относятся:
– оценка потребностей подразделений, консультирование и проведение образовательных программ;
– коррекция посттравматического стресса в объеме медицинской сортировки, оказания неотложной помощи и проведения поведенческой терапии;
– непосредственное проведение программ восстановления трудо– и боеспособности солдат;
– развертывание и обеспечение функционирования психиатрических палат в полевом госпитале.
Таким образом, обобщение опыта психиатрической помощи в условиях войн XX в. показало, что основные ее доктринальные положения были заложены отечественными психиатрами еще в период Русско-японской войны. Однако если в зарубежных армиях в последующем данный опыт был максимально учтен и соответствующим образом трансформирован (применительно к современным локальным войнам), то в нашей стране в течение многих десятилетий он должным образом не был использован.
11.3. Медико-психологическое (психо-физиологическое) сопровождение военнослужащих в условиях боевых действий[5]
Развитие военного искусства, военной техники и вооружения (высокоточное оружие, автоматизированные системы управления, роботизация и др.) существенно повысило требования к «человеческому фактору» в Вооруженных Силах, включающие такие качества военнослужащих, как уровень боевого мастерства и общий интеллект, нервно-психическая устойчивость, в целом – психическое и физическое здоровье. Существующие подходы в области профессионального отбора, психологической работы, психогигиены и психопрофилактики, медицинского обеспечения нуждаются в переосмыслении и совершенствовании. Одним из реальных путей повышения качества «человеческого фактора» в Вооруженных Силах, обеспечения стабильно высокой работо– и боеспособности личного состава является относительно новое направление – медико-психологическое (психофизиологическое) сопровождение военнослужащих, распространяющееся на все этапы их подготовки и профессиональной деятельности в мирное и военное время.