Применение биопсихосоциального подхода для оценки психических нарушений у комбатантов

Некоторые авторы (Колов С. А., 2009; 2013) для оценки тяжести и прогноза психических нарушений у комбатантов в отдаленном периоде боевого стресса предлагают использовать биопсихосоциальный подход, делая акцент не только на клинических проявлениях, но и на оценке характера нейростероидной дисфункции, личностных и социальных факторов у комбатантов, рассматривая их в комплексе и взаимодействии между собой. По мнению автора, нейростероидные гормоны по-разному ассоциированы с клиническими и психосоциальными проявлениями постбоевых стрессовых расстройств: дегидроэпиандростерона сульфат преимущественно взаимосвязан склиническими проявлениями, тогда как кортизол в основном отражает выраженность социальной фрустрации.

Личностные особенности комбатантов представляют при этом континуум – от компенсированных изменений на предболезненном («психологическом») уровне, характеризующихся дисбалансом центральных «Я»-функций, до тотальной личностной дисгармонии, ассоциированной с тяжестью психических расстройств. В целом же личностно-психологические особенности комбатантов играют роль своеобразной «почвы» в формировании постбоевых стрессовых расстройств, определяя повышенную уязвимость их психики к боевым и постбоевым стрессорам, нередко способствуя возникновению асоциального поведения. Характеризуя социальные факторы патогенеза постбоевых стрессовых расстройств в отдаленном периоде, автор подчеркивает их взаимную негативную направленность. Он указывает, в частности, что отношение к комбатантам в обществе отличается высоким уровнем стигматизации в различных социальных группах, включая специалистов смежных врачебных профессий, а восприятие комбатантами общества – высокими показателями их социальной фрустрированности, выраженность которой в значительной степени определяется тяжестью клинических проявлений: чем выше тяжесть постбоевых стрессовых расстройств, тем меньшее значение приобретают внешние (семейные, профессиональные) психотравмирующие социальные факторы и тем большее значение – собственное болезненное состояние комбатантов.

Особенности психического состояния военнопленных

Многие признаки стрессовых расстройств, возникающих у участников войны, схожи с симптомами, которые возникают у людей, переживших чрезвычайные события иного рода – у военнопленных и узников концлагерей.

Плен

Плен – это всегда поражение, подчинение воли противника. Но вместе с тем это и право безоружного. Отношение к военнопленным со стороны государства различно: в США в 1985 г. была учреждена медаль «За достойную службу в плену», 9 апреля 2003 г. там был введен новый государственный праздник – День памяти американских военнопленных. В нашей стране мнение Сталина о том, что «воину Красной Армии лучше погибнуть, чем оказаться во вражеском плену» было закреплено в советском законодательстве «Положением о воинских преступлениях», в котором уравнивались понятия «сдача в плен» и «добровольный переход на сторону противника», что каралось расстрелом с конфискацией имущества. В то же время отношение к пленным на Руси издавна было гуманным. Милосердия кпобежденным требовало «Соборное уложение» Московской Руси (1649): «Неприятеля, просящего пощады, щадить; безоружных не убивать; с бабами не воевать; малолетков не трогать. С пленными поступать человеколюбиво, стыдиться варварства. Не меньше оружия поражать врага человеколюбием. Воину надлежит мощь вражескую сокрушать, а не безоружных поражать».

Психическое состояние военнопленных рассматривалось как «военный невроз», «невроз хронической военной усталости», которые в дальнейшем были обозначены как «KZ-синдром». Подчеркивая некоторые особенности длительных послестрессовых расстройств, E. Lindermann в 1944 г. предложил для их определения использовать понятие «патологическое горе» – аномальную реакцию субъекта на несчастье, вследствие которой развиваются различные психические и психосоматические расстройства.

На психологию поведения военнопленных существенное влияние оказывают такие факторы, как:

– длительная стрессогенная социальная, принудительная изоляция;

– режим военного плена, нахождение во власти бывшего военного противника;

– чувство вины и невыполненного долга перед народом, родной страной;

– нарушение привычной среды обитания;

– переживание за судьбу своих близких, родных, свою собственную;

– информационная недостаточность и др.

Процесс адаптации военнослужащих в плену проходит несколько стадий, описанных Rahe и Genender (Jones F. D., 1995):

– стадия 1: стартл-рефлекс (паника). Секунды – минуты;

– стадия 2: неверие. Минуты – часы;

– стадия 3: сверхнастороженность. Часы – дни;

– стадия 4: сопротивление (уступчивость). Дни – недели;

– стадия 5: депрессия. Недели – месяцы;

– стадия 6: постепенная адаптация. Месяцы – годы.

Восстановительный период после освобождения из плена также обнаруживает определенную стадийность:

– стадия 1: краткая эйфория. Секунды – минуты;

– стадия 2: резкое пробуждение. Минуты – часы;

– стадия 3: уступчивость (сопротивление). Часы – дни;

– стадия 4: реакция отрицания. Дни – недели;

– стадия 5: восстановление. Недели – месяцы;

– стадия 6: постепенное возвращение к норме. Месяцы – годы.

Наши рекомендации