Психогении непривычных условий общения
Так как приспособление к микрогруппе или иначе – к непривычным условиям общения – имеет наибольшее значение в патогенезе клинически очерченных психогений непривычных условий существования, нами специально выделена группа «психогений непривычных условий общения». Обобщенные материалы по данной проблеме представлены в табл. 11, где отражен характер адаптации к микрогруппе при разных типах познавательной деятельности.
Как видно из схемы, каждый из выделяемых типов отличается своеобразием поведения, которое может быть названо, по В. С. Мерлину (1986), «стилем общения».
Так же как и при «острой форме развития личности при конфликтах» (Мерлин В. С., 1970; 1980), в исходе выделяемых нами психогений развиваются объективность, продуктивность познавательного поведения, обеспечивающие не только формирование адекватных отношений к осваиваемым условиям, но и совершенствование самого стиля (тактики познавательной деятельности), повышающего общую адаптивность. Таким образом, в пережитых, но преодоленных психогениях непривычных условий существования формируются на уровне познавательной деятельности «полезные личностные радикалы» (биосоциальные свойства), обеспечивающие приспособление к среде, которые, согласно гипотезе В. Я. Семке (1992), могут даже закрепляться генетически.
Определенная часть недифференцированных психогений непривычных условий существования в клинических исследованиях, приобретая при неблагоприятном развитии затяжной характер, кристаллизуется в уже устоявшиеся традиционные формы пограничной патологии.
Таблица 11
Психогении непривычных условий общения
Диапазон нарушений при адаптации к непривычным условиям существования колеблется от отдельных необычных психических состояний до глубоких психических расстройств. Неустойчивость в виде психического инфантилизма или проявлений pathos ’a может предшествовать заболеванию.
Эти взаимосвязи проиллюстрированы на рис. 6, где устойчивость, неустойчивость, здоровье и патология распределены нами по группам психического здоровья применительно к системе, разработанной С. Б. Семичевым (1986) и Б. С. Фроловым (1986).
Как видно из схемы, в I группе психического здоровья представлены лица, не имеющие каких-либо проявлений нервно-психической неустойчивости (максимально устойчивые). Во II группе могут быть отдельные донозологические проявления незрелости познавательной деятельности в виде субъективности и непродуктивности, затрудняющие адаптацию к непривычным условиям существования. Наиболее сложна III группа психического здоровья. В ней, с одной стороны, представлены наиболее резкие формы психического инфантилизма и даже pathos ’a, с другой – кратковременные, легчайшие формы психогений непривычных условий существования. В IV и V группах представлены уже четко обособившиеся, требующие лечения психогении. Причем наиболее тяжелые, в психиатрическом смысле ургентные случаи, требующие длительного и преимущественно только стационарного лечения, сосредоточены в V группе.
Рис. 6. Схема распределения психического здоровья по диапазону от максимальной психической устойчивости (здоровья) до выраженных, нозологически обособившихся психических расстройств
* Римскими цифрами обозначены группы психического здоровья.