Раздел 2. ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ, КУРАЦИЯ БОЛЬНЫХ
«Правильно оценивать картину болезни мы можем только синтетическим путем».
Крафт Эбинг, 1875
ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ. Знания общей психопатологии, методы исследования (предыдущие занятия), домашняя подготовка по заболеванию курируемого больного (учебник).
ЦЕЛЬ. На основе приобретенных ранее знаний и навыков произвести сравнительно полное клинико-психопатологическое и патопсихологическое исследование, оценить результаты и оформить развернутую учебную историю болезни.
ЛИТЕРАТУРА, РЕКОМЕНДУЕМАЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ПО ТЕМЕ
Основная литература:
1. Иванец Н.Н. Психиатрия и наркология: учебник / Н.Н. Иванец [и др.]. – 2006. – 832 с.
2. Обухов С.Г. Психиатрия: учебное пособие / С.Г. Обухов– М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 352 с.
3. Психиатрия : учебник / М.В. Коркина 2-е изд., доп. и пер. - М. : Медпресс-информ, 2002. – 576 с.
Дополнительная литература:
4. Методология обследования больных в клинической психиатрии: Методические рекомендации / Н.В. Говорин, Т.П. Злова, Л.Т. Морозов. – Чита : ИИЦ ЧГМА, 2004. – 56 с.
5. Пропедевтика психиатрии : учебное пособие для студентов медицинских ВУЗов и врачей-интернов / В.Л. Гавенко [и др.]. – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003. – 192 с.
6. Психиатрическая история болезни (схема, клиническая оценка, доклад) / Н.В. Говорин, Л.Т. Морозов, Т.П. Злова. – Чита : ИИЦ ЧГМА, 2004. – 40 с.
СОДЕРЖАНИЕ
Следует учесть, что «схема» истории болезни не есть жесткая конструкция, это скорее ориентирующий инструмент, памятка о наиболее важных стандартных аспектах клиники. Их нужно, во-первых, не упустить и, во-вторых, – наполнить индивидуальным содержанием. В некоторых «пунктах» содержание оказывается скудным или отсутствует, в других – богато и клинически значимо.
Ситуация диктует и другие вариации. Так история болезни впервые поступившего возбужденного больного может начаться со статуса, а другие составляющие будут записаны позже. А поскольку студенты обычно курируют больных «доступных» и не «острых», то целесообразно ориентироваться на «схему». Она «соответствует» общемедицинской схеме, однако в психиатрическом клиническом исследовании «анамнез жизни» выступает как «психобиографическое исследование», которое выявляет личностные особенности, адаптивный потенциал и другое. По этой же причине язык анамнезов должен быть близким к языку исследуемого (иногда утрированно близким).
Кроме того, в психиатрической истории анамнез необходимо оказывается или «субъективным» (со слов больного) или «объективным» (со слов иных лиц, из документов – и это для убедительности сведений указывается).
Сведения из одного пункта (аспекта) иногда могут оказаться в другом разделе. Это допустимо, но тогда в «своем пункте» уже сказанное не повторяется или излагается кратко (даже оценочно). Более того, допустимо «перемешанное» изложение анамнеза жизни и анамнеза болезни. Так получается само собой, например, при расстройствах личности и умственной отсталости, где нет четкого начала заболевания. Клиническая целесообразность, в частности, диктует подробное описание «раннего развития» у призывника и очень лаконичное – у пожилого слабоумного больного.
Или, если расстройства оказались описанными в анамнезе болезни (перед поступлением) и такими же остаются до дня курации, то нет нужды повторять их в статусе. Однако их можно уточнить, обогатить описательно. В принципе, без повторов обойтись нельзя. Нельзя обойтись и без оценочных вкраплений; они обычно касаются динамики (лучше - хуже) или степени выраженности (легче - тяжелее). Следует отметить, что оценочное вкрапление должно быть тут же «прояснено» описанием.
Наиболее важные принципы оформления истории – это целесообразность, обоснованность оценок, ясность (понятность) текста для другого человека (студента, врача, преподавателя). Для этой цели анамнезы и психический статус, как и статусы неврологический и хирургический в соответствующих дисциплинах, следует (обязательно!) излагать описательно.
В начале курации (и большой и малой) важно найти («наладить») с больным контакт (расположить его к себе). Это получается само собой у исследователей с хорошо выраженными эмпатическими свойствами. Приемы достижения расположения больных те же, что и у здоровых. Так с назначенным на курацию больным, найденным в отделении обычно по его фамилии, следует поздороваться, представиться, спросить имя-отчество (и, при случае, почаще по имени имени-отчеству называть), изложить свою роль, задачу. Затем можно спросить, откуда он родом и поговорить о том, что человеку дорого: окрестности села, кошка, собака или хозяйство, огород, дети-внуки, политика, книги, артисты, моды и т.д. Этот непритязательный разговор «на житейские темы» сразу даст представления о многих сторонах психического состояния и анамнеза курируемого. Полученное следует записать позднее (но не откладывать, иначе частично забудется!).
После этого становится «легче» расспрашивать и одновременно записывать «по схеме». При этом иногда контакт возникает сразу при внимательном выслушивании жалоб, записываемых скрупулезно.