Раздел 3. РАССТРОЙСТВА ПАМЯТИ И ИНТЕЛЛЕКТА
СОДЕРЖАНИЕ
Расстройства памяти. Количественные:а) гипермнезия, б) гипомнезия, в) амнезия (ретроградная, аптероградная, прогрессирующая, фиксационная). Парамнезии: г) конфабуляции, д) псевдореминисценции, е) криптомнезии.
Диагностическое значение расстройств памяти при различных заболеваниях: сосудистых, старческих, эпилепсии, Корсаковском психозе. Структура Корсаковского синдрома.
Расстройства интеллекта. Определение. Связь с предпосылками: с памятью, мышлением, вниманием. Исследование интеллекта (способность к обобщению, сравнению, отвлечению, абстракции). Врожденное малоумие (умственная отсталость, олигофрения) и его степени: дебильность, имбецильность, идиотия. Приобретенное слабоумие (деменция). Понятие о парциальном (лакунарном) и тотальном (глобальном) слабоумии.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ УСВОЕНИЯ ТЕМЫ
Вопросы для контроля знаний
1. Можно ли усмотреть родство между условнорефлекторной связью (замыканием) и ассоциацией?
2. Чем определяется предметное содержание возникающих ассоциаций?
3. У ребенка (от 2-х до 5-ти лет) или у умственно отсталого с таким же IQ необычных ассоциаций больше?
4. В смысловом содержании патологических идей (сверхценных, бредовых, навязчивых) больше различия или сходства?
5. Что ближе к идее сверхценной – навязчивая или бредовая?
6. Какое из продуктивных расстройств мышления (навязчивая, сверхценная или бредовая идея) наиболее специфично для нозологической диагностики?
7. Равноценны ли по клинической значимости классификационные параметры бреда? Какой параметр, по Вашему мнению, фундаментален наиболее, какой наименее?
8.Признак психического автоматизма более характерен для псевдогаллюцинации или галлюцинации истинной?
9. Какому содержанию бреда предрасполагает эмоциональное состояние: маниакальное, эйфорическое, страховое, депрессивное?
10. Может ли быть рассогласование этих отношений? Благоприятно ли оно для прогноза?
11. Может ли бредовое утверждение соответствовать истине?
12. Возможно ли формирование какого-либо психического процесса (компонента) без участия памяти?
13. Может ли быть фиксационная амнезия (гипомнезия) одновременно и прогрессирующей?
14. Включаются ли эмоционально-волевые свойства личности (темперамент - характер) в понятие «Интеллект»?
15. Является ли интеллект результатом синтеза или обобщения уровней памяти, мышления и внимания?
16. Какая из этих 3-х предпосылок интеллекта относится не только к познавательной сфере? К какому еще более сложному познавательному процессу она относится?
17. Может ли малоумие и слабоумие уменьшиться с течением времени?
Задачи
На опознание симптома нарушения мышления
1. Образец речи б-ной: «Вы плохо учитесь, вас надо лишить стипендии. Так, как меня звать? Вы не знаете, как меня любила Зоя Федоровна. Вас всех надо высечь! Сегодня очень хорошая погода».
2. После смерти соседа от инсульта б-ной боится умереть от кровоизлияния в мозг, постоянно думает об этом. Понимает, что опасения необоснованны, но не может от них отделаться.
3. Больной сделал рацпредложение, имеющее некоторую ценность. Не соглашаясь с возражениями, придает своей идее чрезмерное значение, всемерно его рекламирует, пишет в различные инстанции, уверен в недобросовестности и кознях завистников.
4. По утверждению больного, его мысли немедленно становятся известными окружающим. Мысли наплывают помимо воли, они становятся неуправляемыми. Считает, что это следствие воздействия со стороны его тайных недоброжелателей, имеющих специальную аппаратуру.
5. В приступе эпизодической шизофрении больной заявляет, что был похищен «летающей тарелкой», в ней подвергся экспериментам и на ней совершил путешествие к звездам. Рассказывает о внешности инопланетян, передает разговоры, которые они и до настоящего времени ведут с ним из космоса. Преисполнен чувством собственного достоинства и превосходства; мотивирует это тем, что он один на всей Земле общается с Космосом, он теперь другой человек – «Избранник» и, может быть, Спаситель человечества.
6. Больной в приподнятом настроении, очень деятельный. Сбор анамнестических сведений затруднен тем, что говорит он чрезмерно быстро, почти скороговоркой, перескакивает с одной темы на другую. При этом, однако, ассоциативные связи, как правило, проследить удается.
7. Больной жалуется на ослабление памяти: вынужден все записывать, чтобы не забыть. Старым запасом знаний пользуется успешно.
8. После отравления угарным газом больная забыла события двух предшествующих месяцев. Хорошо толкует пословицы, но не помнит, где работала, кто ее сотрудники, как оказалась в Чите. Не запоминает лечащего врача и каждый раз при встрече с ним здоровается, догадываясь по виду, что это врач и что она в больнице. Запомнить текущую дату не может и о времени года догадывается лишь по виду из окна. На вопрос о том, чем занималась накануне, сообщает, что ездила домой и там «все нормально», что она «только что из дома возвратилась».
9 80-летняя больная «забыла» даты и обстоятельства рождения двух старших детей, но дату рождения последнего помнила (тогда роды были трудными).
10. Женщина 40 лет, более 10 лет страдающая эпилепсией с полиморфной симптоматикой и изменениями личности, не помнит некоторые сведения, войны в период ее жизни, но во время дисфории «вспомнила», что 7 лет тому назад санитарка не отдала ей только что принесенные нитки для вязания и вовремя не разбудила для инъекции магнезии. Потому в ответ на пустячное замечание санитарки, ее толкнула рукой в грудь.
Тестовый контроль
Установить соответствие
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ (1-9) ОТЛИЧАЮТСЯ СЛЕДУЮЩИМИ ПРИЗНКАМИ – ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ (А-И)
1) Резонерство от ускорения мышления
2) Обстоятельность мышления от резонерства
3) Сверхценная идея от бредовой
4) Навязчивые идеи от бредовых и сверхценных
5) Первичный бред от вторичного
6) Паранойяльный бред от параноидного
7) Корсаковский синдром от амнезии
8) Малоумие от слабоумия
9) Тотальное слабоумие от парциального
Ответы:
А) Поражением всех интеллектуальных функций и отсутствием критического отношения к изменениям
Б) Отсутствием галлюцинаторных и эмоциональных расстройств, систематизированностью
В) Наличием критического отношения к расстройству
Г) Качественным характером нарушений
Д) Наличием реальных поводов для возникновения, правдоподобностью
Е) Сохранностью целенаправленного мышления, несмотря на детализацию и отступления, четкостью мотиваций
Ж) Отсутствием иных психотических расстройств
З) Наличием и других признаков
И) Врожденностью патологии, недоразвитием (это «бедность от рождения», а не «разорение богача»)