Раздел 3. РАССТРОЙСТВА ДВИЖЕНИЙ И ВОЛИ
СОДЕРЖАНИЕ
Расстройства воли: а) гипербулия, б) гипобулия вплоть до в) абулии, г) парабулии (качественное расстройство).
Движения как элементарные двигательные акты; Действия – целостные волевые акты, содержащие выработанную ранее цель, единица деятельности. Двигательные расстройства (симптомы): 1) количественные: а) гипокинезии, б) гиперкинезии и 2) качественные: в) паракинезии, в т.ч. парамимии, г) негативизм, д) эхопраксии, е) эхолалии, ж) стереотипии, з) манерность.
Виды возбуждения: маниакальное, кататоническое, гебефреническое, психогенное, меланхолический раптус. Виды ступора: кататонический, галлюцинаторный, депрессивный, психогенный. Взаимосвязь с расстройствами влечений.
Внимание – категория воли и одновременно познания (сознания). Свойства внимания. Расстройства внимания: а) патологическая отвлекаемость (при маниакальных состояниях), б) истощаемость (после лихорадочных состояний), в) тугоподвижность (при депрессиях, эпилептических изменениях личности); г) патологическая прикованность (при депрессиях, навязчивых состояниях, сверхценных и бредовых идеях).
ЗАДАНИЯ ДЛЯ УСВОЕНИЯ ТЕМЫ
Вопросы для усвоения и закрепления знаний
1. Какие расстройства воли и движений вторично обуславливаются первично расстроенными эмоциональными радикалами (в настроении, аффективных реакциях, эмоциональных свойствах личности): а) тоскливым, б) маниакальным, в) апатическим, г) тревожным, д) страховым.
2. Какие расстройства движений и воли сопряжены с неадекватностью эмоциональных реакций и чувств?
3. Какого / каких параметров нормальной волевой активности недостает при бредовой мотивации деятельности.
4. Расстройство каких двух сфер психики подразумеваются в юридической формуле невменяемости «Невозможность отдавать отчет в своих действиях и руководить ими вследствие … заболеваний?
Задачи
На выявление симптомов и синдромов
1. Больной не удерживается на одном месте, беспорядочно куда-то стремится, выкрикивает гневные фразы. В речи нет логической завершенности. Движения не оформляются в поступки, в них нет целенаправленности, они хаотичны, с элементами стереотипии. Настроение в целом слегка повышено.
2. Больной много часов проводит стоя в углу коридора отделения, на вопросы не отвечает. При попытке отвести его в палату сопротивляется, отдергивает руку. В постели лежит в своеобразном положении – не касаясь головой подушки.
3. Больной стал медлительным, педантичным, назойливым. В беседе «застревает» на второстепенных деталях, во время беседы с трудом переключается на новый вопрос. Чтобы его выслушать, нужно время.
4. Больная лежит в постели неподвижно, выражение лица застывшее. На вопросы не отвечает. При попытке изменить ее положение, напрягается, активно сопротивляется. Не принимает пищу, стискивает зубы.
5. У мужчины 35 лет после получения заработной платы возникает труднопреодолимое желание выпить, с которым он пытается бороться, зная, что жена относится к его выпивкам негативно. Пока он с этим справляется и полагает, что со временем это желание уменьшится и он «привыкнет» без трудностей обходиться и без выпивок.
Тестовый контроль
Установить соответствие
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ (1-5) ОТЛИЧАЮТСЯ СЛЕДУЮЩИМИ ПРИЗНКАМИ – ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ (А-Д)
1) Кататоническое возбуждение от маниакального
2) Мутизм от ступора
3) Отвлекаемость от истощаемости
4) Патологическая прикованность от тугоподвижности внимания
5) Патологическая отвлекаемость от рассеянности
Ответы:
А) Частичностью расстройств
Б) Высокой степенью произвольности психических актов
В) Отсутствием изменений в процессе выполнения нагрузок
Г) Наличием эмоционально значимого содержательного представления
Д) Беспорядочностью, неясностью мотивировок