Все это можно проделать без особых затруднений, воспользовавшись
методом, построенным на стратегии НЛП. Нам необходимо будет установить
соответствие с положительным эталонным опытом. Основной процесс заключается
в нахождении эталонного опыта с каким-либо другим содержанием, подходящим
для того типа ресурсной структуры, которую мы хотим образовать.
Р.Д.: (Обращаясь к Линде): Не могли бы вы задуматься о чем-нибудь еще,
что вы непременно собираетесь сделать в будущем, но к чему еще не
приступали? Это может быть какая угодно проблема, но вы должны быть при этом
уверены, что обязательно с нею справитесь.
(Линда смотрит прямо перед собой, устремив взгляд слегка вверх.)
(Обращаясь к аудитории): И опять обратите внимание на направление ее
взгляда. Этот ключ доступа отсутствует среди тех, которые мы обычно изучаем.
Он не отвечает ни визуальному воспоминанию вверху слева, ни зрительному
сконструированному вверху справа, ни аудиальному прямо посередине. Он
направлен прямо вперед и вверх под углом 15-20°.
(Обращаясь к Линде): Возникают ли у вас какие-нибудь ощущения, картины
и звуки?
Л.. Да, конечно.
Р. Д.: Это ключ доступа к еще одной синестезии. Теперь мы можем взять
визуальные образы, звуки и чувства, ассоциировавшиеся ранее с неудачей, и
организовать их в уже существующую структуру ресурсной синестезии. Прежде
всего займемся визуальной частью. Необходимо привести данные образы в
соответствие со структурой, дающей ей основания полагать, что она что-то
может. Возьмите образ своей цели и разместите его вот здесь, прямо перед
собой и немного вверху. Проследите при этом за тем, чтобы и расстояние, и
яркость, и размер, и качество движения, и красочность, и глубина, и четкость
изображения были теми же, что и у ресурсного опыта. Куда направляются
воспоминания в вашем положительном эталонном опыте? Оказываются ли они у вас
за спиной или остаются тут же, вверху слева?
Л.: Скорее всего, они сзади.
Р.Д:. Перегруппируйте эти воспоминания, ассоциировавшиеся ранее с
неудачей так, чтобы они оказались сзади вас и могли таким образом обеспечить
поддержку будущей цели. Ну, а что касается звуков, голоса? В эталонном
опыте, о котором вы уже знаете, что он вами выполним, что вам там слышится?
Где? Каким образом?
Л.: Он мне слышится изнутри, но голос не тот же самый. Голос
соглашается с действиями.
Р.Д:. Можете вы ли взять голоса, которые мы поместили слева внизу, и
перенести их внутрь? Могут ли они поддержать вас в продвижении к цели? Вы
сказали, что не были даже уверены, что потребуется какой-либо голос. А что
можно сказать о старом голосе? Где он расположен, какого рода качеством
может обладать?
Л:. Старый голос находится сверху, и я не могу заставить его замолчать.
Р.Д:. Ну, а что можно сказать о звуках результата в положительном
эталонном примере? Ассоциируются ли с ним звуки? Где они возникают: внутри,
спереди, сзади?
Л:. Это другие голоса, особенно один голос. Он звучит чисто. Все
спокойно. Внутренние голоса поддерживают действие.
Р.Д:. Последний шаг: испытываемые чувства. Помните ли вы те ощущения
раздраженности? Привнесите их в новую синестезию и определите, что с ними
происходит. Преобразуются ли они, дела-
ются ли легче? Как они согласуются с целью? Эти чувства вам очень скоро
потребуются.
Л:. Я говорила вам о страхе, о чувстве страха. Оно по-прежнему где-то
существует, но теперь оно поддерживает.
Р. Д.: Это очень интересное свойство страха: он может быть скрытой
мотивацией. Часто люди говорят, что от страха у них "мурашки по телу
бегают". Вопрос заключается не в том, как избавиться от "мурашек", а в том,
как научить их бегать "как нужно". Тогда они будут подсказывать, что
существует нечто важное, и послужат мотивацией.
А теперь мой последний вопрос: верите ли вы сейчас, что сможете
добиться этой цели?
Л.: Возможно.
Р.Д.: Возможно? Возможно -- это недостаточно хорошо. Давайте проведем
своего рода тонкую настройку. В чем разница между той, другой целью, в
достижении которой вы уверены, и данной целью, которую, возможно, сумеете
достичь?
Л:. Ну, скажем, насчет этой я не уверена, а насчет той у меня нет
сомнений. (Линда вновь смотрит вниз, как это было в начальном положении,
отвечающем первому убеждению).
Р.Д.: Не опускайте глаза. Перенесите эту цель вверх. Сейчас она
переходит сюда. Там, внизу, ее больше нет. Поднимите глаза сюда и поместите
ее здесь, всю без остатка.
Л:. Я стараюсь поместить ее там вверху, но я не совсем уверена, что она
действительно там.
Р.Д:. Ну вот! А как вы определите, что она действительно там? Когда я
спрашиваю вас, можете ли вы сейчас добиться этой новой цели, насколько это
отличается от вашего ресурсного эталонного опыта?
Л.: Ресурс связан с положительным опытом в прошлом. Р.Д:. А этот не
связан? С каким положительным опытом вам необходимо его связать?
(Обращаясь к аудитории): Между прочим, она сообщает вам нечто очень
важное: как формируется убеждение. После того, как это убеждение
представлено достаточно ясно и сенсорно очевидно, соединяем его с другим,
положительным опытом.
(Обращаясь к Линде): Можете вы это сделать?
Л:. Да, могу.
Р.Д:. Вы уверены?
Л:. Да. Я могу соединить ее с тем положительным, что у меня получалось
раньше, -- с проектом.
Р.Д:. Это является важной составляющей того, как люди строят убеждения:
теперь она укрупнила свою молекулу.
(Обращаясь к Линде): Ну, а теперь вы уверены, что сможете достичь своей
цели?
Л.: Да, конечно! Никаких проблем. Р.Д.: Я вам верю. А сейчас, поскольку
наступает обеденный перерыв, я хочу оставить все это в качестве пищи для
размышлений и после того, как вы переварите все, что мы сейчас делали,
возможно, обнаружите еще что-нибудь, с чем вы могли бы связать эту цель. И
дайте возможность вашему подсознанию удивить и порадовать вас тем, какое
множество связей вы могли бы образовывать, стоит вам лишь только начать.
Спасибо.
УПРАЖНЕНИЕ
Первое, что необходимо помнить: убеждение почти неизбежно будет
сопровождаться каким-либо сочетанием или синестезией чувств (synesthesia of
senses). Оно будет образовывать сочетание различных репрезентативных систем.
Нашей целью является: а) выяснить, что собой представляла данная молекула
чувств (molecule of senses); б) определить место каждой из этих
составляющих, после чего в) реорганизовать их в новое взаимоотношение.
Часть первая
Этап первый. Каждый отдельный этап данного процесса включает прежде
всего выяснение отношения к данной проблеме или убеждению. Это, как правило,
имеет место в период "кризиса", когда ваши ожидания и их претворение в жизнь
больше всего расходятся друг с другом.
Например, есть что-то, что вы хотите сделать, но постоянно
воздерживаетесь от этого в силу какой-либо прошлой неудачи или неприятности.
Проникнитесь этим убеждением, ощутите его физиологию и положение глаз,
ассоциируемые с ним. Это может быть что-то, что вы хотели бы попробовать, но
есть ощущение, что про-
сто не можете, или хотели бы сделать, но боитесь неудачи или неприятных
последствий.
После того как вы выясните, каково положение глаз, где находится данное
убеждение и где появляется ограничивающее убеждение, то, возможно,
обнаружите, что данная позиция включает в себя весь набор сенсорных
репрезентаций, который вам предстоит увидеть и услышать одновременно. И, как
в случае с Линдой, во всем этом, вероятно, будет царить полный беспорядок.
Этап второй будет заключаться в разделении данных синестезий с
помещением каждой из входящих в них чувственных репрезентаций в позицию,
соответствующую положению глаз, служащему в НЛП ключом доступа -- таким
образом, зрительная память будет помещаться слева вверху, внутренний монолог
-- внизу слева, а испытываемые чувства -- внизу справа. Также могут
присутствовать сконструированные образы, которые можно поместить справа
вверху, чтобы далее определить их туда, где им следует находиться.
После этого вы обращаетесь к каждой из этих репрезентаций в
отдельности. Какова цель данного чувства? Как я узнаю, что оно
отрицательное? Может быть, это не так? Таким образом, я признаю все эти
репрезентации, подстраиваюсь к ним, а затем немного веду. Поскольку
испытываемое мною всего лишь чувство, я могу слегка изменить его. То же
самое будет относиться и с внутреннему голосу. Каково его намерение? Как
изменить его, чтобы он полнее отвечал данному намерению?
Здесь мне следует указать еще на один момент. Если у кого-нибудь
разделение синестезий вызывает затруднение -- например, если человек не
может отделить видимые картины от испытываемых чувств, -- то в таком случае
можно использовать субмодальности.
Пусть этот человек поместит свои картины в рамку, отодвинет ее
подальше, а затем сдвинет влево и вверх.
Если речь идет о том, что голос и испытываемые чувства не разделяются,
сделайте так, чтобы голос превратился в шепот, а затем переместите его. Этот
этап потребует определенного творчества. Все будет зависеть только от вас.
Что-либо предсказать здесь невозможно. Все будет определяться вашей
способностью пользоваться обратной связью.
Помните также, что, работая с человеком, лучше подойти к нему близко. И
если данная молекула, данное убеждение будет присутствовать непосредственно
здесь, дайте ему возможность стать настоящим и конкретным. Протяните руку,
схватите все эти состав-
ляющие и разделите их. Буквально взяв человека за руку, ведите его,
пусть он сам переместит видимые картины, подталкивая их вверх. Ваши действия
и физическое вмешательство позволят произвести это разделение с большей
легкостью.
Этаи третий. После того как вы вошли в контакт с каждой частью, следует
обратиться к зрительным воспоминаниям и выяснить, есть ли что-нибудь новое,
чему можно научиться?
И помните, что это означает видение данных воспоминаний во
взаимоотношении с другими воспоминаниями об успехах и во взаимоотношении с
результатом, целью.
Приведу один пример. Есть некий прошлый опыт; рассмотренный сам по
себе, он будет значить что-то одно, но если рассматривать его в отношении к
моему результату, я узнаю из него нечто совсем иное. Информация содержится
не в самой картине, а в том отношении, какое существует между данной
картиной и тем, куда я хочу пойти. Идея в том, чтобы начать видеть: данные
опыты не являются неудачами, а являются обратной связью.
Я могу выбрать те составляющие, которые оказались успешными,
сконцентрироваться на них и с их помощью добиться того, что ищу.
Этап четвертый. На данный момент я хочу быть в состоянии увидеть
какую-либо связь с целью и, возможно, внести в нее некоторые поправки,
что-то к ней добавить, что-то немного изменить на основе того, что мне стало
известно из этих воспоминаний.
У меня есть цель, поставленная, может быть, довольно давно. Она может
слегка меняться. Она может быть улучшена на основе того, что я узнал.
Возможно, намеченное три года назад потребует сейчас некоторой
корректировки. Сейчас я знаю больше, чему-то сумел научиться. Теперь цель
становится богаче и более соответствует тому, кто я есть.
Многие люди по-прежнему остаются верны своим детским фантазиям, которые
пытаются осуществить и которые уже нереальны на данный момент. Поэтому им
следует несколько повзрослеть, стать более реалистичными в контексте того,
чему они сумели научиться из собственного жизненного опыта.
Итак, возвращаемся к первой части данного упражнения: мы размещаем все
составные части ограничивающей синестезии по соответствующим им позициям
доступа, исследуем каждую в отдельности -- каково ее намерение -- и
некоторое время изменяем ее.
Испытываемое неприятное чувство перестанет быть таким, если его слегка
изменить. Возможно, оно станет менее тягостным или более волнующим, что
позволит ему в большей степени соответствовать своим намерениям. Если,
например, это голос, то не изменить ли его тон или не удалить ли на большее
расстояние?
Таким образом, мы организуем различные части синестезии, распределяя их
по периферии, затем начинаем обучаться на основе прошлого опыта, и
вследствие этого вместо неудачи они становятся обратной связью. Итак,
полдела сделано.
Часть вторая
Вторая половина будет заключаться в том, чтобы собрать все эти
составляющие и вновь соединить их.
Именно здесь вступает в действие положительный эталонный опыт. Я хочу
взять все выделенные компоненты синестезии и вновь объединить их в
структуру, подобную структуре моей цели, достижение которой не вызывает у
меня сомнений.
Это проделывается в два этапа.
Этап первый. Для сопоставления я нахожу эталонный опыт (reference
experience), имеющий иное содержание, чем желаемая цель, ассоциируемая с
убеждением о неудаче, о котором мне уже известно, что это мне по силам. Для
ясности позвольте внести сюда некоторое содержание, поскольку хотя все можно
проделать и без него, мне кажется, наличие некоего содержания позволит
успешнее выделять его составляющие.
Пусть ваша цель -- похудеть, то есть вы хотите избавиться от лишнего
веса. Это является тем содержанием, от которого вы испытываете неприятное
чувство неудачи, и мы разложили его на такие составляющие.
Теперь я задаю вам вопрос: Что представляет собой та, другая цель, в
отношении которой вы полностью уверены, что в будущем ее достигнете?
Причина, по которой я хочу взять что-нибудь из будущего, заключается в
том, что этой цели вы пока не достигли, но она содержит в себе нечто такое,
о чем вы точно знаете, что сумеете ее добиться, в чем вы полностью уверены,
убеждены. Мы хотим придать то же самое чувство желаемой цели похудеть.
Вопрос: А это обязательно должно быть чем-то, что мы уже совершили?
Ответ: Нет, не обязательно. Необходимо только, чтобы это было нечто, о
чем вы точно знаете, что сумеете сделать. Это убеждение о способности.
Вот вам пример. Я знаю, что у меня будет отпуск. Я уже спланировал его.
Он начинается через две недели. Могут быть проблемы на работе или задержится
вылет самолета, но я все равно поеду. Так или иначе, отпуск состоится.
Или это может быть семинар, который я планирую провести. Или покупка
лошади. В каждом случае могут возникнуть различного рода затруднения, но
рано или поздно намеченное осуществится.
Нам важно не столько убеждение, что намеченная цель осуществится,
сколько убеждение в своей способности осуществить эту цель.
Нам не дано знать будущего и того, каким оно будет. Идея не в этом. Она
в том, чтобы организовать репрезентацию своей желаемой цели таким же
образом, каким у вас представлены те цели, в
достижении которых вы убеждены. Нас интересует то, что еще не
произошло, но к чему вы можете продвигаться с полной уверенностью.
У меня есть относительная уверенность в том, что вы способны справиться
с проблемами, которые могут возникнуть. Вы уверены в себе и в том, что этого
добьетесь: положительное ожидание собственной эффективности.
Именно такого рода эталон вам и требуется. Так, например, я могу быть
уверен, что организую вечеринку или закончу статью. Я знаю, что это рано или
поздно произойдет, и все помехи будут всего лишь обратной связью.
Скажем так: я уверен, что смогу купить новый дом. Теперь мне следует
взять все связанное с похудением и вписать в ту же самую структуру, какую
представляет собой мой образ мыслей о покупке дома.
С одной стороны, имеется мой образ мыслей о похудении; с другой --
образ мыслей о покупке нового дома.
Этап второй. Я хочу сделать так, чтобы все субмодальности похудения
совпадали с субмодальностями покупки нового дома.
Это значит, что если при мысли о покупке нового дома картина -- передо
мной, а когда я думаю о похудении, картина находится справа вверху, мне
потребуется переместить картину о похудении из правого верхнего положения в
место непосредственно перед собой.
Заметьте, что мы не замещаем одно содержание (похудение) на другое
(приобретение нового дома).
Содержание не важно. Это означает следующее: я хочу представить и то и
другое содержание с помощью одной и той же структуры так, чтобы быть
одинаково уверенным и в том и в другом.
Далее я просматриваю все возможные различия субмодальностей. Откуда
исходит звучание, когда я думаю о приобретении дома -- изнутри или снаружи?
Я собираюсь переместить в то же самое положение голоса и звуки, возникающие
при моих размышлениях о похудении.
Итак, я использую стратегию убеждения. Вы выстраиваете ментальную карту
данной цели так, чтобы в ней было то же богатство и жизненная энергия, что и
в карте чего-то, в достижении чего вы уверены. Вот так.
Вопрос: Должны ли для данного человека уровень эталона и цель в этом
опыте быть одного и того же уровня? Например, я почти на-
49
верняка уверен, что завтра утром выпью чашечку кофе, но это не так
важно, как моя цель.
Ответ: Это хороший вопрос. Я думаю, что чем ближе они друг к другу в
смысле испытываемого чувства и в смысле своей значимости, тем лучше. Чем
больше усилий и самоотдачи от вас требуется, тем убедительнее все это будет
выглядеть.
Комментарий к упражнению
Данный процесс имеет отношение к обратной связи. При творческом подходе
люди способны справиться с просто невообразимыми вещами. Я предлагаю вам
рассматривать это как обратную связь, как возможность что-то предпринять или
испытать себя в чем-то, а не заявлять: "У меня ничего не получилось, что-то
здесь не так".
Помните, что кроме убеждений о способностях, существуют убеждения и о
других категориях. Вы можете обнаружить такие убеждения даже при выполнении
данного упражнения. Это не панацея, не универсальное средство для решения
всех проблем. Это всего лишь начало.
Это все равно что учиться на иллюзиониста. Одно дело спрятать в
цилиндре кролика и совсем другое -- слона: это потребует гораздо больше
времени. Сейчас мы начинаем практиковаться на кроликах, но к завершению
курса должны уметь не хуже проделывать фокусы со слонами, если не с
бегемотами!
Вопрос: В какой ситуации вы якорите и когда?
Ответ: Когда человек думает о положительном эталоне и я вижу, что он
достиг состояния уверенности. И далее, когда я перемещаю свою цель в новое
положение, чтобы новой молекуле было легче собраться в одно целое, этот
якорь становится цементирующим ее компонентом.
Следует ясно осознавать, что в данном процессе происходят две вещи: вы
применяете ресурсную стратегию человека и также перестраиваете данную
молекулу.
Я надеюсь, что некоторые из вас воспримут это как своего рода вызов
себе. Но я более чем уверен, что вы сумеете это осуществить, научившись при
этом еще чему-то новому, и начнете сводить эти процессы воедино, так что в
одно и то же время будете применять несколько различных навыков.
Вопрос: Там был только один якорь? У нас возникло ощущение, что было
сразу несколько.
Ответ: Я всегда пользуюсь якорями. Когда Линда впервые задумалась об
отрицательном опыте, я заякорил его, чтобы мне потом было легче к нему
возвращаться. Если хотите, то в конце вы можете их разрушить. Я пользуюсь
ими в такой степени бессознательно, что, даже просто во время перерыва на
кофе стоя рядом с кем-то, испытывающим хорошее чувство, я якорю себя.
Но опять же, хочу, чтобы вы выработали у себя гибкие представления обо
всем этом. Пользуйтесь всем, что помогает.
В данном упражнении в отдельных местах вы можете пользоваться
субмодальностями. Относитесь к этому следующим образом: данный метод, как и
любой другой, -- это остов. То, что облекает остов плотью и вдыхает в него
жизнь, -- это вы сами. Есть какие-то вещи, которые вы сможете проделывать
весьма просто, лишь в силу того, чем сами являетесь, как порой контакт
глазами с данным человеком будет иметь гораздо большее значение, чем любой
из этапов данного метода.
Именно ваша сущность и будет проделывать эту работу. Никогда не бойтесь
обратиться к интуиции, если необходимо заставить что-то работать.
Вопрос: Я не понимаю, почему необходима связь между воспоминаниями и
целью.
Ответ: Потому что, если эти воспоминания не имеют ничего общего с
результатом, то не будет непрерывности, не будет поддержки. Люди могут
сказать: "Да, это мой результат, но он не подходит ни подо что, чем я
когда-либо занимался в жизни". И в дальнейшем между ними возникнет конфликт.
Необходимо следить, чтобы эти вещи согласовывались друг с другом. Если
полученный вами результат никак с вами не вяжется, следует заняться им
вплотную.
Вопрос: Что это означает в терминах субмодальностей?
Ответ: Так или иначе, вы ощутите данную связь, даже если вы просто
видите цвет, или линию, соединяющую данные опыты, или просто испытываете
ощущение, что они подходят друг другу. Здесь важно, чтобы при этом
образовывался гештальт, чтобы мой результат хорошо вписывался в мой опыт.
Если у вас возникнет такое ощущение, то этого достаточно.
Вначале лучше всего попрактиковаться в группе из трех человек.
Выясните, что происходит в вас самих при прохождении через данный процесс.
Поменяйтесь ролями, когда проделаете это с каждым.
Приведем далее краткое описание всего процесса. 51