Всероссийская олимпиада школьников по биологии
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ
ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП (2015-2016 гг.) 9 класс
Инструкция по выполнению работы
На выполнение заданий школьного этапа олимпиады по биологии отводится 2 часа (120 мин.). Работа состоит из 4 частей и включает 52 задания.
Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые вы уверены. К пропущенным заданиям вы сможете вернуться, если у вас останется время.
За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания дается от одного до трех баллов. Баллы, полученные вами за все задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно большее количество баллов.
Желаем успеха!
Часть I.
Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 25 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Букву ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
1. На процессы жизнедеятельности растения используют органические вещества, которые они а) поглощают из воздуха, б) всасывают из почвы, в) получают от других организмов,
г) создают сами в процессе фотосинтеза.
В чем проявляется приспособленность большинства деревьев к опылению ветром
а) образуют крупную, липкую, шероховатую пыльцу,б) цветут весной, до распускания листьев,
в) имеют яркую окраску лепестков и крупные одиночные цветки,
г) содержат в цветках нектар и большое количество пыльцы.
3. Генеративный орган – цветок – имеется у:
а) голосеменных, б) папоротниковидных, в) покрытосеменных, г) плауновидных.
Космическая роль растений на Земле состоит в том, что они
а) аккумулируют солнечную энергию, б) выделяют кислород,
в) поглощают из окружающей среды минеральные вещества,
г) поглощают из окружающей среды углекислый газ.
Какое заболевание приводит к потере человеком иммунитета?
а) ангина, б) корь, в) СПИД, г) коклюш.
21. Клетки, сходные по происхождению и выполняемым функциям, образуют:
а) ткани, б) органы, в) системы органов, г) единый организм.
22. Клетки прокариот, в отличие от эукариот,:
а) не имеют плазматической мембраны, б) не имеют оформленного ядра,
в) состоят из более простых органических веществ, г) содержат цитоплазму.
23. Внутренняя полужидкая среда клетки, в которой расположены органоиды и ядро,-:
а) вакуоль, б) цитоплазма, в) аппарат Гольджи, г) митохондрии
Как называют органоид, участвующий в сборке молекул белка?
а) митохондрия, б) лизосома, в) аппарат Гольджи, г) рибосома.
25. Отличительным признаком живого от неживого является:
а) изменение свойств объекта под воздействием окружающей среды,
б) участие в круговороте веществ, в) воспроизведение себе подобных,
г) изменение размеров объекта под воздействием среды.
Часть II.
Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Букву ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
1. Вегетативные органы цветкового растения:
I. корень II. стебель III. листья IV. Цветок V. плод
а) I, II, III;
б) I, IV, V;
в) I, II, III, V;
г) II, III, IV, V.
2. Функции цветка, важные для жизнедеятельности растений:
I. испарение воды
II. привлечение опылителей
III. образование нектара
IV. образование семян
V. запасание органических веществ
а) II, IV;
б) III, IV;
в) II, III, V;
г) II, III, IV.
3. Приспособлениями птиц к полету можно считать:
I. видоизмененные конечности
II. хорошее обоняние
III. один круг кровообращения и легочное дыхание
IV. полые кости скелета
V. перьевой покров
а) I, II, V;
б) I, III;
в) I, III, V;
г) I, IV, V.
4. К пресмыкающимся относятся:
I. серый варан II. аллигатор III. среднеазиатская черепаха
IV. серая жаба V. саламандра
а) I, II, V;
б) I, II, III;
в) II, IV, V;
г) II, III, IV.
Какие признаки характерны для человека и других млекопитающих?
I. теплокровность
II. трехкамерное сердце
III. диафрагма
IV. выкармливание детенышей молоко
V. один круг кровообращения
а) II, V;
б) II, IV;
в) I, II, III, IV;
г) I, III, IV.
6. Выберите признаки, характерные для соединительной ткани:
I. межклеточное вещество хорошо выражено
II. способна сокращаться
III. бывает жидкой, хрящевой, костной
IV. межклеточное вещество слабо выражено
V. одна из функций - транспортная
а) II, V;
б) II, IV;
в) I, III, V;
г) II, III, IV.
I. цитоплазмой клетки
II. кровью
III. Лимфой
IV. межклеточной жидкостью
V. водой
а) II, V;
б) I, II, IV;
в) I, III, V;
г) II, III, IV.
9. Много белков содержится в продуктах питания:
Часть III.
Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 15 (по 1 баллу за правильный ответ).
1. Дышат растения только днем, на свету.
2. У голосеменных растений семена лежат на чешуях шишек открыто.
3. В клетках бактерий нет ядра.
4. Рыбы – раздельнополые животные.
5. Все пресмыкающиеся откладывают яйца на суше.
6. Птицы и млекопитающие – теплокровные животные.
7. Вид Человек разумный относится к классу Млекопитающих.
8. Сердце человека – это трехкамерный мышечный орган.
9. Анатомия - это наука о функциях организма и его органов.
10. Центральная нервная система человека образована головным и спинным мозгом.
11. Неподвижно соединены между собой теменная и височная кости.
12. Для уменьшения отека и боли при вывихе сустава следует согреть поврежденный сустав.
13. Эпителиальная ткань образует покровы тела.
14. Цитоплазма – это внутренняя полужидкая среда клетки.
15. Экология – это наука о клетке.
Часть IV.
Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия или последовательности. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 4 (по 2 балла за правильный ответ). Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.
1. Установите соответствие между способом приобретения человеком иммунитета и его видом:
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ
ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП (2015-2016 гг.) 9 класс