Царство растений, его отличия от других царств живой природы. Объясните, какая группа растений занимает в настоящее время господствующее положение на Земле.
Используя знания об обмене веществ и превращении энергии в организме человека, дайте научное объяснение влияния на обмен веществ гиподинамии, стрессов, вредных привычек, переедания.
Билет № 2
Признаки живых организмов. Основные отличия живых организмов от тел неживой природы.
2. Экологические (биотические) факторы, их влияние на организм. Приведите примеры конкурентных отношений в природе и раскройте их значение. Как человек использует знания о конкуренции в практической деятельности?
Объясните, почему поджелудочную железу относят к железам смешанной секреции. Как в крови поддерживается постоянное количество глюкозы? Какие меры необходимо соблюдать, чтобы не заболеть сахарным диабетом?
Билет № 3
Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Сравнение клеток растений и грибов.
2. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Приведите примеры паразитических отношений в природе и раскройте их значение.
Используя знания о нормах питания и расходовании энергии человеком (сочетание продуктов растительного и животного происхождения, нормы и режим питания и др.), объясните, почему люди, употребляющие с пищей много углеводов, быстро прибавляют в весе.
Билет № 4
Клетка — единица строения и жизнедеятельности организмов. Сравнение клеток растений и животных.
2. Лишайники — симбиотические организмы, их разнообразие. Приведите примеры симбиотических отношений в природе и раскройте их значение.
3. Раскройте роль белков в организме по следующему плану: в каких продуктах содержатся, конечные продукты расщепления в пищеварительном канале, конечные продукты обмена, роль белков в организме. Объясните, почему в пищевом рационе детей и подростков должны обязательно присутствовать белки.
Билет № 5
Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие силы эволюции.
Царство грибов, их характерные особенности, получение из них продуктов питания, лекарств. Какую первую доврачебную помощь необходимо оказать при отравлении грибами?
Объясните, с какой целью у человека измеряют пульс. Что такое пульс? Где он определяется и что можно узнать по пульсу? Подсчитайте свой пульс. Определите, имеются ли отклонения от нормы. Поясните ответ.
Билет № 6
Наследственность и изменчивость — свойства организмов, их значение в эволюции органического мира. Ген, генотип, фенотип.
2. Классификация растений на примере покрытосеменных. Среди гербарных экземпляров выберите растения семейства (Пасленовые, Розоцветные, Бобовые и др.), по каким признакам вы их узнаете.
Раскройте особенности скелета человека в связи с прямохождением и трудовой деятельностью. Назовите меры профилактики нарушения осанки, искривления позвоночника и возникновения плоскостопия.
Билет № 7
Особенности химического состава живых организмов. Органические вещества, их роль в организме.
Приспособленность птиц к полету во внешнем и внутреннем строении, размножении. Объясните, в чем проявляется относительный характер приспособленности.
Используя знания о строении и функциях скелета человека, раскройте особенности первой доврачебной помощи при переломе ребер, позвоночника, травмах черепа.
Билет № 8
Вид, его признаки. Многообразие видов. Редкие и исчезающие виды растений и животных, меры их сохранения. Назовите известные вам редкие и исчезающие виды растений.
Приспособленность рыб к жизни в воде во внешнем и внутреннем строении, размножении. Как человек использует знания о жизнедеятельности рыб для их искусственного разведения?
Используя знания о строении и функциях мышц человека, объясните, почему тренировки повышают мышечную силу и выносливость, почему спортсменам запрещают принимать допинги?
Билет № 9
Биосоциальная природа человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.
Царство бактерий, особенности строения и жизнедеятельности. Бактериальные заболевания, их профилактика.
Раскройте роль витаминов в организме человека, способы сохранения витаминов в продуктах питания. Поясните, какие авитаминозы вам известны. С какой целью выпускают поливитаминные препараты?
Билет № 10
Автотрофное питание. Фотосинтез, его значение.