Наркотик и наркотическая зависимость
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ»
И.В. Ярославцева
В.И. Рерке
Выбор за тобой!
Пособие для студентов
Иркутск 2012
ББК51.1(2),592
УДК 613.8
Рецензенты:
Верхозина О.А. - заведующая Центром научно-методического областного государственного учреждения дополнительного профессионального образования «Иркутский институт повышения квалификации работников образования», кандидат психологических наук
Щербак В.П. - заместитель директора департамента предпринимательства, инноваций и высшей школы Иркутской области
Аксютич Т.П. – заместитель директора по организации методической работы областного государственного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»
Кедярова Е.А. – заведующая кафедрой возрастной и педагогической психологии ГОУ ВПО «Иркутский государственный университет», кандидат психологических наук, доцент
Ушаков А.И. – проректор по воспитательной работе ГОУ ВПО «Восточно-сибирской государственной академии образования»», доцент
Ярославцева И.В., Рерке В.И. Выбор за тобой!– Иркутск: ООО Рекламное агентство «МЕДИАИНФОРМ», 2012. – 52 с.
В пособии рассматриваются вопросы развития, проявлений и последствий наркомании. Предложены методики самодиагностики личности, с помощью которых можно выявить возможности противостояния наркотикам и способность сделать правильный выбор. Пособие предназначено для молодежи, выбравшей здоровый образ жизни.
Печатается в рамках реализации областной государственной социальной программы «Комплексные меры профилактики злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами» на 2011-2013 годы по заказу областного государственного учреждения «Центр профилактики наркомании».
ISBN 978-5-91344-416-5
© Ярославцева И.В., Рерке В.И., 2012,3-издание
© Областное государственное учреждение
«Центр профилактики наркомании», 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Все о наркомании……………………………………………2
1.1. Наркотик и наркотическая зависимость……………………………2
1.2. История распространения наркомании ……………………………11
1.3. Наркотик и смерть …………………..………………………………14
1.4.Внешние проявления наркотической зависимости………………..18
1.5. К вопросу о юридической ответственности………………………..24
1.6. Мифы о наркомании ………………………………………………...28
ГЛАВА 2. Методики самодиагностики личности …………………….35
Литература……………………………………………………………..…50
Глава 1. Все о наркомании
Дорогой друг! Если ты держишь в руках эту книгу, значит тебе не безразлично свое будущее и будущее твоих друзей!
Сегодня мы будем говорить о наркотиках. Можно предположить, что с тобой уже не раз говорили на эту тему. Наверняка ты не раз слышал из уст родителей, учителей, знакомых о том, что наркотики являются самой опасной болезнью нашего века. Существуют различные способы борьбы с наркоманией. И все же одно из лекарств против этой опасной болезни - правда о ней.
Глава 2. Самодиагностика личности
Для того, чтобы ты имел представление о себе, мы предлагаем тебе провести небольшую самодиагностику.
Ключ к опроснику
Да: 1,2,3,6,8,10,11,12,14,16.18,19,20.
Нет: 4,5,7,9,13,15,17.
За каждое совпадение ответа с ключом испытуемому дается 1 балл. Подсчитывается общее количество набранных баллов.
Если количество набранных баллов от 1 до 7, то диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи).
Если количество набранных баллов от 14 до 20, то диагностируется мотивация на успех (надежда на успех).
Если количество набранных баллов от 8 до 13, то следует считать, что мотивационный полюс ярко не выражен. При этом можно иметь в виду, что если количество баллов 8 или 9, есть определенная тенденция мотивации на неудачу, а если количество баллов 12 или 13, имеется определенная тенденция мотивации на успех.
Мотивация на успех относится к позитивной мотивации. При такой мотивации человек, начиная дело, имеет в виду достижение чего-то конструктивного, положительного. В основе активности человека лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха. Такие люди обычно уверены в себе, в своих силах, ответственны, инициативны и активны. Их отличает настойчивость в достижении цели, целеустремленность.
Мотивация на неудачу относится к негативной мотивации. При данном типе мотивации активность человека связана с потребностью избежать срыва, порицания, наказания, неудачи. Вообще, в основе этой мотивации лежит идея избегания и идея негативных ожиданий. Начиная дело, человек уже заранее боится возможной неудачи, думает о путях избегания этой гипотетической неудачи, а не о способах достижения успеха.
Люди, мотивированные на неудачу, обычно отличаются повышенной тревожностью, низкой уверенностью в своих силах.
Тест Раутса
Данный тест дает возможность определить общую модель Вашего поведения. Уверенное (ассертивное) поведение - выражение себя и удовлетворение своих собственных потребностей, душевный комфорт и доброжелательное отношение окружающих. Неуверенное поведение - отказ от собственных желаний с целью помочь кому-либо, игнорирование своих потребностей, затруднения сказать «нет», что является источником стресса.
Инструкция: Укажите, насколько типично для вас каждое из следующих утверждений:
+3- очень характерно для меня; +2- в большей части характерно для меня; +1- отчасти характерно для меня; -1- отчасти нехарактерно для меня; -2- скорее нехарактерно для меня; -3- совсем для меня нехарактерно |
Опросник
1. Большинство людей более агрессивны и настойчивы, чем я.
2. Я не решался назначить свидание или принять приглашение на свидание из скромности.
3. Когда еда в ресторане приготовлена не по моему вкусу, я жалуюсь на это официанту или официантке.
4. Я очень боюсь ранить чувства других людей, даже когда понимаю, что меня оскорбили.
5. Если продавец предлагает товар, который совсем мне не подходит, мне очень тяжело сказать «нет».
6. Когда меня просят что-то сделать, я настаиваю на том, чтобы узнать, для чего это нужно.
7. Иногда я стремлюсь спровоцировать бурную дискуссию.
8. Я прилагаю усилия к тому, чтобы преуспеть так же, как большинство людей в моем положении.
9. Откровенно говоря, люди часто обманывают меня.
10. Мне нравится беседовать с новыми знакомыми и заводить разговоры с незнакомыми людьми.
11. Зачастую я затрудняюсь сделать комплимент привлекательным лицам противоположного пола.
12. Обычно я стесняюсь делать телефонные звонки в официальные учреждения.
13. При поиске работы мне легче послать резюме по факсу, чем проходить собеседование.
14. Мне трудно возвращать в магазин некачественные товары.
15. Если близкие и уважаемые родственники досаждают мне, я скорее подавляю свои чувства, чем выражаю раздражение.
16. Я избегаю задавать вопросы из страха выглядеть глупым.
17. Во время спора я нередко боюсь, что настолько выйду из себя, что весь затрясусь.
18. Если известный и обладающий авторитетом лектор делает утверждение, которое я считаю неправильным, я попрошу аудиторию выслушать также и мою точку зрения.
19. Я избегаю спорить о ценах с продавцами и торговцами.
20. Когда я делаю что-нибудь важное или стоящее, я стараюсь, чтобы другие об этом не узнали.
21. Я открыт и искренен в своих чувствах.
22. Если кто-либо распространяет обо мне ложные слухи, я стараюсь увидеть этого человека как можно скорее, чтобы поговорить с ним об этом.
23. Мне часто тяжело сказать «нет».
24. Я чаще сдерживаю свои эмоции, чем устраиваю сцены.
25. Я жалуюсь на плохой сервис в ресторане или других общественных местах.
26. Когда мне делают комплимент, я теряюсь.
27. Когда кто-либо возле меня в театре или н лекции разговаривает слишком громко, я делаю замечание и прошу этих людей вести себя тише или поговорить в каком-нибудь другом месте.
28. Любой, кто пытается пройти куда- либо без очереди, встречает с моей стороны сильное сопротивление.
29. Я без задержки могу выразить свое мнение.
30. Бывают времена, когда я ничего не могу сказать.
Обработка полученных данных. Для оценки своей степени настойчивости сначала измените значки (+ или -) в пунктах 1, 2, 4, 5, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 19, 23, 24, 26 и 30.
Теперь подсчитайте число пунктов с плюсом, подсчитайте пункты с минусом и вычтите общее число минусов из общего числа плюсов.
Таким образом, вы получите свой результат. Эти баллы могут варьировать от –90 до +90. Чем выше балл (ближе к +90), тем более уверенно вы обычно себя ведете. Чем ниже балл (ближе к –90), тем больше ваше типичное поведение можно охарактеризовать как неуверенное.
Тест «Социальная установка»
(Автор Потемкина О.Ф.)
Внимательно читайте каждое утверждение. Если вы с нимсогласны, ставьте «Да», если не согласны, ставьте «Нет».
1. Вы считаете, что самое главное в жизни — быть мастером своего дела.
2. Вы очень дорожите возможностью самостоятельного выбора решения.
3. Ваши знакомые считают вас властным человеком.
4. Вы считаете, что люди, которые не могут зарабатывать деньги, не стоят уважения.
5. Творческий труд для вас является наслаждением в жизни.
6. Основное стремление в вашей жизни — свобода.
7. Иметь власть над людьми — наиболее важная ценность.
8. Ваши друзья — состоятельные в материальном отношении люди.
9. Вы хотите, чтобы все вокруг вас были заняты увлекательным делом.
10. Вам всегда удается следовать своим убеждениям вопреки требованиям со стороны.
11. Вы считаете, что самое главное для обеспечения власти — это сила.
12. Вы уверены, что все можно купить.
13. Вы выбираете людей по деловым качествам.
14. Вы стараетесь не связывать себя различными обязательствами перед другими людьми.
15. Вы испытываете чувство негодования, если кто-либо не подчиняется вашим требованиям.
16. Деньги куда надежнее, чем власть и свобода.
17. Вам бывает не по себе без любимой работы.
18. Каждый должен обладать свободой в рамках закона.
19. Вам легко заставить людей делать то, что вы хотите.
20. Вы согласны, что лучше иметь высокую зарплату, чем высокий интеллект.
21. Вас радует только отличный результат работы.
22. Самое важное в вашей жизни — свобода.
23. У вас есть способности руководить большим коллективом.
24. Заработок — ваша главная цель в жизни.
25. Любимое дело для вас важнее, чем власть и деньги.
26. Вам обычно удается отвоевать право на свободу.
27. Вы испытываете потребность к власти и стремление руководить.
28. Вы согласны с тем, что «деньги не пахнут» и не важно как они заработаны.
29. Вы работаете, даже бывая на отдыхе.
30. Ради свободы вы можете пожертвовать многим.
31. Вы чувствуете себя главой семьи.
32. Вам трудно ограничить себя в деньгах.
33. Ваши друзья и знакомые ценят ваш профессионализм.
34. Люди, ущемляющие вашу свободу, вызывают у вас негодование.
35. Власть может заменить вам многие ценности.
36. Вам обычно удается накопить нужную сумму денег.
37. Труд — наибольшая ценность для вас.
38. Вы уверенно чувствуете себя среди незнакомцев.
39. Вы согласны ущемить свою свободу ради власти.
40. Наиболее сильное потрясение для вас — отсутствие денег.
Оценка
1. Подсчитайте количество «Да» по пунктам: 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37 — это ориентация на труд.
2. Количество «Да» по пунктам: 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30,34, 38 — это ориентация на свободу.
3. Количество «Да» по пунктам: 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31,35, 39 — это ориентация на власть.
4. Количество «Да» по пунктам: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32,36, 40 — это ориентация на деньги.
5. Расположите выявленные ориентации на векторах: «свобода — власть», «труд — деньги». Отложите на каждой прямой от центра количество подсчитанных баллов. Соедините полученные точки, и вы получите плоскость, отражающую характер установки.
«Диагностика клинической зависимости»
(Автор-Менделевич В.Д.)
Используя, метод самодиагностики, вы можете определить возможность развития своей зависимости на клиническом уровне. Для этого вам следует критично соотнести свои поведенческие проявления с перечисленными признаками.
Для отнесения человека к зависимому типу выделяют перечисленные ниже признаки, пять из которых достаточно для диагностики клинической зависимости:
- неспособность принимать решения без советов других людей;
- готовность позволять другим принимать важные для него решения;
- готовность соглашаться с другими, из страха быть отвергнутыми, даже при сознании, что они не правы;
- затруднения начать какое-то дело самостоятельно;
- готовность добровольно идти на выполнение унизительных или неприятных работ с целью приобрести поддержку и любовь окружающих;
- плохая переносимость одиночества - готовность прилагать значительные усилия, чтобы его избежать;
- ощущение опустошения или беспомощности, когда обрывается близкая связь;
- охваченность страхом быть отвергнутым;
- легкая ранимость, податливость малейшей критике или неодобрению со стороны.
Шкала созависимости
(Игольницына Л.М., Семенова Э. Ф., Мальцев А.В., Говорина М.Г. Профилактика социально-негативных явлений в среде детей, подростков и
молодежи.- Иркутск, 2005.- 288с.)
1. Тревожитесь ли Вы о проблемах других людей, направляете ли свою энергию на решение проблем других людей?
2. Теряете ли Вы сон из-за проблем и поведения других людей?
3. Думаете и чувствуете ли Вы, что вы ответственны за других людей — за их чувства, мысли, действия, выбор, желания, потребности, благополучие, судьбу?
4. Чувствуете ли Вы злость, когда Ваша помощь оказывается неэффективной?
5. Пытаетесь ли Вы доставить удовольствие другим, вместо того, чтобы самим получить удовольствие от жизни?
6. Даете ли Вы советы другим, когда они не просят Вас об этом?
7. Считаете ли Вы себя жертвой, неоцененной людьми, которым Вы помогали?
8. Чувствуете ли Вы вину, когда тратите деньги на себя?
9. Боитесь ли Вы отвержения близких людей?
10. Испытываете ли Вы часто чувство вины?
11. Боитесь ли Вы позволить себе быть естественным?
12. Боитесь ли Вы позволить другим людям быть теми, кто они есть?
13. Беспокоитесь ли Вы о том, нравитесь ли Вы другим, любят ли Вас другие люди?
14. Разрешаете ли Вы событиям течь естественным путем?
15. Переносите ли Вы оскорбления, чтобы удержать рядом с собой людей, которых любите?
16. Можно ли сказать, что Вы НЕ умеете говорить НЕТ?
17. Избегаете ли Вы говорить о себе, о своих проблемах, чувствах, мыслях?
18. Поддерживаете ли Вы такие отношения, в которых люди причиняют Вам страдания?
19. Боитесь ли Вы вызвать чувство гнева у других людей?
20.Стараетесь ли Вы подавлять свои чувства?
21.Испытываете ли Вы трудности в сексе, не решаясь просить сделать партнера то, что Вам приятно?
Варианты ответа: 0 — нет; 1 — иногда; 2 — да 0/1/2 Число баллов от 10 и долее — сильно зависимая личность, 5-10 — зависимая личность, 4 балла и менее — риск развития зависимого поведения низкий.
Литература
1. Абрамович Г.М. Первая помощь при клинической смерти от различных причин: монография. - Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 2004. - 143 с.
2. Актуальные проблемы наркоситуации в молодежной среде: сосотояние, тенденции, профилактика. - М. : ЦСП, 2004. - 500 с.
3. Актуальные проблемы современной психологии на рубеже столетий: Научное издание / Научно-практическая конференция (21-22 ноября 2001 г.; Иркутск); Отв. ред. И.В. Ярославцева. - Иркутск: ИГПУ, 2001. - 161 с.
4. Возвращение в жизнь: Научно-популярная литература /Комитет по молодежной политике администрации Иркутской области ; Комитет по молодежной политике администрации Иркутской области. - Иркутск: Б. и, 2001. - 115 с.
5. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика : Учебное пособие. - 2-е изд., стер. - М. : МПСИ ; Воронеж : НПО МОДЭК, 2003. - 240 с.
6. Гарифуллин Р.Р. Скрытая профилактика наркомании. М.: Сфера, 2002.-64с.
7. Джонсон В. Как заставить наркомана или алкоголика лечиться : Руководство для родных и близких тех, кто страдает от химической зависимости. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002. - 126 с.
8. Комиссаров Б.Г. SOS: наркомания: научно-популярная литература. - Ростов н/Д : Феникс, 2000. - 318 с.
9. Коробкина З.В. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: учебное пособие. - М.: Академия, 2002. - 190 с.
10. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Учебное пособие / В.Т. Лисовский. - СПб.: СПбГУП, 2000. - 508 с.
11. Медведева И. Я. Убийца предупреждает: убийство опасно для вашего здоровья (Сага о наркотиках): научно-популярная литература / И. Я. Медведева, Т. Л. Шишова. - М., 2002. - 24 с
12. Наркомания в России: состояние, тенденции, пути преодоления : пособие для педагогов и родителей / под общ. ред : А. Н. Гаранский. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 532 с. - (Психология безопасности и успеха)
13. Нейкт А. Наркотики: научно-популярная литература /А. Нейк. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. - 128 с.
14. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании: монография / ред.: С. В. Березин, К. С. Лисецкий, И. Б. Орешникова. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2000. - 241 с. - (Золотой фонд психотерапии)
15. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами в студенческой среде: Опыт. Проблемы. Перспективы /сост.: Г. И. Зинина, Н. И. Кучер, Г. И. Семикин; ред.: И. Б. Федоров. - М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2004. - 198 с.
16. Профилактика наркомании в учреждениях образования: законодательный аспект : научно-популярная литература /Ред. В.Н. Богомолова, ред. В.Н. Иванова, ред. В.А. Тюльпанов. - М.; СПб., 2004. - 80 с
17. Профилактика наркомании у подростков: от теории к практике : Научно-популярная литература / Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский, И.И. Хажилина, Н.С. Видерман. - М.: Генезис, 2001. - 216 с.
18. Рерке В.И. Наркозависимое поведение подростков: содержание, диагностика, предупреждение : монография. - Иркутск: ИГЛУ, 2006. - 112 с.
19. Рожков М.И. Профилактика наркомании у подростков: Учебно-методическое пособие. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 143 с. - (Психология для всех)
20. Свищева Т.Я. Как избавиться от вредных привычек: Алкоголизм. Курение. Наркомания. Неразборчивый секс. - М. ; СПб. : ДИЛЯ, 2000. - 223 с. : ил
21. Сирота Н.А. Профилактика наркомании и алкоголизма: учебное пособие. - М.: Академия, 2003. - 176 с. - (Высшее образование)
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ»
И.В. Ярославцева
В.И. Рерке
Выбор за тобой!
Пособие для студентов
Иркутск 2012
ББК51.1(2),592
УДК 613.8
Рецензенты:
Верхозина О.А. - заведующая Центром научно-методического областного государственного учреждения дополнительного профессионального образования «Иркутский институт повышения квалификации работников образования», кандидат психологических наук
Щербак В.П. - заместитель директора департамента предпринимательства, инноваций и высшей школы Иркутской области
Аксютич Т.П. – заместитель директора по организации методической работы областного государственного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»
Кедярова Е.А. – заведующая кафедрой возрастной и педагогической психологии ГОУ ВПО «Иркутский государственный университет», кандидат психологических наук, доцент
Ушаков А.И. – проректор по воспитательной работе ГОУ ВПО «Восточно-сибирской государственной академии образования»», доцент
Ярославцева И.В., Рерке В.И. Выбор за тобой!– Иркутск: ООО Рекламное агентство «МЕДИАИНФОРМ», 2012. – 52 с.
В пособии рассматриваются вопросы развития, проявлений и последствий наркомании. Предложены методики самодиагностики личности, с помощью которых можно выявить возможности противостояния наркотикам и способность сделать правильный выбор. Пособие предназначено для молодежи, выбравшей здоровый образ жизни.
Печатается в рамках реализации областной государственной социальной программы «Комплексные меры профилактики злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами» на 2011-2013 годы по заказу областного государственного учреждения «Центр профилактики наркомании».
ISBN 978-5-91344-416-5
© Ярославцева И.В., Рерке В.И., 2012,3-издание
© Областное государственное учреждение
«Центр профилактики наркомании», 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Все о наркомании……………………………………………2
1.1. Наркотик и наркотическая зависимость……………………………2
1.2. История распространения наркомании ……………………………11
1.3. Наркотик и смерть …………………..………………………………14
1.4.Внешние проявления наркотической зависимости………………..18
1.5. К вопросу о юридической ответственности………………………..24
1.6. Мифы о наркомании ………………………………………………...28
ГЛАВА 2. Методики самодиагностики личности …………………….35
Литература……………………………………………………………..…50
Глава 1. Все о наркомании
Дорогой друг! Если ты держишь в руках эту книгу, значит тебе не безразлично свое будущее и будущее твоих друзей!
Сегодня мы будем говорить о наркотиках. Можно предположить, что с тобой уже не раз говорили на эту тему. Наверняка ты не раз слышал из уст родителей, учителей, знакомых о том, что наркотики являются самой опасной болезнью нашего века. Существуют различные способы борьбы с наркоманией. И все же одно из лекарств против этой опасной болезни - правда о ней.
Наркотик и наркотическая зависимость
Мы полагаем, что у тебя на слуху такое словосочетание как «склонность к риску». Наверное, ты даже сам задумывался над тем, а кто же имеет повышенную склонность к риску? Есть ли она у тебя?
В реальной действительности склонность к риску присутствует практически у каждого человека, только степень выраженности ее у всех людей различна. Помнишь такое выражение: «кто не рискует – тот не пьет шампанского»? Всегда ли оправдан риск? Как ты считаешь, можно ли применить данное выражение по отношению к наркотическим веществам? Давай поговорим сначала о самом понятии «наркомания».
Начнем с общего понимания термина «наркомания». Данное понятие происходит от греческого слова и означает «оцепенение безумием». Наркомания - тотальное (то есть затрагивающее все стороны внутреннего мира и отношений с другими людьми) поражение личности, которое в большинстве случаев сопровождается осложнениями со стороны физического здоровья. Это значит, что человек, регулярно принимающий наркотики, постепенно уничтожает свои лучшие нравственные качества, становится психически зависимым от наркотических веществ, теряет друзей, потом семью, вовлекается в преступную среду, приносит несчастье себе и окружающим. Все это происходит из-за наркотиков.
«Наркотики» - это вещества (официально, в установленном порядке включенные в список наркотических веществ и наркотических лекарственных средств), оказывающие специфическое воздействие на нервную систему и весь организм человека, способные снижать болевые ощущения (особые состояния наркотического опьянения), а также воздействовать на сознание и т.д. Употребление наркотиков вызывает у человека в короткие сроки формирование жесткой зависимости. Это сказывается на его физическом и психическом самочувствии. Развивается тяжелая болезнь - наркомания.
Существует следующая классификация наркотиков:
· во-первых, это яды растительного происхождения, используемые в чистом виде (марихуана, гашиш, получаемые из индийской конопли; грибы);
· во-вторых, это ядовитые вещества растительного происхождения, подвергаемые химической переработке (гашишное масло, опий, морфин, героин, кодеин, кокаин, крэк);
· в-третьих, синтетические, то есть искусственно созданные соединения («экстази», ЛСД и др.).
Более подробно о наркотических веществах и их влиянии на организм мы с вами поговорим чуть позже. А теперь давайте вернемся к одному из составляющих наркотической зависимости - зависимости на уровне физиологии.
Физическая зависимость развивается в результате того, что организм «настраивается» на приём наркотиков и включает их в свои биохимические процессы. Т.е. наркотики начинают выполнять функции, которые раньше обеспечивались веществами, производящимися самим организмом. Тело больного, чтобы сэкономить внутренние ресурсы, прекращает или сокращает выработку этих веществ. И сами наркотики также постоянно разрушаются ферментными системами и выводятся через почки, кишечник и лёгкие. Поэтому люди, употребляющие наркотические вещества, вынуждены периодически их пополнять. В результате физическая зависимость принуждает употреблять наркотики регулярно, без передышки. При этом если процессы организма «настроились» на прием наркотиков, то при отсутствии последних начинается абстинентный синдром (болезненное состояние), или «ломка».
В состоянии постоянного влечения человек перестает взвешивать аргументы «за» и «против», потому что все его стремления, действия, поступки направлены на поиск и прием наркотика, а в дальнейшем - на преодоление препятствий к этому. Вот тогда вся жизнь человека, употребляющего наркотики, будет напоминать бег по кругу: найти деньги, достать наркотик, употребить его, на какое-то время почувствовать себя «нормально», опять искать деньги и т.д. В результате - круг замкнулся. Между этими действиями наступает абстинентный синдром. Абстинентный синдром - это состояние психологических и физических нарушений, которые развиваются после резкого прекращения употребления наркотического вещества. Он является показателем сформировавшейся физической и психической зависимости от наркотика. Абстиненция развивается из-за того, что организм зависимого человека не может уже функционировать без наркотика. А он в свою очередь воспринимается как жизненная необходимость. Проявления абстинентного состояния будут разными для каждого вида наркотической зависимости. Но при этом он всегда включает:
1. Изменение толерантности. Толерантность (снижение реакции на воздействие дозы наркотического вещества) - это физиологическая способность организма переносить воздействие определенных доз наркотика. При переходе к регулярному приему переносимость наркотика возрастает. С развитием болезни привычная доза перестает вызывать желаемый эффект (эйфорию) и потребитель переходит на все большие и большие количества наркотика. Возможно сочетание нескольких наркотических препаратов (и тогда речь пойдет о полинаркомании). Организм наркомана приспосабливается к смертельным для здорового человека дозам наркотика, а это, в свою очередь, приводит к исчезновению защитных реакций при передозировке;
2. Передозировка. Защитные реакции организма, такие как тошнота, рвота, кожный зуд, обильный пот, икота, слюнотечение, резь в глазах - это сигналы тревоги организма, которые возникают тогда, когда доза наркотика превысила безопасный предел. При переходе потребителя на регулярное введение наркотика защитные реакции исчезают из-за того, что организм приспособился к наркотику;
3. Изменение формы потребления. Например, человек употреблял снотворные препараты с целью нормализации сна, в последствии он начинает употреблять снотворное для достижения состояния опьянения. Это, что касается физической зависимости.
Но есть ведь ещё и психологический аспект зависимого поведения. Он связан с постоянными воспоминаниями о пережитой в первый раз эйфории. Даже если человек не имеет физической зависимости, но он окажется рядом с наркотиками, то эти воспоминания заставят его вновь принять наркотик, чтобы снова попытаться пережить состояния необъективной беспечности. И самое главное заключается в том, что психическая зависимость наступает раньше физической. А сама психическая зависимость – это первая стадия наркомании. Испытав состояние повышенного настроения, благодушия, радости однажды, человек хочет испытывать его снова и снова, забывая при этом, об обстоятельствах, которые вызвали данные состояния. В результате у него развивается пагубное пристрастие. При повторных приемах наркотика защитная реакция постепенно слабеет. Затем наркотическое состояние становится для человека потребностью – без него он уже не может обходиться. Развивается навязчивое влечение к наркотику. Это не с чем несравнимое влечение очень ярко описал В.Высоцкий «Меня опять ударило в озноб».
Меня опять ударило в озноб,
Грохочет сердце, словно в
бочке камень, -
Во мне живет мохнатый
злобный жлоб
С мозолистыми цепкими
руками.
……………………………….
Но я собрал еще остаток сил, -
Теперь его не вывезет кривая:
Я в глотку, в вены яд себе вгоняю –
Пусть жрет, пусть сдохнет, -
я перехитрил!
Состояние психической зависимости проявляется в том, что человек с помощью наркотика желает добиться внутреннего равновесия и стремится вновь и вновь испытать действие наркотика. При этом на определенном этапе наркотизации человек еще сохраняет способность контролировать употребление наркотических веществ, он еще может выбирать, в каких ситуациях и в какой момент можно принять наркотик. И это ложная возможность контролировать прием наркотика создает у потребителя иллюзию того, что наркотическое вещество все еще не влияет на его жизнь, и он сможет в любой момент прекратить его употребление. К большому сожалению, это не так! В период психической зависимости наркоманы склонны искать себе подобных, быстро группироваться в «клубы» со своими «уставами» и лидерами, они сообща добывают на «черном рынке» наркотики, сообща их употребляют, ищут новых потребителей. А это в свою очередь происходит благодаря применению форм давления на ближайшее окружение.Давайте посмотрим, как это происходит.
В повседневной жизни мы часто замечаем, что испытываем на себе влияние окружающей среды и других людей: изменяем свое поведение, подражая; уступаем давлению других, отказываясь от своей позиции; следуем за другими, учитываем их мнение при принятии решений, хотя внутренне этому сопротивляемся. Одним словом, ведем себя не так, как вели бы себя наедине с собой. Это говорит о том, что мы испытываем на себе формы давления, одной из которых является манипуляция.
Манипуляция представляет собой скрытое психологическое воздействие, которое, создавая иллюзии у человека, вызывает у него намерения, не совпадающие с его действительными желаниями. После такого воздействия человек уверен, что он самостоятельно принимает решения и действует в соответствии со своими желаниями, хотя это не так. На самом деле это лишь иллюзия самостоятельности. Желания уже сформированы другим субъектом. Таким образом, манипуляция выступает в качестве механизма формирования деструктивной (т.е. саморазрушающей) зависимости личности от кого-либо или чего-либо.
Осуществляется манипуляция через создание у людей определенных иллюзий об окружающей действительности или о себе. Если вы видите людей, которые создают такие иллюзии, значит они манипулируют. Рассмотрим наиболее часто встречаемый пример манипуляции - реклама и кинематограф. Благодаря скрытому воздействию на подсознание зрителей, формируются потребности, далекие от актуальных. Так, например, пиво и сигареты не являются потребностью подростка, но он пробует их исключительно благодаря внушению, вызванному скрытым психологическим воздействием рекламы, теле- и кинофильмов. А это уже есть деструктивная зависимость. Следовательно, манипуляция со стороны СМИ выступает в качестве некого посыла к деструктивной зависимости от алкоголя, пива, наркотиков и табака.
В целом процесс формирования деструктивной зависимости личности подчиняется универсальному принципу иллюзионизма. Рассмотрим данный принцип на примере иллюзионизма фокусника. Он включает в себя три основных этапа (Гаррифулин Р.Р., 1997).
Первый этап - пальмировка (пальмировать - прятать в ладони). На данном этапе происходит следующее: подготовка маскирующего фона; подготовка и маскировка «сюрприза», который должен поразить зрителей; исследование зрителей, вводимых в заблуждение. Именно на этом этапе иллюзионист-манипулятор выбирает окончательный алгоритм своих действий, изучая зрителей как мишеней воздействия, а именно их желание обманываться.
Второй этап – пассировка или манипуляция. Это сам процесс введения в заблуждение, представляющий собой обманные движения и пасы (пассировать – значит создавать иллюзию пустых рук и перемещения предмета из одной руки в другую). Иными словами, это отвлекающие, заблуждающие действия руками, телом, глазами. Далее следуют действия, направленные на вхождение в доверие. Данные действия разработаны и реализуются по определенному сценарию (например, иллюзионист может дать проверить свой реквизит зрителям, чтобы они убедились, что в нем нет никакого секрета). На самом деле пассировка является манипуляцией, представляющей собой вид скрытого психологического воздействия, которое ведет к возбуждению зрителей, потери их бдительности.
Третий этап – шанжировка. На этом этапе происходит замена одного предмета другим. В результате чего иллюзионист отмечает, что фокус удался.
Тот же самый принцип иллюзионизма использует наркоманипулятор с будущей жертвой, из которой он хочет сделать наркозависимую марионетку.
В этом случае пальмировка представляет собой подготовительный этап перед началом воздействия наркоманипулятора на будущую жертву. В большинстве случаев пальмировка включает в себя:
-создание соответствующих условий для более эффективного воздействия на жертву;
- разведку и психодиагностику, проводимые для более правильного воздействия на жертву (изучение ее интересов, потребностей, психологических характеристик);
- выбор методов и алгоритмов воздействия (определение «слабых» мест жертвы), последовательности действий;
- сокрытие воздействия.
Для наркоманипулятора важны условия, в зависимости от которых будут варьироваться его действия. Они включают в себя: место общения (на дискотеке, природе и т.д.), воздействующие запахи, интерьер, располагающий к иллюзиям и т.п.
Наркоманипулятор создает и культурный фон общения. Он учитывает язык, национальные традиции, культурные нормы, стереотипы восприятия, предрассудки.
Наконец, он формирует групповой контекст – совокупность интересов, объединяющих собравшихся людей, сообщество уже потребляющих наркотики и новичков.
Вполне очевидно, что жертвы обычно не догадываются о заранее создаваемых условиях атмосферы наркосборища. Так, в группе всегда будут подставные лица, которые играют роль счастливого наркомана, тем самым помогают наркоманипулятору.
Мы уже отметили, что на<