Травмы, угрожающие спортивной карьере
Среди травм, которые могут привести к прекращению спортивной карьеры, следует отметить полный разрыв передней крестообразной связки (ПКС) с нестабильностью коленного сустава.
Повреждения передней крестообразной связки (ПКС)
Количество разрывов ПКС (полных и частичных) за 7-летний период, с 1983 по 1990 год, составило 30 (Lombardo, 1990), что в среднем несколько меньше 4 за сезон, или менее 1% всех повреждений. Разрывы ПКС распределялись следующим образом: 50% – нападающие; 30% – центровые; 20% – защитники.
Диагностировать разрыв ПКС легко. Разрыв передней крестообразной связки у баскетболистов почти всегда происходит при отсутствии непосредственного контакта (столкновения). Быстрый поворот, неловкое приземление после прыжка и резкие ускорения являются механизмами, которые могут привести к разрыву. Игрок при этом, как правило, слышит «щелчок» и почти сразу возникает боль, а в течение нескольких часов — гемартроз.
Если поставлен диагноз «разрыв крестообразной связки», а рентгенограммы не подтверждают наличия нестабильности, применяются другие диагностические тесты, в частности гониометрия коленного сустава и метод магнитно-ядерного резонанса. Отсутствие затемнения связки или изменен ной морфологии в форме провеса свидетельствует о разрыве ПКС.
Рис. 48. Метод магнитно-ядерного резонанса имеет преимущества, позволяя продемонстрировать повреждения менисков, хондральные и остеохондральные переломы с большой степенью точности
После постановки диагноза принимается решение о лечении. Если нестабильность незначительна, укрепление и применение приспособлений, фиксирующих связку, может позволить продолжить выступления до прогрессирования нестабильности и пока повреждение коленного сустава не приведет к значительному ухудшению игры спортсмена. Сегодня в большинстве случаев восстановление и/или реконструкция коленной связки являются лучшим методом лечения.
Усталостные переломы
Процент усталостных переломов составляет 0,6% среди спортивных травм. Подобно разрывам крестообразных связок усталостные переломы привели к прекращению спортивной карьеры нескольких сильнейших профессиональных баскетболистов. Кроме того, для игроков характерна по меньшей мере 50%-ная вероятность пропуска игр в течение минимум 6 мес. после перелома (рис. 48).
Haas (1988) отмечает, что практически невозможно осуществить дифференциацию между острыми и так называемыми усталостными переломами. По мнению Маrкеу (1987), при определенных нагрузках нарушается нормальный гомеостаз ремоделирования кости. Haas (1988) сообщает о 44 переломах у 36 баскетболистов НБА, полученных в течение приблизительно 5 лет, т.е. около 3%. Из них 13% составили переломы большеберцовой кости, 9% – малоберцовой, 2% – бедренной и свыше 75% – переломы стопы. Было зарегистрировано свыше 50% переломов плюсневой и ладьевидной (20%) костей стопы.
Cavanagh, Robinson (1989) пытались выявить связь между антропометрическими и специфичными видами спорта факторами и вероятностью возникновения усталостных переломов. Они исследовали игроков 5 команд, измеряя антропометрические показатели, морфологию, кинематику и кинетику стоп игроков во время различных «игровых» движений, и установили, что для баскетбола характерны следующие 13 основных структур движения:
1. бег;
2. выход на свободное место;
3. отталкивание для выполнения броска снизу в движении;
4. приземление после броска снизу в движении;
5. старт;
6. остановка;
7. отталкивание для выполнения броска в прыжке;
8. приземление после выполнения броска в прыжке;
9. отталкивание для выполнения вертикального прыжка;
10. приземление после прыжка (рис. 49); '
11. перемещение из стороны в сторону;
12. отталкивание для выполнения максимального прыжка вверх;
Рис. 49. Типичные баскетбольные движения. Игрок, выполняющий бросок, «опускается после вертикального прыжка», тогда как защищающий игрок должен оттолкнуться правой ногой
13) приземление после выполнения максимального прыжка вверх.
Эти исследования показали, что для баскетболистов-профессионалов характерна пропорционально большая длина бедра и голени, а также ширина плеч и бедер. У баскетболистов стопы несколько меньше, чем у физически активных мужчин. Вместе с тем расстояние от пятки до плюснефалангового сустава у них больше, следовательно, более короткими являются фаланги.
Cavanagh, Robinson (1989) изучали силы реакции «поверхности» время выполнения каждого из 13 маневров. Было установлено, что при приземлении после борьбы за мяч или выполнении броска вертикальные силы превышают массу тела в 5–7 раз, что значительно больше, чем у бегунов.
Рис. 50. Усталостные переломы большеберцовой кости средней части : а – несращение; б – длительное сращение
Рецидивы усталостностных переломов у профессиональных баскетболистов привели к тому, что врачи, работающие с командами, рассматривают целесообразность применения хирургических методов лечения, включая костную трансплантацию и внутреннее
фиксирование конечностей. Наиболее тяжелым усталостным переломом большеберцовой кости является передний кортикальный усталостный перелом средней части большеберцовой кости (рис. 50). При подобном переломе наблюдается очень плохое сращение и очень часто возникают повторные переломы.
Orava, Hulkko (1988), проанализировав 369 случаев усталостных переломов у спортсменов, отмечали, что в 10% случаев наблюдалось несращение или очень длительное сращение кости (до 6 мес).
Они установили, что в нижней конечности средняя часть большеберцовой кости, плюсневая кость, предплюснево-ладьевидная и сесамовидная кость большого пальца представляют собой наиболее типичные участки несращения или длительного сращения перелома кости.
Классификация «колена прыгуна» в зависимости от симптомов.
I стадия – боль после тренировочной или соревновательной деятельности;
II стадия – боль вначале, исчезает после разминки и возобновляется после двигательной активности;
III стадия – боль до, во время и после двигательной активности.
Для каждого компонента скелетно-мышечной системы характерна конкретно допустимая нагрузка. В соответствии с принципом биоположительной и биоотрицательной реакций на нагрузку величина допустимой нагрузки на определенный компонент скелетно-мышечной системы зависит от величины и частоты воздействия на его нагрузки. Правильно организованный тренировочный процесс обеспечивает увеличение допустимой нагрузки на различные компоненты скелетно-мышечной системы, которое имеет два положительных момента:
1) снижается риск повреждения (компоненты способны выдерживать большую величину нагрузки, чем до тренировки);
2) увеличивается функциональная способность скелетно-мышечной системы в целом (особенно с точки зрения скорости и мощности).